Мораль и политика в учениях Конфуция, Аристотеля и Макиавелли

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 21:47, реферат

Описание работы

В данной работе речь пойдет о соотношении таких двух понятий как мораль и политика.Взаимоотношения политики и морали всегда напряжены, всегда противоречивы и, зачастую, ставят проблему остро и однозначно: либо одно, либо другое. По сути своей – политика – аморальна. Значит ли это следующее: люди, занимающиеся этим неблагодарным делом, обречены на осуждение? Или же система устроена так, что лишь человек с сильно сбитой шкалой морально-нравственных ценностей оказывается у «руля» власти?
Актуальность этой темы заключается в том, что данныедве категории являются наиболее ранними регуляторам общественной жизни. Мы можем вернуться к истокам создания мысли о взаимосвязи понятий «политика» и «мораль»;разобрать «диалоги»великих людей прошлого, представителей литературы и искусства, политиков и религиозных деятелей. Мы рассмотрим, как себе представляли политику и мораль, великие мыслители: Конфуций, Аристотель и Макиавелли.

Содержание

Введение
Глава 1. Политика и мораль Аристотеля
1.1 Краткая биография Аристотеля
1.2 Учения Аристотеля
1.3 Правитель в Китае и концепция истинного правления
Глава 2. Мораль и политика во взглядах Макиавелли
Заключение

Работа содержит 1 файл

Реферат по политологии ВГНА 2 курс(1 семестр).docx

— 55.55 Кб (Скачать)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Всероссийская государственная  налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации»

 

 

Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин

 

Реферат

по  политологии

 

 

 

на  тему:

Мораль  и политика в учениях Конфуция, Аристотеля и Макиавелли

 

 

 

 

Выполнила студентка 

группы:  ЭЗ-202

 

Голубева Екатерина Юрьевна

                                                                                                                                                 фамилия, имя, отчество

 

Преподаватель

______________________

фамилия, имя, отчество

 

 

 

 

 

 

Москва 2012

 

Содержание

 

Введение

Глава 1. Политика и мораль Аристотеля

1.1 Краткая биография Аристотеля

1.2 Учения Аристотеля

1.3 Правитель в Китае и концепция  истинного правления

Глава 2. Мораль и политика во взглядах Макиавелли

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Мечты о справедливом обществе, где люди не только смогут удовлетворять свои материальные потребности, но и будут счастливы, не покидали человека с момента появления у него социального сознания. Построение такого общества неизменно связывалось с государством и властью. Государство рассматривалось как «самая совершенная форма человеческого общежития», а власть представлялась тем авторитетом, который должен «привлекать к добродетели и побуждать граждан к прекрасному».1

Термин «политика» появился в Древней Греции и связан с понятием «полис» (греч. polis–город, государство). В управлении полисов могли участвовать только свободные горожане, рабы и не греки оставались в подвластном положении и были лишены гражданских прав.  Поэтому в центре внимания греческих мыслителей с древних времен был вопрос о сохранении целостности, гармонии полиса, противостоящей хаосу.

Появившись более двух тысячелетий назад, политика эволюционировала вместе с развитием общества. С тех пор содержание термина получало различные интерпретации, в которых в зависимости от обстоятельств на первый план выходили те или иные свойства политики как общественного явления. Однако при всех различиях в подходах к ее определению,политикабудучи сферой социального выбора групп, индивидов, организаций, органично связана с моралью.

В данной работе речь пойдет о соотношении  таких двух понятий как мораль и политика.Взаимоотношения политики и морали всегда  напряжены, всегда противоречивы и, зачастую, ставят проблему остро и однозначно: либо одно, либо другое. По сути своей – политика – аморальна. Значит ли это следующее: люди, занимающиеся этим неблагодарным делом, обречены на осуждение? Или же система устроена так, что лишь человек с сильно сбитой шкалой морально-нравственных ценностей оказывается у «руля» власти?

 Актуальность  этой темы заключается в том,  что данныедве категории являются наиболее ранними регуляторам общественной жизни. Мы можем вернуться к истокам создания мысли о взаимосвязи понятий «политика» и «мораль»;разобрать «диалоги»великих людей прошлого, представителей литературы и искусства, политиков и религиозных деятелей. Мы рассмотрим, как себе представляли политику и мораль, великие мыслители: Конфуций, Аристотель и Макиавелли.

Также постараемся ответить на вопросы,осветить хотя бы малую часть этой мировоззренческой и, даже, философской проблемы.

В чем природа, смысл морали и  политики, в чем их различие, какое  место они занимали, занимают или  будут занимать в культурной и  социальной жизни общества? Какая взаимосвязь между ними?

