Мораль и политика в учениях Конфуция, Аристотеля и Макиавелли

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 21:47, реферат

Описание работы

В данной работе речь пойдет о соотношении таких двух понятий как мораль и политика.Взаимоотношения политики и морали всегда напряжены, всегда противоречивы и, зачастую, ставят проблему остро и однозначно: либо одно, либо другое. По сути своей – политика – аморальна. Значит ли это следующее: люди, занимающиеся этим неблагодарным делом, обречены на осуждение? Или же система устроена так, что лишь человек с сильно сбитой шкалой морально-нравственных ценностей оказывается у «руля» власти?
Актуальность этой темы заключается в том, что данныедве категории являются наиболее ранними регуляторам общественной жизни. Мы можем вернуться к истокам создания мысли о взаимосвязи понятий «политика» и «мораль»;разобрать «диалоги»великих людей прошлого, представителей литературы и искусства, политиков и религиозных деятелей. Мы рассмотрим, как себе представляли политику и мораль, великие мыслители: Конфуций, Аристотель и Макиавелли.

Содержание

Введение
Глава 1. Политика и мораль Аристотеля
1.1 Краткая биография Аристотеля
1.2 Учения Аристотеля
1.3 Правитель в Китае и концепция истинного правления
Глава 2. Мораль и политика во взглядах Макиавелли
Заключение

Работа содержит 1 файл

Реферат по политологии ВГНА 2 курс(1 семестр).docx

— 55.55 Кб (Скачать)

 

Важным  понятием учения Конфуция является жэнь («гуманность») — совокупность этических  и социальных отношений людей, основывающихся на почтительности и уважении к своим  предкам, к старшим по возрасту и  положению, преданности государю и  т.д.

В высказываниях  Конфуция отражена классовая аристократическая  направленность его учения.  Он решительно противопоставлял цзюньцзы («благородных мужей») простолюдинам —сяожэнь («мелким  людишкам»): первые призваны управлять  вторыми и служить им примером.

Когда конфуцианство  стало господствующей доктриной (после 136 г до н.э.), философ был провозглашен «учителем 10 тысяч поколений» и его  культ официально поддерживался  вплоть до 1911 г (начало буржуазной Синь-хайской  революции).

Найденное сочетание традиционализма с  императивом личной ответственности  каждого за состояние дел в  Поднебесной в исторической перспективе  обнаружило свою исключительную продуктивность. Учение фактически стало основой  специфически-китайского образа жизни, во многом сформировав уникальный облик  китайской цивилизации.

 

 

 

 

 

 

    1. Учения Конфуция

 

    1. Правила и вежливость во взглядах Конфуция

 

Учение  Конфуция не содержит главы, специально посвященной устройству государства, как нет разделов о человеке, либо об обществе. Конфуцианскую модель приходится реконструировать по отдельным  суждениям. Его понимание государственного устройства еще более ценно потому, что он сам был на государственной  службе. Но Конфуций не видит государство  в отдельности от общества и единичного человека. Все его учения в этой области взаимосвязаны. Некоторые  его высказывания носят иносказательный  характер и, поэтому, не могут быть восприняты однозначно. Это может исказить суть учения, как оно искажалось китайской  бюрократией на протяжении многих веков.

Согласно  разработанной Конфуцием схемы  государственного устройства управление государством и обществом базировалось на ли ("правилах") им он предавал большое значение.

Правила, по сути, устанавливали морально-этические  основы жизни человека, общества и  государства в целом. Значение ли весьма объемно. Сюда входят и Жень ("человеколюбие") и, прежде всего, любовь к ближнему, сяо - сыновья  почтительность, уважение к старшим  и подчинение им, честность и искренность; постоянное стремление к внутреннему  совершенству, вежливость и др. Причем жан (вежливости) он считал важным элементом  в государственном управление. "Учитель  сказал: "Можно ли управлять с  помощью вежливости, не возникнут  ли трудности? Но если не придерживаться вежливости в управление, то будут  ли существовать правила?!". Вежливость По-сути означала верность ритуалам и  на политическом уровне служила своего рода политической культурой. Почтение к старшим и любовь к ближнему в равной степени относилось как  к семье в отдельности, так  и к государству в целом, где  правитель становился главой "семейства". Идея заключалась в том, чтобы  ввести древнекитайские традиции в  рамки государственного закона. Но закон тот должен был быть условным, потому что мы знаем, как Конфуций относился к фа цзя (легистам), выступавшим  за насаждение закона силой. В своем  учении Конфуций большое значение возлагал на внутрисемейные отношения. "Если наставлять народ путем введения правления, основанного на законе, поддерживать порядок угрозами, то народ станет бояться наказаний и потеряет чувство стыда. Если наставлять народ введением правления, основанного на использование правил, то в народе появится стыд, и он станет послушным".

