Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 21:47, реферат
В данной работе речь пойдет о соотношении таких двух понятий как мораль и политика.Взаимоотношения политики и морали всегда напряжены, всегда противоречивы и, зачастую, ставят проблему остро и однозначно: либо одно, либо другое. По сути своей – политика – аморальна. Значит ли это следующее: люди, занимающиеся этим неблагодарным делом, обречены на осуждение? Или же система устроена так, что лишь человек с сильно сбитой шкалой морально-нравственных ценностей оказывается у «руля» власти?
Актуальность этой темы заключается в том, что данныедве категории являются наиболее ранними регуляторам общественной жизни. Мы можем вернуться к истокам создания мысли о взаимосвязи понятий «политика» и «мораль»;разобрать «диалоги»великих людей прошлого, представителей литературы и искусства, политиков и религиозных деятелей. Мы рассмотрим, как себе представляли политику и мораль, великие мыслители: Конфуций, Аристотель и Макиавелли.
Введение
Глава 1. Политика и мораль Аристотеля
1.1 Краткая биография Аристотеля
1.2 Учения Аристотеля
1.3 Правитель в Китае и концепция истинного правления
Глава 2. Мораль и политика во взглядах Макиавелли
Заключение
Аристотель
исходит из необходимости установления
справедливого политического
He отождествляя
справедливость с определенной
формой государства (несмотря
на явное предпочтение политии)
Самое простое
понимание справедливости заключается
в требовании соблюдения равенства.
Поэтому первой формулировкой принципа
справедливости как нравственной нормы
было золотое правило
Аристотель считал, что природа блага может быть найдена не путем абстрактного размышления, а через установку, какую в реальной жизни люди ставят перед собой посредством цели. Цели людей разнообразны, однако есть среди них высокие и низкие; высшими являются те, для которых низшие цели служат средствами. Последовательность средств и целей не может продолжаться до бесконечности, а должна, как Аристотель предполагал в соответствии со своим финитным способом мышления, существовать какая-то наивысшая цель, которая не является средством ни для чего.
Такая цель и есть наивысшее достижимое благо. Согласно Аристотелю, им является эвдемония. Она является той конкретной целью, которая в его этике заняла центральное место, какое в этике Платона занимала абстрактная идея блага. Эвдемония, в понимании греков, была тем совершенством личности или достижением того оптимума, которого человек в соответствии со своей природой может достигнуть. В соответствии с традицией, однако не без столкновения с некоторыми недоразумениями, можно перевести слово «эвдемония» как «счастье».
Эвдемонизм, полагающий эвдемонию наивысшим благом, утверждал, что наивысшим благом не является ни идеальное благо, ни внешнее, ни общественное, – это исключительно совершенство личности. Что же такое совершенство? Эвдемонизм представляет собой обобщенную и несовершенную теорию и пока этого не объясняет. Эвдемонистами были почти все греческие этики, но каждый посвоему понимал эвдемонию. Аристотель усматривал ее в деятельности, которая присуща человеку. А природе человека, с точки зрения рационализма Аристотеля, присущ разум.
Поэтому эвдемония содержится в деятельности разума и является основой совершенной жизни.
Аристотель разделил блага человеческой жизни на 3 группы: блага внешние, духовные и телесные. Сохраняя лишь тройное деление, я утверждаю, что все, чем обусловливается различие в судьбе людей, может быть сведено к трем основным категориям.
1) Что такое человек: – т. е. личность его в самом широком смысле слова. Сюда следует отнести здоровье, силу, красоту, темперамент, нравственность, ум и степень его развития.
2) Что человек
имеет: – т. е. имущество,
находящееся в его
3) Что представляет
собою человек; этими словами
подразумевается то, каким человек
является в представлении
Учение Аристотеля
о благе и особенно о высшем
благе тесно связано с его
политическим учением и с учением
о душе[5] . Политика, согласно Аристотелю,
«наука об управлении государством и
она законодательно определяет, какие
поступки следует совершать или
от каких воздержаться». Поэтому
для законодательного определения
моральности поступков
Аристотель
прежде всего подчеркивает многозначность
и многоликость блага, коль скоро
оно связывается с
Казалось
бы, здесь Аристотель отстаивает идею
релятивности моральных поступков,
относительность блага как
Итак, одно из важных разграничений блага, проводимых Аристотелем, благо как состояние удовольствия и благо как удовольствие, получаемое при различных видах деятельности. Это принципиальное для этики Аристотеля разграничение, поскольку все остальные так или иначе связаны с этим разграничением.
Так, в «Большой этике» он различает внешние блага (богатство, власть, почет, друзья, слава), блага, необходимые человеку для удовлетворения телесных потребностей (т.н. чувственные удовольствия) и блага, заключенные в душе[7] .
Последние для Аристотеля предпочтительны перед всеми остальными. Это уже второе разграничение различных видов блага – внешних, телесных и душевных. Кроме того, подчеркивая многообразие подразделений блага, он проводит различие между ценимыми, хвалимыми, благами-возможностями и благами, сохраняющими или создающими другие блага. К области морального поступка относятся лишь те блага, которые являются деятельным проявлением праведного навыка.
Рассматривая удовольствие как деятельное проявление морального навыка, Аристотель включает в этический анализ целый ряд компонентов, которые характерны именно для деятельности – цель сознательный выбор цели и средств ее осуществления, принятие решения, акт решения и поступок, устойчивая цепь которых и формирует определенный навык, склад, способ поведения. Если благо есть цель поступка, то «высшее благо есть совершенная цель», а совершенная цель сама по себе совпадает со счастьем.
