Миграционная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 08:59, реферат

Описание работы

Целями данной работы является следующее: определить понятие «миграционная политика», выявить факторы миграции, определить развитие и обеспечение равномерного регионального экономического развития, устранение региональной экономической асимметрии.

Содержание

Введение………….........................................................................................3

1. Понятие «миграция населения»…………………………………………...5

2. Классификации факторов миграции…………………………………….10

3. Теории исследования миграционных процессов……………………….13

Миграционные процессы Е.Г. Равенштейна……………….…………...13

Миграционные процессы Л.Л. Рыбаковского……………………….….14

4. Миграция - как социальный процесс……………………………………15

5. Региональная политика…………………………………………………...17 Заключение……………………………………………………………...………..22 Список литературы

Работа содержит 1 файл

Миграционная политика РФ.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

«Миграционная политика РФ».

Выполнила: студентка 2 курса з/о ФТП 3,5 года

Панасюк Ирина  Викторовна.

Преподаватель: к.э.н.,доцент Медведева Е.А.

Луховицы 2008

Содержание

Введение………….........................................................................................3

1. Понятие «миграция  населения»…………………………………………...5

2. Классификации  факторов миграции…………………………………….10

3. Теории исследования  миграционных процессов……………………….13

Миграционные процессы Е.Г. Равенштейна……………….…………...13

Миграционные процессы Л.Л. Рыбаковского……………………….….14

4. Миграция - как социальный  процесс……………………………………15

5. Региональная политика…………………………………………………...17 Заключение……………………………………………………………...………..22 Список литературы……………………………………………………...……….23

Введение

Вопросы миграционной политики входят в число наиболее значимых для обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов,  сохранения устойчивого экономического роста. В условиях стремительного сокращения численности населения Российской Федерации в целом и трудоспособного населения в частности, совершенствование миграционной политики  приобретает особую актуальность. В настоящее время миграционные потоки носят стихийный характер.  В результате не учитываются реальные возможности социальной инфраструктуры, увеличиваются диспропорции региональных рынков труда, растет социальная напряженность, создаются условия для распространения среди населения Российской Федерации  идей национальной нетерпимости и ксенофобии. Создание условий для привлечения в Российскую Федерацию квалифицированных легальных трудовых ресурсов, совершенствование миграционного учета иностранных граждан, противодействие нелегальной миграции, а также комплекс мер по поддержке внутренней трудовой миграции нельзя осуществить без сбора и анализа качественной и подробной информации о миграции. Источниками информации по миграции служит административная статистика, перепись и обследования населения. Однако все эти источники не в полной мере охватывают мигрантов, в первую очередь нелегальных, что затрудняет принятие взвешенных экономических и политических решений. 

Для получения более  обоснованного и четкого представления  о трудовых мигрантах, в том числе, работающих нелегально,  необходимо провести единовременное обследование мест компактного проживания мигрантов. Анализ результатов указанного обследования даст возможность расширить представление о составе и структуре трудовой миграции. 

С проблемами по сбору данных по миграции сталкиваются  во всем мире, в частности в странах Европы. В связи с этим, Евростат, в том числе, планирует, начиная с 2008 года, включить в национальные обследования населения по проблемам занятости (ОНПЗ) специальные блоки вопросов по миграции. В ряде стран уже прошло пилотирование соответствующих модулей. В этой связи, представляется целесообразным, используя материалы Евростата и разработки российских экспертов, подготовить и апробировать блок вопросов по миграции для включения в обследование населения по проблемам занятости. Результаты исследования помогут более обоснованно формулировать меры миграционной политики в отношении трудовых мигрантов.

Целями данной работы является следующее: определить понятие  «миграционная политика», выявить  факторы миграции, определить развитие и обеспечение равномерного регионального  экономического развития, устранение региональной экономической асимметрии.

1. Понятие «миграция населения»

Одним из важнейших  источников формирования населения  в отдельных регионах мира и в  России в частности, стала миграция населения.

В понятие “миграция  населения” различные исследователи вкладывают самый разнообразный смысл. Количество определений “миграции населения” столько же, сколько и авторов этих определений. В.А. Ионцев насчитал только в отечественных публикациях около 36 различных определений. Современное значение термина чрезвычайно широко.

Принципиальные различия в толковании этого понятия заключаются  в следующем:

· учитывается ли при фиксировании факта территориального перемещения людей фактор расстояния;

· учитывается ли фактор времени пребывания на территории прибытия и регулярности перемещений в различных направлениях;

· рассматривается  ли фактор пересечения каких-либо официально установленных рубежей.

Поэтому, в зависимости  от учета этих трех обстоятельств  можно все определения понятия  “миграция населения” условно подразделить на три основные группы.

Не умаляя достоинств каждой из имеющихся трактовок понятия  “миграция населения”, наиболее точными  и полными, с нашей точки зрения, отвечающими решению задач разработки методологии миграционной политики, является следующее определение:

Под миграцией населения  мы подразумеваем любое территориальное перемещение населения, связанное с пересечением как внешних, так и внутренних границ административно-территориальных образований с целью смены постоянного места жительства или временного пребывания на территории для осуществления учебы или трудовой деятельности независимо от того, под превалирующим воздействием каких факторов оно происходит - притягивающих или выталкивающих.

Ни один воспроизводственный  процесс в реальном современном экономически развитом и сильно интегрированном обществе не проистекает без воздействия на него тех изменений, которые происходят в населении в связи с миграционными процессами.

Это подтверждается и выполнением той компенсирующей функции в части стабилизации численности населения россиян, которую выполнила миграция в период резкого увеличения естественной убыли населения в самый кризисный период развития. Фактически за 1992-1999 гг. общая убыль населения нашей страны составила 1,9%, однако при условии нулевого сальдо внешней миграции она могла бы быть в 2 раза больше.