Для того чтобы создать правила, которые  бы оставались жизнеспособными в  течение долгого времени Конфуций предлагал использовать принцип "хе" (гармония, борьба противоположностей). "Правила надо создавать через  достижение единства, через разногласия".

Большое внимание он уделял "главе семейства", чей образ был тщательно интегрирован в ли как один из основных ее элементов. Для Конфуция и его Учения был  очень важен личный пример в реализации правил. Цзынь-цзы ("совершенно мудрый") по Конфуцию носитель правил, не должен находится в отдаление от государственного правления, а должен наоборот быть активным членом общества и государственным  мужем. Именно на образе цзынь-цзы основана идея государственного правления с  помощью ли. Еще раз надо сказать  о роли личного примера в реализации учения. "Если правитель любит  ли, то никто из народа не посмеет  быть непочтителен; если правитель  любит справедливость, то никто из народа не посмеет, не последовать ему; если правитель любит искренность, то никто из народа не посмеет скрыть свои чувства". В роле правителя  у Конфуция должен выступать цзынь-цзы.

 

 

    1. Суждения Конфуция о государстве

 

В своих  суждениях о государстве он выделял  два социальных слоя: управляющие  и управляемые. Под управляющими он понимал цзынь-цзы как "благородного чиновника". Но это не значит, что  только аристократы могли быть такого рода чиновниками, но он также допускал и приток "новой крови" из других социальных групп. Но, в общем, он хотел, чтобы "пахари возделывали землю, а способные управлять управляли". Представление о "благородном  чиновнике" Конфуций как обычно раскрывает на конкретном примере. "Учитель  сказал о Цзы Чане (самый выдающийся дипломат и политик Древнего Китая): "Он обладает четырьмя Дао благородного мужа: в своих поступках он проявляет  чувство самоуважения, находясь на службе вышестоящих, он проявляет чувство  ответственности, воспитывая народ, проявляет  чувство доброты, используя народ, проявляет чувство справедливости". Теперь попробуем расшифровать значения этого высказывания.

Первым  по важности из всех даоцзынь-цзы Конфуций считает личную независимость, т.к. это выделяет личность от общей массы. Второе определяет цзынь-цзы как человека уважающего принцип подчинения вышестоящему, более старшему. Это делает систему управления государством более надежной.

Два последних  касаются взаимоотношений "благородного чиновника" с народом. Третье Дао - воспитание народа, т.е. воплощение в  жизнь одной из важнейших составных  частей учения Конфуция. Сановник, если он истинный "благородный муж", должен быть учителем народа, т.е. должен воздействовать на него только добротой и личным примером, а если он начнет опираться на закон (как легист), то это будет не воспитание народа, и народ потеряет, сыновьи чувства  к такому правителю (чиновнику), а  сам он перестает быть конфуцианцем.

Четвертое дао - использование народа. Речь идет о том, каким образом, какими методами следует использовать народ на государственных  повинностях (трудовых, воинских), какую  налоговую политику проводить, как  вершить суд. Во всей этой сфере контактов  с народом претендент на звание цзынь-цзы  должен всегда исходить из принципа и (справедливости). Только сочетание  четырех перечисленных Дао дает в итоге право называться цзынь-цзы.

 

    1. Правитель в Китае и концепция истинного правления

 

Также, для  получения права называться цзынь-цзы, надо быть человеком в высочайшей степени образованным. Это условие  Конфуция произвело на свет культ  знания в Китае. Конфуций тем самым  открыл путь в цзынь-цзы для всех, обладающих стремлением и упорством  в получение знаний (т.к. для земледельцев не по средствам было получать образование, то аристократия была единственным источником пополнения чиновничества в Китае).

Возвышение  правителя в государстве осуществлялось путем знамений Неба (культ которого тогда зарождался в Китае) и проводилось  чиновниками и из чиновников (если они были цзын-цзы). Бюрократия, являясь  носителем ли в государстве, получила в конфуцианстве своего верного  покровителя, и дало ей право на законное (легитимное) свержение не устраивающего  их правителя (этим бюрократия часто  пользовалась), путем выгодного для  себя толкования правил или природных  явлений.

