Научный вклад Гарольда Дуайт Лассуэлла в развитие политической психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:48, реферат

Описание работы

Цель данной работы заключается в выявлении научного вклада, сделанного Г. Д. Лассуэллом в разработку предметного поля и методов политической психологии как самостоятельного направления исследований.
Таким образом, передо мной стоят следующие задачи:
1. Изучить работы Г.Д. Лассуэлла, в которых автор разрабатывает проблемы власти, властных отношений, лидерства и личности в политике.
2. Рассмотреть вклад ученого в развитие политического психоанализа.
3. Рассмотреть методы научного исследования, разработанные Лассуэллом в рамках бихевиорального подхода в политической науке.

Содержание

Введение__________________________________________________стр.3
Вклад Г.Д. Лассуэлла в разработку методологии политико-психологических исследований___________________________стр.4-11
Компенсаторная трактовка власти. «Политический тип»___стр.11-12
Психопатологическая типология политиков Г. Лассуэлла___стр.13-14
Заключение____________________________________________стр.14-15
Список литературы____________________

Работа содержит 1 файл

Политическая психология Лассуэлл.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

     Лассуэлл  не останавливается на идее простого обучения новому методу мышления лиц, принимающих решения. Он идет дальше и предлагает новый способ осуществления политики, основанный на психоанализе. Это новое направление ведения политики он назвал превентивной политикой: "Идеал превентивной политики заключается в устранении конфликта путем определенного сокращения уровня напряженности в обществе эффективными методами... Достижение идеала превентивной политики в меньшей степени зависит от изменений в социальной организации, чем от совершенствования методов и   подготовки   социальных администраторов и ученых-обществоведов" [4].

     Как отмечает Короткова Н.В., «по мнению Лассуэлла, ранее использовавшиеся методы политических действий не учитывали  бессознательной природы политической жизни. Например, отношение человека к верховной власти может быть оценено как подавленное чувство ненависти к отцу, перенесенное на верховную власть вообще. Выборы, с точки зрения психоаналитического подхода, могут рассматриваться как сублимация цареубийства или отцеубийства. Другой пример - политические кризисы: войны и революции, которые всегда сопровождаются актами жестокости и насилия. Свержение верховной власти высвобождает примитивные психологические структуры из-под контроля комплексных реакций личности как целого. Так, согласно Лассуэллу, "политика - это процесс, с помощью которого выходит наружу иррациональная основа общества" [4], и политическую деятельность следует рассматривать как перенесение частных аффектов на публичные цели» [8].

     Лассуэлл  отмечает, что процесс перенесения частных аффектов на публичные цели происходит с помощью политических символов. Он выделяет три вида символов:

  1. Символы идентификации (нация, класс, партия, государство и т.д.)
  2. Символы требований (безопасность, равенство, справедливость и т.д.)
  3. Символы ожиданий (успех/неудача). [1]

     Лассуэлл  отмечает, что чрезвычайно трудно установить ясные связи между  символами и процессами, которые  ими предполагается обозначать. Это  происходит в силу того, что один и тот же символ может использоваться для переноса на него совершенно разных мотивов различных людей. И так как политика должна проводиться в интересах всего общества, частные мотивы сравнительно легко рационализировать с помощью общественной выгоды.

     Лассуэлл  выделяет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при изучении политической символизации. Во-первых, роль эмоционального фактора человеческих отношений в политике: "Так как все наши мотивы имеют значение внутри личности, наше либидо в большей или меньшей степени концентрируется на тех, с кем мы имеем дело" [4]. Однако политика начинается тогда, когда люди достигают символического определения самих себя в отношении требований к миру. Простое недовольство работника начальником не имеет политического значения, если оно не оправдано в политических символах. Во-вторых, роль скрытых мотивов, определяющих политическое поведение. Если предположить, что мотивы в большей или меньшей степени универсальны, то это не означает, что они всегда действуют одинаково интенсивно. Они могут блокировать друг друга, пока внешние события не  нарушат равновесия. Исследование бессознательной мотивации объясняет диспропорциональность между откликом и прямым стимулом. "Ключ к значению этой пресловутой диспропорциональности найден в глубинных (ранних) психологических структурах индивида. Путем интенсивного анализа типичных представителей можно получить ключ к пониманию природы этих "невидимых сил" и продумать пути и средства работы с ними для выполнения социальных задач" [4].

     Дальнейшее  развитие идей и методов психоанализа Лассуэлл предпринял в работе "Мировая политика и личная небезопасность" [2]. Одна из главных проблем, рассматриваемых в ней, - поиск эффективных средств снижения напряженности в обществе. Выявление бессознательных компонентов политического действия открыло новую перспективу контроля над поведением масс путем манипулирования значимыми символами. Изучая механизмы возникновения угрозы безопасности и наиболее влиятельные символы, следует разработать методы внедрения в сознание безопасных путей снижения напряженности.

