Международная деятельность БССР 1950-1980гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Внешнеполитическая активность БССР на протяжении 1950-1980гг. претерпела заметную эволюцию. В течение этого времени сохранялось сотрудничество БССР с такими государствами как Югославия, Болгария, Италия, Румыния, Венгрия, Финляндия и другие. БССР в 1945г. вместе с другими странами вступила в качестве страны – учредителя Организации Объединённых наций, данная организация призвана бороться за укрепление всеобщего мира и международной безопасности, налаживание сотрудничества и дружественных отношений народов. Беларусь вышла на международную арену в качестве субъекта международного права, самостоятельного члена международных отношений. Создание Организации Объединенных Наций явилось одним из главных итогов Второй мировой войны. Соглашение об учреждении международной организации, пришедшей на смену Лиги Наций, было достигнуто в феврале 1945 года на Ялтинской конференции. Там же было принято решение о созыве 25 апреля 1945 года в Сан-Франциско Конференции Объединенных Наций для подготовки Устава организации в соответствии с положениями, выработанными во время переговоров в Думбартон-Оксе (США) в августе - сентябре 1944 года.

Содержание

Введение:
Основная часть:
Раздел I
БССР - одна из учредительниц ООН; Международная деятельность БССР, как итог – независимая Республика Беларусь в составе ООН.
Участие БССР в деятельности Международной организации труда (МОТ). Взаимодействие Республики Беларусь и МОТ.
Раздел II
БССР-США: дипломатия периода "холодной войны".
Раздел III
Развитие торгово-экономических отношений БССР с зарубежными странами.
Культурные, научные, спортивные и туристические связи БССР.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 65.40 Кб (Скачать)

     Своеобразие в отношения БССР и США привносил  фактор белорусской эмиграции в  Америке. Особую нервозность официальному Минску придавал даже не сам факт существования  эмиграции, а то, как ее принимали  и воспринимали в США.

     Отношение официального Вашингтона к белорусской  эмиграции являлось весьма лояльным, более того, доброжелательным и подчеркнуто  внимательным. Примером внимательности и доброжелательности к белорусской  эмиграции являлось то, что официальные  лица США на государственном уровне отдавали дань уважения эмиграции в  ее стремлении сохранить идеалы Белорусской  Народной Республики на американской земле. Например, 25 марта 1956 г., день празднования 38-й годовщины провозглашения БНР, мэр Нью-Йорка Роберт Ф.Вагнер официально объявил Днем Беларуси в Нью-Йорке. В марте 1957 г. губернаторы штатов Нью-Джерси и Мичиган также официально объявили 25 марта Днем Беларуси в своих штатах с проведением соответствующих государственных мероприятий по случаю данной даты.

     В марте 1958 г. по случаю празднования 40-летия  провозглашения БНР президент США  Д.Эйзенхауэр через своего помощника  Адамса передал председателю Белорусско-американской ассоциации К.Мерляку личное послание, в котором поздравил всех белорусов, проживающих в США с тем, что  они отмечают этот день на американской земле.

     Помимо  этого, вице-президент Р.Никсон накануне принял в Капитолии белорусскую  делегацию и имел с ней продолжительную  беседу. Более того, впервые в  истории сената США сенаторы от штатов Миннесота, Огайо, Мичиган, Нью-Джерси, Иллинойс и другие, всего более 20, выступили в Конгрессе и поздравили белорусскую эмиграцию в США  по случаю Дня провозглашения ВНР.

     30 марта  1958 г. в Нью-Йорке, в гостинице  Балтимор, состоялось собрание белорусской  эмиграции, на котором с докладом  выступил президент ВНР Н.Абрамчик, зачитавший приветствие Д.Эйзенхауэра.  С приветственными речами выступили  10 губернаторов штатов, свыше 20 сенаторов  и членов Палаты представителей. Празднование провозглашения ВНР  отмечалось и в других городах  США - Чикаго, Кливленде, Детройте. Все эти мероприятия естественно  нашли отражение в средствах  массовой информации США.

