Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Июля 2011 в 08:03, статья
Беседа с историком, философом, директором Института научной информации по общественным наукам (ИНИОН РАН), президентом Российской Ассоциации политической науки, одним из авторов концепции "Русской Системы", Юрием Сергеевичем ПИВОВАРОВЫМ.
НАУКА О ПОЛИТИКЕ
И ПРАВДА О "РУССКОЙ СИСТЕМЕ"
Беседа с историком,
философом, директором Института научной
информации по общественным наукам (ИНИОН
РАН), президентом Российской Ассоциации
политической науки, одним из авторов
концепции "Русской Системы", Юрием
Сергеевичем ПИВОВАРОВЫМ.
В беседе принимали
участие: Михаил ИЛЬИН, главный редактор
журнала "Полис". Владимир ЛАПКИН,
директор Электронного информационного
центра "Полис". Борис МЕЖУЕВ, редактор
отдела "Универсум текстов" Электронного
информационного центра "Полис".
Русская Мысль и
Русская Система — "Оба эти
феномена, не западные по своей природе,
для того, чтобы существовать, обречены
использовать западные "технологии"
(властные и интеллектуальные). Из-за
принципиальной недостаточности своих.
Более того, по-настоящему они являются
"городу и миру", лишь овладев
этими технологиями…"
Юрий Пивоваров. Из
статьи "Русская мысль, Система
русской мысли и Русская
Борис Межуев: Юрий Сергеевич,
в одном из интервью, опубликованных
на сайте, интервью с Игорем Моисеевичем
Клямкиным, возник вопрос о концепции
Русской Системы, созданной Вами
совместно с Андреем Ильичем
Фурсовым. Игорь Моисеевич высказал
точку зрения, что описанная вами
система в настоящее время
уходит в прошлое. При последующем
знакомстве с вашей концепцией у
нас возник вопрос, который, полагаю,
окажется центральным для нашей
сегодняшней беседы: может ли в
подобной системе существовать политическая
наука? И не исключает ли Русская
Система саму возможность появления
данной науки, возможность саморефлексии.
Этот вопрос нам хотелось бы задать
Вам не только как историку или
политическому мыслителю, но и как
президенту Российской Ассоциации политической
науки. Какие Вы усматриваете перспективы
развития политической философии в
России?
Юрий Пивоваров: Ну,
о перспективах всегда трудно говорить.
Человек предполагает, а Бог располагает,
никто не знает на самом деле,
какие перспективы есть у той
или иной науки. Но если Вы говорите
о перспективах науки, значит, Вы уверены,
что эта наука уже существует?
Это такой, вопрос-констатация, да? Для
меня это вопрос.
Владимир Лапкин:
Мы допускаем любой Ваш ответ...
Ю.П.: Допускаете даже
то, что ее нет?
Б.М.: Допускаем, что
ее нет, но в таком случае...
Ю.П.: О чем же тогда
мы говорим?
Б.М.: В таком случае
оказывается непонятен или, точнее,
проблематичен статус всех присутствующих
в данной комнате людей как
членов правления Российской Ассоциации
политической науки. Помните, как говорил
штабс-капитан Снегирев: "Если Бога
нет, то какой же я штабс-капитан?"
Если политологии нет, то кто же мы
и кто Вы?
Ю.П.: Вообще, это типично
русский, конечно, подход: глядеть на
дом и говорить: а существует ли
он? Разумеется, это звучит абсурдно,
но ведь мы находимся среди коллег,
где такие вопросы возможны, их
не нужно, может быть, задавать студентам,
но в кругу коллег разговор на эти
темы, полагаю, вполне допустим. Я считаю,
что политическая наука в России
есть. Я думаю, что перспективы
ее блистательны — в том смысле,
что будет множество
В XX веке была предпринята
попытка соединить эти два
течения — в том культурном
феномене, который назывался русским
религиозным Ренессансом. Но, к сожалению,
— и это мой постоянный тезис
— даже лучшие представители Ренессанса,
такие как Семен Франк, реально
этот синтез осуществить не смогли.
