Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2011 в 08:59, реферат
Целями данной работы является следующее: определить понятие «миграционная политика», выявить факторы миграции, определить развитие и обеспечение равномерного регионального экономического развития, устранение региональной экономической асимметрии.
Введение………….........................................................................................3
1. Понятие «миграция населения»…………………………………………...5
2. Классификации факторов миграции…………………………………….10
3. Теории исследования миграционных процессов……………………….13
Миграционные процессы Е.Г. Равенштейна……………….…………...13
Миграционные процессы Л.Л. Рыбаковского……………………….….14
4. Миграция - как социальный процесс……………………………………15
5. Региональная политика…………………………………………………...17 Заключение……………………………………………………………...………..22 Список литературы
Для решения поставленной перед нами задачи наиболее верно в первую очередь подразделить все факторы на две большие группы:
· факторы притягивающие, побуждающее население переселяться в те регионы, где качество жизни, благодаря набору природных и экономических условий будет выше, чем в регионе предыдущего проживания;
· факторы выталкивающие, складывающиеся в регионах постоянного проживания обстоятельства, также природного или экономического характера, воздействие которых делает невозможным дальнейшее проживание в данном регионе, независимо от того, существуют ли условия в регионе переселения для успешной адаптации.
Как правило, действуют одновременно обе группы факторов, но решающее значение имеют отнесенные к первой группе. И только тогда, когда главенствующими и определяющими становятся факторы, отнесенные ко второй группе, миграция приобретает характер вынужденной. Иными словами, исходя из положений теории трехстадийности, при воздействии первой группы факторов планомерно протекают все три стадии миграционного процесса, а при воздействии второй группы факторов - первая стадия как самостоятельный процесс может быть пропущена или пройдена в крайне сжатые сроки, в связи с чем, третья стадия малоуспешна.
Первая группа факторов, в свою очередь, может быть подразделена на постоянно действующие и переменные, т.е. такие, параметры которых во времени могут быть относительно часто изменяемы. Их изменения могут происходить как непосредственно в процессе принятия решения в целях управления миграционным процессом, так и выступать в качестве следствия любого решения, не направленного на воздействие на миграционные процессы, т.е. опосредованно, косвенно.
Важным фактором, оказывающим воздействие на непосредственное принятие решение о миграции, который можно отнести к субъективной группе является наличие жизненного стандарта от которого зависит отношение к оценке условий жизни в потенциальном регионе вселения. На формирование жизненного стандарта накладывает отпечаток культура, традиции населения, восприимчивость к их изменениям, что связано в первую очередь, с этнической принадлежность потенциального мигранта или групп мигрантов. Часто совокупность факторов, составляющих жизненный стандарт, называют или приравнивают к этническим факторам миграции.
Реакция населения на изменение условий жизни в форме переселений наступает настолько быстро и адекватно, что, во-первых зачастую не удается адаптировать к наступившей реакции социально-экономическую структуру и инфраструктуру как принимающих так и теряющих население регионов, а во-вторых сманеврировать с помощь арсенала правовых и экономических инструментов для смягчения негативных последствий наступления такой реакции. Это зачастую превращает миграционные процессы из позитивного компонента социально-экономического развития, что составляет внутреннюю природу экономических миграций, в свою противоположность.
Таким образом, не сама по себе объективная реакция населения на изменение условий жизнедеятельности, выступающая в форме территориального перемещения населения приводит к негативным последствиям в различных формах, а неумение управленческих структур адекватно подготовиться к миграционным процессам и использовать их потенциал в позитивном направлении.
Убедительным примером реакции населения на изменения в условиях жизни является динамика миграционных процессов, произошедших в России в 90-е годы. А пример кризиса 1998 года прекрасно иллюстрирует скорость, с которой отражается в миграциях реакция населения на изменяющуюся ситуацию.
Анализ факторов,
степени и направлений
3. Теории исследования миграционных процессов
За сравнительно
небольшой исторический период, в
который миграция населения изучалась
и рассматривалась как
Такое разнообразие теоретических, научных подходов к изучению миграции населения является самым убедительным доказательством того, что миграционные процессы зависят и влияют на все стороны социально-экономических процессов.
3.1.Миграционные процессы Е.Г. Равенштейна
Одно из первых глубоких теоретических исследований миграционных процессов принадлежит английскому ученому Е.Г. Равенштейну, который в 1885 году на примере миграций в Великобритании и Северной Америке сформулировал одиннадцать миграционных законов. Многие из этих законов справедливы и до настоящего времени, что говорит об их объективном характере. Именно поэтому на них базируются многие теории в области миграции.