 

 

Глава 1. Мораль и политика Аристотеля

 

    1. Краткая биография Аристотеля

 

Аристотель (384-322 до н.э.) – величайший древнегреческий философ, создавший  своё оригинальное учение, составившее  эпоху философии. Происходил из г.Стагиры. Его отец Никомах был врачом при  дворе Македонского царя Аминты III. Быть врачом означало в Древней Греции занимать большое общественное положение, и Никомах был известен всей Македонии.

 

Аристотель, по словам очевидцев, с  молодости был невзрачного вида. Худощавый, он имел худые ноги, маленькие  глазки и шепелявил. Но зато любил  одеться, носил по несколько дорогих  перстней и делал необычную прическу. Воспитываясь в семье врача, и  поэтому, самостоятельно занимаясь  медициной, Аристотель, однако, не стал профессиональным врачом. Но медицина осталась для него на всю жизнь  настолько родной и понятной областью, что впоследствии в своих труднейших философских трактатах он дает пояснения  на примерах из медицинской практики. В 367г. до н.э., когда Аристотелю было 17 лет, он уехал в Афины для  продолжения образования и поступил в платоновскую Академию, став учеником Платона. В Академии он пробыл 20 лет  до самой смерти Платона, после чего переселился в Атарней, а затем  – в Митилену. Вернувшись в Афины  в возрасте 50 лет после 12-летнего  отсутствия. В Афинах он создаёт  школу под названием Ликей, так  как она находилась на территории гимназия, примыкавшая к храму  АпполонаЛикейского.

 

Зрелые произведения Аристотеля, составившие CorpusAristotelicum, делятся традиционно  на восемь групп:

 

1. Логические труды («Органон»): «Категории», «Об истолковании»,  «Аналитики» первая и вторая, «Топика», «О софистических опровержениях».

 

2. Философия природы: «Физика», или «Лекции по физике», в  8-ми кн., «О небе» в 4-х кн., «О возникновении и уничтожении»  в 2-х кн., «О небесных явлениях»  ( «Метеорологика ») в 4-х кн.; последняя, видимо, не аутентична. В натурфилософские произведения  включается также псевдоаристотелевский  трактат «О мире», написанный, вероятно, уже в I в. до н.  э.

 

3. Психология: «О душе» в З-х  кн., а также «Малые труды по  естествознанию» (Parvanaturalia), включающие  трактаты: «О восприятии и воспринимаемом»,  «О памяти и воспоминании»,  «О сне», «О бессоннице», «О  вдохновении [приходящем] во сне», «О длительности и краткости  жизни», «О жизни и смерти»,  «О дыхании». Включается сюда  также неподлинный труд «О  духе», относящийся, видимо, к  середине. III в. до н. э.

 

4. Биологические труды: «О частях  животных», «О движении животных»,  «О передвижении животных», «О  происхождении животных». Эти  аутентичные труды Аристотеля  обычно дополняются рядом трактатов,  написанных в школе Аристотеля, авторы которых не установлены.  Важнейший из них - «Проблемы», где рассматриваются разнородные  вопросы физиологии и медицины, а также математики, оптики и  музыки.

 

5. Первая философия: сочинение  в 14-ти книгах, получившее название  «Метафизика». В издании Беккера  ему предшествует трактат «О  Мелиссе, Ксенофане и Горгии».

 

6. Этика: «Никомахова этика»  в 10-ти кн., «Большая этика»  в 2-х кн., «Евдемова этика», из  которой печатаются книги 1-3 и  7, книги 4-6 совпадают с 5-7 книгами  « Никомаховой этики». 13-15 главы  7 книги иногда считаются 8 книгой  «Евдемовой этики». «Большая этика»  признается неаутентичной, также  неаутентичен трактат «О добродетельном  и порочном», относящийся ко  времени между I в. до н. э.-I в. н.э.

 

7. Политика и экономика: «Политика»  в 8-ми кн., «Экономика» в З-х  кн. обычно считается не аутентичной,  причем 3 книга имеется лишь в  латинском переводе. В школе Аристотеля  было описано государственное  устройство 158 греческих городов-государств. В 1890 г. был .найден папирус  с текстом «Афинской политии»  Аристотеля.

 

8. Риторика и поэтика: «Искусство  риторики» в З-х кн., за которым  печатается неподлинный трактат  «Риторика против Александра»  - ранняя перипатетическая работа.

 

Сочинения Аристотеля сохранились, можно  сказать, чудом. После смерти философа они перешли к Теофрасту, а  затем к его ученику Нолею. До 1 в. н. э. они пролежали в подземном  книгохранилище, предоставленные «грызущей  критике мышей», а затем попали в библиотеку АпелликонаТеосского  в Афинах. Затем они оказались  в Риме, где и были изданы главой тогдашних перипатетиков Андроником Родосским.

