Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 13:37, контрольная работа
Современное российское общество характеризуется высоким темпом изменений в социальной, политической и экономической сферах жизни. Это относится и к системе образования. Реформа сферы образования должна рассматриваться как неотъемлемая часть общей экономической и социальной реформы, направленной на либерализацию общества. Это означает, что процесс изменений захватывает все сферы деятельности образовательных учреждений, включая экономическую.
Новая система управления производством образовательных услуг
“Рыночные отношения, складывающиеся в сфере услуг образования, формируют ряд проблем взаимодействия между участниками этого рынка. Образовательные учреждения, в том числе и государственные, вынужденные оказывать платные услуги на рынке образования, оказались неготовыми к деятельности по удовлетворению образовательных потребностей населения, с одной стороны, и рынка труда – с другой.
Особенно этот вопрос актуален в режиме перехода к профильному обучению. Школьник выбирает профиль на основе своих интересов, складывающихся под воздействием различных факторов, в том числе влияния СМИ, моды, не зная при этом, будет ли полученное в школе образование востребовано для поступления в вуз и будет ли полученная профессия актуальна через несколько лет… “[8]
Работодатели
как субъекты рынка труда заинтересованы
в выпускниках, способных удовлетворить
текущие конъюнктурные
Проблема
соответствия интересов индивида, работодателя
и учебных заведений в
“Рынок
образовательных услуг сочетает рыночные
и нерыночные механизмы функционирования.
Это вытекает из самой специфики «товара»
– образовательных услуг. В потреблении
они выступают как общественные, квазиобщественные
и частные экономические блага. Такая
характеристика позволяет определить
степень экономической ответственности
субъектов рассматриваемого рынка за
формирование и накопление «человеческого
капитала», основными составляющими которого
и становятся общий уровень образования
и профессионально-
В развитой рыночной системе функционирование рынка образовательных услуг зависит от степени развития и конъюнктуры рынка труда. Многие исследователи отмечают «антирыночный» специфичный характер рынка труда. Это обстоятельство позволяет еще раз подчеркнуть сочетание рыночных и нерыночных механизмов, мотиваций в поведении агентов рынка образовательных услуг: фирм, государства, образовательных учреждений.
Следуя логике ориентации на потребителя, в качестве основы принимается понятие качества, на котором базируется дисциплина «Всеобщее управление качеством» (TQM): Качество образовательной услуги представляет ее способность удовлетворить потребности и ожидания конкретного потребителя, а именно населения города.
Однако,
когда говорят о качестве, подразумевают
не только услугу как таковую. Используется
более широкое понятие – объект качества.
“Объектом качества может быть, например:1)деятельность или процесс; 2)результат деятельности или процесса, который может быть как материальным (например, полученные обучающимися учебные материалы), так и нематериальным (например, информация или навыки решения проблем); 3) организация, система или отдельное лицо; 4)любая комбинация из них.”[10]
Способность
объекта удовлетворять
Образовательные учреждения должны уметь определять набор атрибутов, которые потребители считают важными, и определять степень удовлетворенности потребителя через измерение этих атрибутов. Наряду с совершенствованием механизмов, повышающих эффективность расходования бюджетных средств в системе образования, необходимо ясно видеть шаги для создания системы образовательных услуг, обеспечив развитие образовательной сферы через финансово-экономическую самостоятельность ОУ.
Создание
подобных механизмов и стимулов не
только способствует улучшению общей
финансово-экономической
Проблема
в том, чтобы разработать
Основные задачи, которые необходимо решить, могут быть такими:
“Модернизация образования в области эффективных экономических отношений предполагает: внедрение новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования; внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных организаций (учреждений), что позволит школе адекватно выполнять свою образовательную миссию в обществе, расширять и укреплять материально-техническую базу, сохранять кадровый потенциал. Особое внимание здесь стоит уделить, на мой взгляд, построению системы внутришкольного управления: обновлению структуры, функций методической и управленческой деятельности, перераспределению (делегированию) полномочий между субъектами внутришкольного управления, включая новое направление, связанное с экономической деятельностью школы.”[11]
Структурная схема управления образовательным учреждением может быть представлена следующим образом (см. схему). При таком управленческом взаимодействии наиболее легко раскрываются и продуктивно применяются творческие способности работников школы, что становится эффективным фактором мотивации педагогов. Такому педагогическому коллективу присуща высокая степень удовлетворенности совместной работой.
