Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:32, реферат
Международные отношения издавна занимали существенное место в жизни любого государства, общества и отдельного человека. Происхождение наций, образование межгосударственных границ, формирование и изменение политических режимов, становление различных социальных институтов, обогащение культур, развитие искусства, науки, технического прогресса и эффективной экономики тесно связаны с торговыми, финансовыми, культурными и иными обменами, межгосударственными союзами, дипломатическими контактами и военными конфликтами - или, иначе говоря, с международными отношениями
Введение…………………………………………………………...…………....3
1 Основные теории международной политики……………………………….5
2 Современные тенденции развития международных отношений………….8
3 Участники международных отношений…………………………………...13
4 Россия в современном мире………………………………………………...17
5 Саммит ОБСЕ – большой прорыв в международных отношениях………21
Заключение……………………………………………………………………..25
Список использованных источников………
Почему иногда сложно принимаются решения в ОБСЕ? Потому, что нет устава и потому, что в ней действует правило 100%-ного принятия решений. От этого правила государства ЕС уже давно отошли, потому что, если одно государство что-то не устраивает, оно начинает подрывать сложившуюся у большинства позицию.
Отказ от этого подвинул бы организацию вперед, она стала бы больше, чем площадка для диалога. Принятие устава также помогло бы ОБСЕ преобразоваться в более эффективную организацию.
Прошедший 1-2 декабря в Астане саммит Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе стал событием огромной политической важности. Итоги этого форума продолжают обсуждаться во всем мире, и национальное информационное агентство «Казинформ» предлагает обзор наиболее интересных материалов, публикуемых в казахстанских и зарубежных СМИ, посвященных Астанинскому саммиту.
«Казахстанская правда» 7 декабря опубликовала статью «Миссия выполнена», в которой рассказывается о встрече посла по особым поручениям МИД Казахстана Мадины Джарбусыновой со слушателями Академии финансовой полиции. М. Джарбусынова отметила, что саммит ОБСЕ - это событие, которого ждала не только наша страна, но и вся мировая общественность.
«Нельзя отрицать, что некоторые страны скептически отнеслись к нашему председательству. Но в ходе ответственной миссии все сомнения отпали. Теперь мы с уверенностью можем сказать, что наша страна справилась с поставленной задачей», - сказала она.
М. Джарбусынова также отметила, что наша страна поставила перед собой непростые задачи, одна из них - это помощь в решении проблем Афганистана. В этом контексте Казахстан выдвинул целый ряд инициатив.
В российской газете «Известия» 7 декабря опубликована статья директора Центра по изучению процессов на постсоветском пространстве МГУ им. М.В. Ломоносова Алексея Власова под заголовком «Саммит. Перезагрузка».
«Едва ли будет преувеличением сказать, что председательство Казахстана в ОБСЕ стало знаковым событием не только для истории этой организации, но и для всей системы международных отношений. Стало очевидным, что грядет время перемен не только для главной диалоговой площадки в сфере европейской безопасности, но и для всех ведущих международных интеграционных структур», - отмечает эксперт. По его мнению, логика этих перемен заключается в том, что расширились границы понятия «европейская безопасность» - 35 лет спустя после подписания Заключительного акта совещания по безопасности в Хельсинки, стало понятно, что теперь нужно говорить о евразийском пространстве безопасности, не отделяя от «старой Европы» Центральную Азию и Южный Кавказ. Меняется и само содержание термина «безопасность», поскольку появились принципиально новые риски и вызовы - социальные, экономические, информационные.
«Необходима была политическая воля, для того чтобы побудить основные центры, силы внутри организации собраться за общим столом переговоров и договориться об общих «правилах игры», о принципах поведения в сфере безопасности, о новых инструментах и механизмах противодействия глобальным рискам. Эту роль с успехом выполнил Казахстан, первая страна-председатель ОБСЕ, представляющая постсоветское пространство. Астана выбрала верную линию поведения, позволившую решить эту сверхсложную задачу, сохранив баланс отношений между Востоком и Западом. Конечно, в какой-то мере Казахстан опирался на опыт многовекторной политики, проводимой с момента обретения страной независимости. Безусловно, огромную роль сыграли личный авторитет президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, его роль как менеджера и модератора «евразийского диалога». Именно усилия казахстанского лидера по возрождению ОБСЕ позволили реанимировать диалог в сфере безопасности и перейти к строительству «нового здания» организации, основываясь на прочном фундаменте Хельсинкских принципов», - пишет А. Власов.
Новостной интернет-портал «Дельфи» 4 октября опубликовал статью «Эксперт видит в Литве прагматичного председателя ОБСЕ», в которой приводится мнение доцента Латвийского университета Юриса Пайдерса, который считает, что председательство Казахстана в определенном смысле облегчило председательство Литвы в Организации.
«Фактически к концу дня стало ясно, что принятие плана действий невозможно, И оставшееся время было посвящено поиску компромисса. На мой взгляд, главное заключается в том, что Организация показала, что она может достичь компромисса, что и выразилось в принятии Астанинской декларации», - говорит эксперт.
Ю. Пайдерс подчеркнул, что у него не было надежды на то, что один саммит решит все наболевшие проблемы, среди которых он назвал три главных: Приднестровье, Нагорный Карабах, Грузия. Их невозможно быстро и легко решить, уверен он. По его мнению, для этого необходимо время - для того, чтобы сменилось поколение лидеров в конфликтующих странах.