 

 

1.2 Учения Аристотеля

 

 

  1. Справедливость как особая, «совершенная добродетель».

Рассмотрение  справедливости Аристотелем послужило  отправной точкой почти для всех западных исследований справедливости. Согласно Аристотелю, ключевым моментом справедливости является схожая оценка схожих случаев, идея, которая поставила  перед последующими мыслителями  задачу выяснения того, какие подобия (потребностей, заслуг, таланта) являются релевантными. Аристотель проводил различие между справедливостью при распределении  богатства или других благ (распределительная  справедливость) и справедливостью  в случае компенсации, как, например, при наказании кого-то за проступок (карательная справедливость).

 

Понятие справедливости имеет существенное значение для  концепции справедливого состояния, которая занимает центральное место  в политической философии.

 

Справедливость  – категория не только морального сознания, но также правового, экономического и политического. Не случайно великие  античные философы (Платон и Аристотель) выделяли эту категорию в качестве основной для оценки состояния всего  общества[1] .

 

Тем не менее, в той степени, в какой политические решения и законы рассматриваются  как справедливые или несправедливые, речь всегда идет об их нравственной оценке, то есть о том, согласны ли люди жить в обществе, проводящем данную политику, или же отвергают его как несправедливое, бесчеловечное, унижающее достоинство  человека или отдельных групп  людей.

Понятие справедливости отражает не только отношения людей  между собой, но и по отношению  к некоторому целому. Справедливость – системное качество, содействующее  общему благу.

Вне понимания  значения сохранения этого целого в  интересах всех оценка отдельных  действий как справедливых или несправедливых, теряет смысл. У Платона справедливость – это качество всего государства, в отличие от других добродетелей (мужество, умеренность, мудрость), которые  характеризуют отдельные социальные группы.

 

Аристотель  говорил, что справедливость выражает не какую-то одну добродетель, а охватывает их все. Поэтому справедливость –  это особая, «совершенная добродетель». Правосудность (справедливость) – величайшая из добродетелей, «и ей дивятся больше, чем свету вечерней и утренней звезды» (Аристотель).

 

Справедливость  – принцип, регулирующий взаимоотношения  людей по поводу распределения социальных ценностей (сюда входят богатство, престиж, уважение, свобода). Справедливость –  это воздаяние каждому по его  заслугам, а несправедливость –  произвол, нарушающий права человека.

Несправедливо получение одними благ за счет других и перекладывание на других собственных  обязанностей. Справедливы объективные  решения и несправедливы пристрастные.

Справедливость  – это принцип, регулирующий отношения  между людьми как членами общества и имеющими определенный социальный статус и наделенными обязанностями  и правами.

Аристотель  выделил несколько видов справедливости: распределительную и уравнивающую.

Первая связана  с распределением почестей, имущества  и других благ между членами общества согласно с принципом достоинства  каждого – то есть пропорционально  его заслугам.

Уравнительная справедливость связана с попыткой уравнять стороны, здесь достоинство  не принимается во внимание.

Справедливость  предполагает некоторый уровень  согласия между членами общества относительно принципов, по которым  они живут. Эти принципы могут  меняться, но конкретное понимание  справедливости зависит от того, какие  правила и привычки установились в данном обществе.

«Понятие  справедливости, – отмечал в «Политике» Аристотель, – связано с представлениями  о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения»[2] .«Государственным благом, – пишет он, – является справедливость, т.е. то, что служит общей пользе». Далее эта мысль получает такое выражение: «равномерно правильное имеет в виду выгоду для всего государства и общее благо всех граждан». Итак, для Аристотеля важнейший аспект справедливости – общее благо. Наряду оэтим он подчеркивает связь справедливости с равенством, отнюдь не абсолютизируя этот принцип: «По общему представлению справедливость есть некое равенство», она имеет отношение к личности, «равные должны иметь равное». Но справедливость может быть и неравной: равенство справедливо для равных, а неравенство для неравных, «безусловно, справедливым может быть только равенство по достоинству”. «Равенство по достоинству» представляет собой вариант распределяющей справедливости, которая должна доминировать в сфере политики.

Это, по Аристотелю, одна из важнейших сфер осуществления  справедливости. К связи справедливого  и политического он обращается постоянно: «устойчивым государственным строем бывает единственно такой, при котором  осуществляется равенство в соответствии с достоинством, и при котором  каждый пользуется тем, что ему принадлежит, между подобными друг другу существами прекрасное и справедливое заключается  в чередовании (властвования и подчинения), ибо оно и создает равенство  и подобие, неравенство же между  равными и различие между одинаковымипротивоестественны, а ничто противоестественное  не может быть прекрасным».

Информация о работе Мораль и политика в учениях Конфуция, Аристотеля и Макиавелли