Неточно сводить  миграционные процессы лишь к миграции рабочей силы. Хотя в периоды стабильного  и относительно спокойного мирового общественного развития главным  видом и движущей силой при территориальном передвижении является состояние рынков труда в различных регионах. Однако бывают достаточно продолжительные и нередко возникающие периоды так называемой вынужденной миграции, вызываемой воздействием выталкивающих факторов, к которым следует отнести военные конфликты, политические решения, глобальное экономическое реформирование. В эти периоды в движение приходит отнюдь не только экономически активное население, но и массы социально незащищенных категорий людей. Поэтому исключение из понятия “миграционное движение” различных видов так называемых внеэкономических миграций представляется искусственным.

Население или группы людей, участвующие в процессе переселения  обладают теми же социально-экономическими и демографическими характеристиками, что и стационарное население. Однако половозрастная структура населения, участвующего в миграционных процессах, структура по уровню образования и многие другие характеристики резко отличаются от тех, которыми обладает стационарное население. Поэтому, в случае, когда миграция приобретает масштабные размеры, она оказывает существенное воздействие на все воспроизводственные, а также социальные и политические процессы как в позитивную, так и в негативную стороны.

В 1960-90 годы примерно 3/4 российских мигрантов были моложе 30-и лет, по достижении этого возраста миграции почти прекращались. В прошедшее десятилетие (90-е годы) мигранты сильно “постарели”, доля молодежи, особенно в возрасте 15-19 лет, сильно уменьшилась, а все мигранты до 30-ти лет составляют менее 60% общего потока. Произошел сильный сдвиг структуры мигрантов в сторону зрелых и самых старших возрастов.

Для того чтобы квалифицировать  миграцию населения как объект управления и разработки соответствующей политики, необходимо определить основные влияющие на мотивацию к переселению факторы и побудительные причины миграции.

Несмотря на крайнее  разнообразие подходов к классификации  и самих классификаций факторов миграции, все специалисты единодушны в том, что побуждают к переселению  совокупные преимущества в условиях жизни в регионе вселения по сравнению с регионом выезда.

Понятием “условия жизни” объединяется вся окружающая человека среда - природная и социальная. Под факторами понимается лишь часть  условий, которые воздействуют на процесс миграции. В этом их вторичность. Становится ли тот или иной компонент окружающих человека условий фактором миграции, всецело зависит от природы конкретных явлений и процессов. Но не все факторы трансформируются в непосредственные причины, заставляющие свершиться само явление - миграцию.

К этому необходимо добавить, что миграция населения  помимо преимуществ в условиях жизни  зависит от сложившегося у определенной группы населения жизненного стандарта, т.е. от представления о том, что  является нормой, и какие отклонения от нормы являются преимуществами по сравнению с существующими условиями жизни.

А на формирование жизненного стандарта накладывает отпечаток  культура, традиции, восприимчивость  к их изменениям, т.е. этнические особенности  групп населения.

Какова иерархия факторов, влияющих на миграцию населения. Какие преимущества в первую очередь принимаются во внимание человеком при принятии решения о переезде?

Особое значение и это признается всеми учеными, имеют экономические факторы, в  основе которых лежит стремление мигрантов улучшить условия жизни. “Главное влияние на миграцию оказывают экономические факторы, важнейшим из которых является уровень жизни” - справедливо отмечает Д.Д. Москвин. И далее: “К важнейшим факторам, определяющим уровень жизни населения, в первую очередь относятся такие как заработная плата…. Возможность приложения труда…”.

В.И. Переведенцев отмечает: “Под экономическими факторами территориального перераспределения населения мы понимаем территориальные различия в условиях занятости, уровнях заработной платы и доходов, жилищной обеспеченности уровнях бытового обслуживания и т.д.” Таким образом, в первую очередь среди экономических факторов выделяются такие, как наличие рабочих мест, условия занятости, уровень доходов, перспективы решения жилищной проблемы, затем преимущества в удовлетворении запросов социального характера.

Все остальные являются подчиненными по отношению к экономическим. Даже такие объективные, постоянно  действующие факторы, как природные, в огромной степени определяют экономические условия, а значит, уже могут быть включены в многообразие экономических факторов.

Эти выводы были сделаны  в условиях функционирования социалистической, то есть исключительно плановой системы  хозяйствования. Тогда наличие дохода не являлось обязательным условием, как следствие, доступности всех социальных и бытовых благ. В нынешних условиях, когда от наличия материальных средств зависит возможность получения всех благ и услуг, так как предложение зависит от наличия платежеспособного спроса, этот тезис еще более актуален.

Цикличность экономического развития в странах запада  
в XX веке целиком совпадает с цикличностью миграционного притока и прироста населения.

Динамика процессов  занятости и миграционных процессов, происходящих на территории Российской Федерации в течение  
90-х годов прошлого столетия является неоспоримым тому доказательством.

Региональные изменения  в структуре занятости и уровне безработицы очень точно кореллируют  с динамикой и направлениями  миграционных потоков на территории Российской Федерации.

2. Классификации факторов  миграции

В классификации  факторов миграции нет недостатка, так как любой исследователь, который занимается анализом процесса, должен выстроить четкую логическую цепь фактор - причина - следствие (явление), в которой фактор занимает первое место.

Каждая классификация, также как и определение самого понятия “миграция населения” отвечает той или иной задаче, поставленной перед собой исследователем. Наиболее распространенными классификациями  факторов миграции являются именно те, которые проведены с целью определения возможностей регулирования их влияния на миграционные процессы: управляемые (факторы-регуляторы) и неуправляемые (факторы-условия). Выделяют и третью группу - не управляемых, но косвенно регулируемых.

Информация о работе Миграционная политика РФ