Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 21:02, курсовая работа
В последнее время все более широкое распространение получает системный подход к анализу политической системы общества.
В научной литературе существует около 40 определений системы. Суть их сводится к тому, что система – сложный комплекс взаимодействующих тем или иным образом элементов (компонентов системы). По своей структуре система представлена:
элементным составом;
данным типом взаимосвязей входящих в систему частей;
целостным единством, которое предполагает разнородность и разно качественность ингредиентов системы, их относительную автономность и дифференцированость, внутреннюю активность и способность к самоорганизации.
Введение
Глава I. Системный подход к анализу политической системы общества
Глава II. Основные субъекты политической системы
§1. Государство в политической системе общества
§2.Политические партии
§3. Общественные объединения /движения/
Глава III. Некоторые особенности развития политической Системы Республики Казахстан
§1. Выборы 1994 года в Верховный Совет РК
§2. Выборы в Сенат и Мажилис Парламента республики 1996 год
§3. Выборы Президента Республики Казахстан 10 января 1999 года
Заключение
Список использованной литературы
1.Конструктивное обсуждение проекта, участие в его усовершенствовании при одобрении в целом характера и основных направлений предлагаемой политической реформы.
2.Резкая критика и отрицание политической реформы и проекта Конституции в целом.
Первый подход нашел свое отражение в заявлении политических партий от 5 июля 1995 года, подписанном Партией Народного Единство Казахстана, Демократическая партия Казахстана, ПНКК, Народно-кооперативной партии, и Партией Возрождения Казахстана. Согласно заявлению общая позиция была выбрана по следующим причинам:
все подписавшие заявления партии выступают за сильную государственную власть;
новая конституция обеспечивает эффективный государственный механизм;
новая конституция дает возможность осуществления судебно-правовой реформы;
о характере государственности о языках, о частной собственности на землю и т.д.
В то же время со стороны всех названных политических партий поступили многочисленные конструктивные предложения по проекту новой Конституции.
Иначе отнеслась оппозиция Казахстана к проекту Конституции. Если совет федерации профсоюзов (С. Мукашев) в целом одобрил проект с оговорками, то независимый профцентр (Л. Соломин) крайне отрицательно отнесся к предложенному проекту.
В НПФ был подготовлен альтернативный проект Конституции РК.
РСД “Лад” (А. Докучаева) выступило с традиционной позицией: государственное двуязычие и двойное гражданство. Последнее могло иметь распространение на регионы (Павлодар, Костанай, Петропавловск).
«Казахстанско-американское бюро по правам человека» (Е. Жовтис) выступило с претензией о том, что права Парламента сильно урезаны, что повлияет на его работоспособность и сведет функции парламента лишь к фиксации решений Президента.
Движение «Правовое развитие Казахстана» (В. Воронов) подвергло критике проект Конституции «в юридической плоскости». Основная критика сводилась к тому, что в проекте дается «неверная концепция государственного устройства», и весь проект отличает «несовершенство статей Конституции как юридических норм».
Представители национально-демократических партий заняли более умеренную позицию.
В Коммунистической партии к данному моменту сложилась предкризисная ситуация. В руководстве партии были серьезные разногласия. Ряд активистов Компартии Казахстана выступали за проведение более активных и жестких мероприятий, вплоть до митингов и актов гражданского неповиновения с целью бойкотирования референдума. Тем не менее КПК не проявила себя как активная политическая сила.
Инициатором бойкота референдума выступило и движение “Республика”, к тому времени незарегистрированное Минюстом.
30 августа 1995 года народ Казахстана принял на референдуме новую Конституцию республики.
Одним из важнейших итогов референдумов можно назвать подтверждение аморфного состояния и фрагментарности политической оппозиции, раздробленности ее рядов, неумение или даже нежелание мобилизоваться в наиболее ответственных ситуациях.
Причинами такому положению вещей стали узкая социальная база, внутренняя борьба в оппозиционных силах, амбициозность и междоусобная борьба между лидерами. Оппозиция не сумела представить достаточно организованное, монолитное и убедительное движение, способное повлиять на настроение электората.
Ряд партий и общественных движений были склоны к использованию популистических лозунгов, концентрировали свои усилия на личной критике Президента. Некоторые общественные движения стремились найти поддержку за рубежом – в СМИ и даже государственных органах.
Председатель гражданского движения «Азат» Х. Кожахмет заявил, что «Казахстан» все сильнее и сильнее сворачивает на авторитарный путь развития. Проведения референдума – это еще одно доказательство этого. Нарушены все международные законы, нарушена собственная Конституция. О какой демократии можно говорить в такой ситуации?
В то же время даже сами итоги референдума, на котором 95,143% казахстанцев проголосовали за продление полномочий Президента, сами за себя говорят о слабости оппозиции.
Основные центриские силы поддержали и саму идею референдума, и кандидатуру Н. Назарбаева. II Пленум ЦК ПНЕК принял специальное постановление «Об участии ПНЕКа в предстоящем референдуме».
