Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 14:32, реферат
Международные отношения издавна занимали существенное место в жизни любого государства, общества и отдельного человека. Происхождение наций, образование межгосударственных границ, формирование и изменение политических режимов, становление различных социальных институтов, обогащение культур, развитие искусства, науки, технического прогресса и эффективной экономики тесно связаны с торговыми, финансовыми, культурными и иными обменами, межгосударственными союзами, дипломатическими контактами и военными конфликтами - или, иначе говоря, с международными отношениями
Введение…………………………………………………………...…………....3
1 Основные теории международной политики……………………………….5
2 Современные тенденции развития международных отношений………….8
3 Участники международных отношений…………………………………...13
4 Россия в современном мире………………………………………………...17
5 Саммит ОБСЕ – большой прорыв в международных отношениях………21
Заключение……………………………………………………………………..25
Список использованных источников………
1. Россия отвергает всякую
войну, применение военной
2. Краеугольным камнем
нашей внешней политики стало
положение о том, что Россия
ни к одному государству не
относится как к своему
3. Заявлено, что Россия
будет защищать не идеологию,
а свои жизненно важные
4. Внешняя политика не должна быть «затратной», а быть взаимовыгодной.
Все больше людей в России осознают, что сохранение суверенитета, целостности и единства России выступает в качестве ее главного национального интереса. И, исходя из этого, складываются основные направления внешней политики Российского государства.
Первостепенной важности задачей внешней политики России является установление нормальных доверительных отношений со странами Запада.
В решении задач консолидации мирового сообщества важное место занимает Европа. Для стран Западной Европы Россия и в ближайшие годы будет поставлять нефть, газ, химические продукты, пиломатериалы и другое сырье.
Но Россия является также крупнейшей азиатской державой, и для стран Ближнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии Россия может стать партнером именно как сильная промышленная страна, как центр науки, культуры и образования.
Уникальное географическое положение России должно быть также использовано к ее экономической и политической выгоде. Через Россию идут самые удобные пути, соединяющие страны Западной Европы и Тихоокеанского региона. Поэтому Россия призвана сыграть роль связующего звена между Западом и Востоком.
Наряду с защитой своих сугубо национальных интересов, Россия должна принимать активное участие в решении глобальных проблем современности.
Однако самыми важными
условиями обретения достойного
статуса в международных
3 Участники международных отношений
Современная политическая наука рассматривает в качестве основных участников (актеров) международных отношений суверенные государства, межгосударственные объединения и международные (правительственные и неправительственные) организации. Важнейшим признаком государства как участника международных отношений является государственный суверенитет. Суверенитет означает, что данный социальный субъект не признает в отношении себя никакой другой власти, кроме собственной, никаких других обязательств, кроме тех, которые были взяты им на себя добровольно или под воздействием объективных обстоятельств.
Следует различать понятия государственного и национального суверенитета. Национальный суверенитет — совокупность прав нации, позволяющая ей сохранять свое существование, национальную самобытность и обеспечивать благоприятные условия для своего развития. Для достижения национального суверенитета не обязательно образовывать национальное государство. Национальный суверенитет может быть реализован в таких формах, как национально-культурная автономия, федеративное или конфедеративное государственное устройство.
Наряду с отдельными национальными государствами в международных отношениях принимают участие также различные коалиции государств, блоки, интеграционные группировки, т.е. межгосударственные объединения, участники которых не теряют своей самостоятельной роли в системе межгосударственных отношений. В межгосударственном объединении могут возникать специальные механизмы для координации внешнеполитического поведения его участников. Функции таких механизмов состоят как в простом обмене информацией, так и в согласовании отдельных элементов внешне -
неполитической идеологии,
политики и стратегии на международной
арене, в совместной разработке и
совместном осуществлении
В прошлом основным видом межгосударственных объединений
были коалиции, создававшиеся, как правило, лишь для подготовки и
ведения военных действий. После Второй мировой войны сложились
лишь различные военно-политические союзы: НАТО, ОВД, СЕАТО, СЕНТО, АНЗЮС и некоторые др. Большинство этих союзов распалось еще в ходе «холодной войны», а Варшавский договор прекратил свое существование после ее окончания. Сохранился лишь Североатлантический договор— НАТО, но эта организация в со -временных условиях меняет стратегию и приспосабливает функции к новой международной действительности, одновременно рас -ширяя число своих членов.
Сегодня возрастает значение интеграционных группировок иного характера, ярким примером которых может служить Европейское сообщество, преобразовавшееся в ходе экономической и политической интеграции в Европейский союз. Фактически и СНГ на сегодняшний день представляет собой межгосударственное объединение, правда, аморфное, с неясными перспективами.
Близким, но не тождественным понятию «межгосударственное объединение» является понятие «международная организация» Международные организации во второй половине XX столетия стали важным фактором международных отношений. Основные признаки международной организации следующие:
Каждая международная организация — это форум государств — участников межгосударственных отношений, где проходят интенсивные переговоры по общим и специальным вопросам, изыскиваются пути решения спорных вопросов между ними, устанавливаются и развиваются их отношения. Международная организация относительно самостоятельна: она вступает в межгосударственные отношения от своего имени, представляет все участвующие в ней государства в собственных решениях, в заключаемых ею международных договорах и соглашениях с другими государствами или международными организациями. Подобная организация межгосударственного характера признается субъектом международного права. Как субъект межгосударственных отношений, а, следовательно, и международного права международная организация призвана играть конструктивную роль в упрочении международной законности, укреплении взаимопонимания, развитии взаимовыгодных отношений между государствами, решении спорных вопросов, поддержании мира и безопасности. Такая роль международной организации делает ее важным элементом системы межгосударственных отношений как отношений мира и мирного сосуществования.