Высшей и совершенной целью, согласно Аристотелю, является такая, которую преследуют саму по себе, а удовольствие, цель которого не отличается от него самого, тождественно созерцанию, созерцательной деятельности.
Именно созерцательной деятельности присущи самодостаточность, сосредоточенность, непрерывность и автономность относительно всех внешних целей.
Созерцательная деятельность присуща богу, является исключительным блаженством и созерцание, присущее некоторым формам деятельности человека, близко божественному. Эта способность в наибольшей степени присуща мудрецам, которые счастливцы по преимуществу и «сех любезней богам». Благо предполагает, согласно Аристотелю, полноту моральных добродетелей и полноту жизни. Высшим Благом, или высшим идеалом, для Аристотеля является полнота созерцательной, теоретической жизни и полнота моральных добродетелей, обнаруживаемых в философском размышлении и деятельности философского ума.
Учение Аристотеля
о «нравственной красоте», об идеале
«калокагатии» по сути дела завершает
его размышления о критериях
моральности поступков: «Нравственно
прекрасный человек – это тот,
кому присущи блага, прекрасные сами
по себе, и кто осуществляет в
своих поступках эти
И подобно тому, как для любого вида деятельности необходимо «иметь перед собой мерило для осуществления в поступках и выбора благ», подобно этому и созерцательная деятельность должна обладать такого рода мерилом им является «созерцание бога». Это и есть «самое прекрасное мерило».
Глава 2. Мораль и политика Конфуция
Родился
Конфуций в 551 г. до нашей эры в
царстве Лу. Отец Конфуция ШулянХэ
был храбрым воином из знатного княжеского
рода. В первом браке у него родились
только девочки, девять дочерей, а наследника
не было. Во втором браке столь долгожданный
мальчик родился, но, к несчастью,
был калекой. Тогда, в возрасте 63
лет, он решается на третий брак, и его
женой соглашается стать
Так родился Кун-фу-цзы, или Учитель из рода Кун, известный на Западе под именем Конфуция.
Отец Конфуция умер, когда мальчику было 3 года, и молодая мать посвятила всю жизнь воспитанию мальчика. Ее постоянное руководство, чистота личной жизни сыграли большую роль в формировании характера ребенка. Уже в раннем детстве Конфуций отличался выдающимися способностями и талантом предсказателя. Он любил играть, подражая церемониям, бессознательно повторяя древние священные ритуалы. И это не могло не удивлять окружающих. Маленький Конфуций был далек от игр, свойственных его возрасту; главным его развлечением стали беседы с мудрецами и старцами. В 7 лет его отдали в школу, где обязательным было освоение 6 умений: умение выполнять ритуалы, умение слушать музыку, умение стрелять из лука, умение управлять колесницей, умение писать, умение считать.
Конфуций
родился с беспредельной
«Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста. Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься».
В двадцать
пять лет за свои бесспорные достоинства
Конфуций был отмечен всем культурным
обществом. Одним из кульминационных
моментов в его жизни стало
приглашение благородного правителя
посетить столицу Поднебесной. Это
путешествие позволило Конфуцию
в полной мере осознать себя наследником
и хранителем древней традиции (таковым
считали его и многие современники).
Он решил создать школу, основанную
на традиционных учениях, где человек
учился бы познавать Законы окружающего
мира, людей и открывать собственные
возможности. Конфуций хотел видеть
своих учеников «целостными людьми»,
полезными государству и
«Кто не жаждет знать, того не просвещаю. Кто не горит, тому не открываю. А тот, кто по одному углу не может выявить соотношения трех углов, — я для того не повторяю».
Слава о нем распространилась далеко за пределы соседних царств. Признание его мудрости достигло такой степени, что он занял пост Министра правосудия — в те времена самую ответственную должность в государстве. Он сделал так много для своей страны, что соседние государства стали опасаться царства, блестяще развивавшегося усилиями одной личности. Клевета и наветы привели к тому, что правитель Лу перестал внимать советам Конфуция. Конфуций покинул родное государство и отправился в путешествие по стране, наставляя правителей и нищих, князей и пахарей, молодых и стариков. Везде, где он проходил, его умоляли остаться, однако он неизменно отвечал: «Мой долг распространяется на всех людей без различия, ибо я считаю всех, кто населяет землю, членами одной семьи, в которой я должен исполнять священную миссию Наставника».
Для Конфуция знание и добродетель были едины и неразделимы, и поэтому жизнь в соответствии со своими философскими убеждениями являлась неотъемлемой частью самого учения. «Подобно Сократу, он не отбывал «рабочее время» со своей философией. Не был он и «червем», зарывшимся в свое учение и сидящим на стуле вдали от жизни. Философия была для него не моделью идей, выставляемых для человеческого осознания, но системой заповедей, неотъемлемых от поведения философа». В случае Конфуция можно смело ставить знак равенства между его философией и его человеческой судьбой.
Умер мудрец в 479 году до нашей эры; свою смерть он предсказал ученикам заранее.
Несмотря на внешне скромные биографические данные, Конфуций остается величайшей фигурой в духовной истории Китая. Один из его современников говорил: «Поднебесная давно пребывает в хаосе. Но ныне Небо возжелало сделать Учителя пробуждающим колоколом»
Информация о работе Мораль и политика в учениях Конфуция, Аристотеля и Макиавелли