Общая характеристика государственных нужд и государственного заказа

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации).

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 51.98 Кб (Скачать)

     Включение в договор сроков передачи товара является общеобязательным, потому что  товар может передаваться в целом (партией товара) либо отдельными партиями (еженедельно, ежемесячно) и т.д.

     В случаях, когда моменты заключения и исполнения договора не совпадают, а сторонами не указан срок поставки товара и из договора не вытекает, что  она должна осуществляться отдельными партиями, при разрешении споров необходимо исходить из того, что срок поставки определяется по правилам, установленным  ст.457 ГК РФ.

     Согласно  требованиям данной статьи срок исполнения продавцом (поставщиком) обязанности  передать товар покупателю определяется договором купли-продажи, а если договор не позволяет определить этот срок, в соответствии с правилами, предусмотренными ст.314 ГК РФ22.

     При заключении договора нужно обращать внимание также на то, что досрочная  поставка товаров либо восполнение  недопоставленного количества товаров  в следующем периоде (или периодах) допускаются по данному обязательству  лишь при наличии согласия покупателя.

     По  договорам поставки товаров к  определенному сроку уведомления  покупателем поставщика об отказе принять  просроченные товары не требуется. Если указанные товары покупателем приняты, обязательства поставщика считаются  исполненными с нарушением установленного срока.

     Как и для различного рода и вида договоров, обязательные условия, которые должны быть оговорены в договоре, - это  цена продукции (товара), порядок и  сроки согласования цены и т.д.23

     Государственный контракт заключается на основании  результатов проведенных процедур по размещению государственного заказа. Особенностью заключения государственного контракта является то, что текст  государственного контракта разрабатывается  заказчиком до момента проведения процедур. Незаполненными в тексте государственного контракта остаются только реквизиты поставщика, цена контракта и расчет цены контракта, а так же условия государственного контракта, которые были критерием оценок заявок на участие в конкурсе (например, период поставки, сроки гарантийных обязательств).

     При аукционе и запросе котировок  заполняются все разделы государственного контракта, кроме реквизитов поставщика и цены, так как при аукционе и запросе котировок победитель выбирается по минимальной цене предложения.

     Особенностью  является запрет на изменение при  заключении контракта условий, которые  содержались в проекте государственного контракта.

     В соответствии с ч.1 ст.421 ГК РФ, граждане и юридические лица свободны в  заключение договора; понуждение к  заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность  заключить договор предусмотрена  ГК РФ, законом или добровольно принятым обязательством. Закон о размещении заказов устанавливает, что заключение государственного контракта является обязательным для победителя и для участника, заявке которого присвоен второй номер, то есть при заключении ГК возможно понуждение к заключению договора – и такие нормы прямо установлены в Законе о размещении заказов.

     Особенностью  заключения государственного контракта  являются также сроки его заключения. В соответствии со ст.ст.29, 38 Закона о размещении заказов государственный  контракт может быть заключен не ранее  чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте соответствующего протокола, которым приведены итоги размещения государственного заказа. При этом ч.2 ст.57 Закона о размещении заказов устанавливает, что обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченной комиссии допускается в любое время размещения заказа, но не позднее, чем через десять дней со дня размещения на официальном сайте соответствующего протокола. Таким образом, запрет, устанавливаемый Законом о размещении заказов на заключение государственного контракта, связан, прежде всего, с предоставлением участником процедур размещения государственного заказа возможности защитить свои нарушенные права в органах, уполномоченных на осуществление контроля за размещением государственного заказа. Рассмотрение жалобы после заключения ГК не повлечет правовых последствий, так как с момента заключения ГК возникают гражданско-правовые обязательства, изменить которые можно только в судебном порядке.

     В соответствии со ст.448 ГК РФ, договор, заключаемый  по результатам торгов24, должен быть заключен не позднее двадцати дней после завершения торгов и оформления протокола. Здесь тоже есть одна особенность. Например, запрос котировок не является торгами, и сроки заключения ГК не регулируются в данном случае ГК РФ. Так, в соответствии с ч.7.1 ст.47 Закона о размещении заказов, государственный контракт может быть заключен не ранее чем через пять дней со дня размещения на официальном сайте протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок и не позднее чем через двадцать дней со дня подписания указанного протокола.25

     Сведения  о заключенных контрактах заказчики  должны направлять уполномоченным органам  для включения этих данных в реестры  государственных контрактов. С 01.01.2007 органом, уполномоченным на ведение реестра государственных контрактов, заключенных от имени Российской Федерации по итогам размещения заказов, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.03.2006 № 117 является Федеральное казначейство26.

     Согласно  ст.18 Закона о размещении заказов  в указанные реестры не включается информация о заключенных государственных  контрактах и иных гражданско-правовых договорах на сумму менее 100 тыс.руб. Соответственно, у заказчика нет  обязанности сообщать о таких  контрактах (договорах).27

     Под гражданско-правовым договором бюджетного учреждения на поставку товаров, понимается договор, заключаемый от имени бюджетного учреждения. Гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений заключаются  на срок, не превышающий трех лет. 