Основными из них являются следующие:
· больше всего миграций осуществляется на короткие расстояния;
· чем крупнее территориальный центр, тем более привлекательное влияние он оказывает;
· каждому миграционному потоку соответствует свой контрпоток;
· рост крупных городов в большей степени обусловлен миграцией населения, нежели естественным в нем приростом;
· масштабы миграции возрастают с развитием промышленности и торговли и особенно с развитием транспорта;
· экономические причины миграции являются определяющими.
Объективность законов, присущих миграции населения доказывает то, что недоучет их действия или полное игнорирование приводит к таким негативным последствиям как рост нелегальной миграции, нарушение в размещении производительных сил, недоразвитие транспортных связей, снижение уровня жизни, возникновение социальных конфликтов.
3.2. Миграционные процессы Л.Л. Рыбаковского
Для определения методологических подходов к разработке миграционной политики наиболее актуальной представляется разработанная Л.Л. Рыбаковским теория трехстадийности миграционного процесса, которая позволяет понять сущность миграции населения как объекта управления. В соответствии с этой теорией миграционный процесс состоит из трех стадий:
· исходная, или подготовительная
стадия, представляющая процесс формирования
территориальной подвижности
· основная стадия, или собственно переселение населения;
· заключительная, или завершающая стадия, выступающая как приживаемость мигрантов на новом месте.11
4. Миграция - как социальный процесс
Имея сложную природу и многофакторную зависимость от всего комплекса условий, существующих в окружающей человека среде, миграция населения может быть квалифицирована как наиболее многоплановый и многосторонний социальный процесс.
Если под управлением подразумевать воздействие на конкретные объекты, с целью их упорядочения, то при управлении миграционными процессами необходимо осуществлять воздействие на сложнейший социальный объект. В этом смысле управление миграционными процессами - это социальное управление.
Социальные процессы и социальные системы относятся к наиболее сложным, с точки зрения управления процессам, так как они зависят не только от элементов, воздействующих на процесс, но и от объекта, на который направлено управление - человека, носителя психологических реакций и движимый в своих действиях в зависимости от этих реакций.
В отличие от других видов процессов - естественных или технических, социальные процессы обладают собственным духовным состоянием, определенными качествами и структурой социального поведения. При управлении социальными процессами определенную сложность представляет сам объект управления, который активно реагирует на воздействие со стороны механизма управления.12
Именно в отношении социальных объектов эффективным управление может стать только при условии предварительного обоснования и разработки определенной политики в отношении развития конкретного объекта (системы).
Политикой мы называем систему социально-экономических ориентиров, взглядов, выраженную в форме определенных целей, принципов, задач и направлений развития объекта в процессе управления.
Нуждаются ли в управлении такие сложные социальные процессы как миграционные в условиях действия рыночных регуляторов экономического и социального развития? Или эта задача стоит только при административной системе управления?
Существует достаточно распространенная либеральная точка зрения, что государство вообще должно устраниться от управления миграционными процессами. Мы с ней не согласны по следующим причинам:
· как в плановой, так и в рыночной экономике процесс размещения населения зависит от действующих регуляторов, в первом случае плановых, во втором стихийных;
· действие рыночных
регуляторов побуждает
· для сглаживания
цикличного воздействия стихийных
рыночных регуляторов все экономически
развитые страны начиная с периода
подъема после сильнейшего
5. Региональная политика
Важным элементом бескризисного развития считается обеспечение равномерного регионального экономического развития, устранение региональной экономической асимметрии. Это означает, что уровень и условия жизни в отдельных регионах не должны резко отличаться друг от друга, для того, чтобы не происходил процесс резкого перелива и концентрации населения из одних регионов в другие, не создавался опасный уровень социальной напряженности в наиболее благоприятных регионах.
Рациональное размещение населения, как за счет внутреннего его перераспределения, так и за счет притока извне, сглаживает региональные противоречия, устраняет внутреннюю социально-экономическую напряженность. Любое цивилизованное государство следит за тем, чтобы не происходила чрезмерная концентрация населения и экономики в одних регионах и запустение в других.
Не случайно в
рамках Евросоюза, в Комиссии европейских
сообществ (Правительство ЕС) создана
и действует Генеральная
Главной целью этой политики является поддержание такого экономического развития регионов, которое обеспечивает занятость необходимой численности населения и, следовательно, рациональные миграционные потоки, поддерживался баланс населения.
В силу специфических
особенностей миграционных процессов,
зависимости от всего комплекса
социально-экономических и
1. Социальной политикой
в целом и всеми ее
2. Демографической
политикой. Являясь важной
3. Геополитикой, т.к. выступает мощным рычагом к перераспределению населения по территории страны. Численность населения отдельных регионов, его национальный и конфессиональный состав во все времена являлись либо средством, либо объектом экспансии. Кроме того, применительно к политике в области внешней миграции, необходимо учитывать двусторонние отношения с разными государствами, наличие партнерских и союзнических отношений с ними.