     С помощью психоаналитической теории личности Лассуэлл подробно анализирует  процесс возникновения напряженностей и переноса их на внешние символы, используя принятое в психоанализе тройное деление структуры личности: по биологическим потребностям, социально приобретенным самоограничениям и принуждениям, проверке действительностью.

     Термины "ид", "эго" и "суперэго", по мнению Лассуэлла, приблизительно соответствуют  импульсу, сознанию и рассудку, хотя он не отрицает наличия неточностей  в таком использовании.

     В политической сфере напряженность  формируется следующим образом. Жесткий код поведения, принятый в данной культуре, закрепленный воспитанием, при столкновении с импульсами, противоречащими  ему, создает внутриличностный конфликт, который проявляется в агрессивных действиях - манифестациях, террористических актах, индивидуальной политической активности и т.д. - и затем оправдывается политическими символами. Таким образом, внутриличностные напряжения оказываются источником и движущей силой общественно-политических явлений. Лассуэлл видел предназначение психоаналитического метода в политике "в создании приемов управления массами средствами значимых символов, которые стимулируют безвредную разрядку коллективных напряженностей или снимают постоянно возникающие источники напряженности в образцах институциональной жизни" [2].

     Методологические  новации Лассуэлла не ограничиваются внедрением психоаналитических идей в  арсенал политической науки.

     Работая со сложными образцами поведения, Лассуэлл стремился классифицировать их так, чтобы их можно было изучать в унифицированном контексте. Он активно использует психоаналитические обоснования поведения индивидов, предложенные Фрейдом и его коллегами. И объектом интереса ученого в работе "Мировая политика и личная небезопасность"[2] становятся уже не отдельно взятый человек и особенности его психики, которые, возможно, смогут привести его в политику, а внутрипсихические процессы большого количества людей.

     Среди таких важных заимствований,   существенно обогативших методологический арсенал политической науки, он называет теоретические модели психоанализа - методики краткого обзора интервью и включенное наблюдение на всех уровнях процесса принятия решений в правительстве; а также статистические методы обработки данных предвыборной борьбы и результатов голосования.

     Подводя итоги анализа методов исследования политики, разработанных Лассуэллом, можно сделать следующие выводы. Методология Лассуэлла была направлена на изучение психологических аспектов поведения индивидов и групп  в политической сфере. При этом он считал обязательным условием политического исследования учет специфики социального контекста, отражающей распределение ценностей в данном обществе.

     Он  стремился обосновать возможность  бескризисного развития общества, опираясь на созидательные качества человеческой природы. Движущей силой политического процесса он считал психическую энергию индивидов, и для ее исследования использовал методы психоанализа. Массовая напряженность складывается из психических состояний отдельных индивидов, находящихся в состоянии   внутриличностного конфликта. При возникновении угрозы неконтролируемых массовых выступлений Лассуэлл предполагал снижать уровень напряженности средствами манипуляции массовым сознанием.

    1. Компенсаторная трактовка власти. «Политический тип»

     Еще одна область применения психоаналитических методов в политической науке, предложенная Лассуэллом, - это анализ формирования личностей, играющих важную роль в политическом процессе, и целенаправленная коррекция  их деятельности в интересах всего общества. Лассуэлл показал, что зачастую мотивы, которыми руководствуются политики, оказываются неосознанными. Для того чтобы раскрыть истинные мотивы поступков самому политику, следует воспользоваться психоаналитическими методами - методом глубинного интервью и методом свободных ассоциаций. Лассуэлл непосредственно участвовал в разработке рекомендаций по специальной подготовке лиц, принимающих решения.

     В своей работе «Власть и личность» [1] Лассуэлл рассматривает власть как средство компенсации психической неполноценности, вследствие чего возникает риск использования власти в интересах психически деформированной личности, а не на благо всего общества. Тем не менее, властные механизмы общества обеспечивают его интеграцию и бесконфликтное распределение ценностей между его членами. Выявление этих механизмов и обеспечение информации для их оптимального функционирования во благо всего общества является первоочередной задачей политической науки. 