Однако
стоит помнить, что новые организационно-
Реформа образования, которая нужна России
Документы
о реформе российского
Если
смотреть на одобренную М. Касьяновым
Концепцию с привычной, традиционной
точки зрения, то в целом она
оставляет благоприятное
Нет сомнений
в том, что значительного улучшения
требует совершенствование содержания
образования, что полезным может оказаться
создание университетских комплексов,
создание независимой системы контроля
качества образования.
В проекте
реформы есть кое-что «новое»
из разряда «хорошо забытого старого»,
о чем мы не будем говорить. Это вещи
естественные: реформа - это не революция,
а ее альтернатива. Она предполагает преемственность.
Тем более что на последней стадии дискуссий
ее решили назвать «модернизацией», желая,
видимо, тем самым сказать, что не покушаются
на уже сложившиеся за последние десять
лет основы и содержание системы, а хотят
лишь обновить, «осовременить» некоторые
формы российского образования, с тем
чтобы оно отвечало образовательным стандартам
западной (и прежде всего американской)
цивилизации, в которые Россия изо всех
сил старается «вписаться». Хотя на самом
деле сама западная цивилизация нуждается
в радикальном преобразовании своей экономики,
производства и потребления, а значит,
и всей системы образования. Радикализм
предполагает осуществление коренных
и наиболее полных перемен именно в содержании
образования. Конечно, и в формах, но прежде
всего - в содержании. Пытаясь копировать
западное образование, Россия обрекает
себя на то, чтобы плестись в хвосте мирового
развития, в то время как, попытавшись
найти модель опережающего развития образования,
она могла бы осуществить рывок во всех
областях, в том числе и в экономике.
Реформа
образования России потребует огромных
средств. Каких? Об этом в открытой прессе
не сказано ни слова. В одном из
интервью министр образования РФ В.М. Филиппов
заметил: «Никто не скажет, сколько денег
надо на реформу». Поверить в то, что по
этому поводу у разработчиков реформы
нет никаких, хотя бы приблизительных,
расчетов, трудно. Наверняка они имеются,
но держатся в тайне. Почему? Возможно,
чтобы не шокировать общество. Даже если
представить, что цена российской реформы
в десять раз ниже, чем американской, то
она равна почти пяти млрд. долларов. Это
почти пятилетний бюджет всего российского
образования. Откуда возьмутся такие деньги?
Но не будем гадать. Пока стоимость реформы
не известна, пока не ясно, откуда появятся
деньги, пока нет гарантий, что они ежегодно
будут выделяться в нужном количестве,
вполне определенно можно утверждать,
что, едва начавшись, реформа может в любой
момент остановиться. И это самый плохой
вариант: одно разрушено, другое не построено.
Для меня остается открытым вопрос о том,
какая реформа образования нужна России?
Между тем этот вопрос важнее задачи написания
самого проекта реформы или, как теперь
оказалось, Концепции модернизации. Ибо
это вопрос о смысле российского образования
«вообще», т.е. об оправдании его наличия
в связи с более широким планом реальности,
идеалом и целями развития общества «вообще»,
ориентирами его движения в будущее. Ибо
мало сказать, что образование целесообразно.
Надо ответить на вопрос, а в чем мы видим
эту цель? Образование - для чего, ради
чего? Ради экономики «и» общества, как
говорится в нынешней Концепции, или все-таки
наоборот - общества «и» экономики? Разница
существенная и огромная.