Пока Франк остается в рамках западной
философии, хотя и пишет по-русски,
все замечательно. Но как только
он пытается прорваться в русскую
энтелехию, каким-то образом ее понять,
у него начинаются сплошные — это
его собственное выражение —
"ковры самолеты", всякие "А
Кант нам не указ" и тому подобное.
Я опасаюсь, что политическая наука
в России может повторить судьбу отечественной
философии, стать либо чисто академической,
университетской дисциплиной, либо далекой
от академизма публицистикой. Я не говорю
уже о так наз. газетной политологии, представители
которой — люди, занимающиеся другим делом,
не имеющем никакого отношения к науке
и в том числе к политической науке.
В.Л.: Но насколько
все-таки политология
Ю.П.: Ну мы знаем, что
она институционализирована, что
есть кафедры, кандидаты, доктора...
В.Л.: Формально —
да, но в какой мере она признана
научным сообществом? Вы полагаете,
что здесь нет проблем?
Ю.П.: Я думаю, что
политология во многом повторяет
судьбу любой новой науки, новой
в том смысле, что лишь недавно
получила официальное признание. И
вполне естественно — к ней
надо привыкнуть. Тем более что
в широких кругах известна в основном
эстрадная политология, как когда-то
всеобщим признанием пользовалась эстрадная
поэзия. Или эстрадная история. Например,
Эйдельман — был эстрадный
историк, хотя, безусловно, в нем
было что-то и от науки, ну, как в
Евтушенко и Вознесенском есть что-то
и от поэзии... Политологии в этом
смысле сложнее завоевать научную
репутацию, потому что — это всем
известно, — о политике рассуждает
каждый.
Б.М.: Но, рассуждая
в Ваших категориях, Бердяева, по
всей видимости, можно назвать эстрадным
философом, а Чичерина, условно говоря,
нет... Но ведь в истории отечественной
культуры Бердяев сыграл, как мне
кажется, более значительную роль —
русскую философию за рубежом
знают в первую очередь по Бердяеву.
Ю.П.: Господа, я говорю
о другом... Была философская дисциплина
в России, была философия, заимствованная
у Запада, преподаваемая на кафедрах
— все это жило своей жизнью,
дало определенную философскую культуру
и образование. Но и было то, что
я называю Русской Мыслью, особый
феномен, близкий скорее Русской
Литературе.
Б.М.: А нельзя ли тех
людей, которые, по Вашим словам, к
науке имеют отдаленное отношение,
гораздо меньшее, чем к публицистике,
назвать эдакими "политологическими
Бердяевыми"?
Ю.П.: Знаете, Шкловский
сказал: "Нет правды о цветах, есть
наука ботаника". Шкловский, конечно,
кокетничал, потому что он понимал,
что правда о цветах тоже есть —
откройте Фета, и вы увидите, что там
есть правда о цветах. Бердяев — это правда
о России, но это не наука. Бердяев — это
поэзия, это крик души, это русское самопознание...
Бердяев — был гениальный человек и хотя
мой друг Алексей Салмин утверждает, что
его надо издавать в "Детгизе", я,
тем не менее, придерживаюсь иного мнения,
полагая, что Бердяев — это очень серьезно.
Но это правда о цветах, это не наука ботаника.
И такое расхождение имеется не только
в России. Оно есть, например, в Германии,
во Франции, между прочим.
Михаил Ильин: И, все
же, как Вы считаете, есть какие-то перспективы
у российской политологии стать
адекватным отражением российских политических
процессов? И что она может
для этого сделать?