     Г.Д. Лассуэлл был знаком с работами А. Адлера, посвященные идеям «гиперкомпенсации» [9]. Однако именно он первый предпринял попытку напрямую, с характерным американцам рационализмом, соединить психоанализ (а именно, психопатологию) и прикладную политологию. Главная гипотеза выдвинутой теории Лассуэлла состояла в следующем: политик рассматривает власть как «средство компенсации депривации». Политик неосознанно рассматривает власть в качестве лучшей альтернативной ценности. По его мнению, именно власть, а не богатство, благополучие, образование, навыки, уважение, привязанность и добрая репутация, является наиболее подходящей ценностью, способной компенсировать заниженную самооценку [1].  Следовательно, неадекватная самооценка может стимулировать поведение человека в отношении политических целей — власти, влияния и контроля. Низкая самооценка может приводить к своеобразным «защитным реакциям» индивида, которые прежде всего проявляются в потребности во власти и, шире, в потребности доминировании над другими людьми.

     Индивид, который избрал политику в качестве символа реализации своих потребностей,  пытается скорректировать свои внутренние расстройства совершенно неадекватными способами. Политические символы избираются им как объект переноса аффекта не по каким-либо рациональным причинам, а часто просто вследствие широкого распространения и неопределенной референтности этих символов.

     Лассуэлл  отмечает, что политика может оказываться  наиболее легким и эффективным «объектом-заместителем»  для людей, страдающих подобными  внутренними проблемами. Так складывается «политический тип». «Политическим типом» Г.Д. Лассуэлл называл «личность, в которой акцентуировано стремление к власти» [1]. Подводя итог  своим теоретическим конструкциям, он заключал, что, конечно, «все люди рождаются политиками, но большинство перерастает этот период». Акцентуация власти по отношению к другим ценностям, по Г.Д. Лассуэллу, — это своеобразное затянувшееся детство.

     «Политический человек», согласно Г.Д. Лассуэллу, как  и все другие люди, обладает личными  мотивами и способностью направить  эти мотивы на общественный объект, но отличительной способностью homo politicus является способность  к рационализации собственных политических мотивов через общественный интерес [1]. Уже после того, как Г. Лассуэлл привлек внимание политологов и политических психологов к роли самооценки в политическом поведении лидера, появился целый ряд исследований, посвященных представлению политика о себе [7].  

     Одним из вкладов Гарольда Лассуэлла в  развитие политической психологии является разработка проблем массовой психологии. О массовых действиях Г.Д. Лассуэлл писал: «Политические движения жизнеспособны благодаря переносу личных аффектов на общество... в них происходит реактивизация специфических примитивных мотивов, которые были заложены в человеке ранее». Представитель Чикагской школы исследует поведение людей в «смутные» времена и приходит к выводу, что именно в такие времена в людях обостряется «регрессивная тенденция, пробуждаются примитивный садизм и страсти», в этом могут проявляться  иррациональные основы  общества и самого человека [9]. Впоследствии, эти и другие идеи Г.Д. Лассуэлла были активно развиты его учениками и сторонниками.

    1. Психопатологическая типология политиков Г. Лассуэлла.

     Лассуэлл  различает три типа политических деятелей, в зависимости от функции, которую выполняет или стремится выполнять лидер. Так выделяются типы «агитатора», «администратора» и «теоретика» и их различные комбинации.

     В учебном пособии по политической психологии Ольшанский Д.В. дает краткую  характеристику типов, выделенных Лассуэллом. Основная функция «агитаторов» заключается в распространении своих взглядов и в общении с гражданами. «Агитатор» высоко ценит риторику, вербальные формулы, жесты и их ритуализированное повторение. Он живет ради того, чтобы быть замеченным, чтобы провоцировать и унижать оппонентов, а чисто администраторские функции обычно вызывают у него фрустрацию. Это недисциплинированный и, часто, сварливый политик. Одновременно у «агитаторов» ярко выражен энтузиазм, который возбуждает публику. Им важно вызвать эмоциональный отклик аудитории.

     С психоаналитической точки зрения, считал Г. Лассуэлл, «агитаторы» являются выраженными  «нарциссами» (с примитивным нарциссизмом). Их либидо нацелено на собственное Я и Я-подобные объекты. В прошлом «агитаторы» — образцовые дети, застенчиво подавлявшие негативные эмоции. Такой «репрессированный садизм», не находя выхода в близком окружении, переносится на общество. Жажда самовыражения проявляется в устной либо письменной форме («ораторы»-«плагиаторы» и банальные графоманы) и является способом удовлетворения внутренних эмоциональных потребностей.

     «Администратор». В отличие от «агитаторов», «администраторы» проектируют свои аффекты на более близкие и менее абстрактные объекты. Они стремятся к манипуляции определенной группой, демонстрируя беспристрастный и безличностный интерес к задачам организации. Их нельзя назвать неаффективными — просто они более хладнокровны и аффективно сбалансированы.

Информация о работе Научный вклад Гарольда Дуайт Лассуэлла в развитие политической психологии