Партия Возрождения Казахстана также с ободрением встретила предложение делегатов первой сессии Ассамблеи народов Казахстана о продлении полномочий Президента.
ПНЕК, Возрождения Казахстана и НКК выступили с совместным заявлением, в котором было подчеркнуто доверие к Президенту и о продлении полномочий до 2000 года.
На этапе подготовки к парламентским выборам произошла заметная активизация партий и движений Казахстана. Прошли съезды НКК, Демпартия Казахстана, ПНЕК, НКПК, на которых были разработаны и утверждены политические платформы, определена тактика партийной борьбы, выдвинуты кандидаты в Парламент.
Политические партии и общественные движения проявили высокую активность в выдвижении своих кандидатов и предвыборной агитации. Кандидаты были выдвинуты более, чем от 30 партий и движений. Всего кандидатов было выдвинуто 320, 140 из них само выдвиженцы.
Основные центристские партии Казахстана довольно эффективно подошли к выбороботке стратегии и тактики предвыборной борьбы.
ПНЕК к этапу времени стало достаточно внушительной силой. 11 октября 1995 года состоялся II (внеочередной) съезд партии на котором рассматривались вопросы участия ПНЕК в выборной компании депутатов в Парламент РК. Съезд утвердил предвыборную платформу партии и выдвинул по 54 избирательным округам кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента РК.
ПНЕК приняло самое активное участие в выборах в парламент, и одержала весомую победу. В следствии создал свою фракцию, в нее вошли более 40 депутатов обеих палат.
В это же время продолжался процесс партийного строительства. Возникла демократическая партия Казахстана, которая сразу же заявила о своей поддержке курса Президента и центризме. 18 сентября 1995 года
состоялся пленум Демократической партии Казахстана. Демократическая партия Казахстана стала седьмой по счету партией, прошедшей официальную регистрацию в Министерстве юстиции Республики Казахстан.
В октябре 1995 года состоялся II съезд партии, на котором обсуждалось тактика партии на предстоящих выборах. Было выдвинуто 32 кандидата в Мажилис.
ПНКК провела 15 сентября 1995 года заседания расширенного политисполкома, которое имело статус пленума. На III съезде партии произошли ключевые изменения в стратегии и тактики партии. Он ознаменовал переход ПНКК от конструктивной оппозиции к конструктивному сотрудничеству с государственной властью. Было выдвинуто 23 кандидата в Парламент.
Социалистическая партия 23 декабря 1995г. провела отчетно-выборный съезд. Было принято решение не выдвигать кандидатов в Парламент, а только поддержать выборы. Народно-кооперативная партия провела свой 2-й съезд на котором обсуждались вопросы подготовки к выборам. На съезде была принята предвыборная платформа. Основным лозунгом стали слова «Родина, свобода, справедливость, стабильность, благосостояние». Был утвержден список из 21 кандидата в новый парламент.
23 октября 1995 года состоялся второй внеочередной съезд Партии Возрождения Казахстана. Основным вопросам также была подготовка к выборам. В основе предвыборной платформы партии стал тезис о необходимости объединения граждан для усиления их политической активности по преодолению политического, экономического и нравственного кризиса в стране.
В ноябре 1995 года произошло неординарное событие. Русский союз Казахстана, Республиканская партия Казахстана, Межгосударственная ассоциация уйгуров, ПНЕК, Независимый профцентр Казахстана, РОСД “Лад”, Лига женщин – мусульманок Казахстана, Русская община Казахстана, ПНКК, партия Возрождения Казахстана, Алматинский облсовпроф, Общество содействия казакам Семиречья, МАД “Невада - Семей ”, союз “Чернобыль” Казахстана, Демпартия Казахстана, Ассоциация возрождения “Туркi”, подписали соглашение общественных объединений. В нем, частности указывалось: «… исходя из ценностей демократии, прав и свобод человека, сознавая, что общечеловеческие интересы выше политических разногласий, заключили настоящие Соглашение с целью плодотворного сотрудничества на пути построения гражданского общества». В Соглашении был призыв к предотвращению социальной межнациональной напряженности, принятие активных действий по локализации возникающих конфликтов, участвовать в поддержке аппарата акима г. демократических реформ, обсуждать возникающие проблемы на «Круглом столе» с участием представителей Алматы и т.д.
На состоявшемся 21 октября XXIII съезде Компартии Казахстана было выдвинуто 28 кандидатов в Парламент.
Всего в выборах приняли участие 30 партий и движений, или было выдвинуто 157 претендентов.
Парламент Казахстана пополнился представителями различных партий и движений. В Мажилисе Парламента ситуации выглядит следующим образом: ПНЕК имеет 24 депутата, Демпартия 12, Крестьянский Союз – 7, Федерация профсоюзов – 5, Инженерная академия –3, Союз молодежи – 3, Движение «Невада - Семей» -1, партия возраждения – 1, и т.д.
