Миграционная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 08:59, реферат

Описание работы

Целями данной работы является следующее: определить понятие «миграционная политика», выявить факторы миграции, определить развитие и обеспечение равномерного регионального экономического развития, устранение региональной экономической асимметрии.

Содержание

Введение………….........................................................................................3

1. Понятие «миграция населения»…………………………………………...5

2. Классификации факторов миграции…………………………………….10

3. Теории исследования миграционных процессов……………………….13

Миграционные процессы Е.Г. Равенштейна……………….…………...13

Миграционные процессы Л.Л. Рыбаковского……………………….….14

4. Миграция - как социальный процесс……………………………………15

5. Региональная политика…………………………………………………...17 Заключение……………………………………………………………...………..22 Список литературы

Работа содержит 1 файл

Миграционная политика РФ.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

4. Национальной политикой.  В связи с тем, что одной  из важнейших групп факторов  субъективного, психологического характера, воздействующих на миграционные процессы, является сложившийся жизненный стереотип, или жизненный стандарт, зависящий в первую очередь от этнических особенностей и обычаев, миграция населения находится в тесной связи с этническими процессами.

5. Но наиболее  тесная взаимозависимость и взаимосвязь  существует, как уже отмечалось  между миграционными и экономическими  процессами, а следовательно, между  миграционной и экономической  политикой, а с точки зрения  территориального перераспределения населения, с ее региональной составляющей. Социально-экономические миграционные процессы находятся в тесной связи с движением капиталов. Экономическая политика, в том случае, если она есть, определяет необходимые региону население и трудовые ресурсы, а также меры экономического стимулирования миграционного притока (оттока) населения в нужных масштабах и направлениях.

Кроме внешней миграционной политики, как правило, иммиграционной, всегда существует и политика в отношении  размещения населения и внутри страны, которая в том числе воздействует на распределение иммиграционных потоков.

Рациональное размещение населения способствует эффективному функционированию экономики, сглаживает региональные противоречия, устраняет  внутреннюю социально-экономическую  напряженность. Любое цивилизованное государство следит за тем, чтобы не происходила чрезмерная концентрация населения и экономики в одних регионах и запустение в других. Размещение населения или его перераспределение осуществляется в форме внутренних переселений.

Воздействовать на миграционное поведение населения  можно, используя весь комплекс административных, правовых и экономических рычагов  управления. Причем в любом государстве  это функция исключительно центрального правительства. Однако она реализуется с помощью региональной экономической политики путем воздействия на социально-экономическую ситуацию в регионах и их миграционную привлекательность.

Регулирование регионального  развития осуществляется в странах  с самым разным государственно-политическим устройством. Отличаются лишь формы воздействия на миграционное поведение населения. По-своему интересный и успешный опыт региональной экономической политики имеется и в федеративных государствах (США, Канаде, Германии, Австрии и др.) и в унитарных республиках (Франции, Италии и др.) и в монархиях парламентского типа (Великобритании, Нидерландах, Испании, Швеции и др.).

Да и собственный  опыт в России, как государства  с обширной территорией и самым  большим разнообразием региональных условий жизни и хозяйственной деятельности, нельзя сбрасывать со счетов. Благодаря целенаправленной региональной экономической политике по освоению восточных территорий, в относительно сжатые сроки в эти регионы перераспределено согласно переписи населения 1897 года из 60 губерний России почти 2,4 млн. человек. Не менее внушительными были и масштабы переселения в эти районы в бывшем СССР. Однако нельзя не признать, что в тот период перераспределение обеспечивалось с помощью административных рычагов, что привело к нарушению прав граждан на свободу передвижения.

Административные  меры являются эффективными только в  случае подкрепления их экономическими стимулами, которые обеспечивают совпадение интересов государства и отдельного гражданина.

Как следует из международного и отечественного опыта, развитие региональных экономических систем и их функционирование не может осуществляться на основе рыночного саморегулирования. Политика государственного невмешательства неизбежно приводила к нарастанию разного рода противоречий, способных разрушить целостность национальной экономики и общества. Со времен первых экономических кризисов необходимость государственного регулирования экономического развития стала аксиомой. Поэтому забота о пространственной организации хозяйства страны, о размещении производительных сил вообще и населения в частности является непременной функцией любого государства, безусловным рефлексом его самосохранения. Опыт проведения рыночных реформ в России доказал эту истину еще раз.

Не случайно, что  современные системы регулирования в странах с рыночной экономикой стали складываться в период мирового экономического кризиса 30-х годов прошлого столетия (особенно в США), приобрели более развитые формы после второй мировой войны (особенно в Западной Европе) и периодически реформируются в последние десятилетия.

Активизация деятельности правительств в этой сфере отражает понимание того, что без решения  региональных проблем нельзя достигнуть провозглашаемых правительствами  большинства развитых стран национальных целей: эффективной занятости, улучшения качества жизни, социально справедливого распределения доходов, стабильного, устойчивого экономического роста.

Заключение

В заключении можно  сделать следующие выводы: я определила понятие «миграционная политика». Под миграцией населения мы подразумеваем любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учебы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит - притягивающих или выталкивающих.

Выявила следующие  факторы миграции: факторы притягивающие, побуждающее население переселяться в те регионы, где качество жизни, благодаря набору природных и экономических условий будет выше, чем в регионе предыдущего проживания; факторы выталкивающие, складывающиеся в регионах постоянного проживания обстоятельства, также природного или экономического характера, воздействие которых делает невозможным дальнейшее проживание в данном регионе, независимо от того, существуют ли условия в регионе переселения для успешной адаптации.

В идеологии региональной экономической политики развитых стран  важное место занимает понимание того, что главным ее объектом являются различного рода региональные (пространственные) неравенства - различия в уровнях развития, занятости, доходов населения, условиях предпринимательства и т.д. Из этого следует, что на уровень миграционной привлекательности регионов, а значит на направления миграционных потоков, в первую очередь влияют меры региональной (или пространственной) экономической политики, призванной сводить к минимуму региональные неравенства.

Список  литературы

1. Ионцев В.А. Международная миграция населения: теория и история изучения. - М.: Диалог-МГУ, 1999. С.19.

2. Население России 2000. Отв. ред. А.Г. Вишневский, ИНХП РАН. М., 2001, С.104.

3. Население России 2000. Восьмой ежегодный демографический  доклад. Под. ред. А.Г. Вишневский. ИНХП РАН. М.: 2001.С. 102.

4. Переведенцев В.И.  Миграция населения и трудовые  проблемы Сибири. Наука, Новосибирск, 1966. С.118.

5. Рыбаковский Л.Л. “Региональный анализ миграции” М.: С.76-106.

6. Рыбаковский Л.Л., Миграция населения: прогнозы, факторы, политика, М.: С. 34.,С. 70.

7. Стабилизация численности  населения России (возможности и  направления демографической политики). Под общ. ред. Кареловой Г.И., Рыбаковского Л.Л. Изд-во Центра  социального прогнозирования. М.: 2001.С.74.

8. WWW.CSR.ru

Информация о работе Миграционная политика РФ