Международные организации отражают объективную тенденцию усиления взаимосвязи и взаимозависимости всех явлений и процессов в современных межгосударственных отношениях. Будучи порождением таких объективных закономерностей развития, межгосударственных отношений, как мирное сосуществование государств, международное разделение труда, интернационализация мирохозяйственных и иных связей государств, международные организации в свою очередь оказывают влияние на реализацию данных закономерностей, создавая для этого благоприятные условия.
Вместе с тем международные организации действуют и развиваются, подчиняясь собственным законам. К их числу, в частности, можно отнести необходимость соответствия структуры и принципов создания и деятельности международных организаций общепризнанным принципам и нормам международного права, целесообразность функционирования именно в той области международных отношений, рамки которой определены уставом данной организации.
В научной литературе предлагается несколько принципов классификации международных организаций. При этом наиболее существенным является их деление на межгосударственные и неправительственные (т.е. на основе характера членства). Наряду с этим делением существует целый ряд международных организаций смешанного типа. В них участвуют как правительства или государственные ведомства, так и общественные организации, и индивидуальные члены.
Особое место в современном мире, несомненно, принадлежит Организации Объединенных Наций. Созданная в 1945 г., ООН замышлялась как универсальный инструмент поддержания всеобщего мира и безопасности. Однако начавшаяся в период «холодной войны» конфронтация между крупнейшими державами, их попытки использовать ООН в собственных интересах подорвали эффективность деятельности этой организации в целом. В новых условиях возродилась надежда на то, что цели и задачи, провозглашенные Уставом ООН в момент ее создания, не будут больше просто декларацией.
С деятельностью ООН связаны сегодня и надежды на решение ряда проблем, обострившихся в последние десятилетия. Это относится, прежде всего, к одним из наиболее значимых и перспективных областей деятельности ООН — проблемам состояния мирового хозяйства и многостороннего экономического взаимодействия.
ООН, безусловно, не может подменить собой сеть многосторонних организаций и институтов, осуществляющих регулирование международных валютно-финансовых отношений, но через ООН можно было бы приступить к устранению возрастающих диспропорций в глобальной экономике и ликвидации бедности и нищеты в различных районах мира. В последнее время выдвигается множество предложений об улучшении структуры самой ООН, повышении эффективности отдельных ее органов и пересмотре Устава.
Ставится вопрос о расширении Совета Безопасности, причем речь идет не только об увеличении числа его непостоянных членов, но и о введении в состав Совета Безопасности новых постоянных членов. Предлагается реформировать и деятельность Генеральной Ассамблеи ООН. В частности, сократить общее число принимаемых резолюций, делать упор на реально выполнимых, исходить при этом из критериев приоритетности решаемых задач, их практической значимости. Предлагается также усовершенствовать структуру Генеральной Ассамблеи за счет активизации уже существующих в ее рамках вспомогательных органов и, возможно, создания ряда новых в целях предметного рассмотрения приобретающих особую актуальность проблем.
Все межправительственные организации подразделяются на организации системы ООН и региональные организации. Международные региональные организации могут действовать только в соответствии с принципами Устава ООН, и призваны решать вопросы сотрудничества и безопасности государств определенного региона. По данным Центра исследований международных организаций в Брюсселе, количество региональных организаций составляет примерно 80% от всех межправительственных организаций
Таким образом, система международных организаций прочно вошла в структуру системы межгосударственных отношений как важный элемент, без которого функционирование этой системы практически невозможно, особенно сегодня, когда совместных усилий требует решение глобальных проблем, когда существует объективная необходимость коллективной безопасности. Роль данного элемента системы международных отношений будет, очевидно возрастать.
По своему характеру международные отношения подразделяются на политические, экономические, научно-технические, идеологические, культурные, военные. Среди них на первом месте, несомненно, стоят международные политические отношения, которые характеризуются тем, что это отношения государств. Любая проблематика межгосударственных отношений, ставшая предметом государственной политики, в том числе и внешней, пройдя сквозь механизм и процесс разработки и осуществления данной политики, приобретает политический характер, воплощается в межгосударственных политических отношениях. Экономические, научно-технические, идеологические, культурные и военные отношения воздействуют на политические отношения, преломляясь через внешнюю политику через процесс формирования и реализации внешней политики государств
Любые внутри общественные явления превращаются в объект межгосударственных политических отношений лишь тогда, когда они опосредованно становятся предметом внешней политики государств, воплощаются во внешнеполитические цели, внешнеполитическую деятельность.
Отделить собственно политические отношения государств, иначе говоря, отношения по поводу конкретно-исторических проблем – в отличие, например, от экономических, научно-технических, культурных и т.д. — весьма трудно, а порою невозможно. Всякое такое «отделение» носит условный характер и предполагает постоянный учет реального взаимодействия собственно политических проблем с другими.
4 Россия в современном мире
Для того чтобы оценить реальное положение современной России в системе международных отношений, следует определить ее внешнеполитический потенциал. Под внешнеполитическим потенциалом понимают совокупность факторов, которые в той или иной степени способствуют достижению целей внешней политики государства. Сущность внешнеполитического потенциала выражается такими понятиями концепции политического реализма, как «сила государства», или «национальная сила». Как уже было сказано, родоначальник данного направления Г. Моргентау определил, данное понятие исходя из восьми критериев.
Информация о работе Международные политические отношения: понятие и сущность