Необходимо учитывать и то обстоятельство, что ряд депутатов выдвигался несколькими партиями.
Выборы в парламент характеризовались активизацией деятельности партий и движений, что уже само по себе являлось позитивным фактором. Но избиратели в очередной раз продемонстрировали плохое знание партийных программ и платформ, ориентировались в первую очередь на личные характеристики кандидатов. Большое число само выдвиженцев – депутатов еще раз показывает слабое влияние партий и движений.
§ 3. Выборы Президента Республики Казахстан 10 января 1999 года.
10 января 1999г. состоялось самое знаменательное за всю историю суверенного Казахстана событие – выборы Президента РК, в результате которых главой государства вновь стал Н. Назарбаев.
По данным Центризберкома, действующий президент набрал 81,75% голосов.
В предвыборной кампании определились четыре кандидата в президенты – Н. Назарбаев, С. Абдильдин, Г. Касымов, Э. Габбасов.
Единственным оппозиционером явился лидер компартии Серикболсын Абдильдин. Остальным лидерам оппозиции пришлось отойти в сторону, так как они получили административные правонарушения.
20 октября 1998 года оппозиция принила предвыборочный шаг. Некогда претендовавший на участие в президентских выборах, но также привлеченный к административной ответственности «азаматовец» Галым Абильсиитов зачитал обращение к народу, Президенту, Парламенту, политическим партиям и общественным объединениям РК. В документе говорилось, что «Президент и Парламент разом устранили препятствия для бессрочного сохранения поста Президента страны за одним и тем же лицом».
Оценивая последние изменения как недемократические, оппозиционеры считали, что выборы должны быть «отменены как незаконные и противоречащие Конституции». Они предлагали:
пересмотреть решение мажилиса от 8 октября 1998 года в части сокращения полномочий ныне действующего президента и назначении новых выборов президента РК;
предоставить возможность президенту РК завершить конституционный срок своих полномочий, установленный решением республиканского референдума от 29 апреля 1995 года, отчитаться перед началом выборов о результатах своей деятельности на посту президента и уйти в отставку согласно Конституции;
внести действующие законодательство изменения, обеспечивающие независимость избирательных комиссий от исполнительной власти, исключающие дискриминационные ограничения на выдвижения кандидатов и гарантирующие всем гражданам Казахстана свободное волеизъявление и честное подведение итогов голосования;
провести весной 1999 года досрочные выборы в парламент с широким представительством общественных и политических сил. Под этим обращением стояли 14 подписей оппозиции.1
В это время появилась Гражданская партия Казахстана, организатором которой, стал Азат Перуашев. В нее вошли трудовые коллективы Павлодарского алюминиевого завода АО “Алюминий Казахстана”, Актюбинского завода ферросплавов Джезказганского медеплавильного завода АО “Казахмыс”, все они выразили желание создать партию, которая будет поддерживать интересы промышленников. Вопреки всем законам политического процесса Гражданская партия не преследует никаких сугубо политических целей, она не претендует на власть и изначально была направлена на поддержку главы государства.
Основные центриские партии, а именно ПНЕК, Партия возрождения Казахстана, Демократическая партия Казахстана, поддержали кандидатуру Президента на выборах.
Активно работал и Штаб в поддержку Назарбаева, возглавляемый экс-премьер министром С. Терещенко. По его мнению выборы можно считать безусловным достижением демократии в Казахстане.
Однако после выборов состоялись пресс-конференция с лидером КПК, где С. Абдильдин отметил, что на многих участках были нарушения. И выборы президента нужно считать не легитимными. Первый секретарь КПК намерен начать борьбу за проведение выборов в ранее означенные народным референдумом сроки. Отстаивание этой позиции КПК намерена отстаивать не в одиночку.
Если на политической арене появятся другие реальные оппозиционные организации, то коммунисты готовы войти с ними в альянс. Возможно, это будет партия Кажегельдина, если конечно, ей удастся пройти юридическую регистрацию.
Воплощение задуманного в жизнь может не состояться, считает С. Абдильдин, по одной причине – “есть вероятность репрессий за тем, кто выступал в период проведения выборов против Н. Назарбаева, особенно за членами Компартии”.
Г. Касымов председатель таможенного комитета, и Э. Габбасов сенатор Парламента РК были само выдвиженцы и никакой общественной организации отношения не имели, из-за этого низок был процент их избирателей.
В выборах президента 10 января 1999 года ОБСЕ выявила ряд нарушений:
Во-первых, дата выборов была назначена на два года ранее намеченного срока, и у кандидатов не было достаточно времени для организации своих компаний;
Во-вторых, правительство использовало, закон о выборах для ограничения круга серьезных кандидатов основывалась на показании за правонарушения административные;
Информация о работе Некоторые особенности развития политической Системы Республики Казахстан