"Благородный  муж (правитель) боится трех  вещей веления Неба, великих людей  и совершенно мудрых". Тем самым  правитель постоянно находился  под угрозой "совершенно мудрых", которые по своему произволу  могли сделать из правителя  изгоя. Но с другой стороны  и правитель наделялся по Конфуцию Жень (человеколюбием). И, по словам Конфуция, "только обладающий человеколюбием по-настоящему любить [кого-нибудь из] людей, и ненавидеть [кого-нибудь из] людей". Эта часть трактовалась правителями ханского периода следующим образом, что правитель имеет уникальное в государстве право казнить и миловать, кого сочтет нужным.

Нетрудно  заметить, что рассуждения о "благородном  муже" на примере ЦзыЧаня имеют  самое непосредственное отношение  к представлениям Конфуция о государственном  устройстве и об обязанностях высшей администрации. Воззрения эти носили очевидный утопический характер: по конфуцианской модели государства  чиновники и правитель обязаны, прежде всего, заботится о благе  государства и народа, для которых  доверие народа высшее достояние.

У Конфуция также существовало несколько концепций  по истинному правлению. Двумя наиболее известными являются концепция "исправление (упорядочение) имен" и "правитель  должен быть правителем". По сути, вторая есть прямое следствие первой.

"Правитель,  должен быть правителем" надо  понимать в сочетании с предыдущим  принципом, т.к. они комплексно  отражают главную мысль Конфуция  об "истинном правление". Государь  должен быть мудрейшим из совершенно  мудрых и, следовательно, в  силу своей мудрости и приверженностью  ли должен обладать народной  любовью и признательностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Мораль и политика Макиавелли

 

    1. Биография Николло Макиавелли

 

Для того чтобы  лучше понять истоки идей Макиавелли необходимо взглянуть на его богатую  биографию, ведь только благодаря большому политическому опыту он смог ознакомить весь мир со своими трудами.

Никколо родился в деревне  Сан-Кашано рядом с городом-государством Флоренция, Италия, в 1469 году, и был  вторым сыном Бернардо ди Никколо  Макиавелли (1426–1500), адвоката, и Бартоломмеа  ди Стефано Нели. Его образование  дало ему полное знание латинской  и итальянской классики.

Макиавелли жил в беспокойную  эпоху, когда Римский папа мог  обладать целой армией, а богатые  города-государства Италии попадали один за другим под власть иностранных  государств - Франции, Испании и Священной  Римской империи. Это было время  постоянных перемен союзов, наёмников, переходивших на сторону противника без предупреждения, когда власть, просуществовав несколько недель, рушилась и сменялась новой. Возможно, наиболее значительным событием в череде этих беспорядочных переворотов было падение Рима в 1527 году. Богатые города, вроде Флоренции и Генуи, перенесли  примерно то же, что и Рим 12 столетий назад, когда он был сожжён германской армией.

В 1494 году Флоренция восстановила Республику и изгнала семью Медичи, правителей города в течение почти 60 лет. 4 года спустя Макиавелли появился на государственной службе, как секретарь  и посол (в 1498 году). Маккиавелли был  включён в Совет, ответственный  за дипломатические переговоры и  военные дела. Между 1499 и 1512 годами он предпринял множество дипломатических  миссий ко двору Людовика XII во Франции, Фердинанда II, и к Папскому двору  в Риме.

Надгробие Никколо МакиавеллиС 1502 до 1503 он был свидетелем эффективных  градоустроительных методов солдата-церковника Чезаре Борджиа, чрезвычайно способного военачальника и государственного деятеля, целью которого в то время  было расширение его владений в центральной  Италии. Главными его орудиями были смелость, благоразумие, уверенность  в своих силах, твердость, а подчас и жестокость.

В 1503–1506 гг. Макиавелли был  ответственен за флорентийскую милицию, включая защиту города. Он не доверял  наемникам (позиция, разъясненная подробно в «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» и в «Государе») и  предпочитал ополчение, сформированное из граждан. В августе 1512 после запутанного  ряда сражений, соглашений и союзов Медичи с помощью Папы римского Юлия II восстановили власть во Флоренции и республика была отменена. Об умонастроении Макиавелли в последние годы службы свидетельствуют его письма, в частности, Франческо Веттори.