2.2. Исполнение государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд

 

     Исполнение  государственного контракта представляет собой выполнение сторонами государственного контракта принятых на себя обязательств по государственному контракту. Самым  важным вопросом, возникающим при  исполнении государственного контракта, является вопрос о возможности изменений  его условий.28

     Исполнение  государственного контракта не относится  непосредственно к размещению заказов, однако отдельные аспекты этой стадии неразрывно связаны с процедурой размещения. Важной особенностью действующей  системы государственных закупок  является ориентация на неизменность условий государственных контрактов. Логика законодателя понятна: участник конкурса может заявлять выгодные для  заказчика, но заведомо невыполнимые условия, а затем, в ходе исполнения контракта, изменять их под благовидными предлогами. Более того, при заключении государственного контракта стороны не могут отступить  от условий, обозначенных в проекте  государственного контракта в конкурсной документации. ГК РФ формально предусматривает  возможность составления протокола  разногласий, однако это не имеет  смысла. Принимая участие в конкурсе, аукционе или запросе котировок, организация соглашается с предложенными  условиями.29

     Одной из особенностей правового регулирования  государственного контракта является то, что Закон о размещении заказов  устанавливает четкие ограничения  на изменения условий государственного контракта. Общее правило, установленное  ч.4 ст.9 Закона о размещении заказов, – это запрет на изменение цены государственного контракта за исключение случаев, прямо указанных в Законе о размещении заказов.

     Изменение условий ГК не поставку товаров возможно в следующих случаях:

  • изменение цены государственного контракта на десять процентов при изменении потребности в количестве поставляемого товара на десять процентов по государственным контрактам, заключенным по результатам конкурса, аукциона (ч.6 ст.9 Закона о размещении заказов);
  • изменение условий государственного контракта, заключенных в силу, предусмотренных ч.2 с.55 Закона о размещении заказов, кроме условий о цене (за исключением п.2.1. ч.2 ст.55 – по договору электроснабжения возможно изменение цены);
  • уменьшение цены независимо от изменения предусмотренного контрактом количества товаров (ч.4.1 ст.9 Закона о размещении заказов);
  • уменьшение цены пропорционально объему поставляемого товара в связи с сокращением потребности (ч.6 ст.9 Закона о размещении заказов, ст.34 БК РФ).

     При поставке товаров сроки поставки менять нельзя.

     Изменение условий государственного контракта  во всех других случаях в соответствии с п.2 ст.450 ГК РФ возможно только по решению  суда. Изменение условий государственного контракта оформляется дополнительными  соглашениями. Дополнительные соглашения, заключенные в случаях, когда  это прямо не предусмотрено ГК РФ, Законом о размещении заказов, в силу ст.168 ГК РФ являются ничтожными сделками со всеми вытекающими из этого последствиями.30

     Заказчик, проводя аукцион, конкурс или  запрос котировок в соответствии с законодательством, не может точно  знать, кто будет победителем  торгов. В связи с этим остро  встает вопрос о применении способов обеспечения исполнения государственных  контрактов.

     Ст.329 ГК РФ и устанавливает следующие  способы обеспечения исполнения обязательств: неустойка, залог, удержание  имущества должника, поручительство, банковская гарантия, задаток и другие способы, предусмотренные законом  или договором. С учетом данной статьи Закон о размещении заказов устанавливает  свой перечень способов: безотзывная  банковская гарантия, договор поручительства и передача в залог денежных средств. 31

     Следует обратить внимание, что в соответствии с законодательством о государственных  закупках способ обеспечения исполнения государственного контракта выбирается самостоятельно победителем конкурса, аукциона или запроса котировок. При этом если размер начальной (максимальной) цены контракта меньше либо равен 50 млн.руб., то заказчик вправе устанавливать  обеспечение исполнения контракта  в размере не более 30% от начальной (максимальной) цены контракта; если начальная  цена контракта свыше 
50 млн.руб., то заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10% до 30% начальной цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Законодатель установил в Законе о размещении заказов, что в случае установления обеспечения исполнения контракта такой контракт заключается только после предоставления участником конкурса или аукциона, с которым заключается контракт, выбранного им способа обеспечения исполнения контракта.

     Предоставление  обеспечения исполнения контракта  в виде банковской гарантии косвенным  образом подтверждает возможность  поставщика успешно исполнить свои контрактные обязательства. Это  обусловливается тем, что финансовые организации, предлагая указанные  виды обеспечений, принимают на себя финансовые риски поставщиков по контрактам и в этой связи, вынуждены осуществлять многоаспектную проверку таких поставщиков на предмет наличия у них соответствующих финансовых и трудовых ресурсов, технологического оборудования и других составляющих для производства товаров являющихся предметом контракта. Следует обратить внимание на то, что банковская гарантия по контракту довольно хорошо урегулирована законодательством, при этом все нюансы, возникающие на практике, доработаны банковскими организациями.

     Рассматривая  установленный Законом о размещении заказов залог денежных средств  как способ обеспечения исполнения контракта, возможность его использования  не только не подкреплена гражданским  законодательством, но, наоборот, противоречит ему. Поскольку у заказчика фактически отсутствуют законные основания непосредственно обратить взыскания на денежные средства участника. В связи с этим необходимо законодательно урегулировать залог как способ обеспечения исполнения государственного контракта.

     Несмотря  на то, что перечень способов обеспечения  исполнения государственного контракта  по законодательству Российской Федерации  существенно ограничен по сравнению  с Гражданским кодексом Российской Федерации, все же Законом о размещении заказов устанавливает дополнительные меры по обеспечению исполнения контрактов. В частности, ч.10 ст.9 Законом о  размещении заказов обязывает включать обязательное условие об ответственности  поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным  контрактом. Таким образом, заказчик в случае ненадлежащего исполнения или неисполнения обязательства  вправе требовать уплату неустойки (штрафа, пени) в размере не менее  одной трехсотой действующей  на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка РФ. При этом законодатель считает неустойку  мерой ответственности, а не способом обеспечения исполнения обязательства, предусмотренным ст.329 ГК РФ.

Информация о работе Общая характеристика государственных нужд и государственного заказа