Ю.П.: Есть перспективы,
но это проблема не только одной
политической науки, это проблема русской
науки вообще, русского сознания. И
я думаю, что путь может быть такой:
попытка понять свою интеллектуальную
историю, не только в сфере науки,
но и шире, исходя из прожитых Россией
нескольких столетий, понять, что на
самом деле в интеллектуальном развитии
происходило и произошло. Здесь
есть один вопрос, кстати, очень важный.
Возможно ли становление науки о
русской политике, не ориентирующейся
на западные образцы социальности и
власти?
Безусловно, западная
цивилизация и русская
Б.М.: Впервые в
России или впервые вообще?
Ю.П.: Впервые в
России, конечно. Запад, как вы знаете,
насквозь юридизирован. Я вам, кстати,
могу сообщить одну любопытную деталь.
Сегодня 13 февраля 2002 года. 13 февраля 1972
года, ровно 30 лет назад, я был впервые
арестован КГБ. Меня арестовали на Ярославском
вокзале рано утром 13 февраля. Почему я
вспомнил об этом? Когда Михаил Васильевич
сообщил мне о дне интервью, я задумался,
разве уровень безопасности жизни, уровень
безопасности человека за эти годы изменился?
Я сказал себе: нет, конечно. Дожив до 50
лет, я спрашиваю себя: могут ли снова начать
сажать? И отвечаю, а почему нет? Запросто.
И никакая наука, никакая "Русская Система"
ничего здесь не объяснит. Как никто в
старой, дореволюционной, России не подозревал
о том, что произойдет в 1917 году: мы в этом
смысле абсолютно непрогнозируемые, что
тоже представляет собой проблему для
науки. Вчера один известный человек рассуждал
о том, что западное общество — общество
сложившееся, которое можно прогнозировать,
а Россия относится к еще не сложившимся
обществам. Мне хотелось бы ему возразить:
"Ничего подобного, мы тоже сложившееся
общество, в котором просто очень трудно
что-либо прогнозировать". Мы сложившееся
общество, со своим типом социальности,
который требует особого способа его осмысления,
особой методологии и т.п.
А теперь обратимся
к "Русской Системе" — наш
сегодняшний разговор я считаю хорошим
поводом объясниться по поводу концепции
"Русской Системы". Дело в том,
что ее никто не читал, поскольку
она до сих пор не написана.
"Русская Система
— это такой способ
Юрий Пивоваров, Андрей
Фурсов. Из статьи "Русская Система
и реформы" ("Pro et Contra", Осень
1999, т.4, №4, с.184-185).
Б.М.: А как же серия
статей в журнале "Рубежи"?..
Ю.П.: Секундочку, я
отвечаю. Она не написана. Два человека,
Фурсов и Пивоваров, Пивоваров и
Фурсов, начали писать "Русскую Систему",
еще не представляя, что они будут
делать дальше. Мы просто писали каждый
месяц, помещая свои статьи в журнале,
который платил нам деньги. Мы думали,
что потом сможем все переработать,
исправить... Но журнал рухнул, мы перестали
писать, затем поссорились и по
сей день продолжаем находиться в
ссоре. Будем ли мы писать дальше —
пока неизвестно.
Причем, как я понимаю,
поссорились мы не только в силу
личных обстоятельств, они тоже были,
но это неинтересно, но и в силу
идейной несовместимости, в силу
того, что мы — два абсолютно
разных человека, Конечно, наш текст
носит на себе огромную печать компромисса.
В чем-то уступал Фурсов, в чем-то уступал
я; иногда каждый из нас позволял другому
сказать что-то свое. Но даже не это самое
главное. Самое главное заключается в
том, что концепция "Русской Системы"
еще не написана. Написан лишь набросок.
Разумеется, первоначальный
наш замысел, как всегда у русских
людей — особенно под занавес
жизни — состоял в том, чтобы
потрясти человечество, написать 12 томов,
сопроводив их терминологическим словарем,
как любят французские
В.Л.: То есть декларацию.
Информация о работе Наука о политике и правда о "Русской системе"