Макиавелли оказался в  опале и в 1513 году был обвинен  в заговоре и арестован. Несмотря ни на что, он отвергал свою причастность и был в конечном счете освобожден. Он удалился в свое поместье в Sant'Andrea в Percussina около Флоренции и начал  писать трактаты, которые и обеспечили ему место в истории политической философии. Макиавелли умер в Сан-Кашано, в нескольких километрах от Флоренции, в 1527. Местонахождение его могилы неизвестно; однако кенотаф в его  честь находится в Церкви Санта-Кроче  во Флоренции.

 

3.2 Учения Николло Макиавелли

 

Анализ общественных, политических проблем у Макиавелли отделен  от каких бы то ни было теологических  или религиозных соображений. Политика рассматривается им автономно, как  самостоятельная область человеческой деятельности, имеющая свои собственные  цели и свои законы, независимо не только от религии, но и от морали. Было бы, однако, неверно рассматривать политическое учение Макиавелли как проповедь  безнравственности. Моральные соображения  у Макиавелли всегда подчинены целям  политики. Политическая деятельность, т.е. прежде всего создание и укрепление государства, имеет единственный собственный  критерий оценки, заключенный в ней  самой: критерий этот - польза и успех, достижение поставленных целей. Хорошим  и благим флорентийский секретарь  объявляет все что содействует  укреплению государства, его похвалы  удостаиваются те политические деятели, которые добиваются успеха любыми средствами, в том числе и с помощью  обмана, хитрости, коварства и открытого  насилия.

Государь Макиавелли - герой его  политического трактата - это разумный политик, применяющий на практике правила  политической борьбы, ведущие к достижению цели, к политическому успеху. Имея в виду государственный интерес, пользу правления, стремясь «написать  нечто полезное», он считает «более верным искать настоящей, а не воображаемой правды вещей». Он отвергает распространенные в гуманистической литературе сочинения  об идеальных государствах и идеальных  государях, отвечающих представлениям о должном ходе государственных  дел: «Многие измыслили республики и княжества, никогда не виданные и о которых ничего на деле не было известно»(2, стр.90). Цель автора «Государя» иная - практические советы фактическому политику ради достижения реального результата. Только с этой точки зрения Макиавелли рассматривает и вопрос о нравственных качествах идеального правителя - государя. Реальная политическая действительность не оставляет места для прекраснодушных мечтаний: «так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру. Из чего следует, что государь, если он хочет сохранить власть, должен приобрести умение отступать от добра и пользоваться этим умением смотря по надобности»(2, стр.90). Это не значит, что государь должен нарушать нормы морали, но он должен использовать их исключительно в целях укрепления государства. Поскольку проявлять добродетели на практике «не допускают условия человеческой жизни», государь должен добиваться лишь репутации добродетельного правителя и избегать пороков, особенно таких, которые могут лишить его власти, «по возможности, не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла»(2, стр.97). В сущности, Н. Макиавелли провозглашает в качестве закона политической морали правило «цель оправдывает средства»: «Пусть обвиняют его поступки, - говорит он о политическом деятеле, - лишь бы оправдывали результаты, и он всегда будет оправдан, если результаты окажутся хороши...»(1). Однако целью этой является, по Макиавелли, вовсе не частный личный интерес правителя, государя, но общее благо, которое он не мыслит вне создания сильного и единой национального государства. Если государство это выступает в книге о государе в форме единоличного правления, то это продиктовано не выбором автора в пользу монархии в ущерб республике (превосходство республиканского образа правления он обосновал в «Рассуждениях на первую декаду Тита Ливия» и никогда от этой не отрекался), а потому, что современная ему действительность, европейская и итальянская, не давала реальных перспектив создания государства в республиканской форме. Республику он считал порождением «честности» и «доблести» римского народа, тогда как наше время нельзя рассчитывать, чтобы могло быть что-нибудь доброе в такой развращенной стране, как Италия. Государь, о котором идет речь в знамени той книге, не наследственный монарх-деспот, а «новый государь», т.е. человек, создающий новое государство которое в дальнейшем, после достижения поставленной цели, после смерти правителя может перейти и к республиканской форме правления.

Информация о работе Мораль и политика в учениях Конфуция, Аристотеля и Макиавелли