«Чтобы собрать такое количество лидеров стран из стран Европы и Азии, нужен лидер с высоким международным авторитетом, которым Назарбаев обладает. Организация саммита такого уровня - дело непростое, но Казахстан обладает такими возможностями. И его заслуга заключается в том, что Казахстан создал платформу для официального и неофициального общения. Если есть желания принять определенные решения, то на этой платформе их можно решать. Казахстан может собрать всех вместе, но не может заставить принять решение Россию или какую-либо другую страну», - считает эксперт.
Азербайджанское информационное агентство «Тренд» 5 декабря опубликовало интервью с депутатом Меджлиса Азербайджана, политологом Расимом Мусабековым. По поводу совместного заявления стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, Азербайджана и Армении, принятого в ходе саммита ОБСЕ в Астане, Р. Мусабеков отметил: «Очень важно, что в нем не просто подтверждены заявления президентов США, Российской Федерации и Франции в Аквиле (Италия) 10 июля 2009 года и Мускоку (Канада) 26 июля 2010 года, в которых обозначены шесть базовых принципов урегулирования конфликта, но и то, что сделано это уже с участием президентов Азербайджана и Армении. Следовательно, президент Армении Серж Саргсян согласился, тем самым, на вывод войск с оккупированных территорий, возвращение всех внутренне перемещенных лиц и беженцев в места их постоянного проживания, и даже на проведение голосования, опровергнув все заявления армянской стороны об уже де-факто состоявшихся «референдумах» и «окончательном решении статуса Нагорного Карабаха».
«Хотя на саммите ОБСЕ в Астане не произошло прорыва в переговорах по урегулированию карабахского конфликта, но удалось зафиксировать позиции, по которым ранее достигнуто согласие конфликтующих сторон и стран-посредников», - сказал азербайджанский политолог.
На сайте «Дойче велле» 3 декабря размещен материал «Итог саммита в Астане мог быть хуже», в котором посол ОБСЕ Херберт Зальбер отмечает, что все могло быть и намного лучше, если бы стороны пришли к согласию в вопросе о том, на чем следует ОБСЕ сосредоточить свои действия в будущем. Но могло быть и намного хуже, если бы никакой совместной декларации не было принято вообще.
«В ОБСЕ, как и в других международных организациях, уже годами копится напряжение. Это объясняется тем, что время, когда царили единение и общие представления о международной политике безопасности, сменилось временем, когда эти представления разошлись. Факт состоит в том, что многие страны, прежде всего Запада, придерживаются иных представлений, нежели Россия и некоторые государства Центральной Азии», - считает Х. Зальбер.
На сайте Белорусского информационного агентства «БЕЛТА» опубликована статья «Саммит ОБСЕ в Астане принес Беларуси конкретные внешнеполитические результаты», в которой отмечается, что прошедший в Астане саммит Организации можно считать успешным уже потому, что он все-таки состоялся, впервые за 11 лет, а его участники смогли прийти к консенсусу относительно итоговой декларации.
«Надо отдать должное казахстанской дипломатии: Астана таки сумела под занавес своего председательства в ОБСЕ собрать за одним столом представителей 56 государств-членов, для того, чтобы после затянувшейся паузы обсудить проблемы «Европы без разделительных линий» с участием всех заинтересованных игроков», - говорится в статье.
В публикации также сообщается, что некоторые из идей, высказанных белорусским Президентом, нашли отражение в итоговой декларации саммита в Астане. В частности, это касается необходимости укрепления в рамках ОБСЕ диалога по энергетической безопасности и достижения единства государств-членов в противостоянии транснациональным угрозам, в том числе незаконной миграции, распространению оружия массового поражения, наркотрафику и торговле людьми.
Заключение
Рассмотрев международные отношения, которые существуют между государствами, регулируются через созданные ими международные организации. Эти международные организации возникли на определенной ступени развития человеческого общества.
Государства путём соглашений между собой создают нормы международного права и образуют различные межправительственные организации. Именно от государств зависит стабильное функционирование международной системы в целом. Поскольку государства во всех созданных международных организациях обладают реальной силой, то они сами и через созданные организации обеспечивают соблюдение и выполнение международных обязательств. Создание международных организаций основано, прежде всего, на основе свободного согласования и волей суверенных государств. Выражение своего согласия на создания тех или иных международных организаций является заключение конкретных международных договоров.
Список использованных источников
1. Цыганков, П. А. “Международные отношения”.//П.А.Цыганков -М.: 1998г. -115с.
2. Манов, Г.Н. “Государство и политическая организация общества”.// Г.Н. Манов - М.: Изд-во “Наука”, 1995г. -159с.
3.Зайцева,О.Г.“Международные
межправительственные организации”//О.Г.Зайцева-М.:
4. “Международные отношения” http://referat.kulichki.net
5. Мурадян, А. А. “Самая благородная наука” (Об основных понятиях международно-политической теории).//А.А.Мурадян - М .: 1998г.-209с.
Цель работы: Рассмотреть сущность международных политических отношений
Задачи:
- анализ научной и учебной литературы по теме работы;
- рассмотреть основные
характеристики международных
- на практическом примере
показать результаты
Информация о работе Международные политические отношения: понятие и сущность