     МИД БССР, естественно, охарактеризовал  проведенные мероприятия как  антисоветскую кампанию, организованную "американскими реакционерами", которая была направлена против "Белорусской  ССР и белорусского народа". МИД  также выразил сожаление, что  в кампанию включился Президент  США, сенаторы и члены Палаты представителей.

     Безусловно, американцы использовали проведение подобных мероприятий и поддерживали белорусскую  эмиграцию в пику Москве, так как  именно Москва полностью определяла внешнюю политику БССР. Однако необходимо учитывать и то, что провозглашенные  в Декларации независимости США  свободы и ценности, характерные  для открытого общества, не оставались для США пустым звуком. Эти ценности и свободы американское правительство  и народ хотели распространить и  на другие государства.

     Отметим, что так широко день провозглашения БНР отмечался не каждый год, и  не каждый год Президент США направлял  приветственные телеграммы представителям белорусской эмиграции. Однако в  Палате представителей так называемый "белорусский вопрос" слушался не единожды.

     В заключение этого, хочется выразить надежду, что  дипломатия времен "холодной войны" станет достоянием истории, как стала  уже достоянием истории и историков  сама "холодная война". Республика Беларусь должна по праву занять свое место суверенного и независимого государства в международном  сообществе. Однако это в первую очередь зависит от самой Беларуси, ее стремления избавиться от рецидивов  мышления и стереотипов времен "холодной войны". 
 

     Развитие  торгово-экономических  отношений БССР с  зарубежными странами. 

     Важное  место в международной деятельности БССР занимало развитие экономических  связей с зарубежными странами. Говоря об этом, необходимо учитывать геополитическое  положение Беларуси. Через ее территорию проходили пути сообщения с Востока  на Запад и с Севера на Восток. Широкая сеть автомобильных, железнодорожных, воздушных, водных путей сообщения  давало возможности вести разностороннее торгово-экономическое сотрудничество, как с бывшими республиками СССР, так и с Европейскими странами.

     На  территории республики располагались  многочисленные предприятия общесоюзного подчинения, которые занимались производством  продукции для нужд военно-промышленного  комплекса. Они оснащались новейшим отечественным и зарубежным оборудованием, выпускали продукцию мирового уровня. Тут концентрировались наиболее квалифицированные кадры инженеров, техников и рабочих.

     В республике, особенно в Минске, была создана  сеть академических и отраслевых научно-исследовательских институтов, конструкторских организаций и  лабораторий, которые занимались научно-исследовательской  работой, укоренением итогов ее в  производство. Многие фундаментальные  теоретические и технические  разработки отвечали мировому уровню или превосходили его.

     Нельзя  не учитывать и тех обстоятельств, что предприятия республики почти  всегда выполняли пятилетние планы  развития народного хозяйства по всем основным показателям. Здесь была лучшая трудовая и договорная дисциплина.

     В тоже время существовала широкая кооперация. Только на нужды беларуских заводов  по выпуску тракторов и самосвалов работало более 2 тыс. предприятий из других союзных республик. Поэтому конкурентно способность белорусских машин и оборудования от тысяч поставщиков комплектующих деталей.

     Беларусь, как и другие союзные республики, бывшего СССР, не имела самостоятельного выхода за границу в экономических  отношениях. Реализация товаров, созданных  на экспорт предприятиями республики, занимались Министерство зарубежной торговли СССР и его внешнеторговые объединения. Беларусь выступала в качестве поставщика товаров по заказам этих ведомств.

     Вступление  в ООН, развитие экономики в послевоенный период позволили Беларуси выйти  на путь широко экономического сотрудничества с социалистическими, капиталистическими и развивающимися странами.

     В августе 1945 г. БССР вступило в ряды ЮННРА (Администрации  Объеденных Наций для оказания помощи и обновления пострадавших в годы войны стран). Учитывая очень тяжелое  экономическое положение Беларуси после войны, ООН в декабре 1944 г. приняло решение об оказании ей помощи. Оно предусматривало экономическую  поддержку деньгами в размере 61 млн. долларов. Эти средства выделялись на обновление хозяйства, обеспечение  населения самыми необходимыми средствами существования: едой, одеждой, обувью, лекарствами и т.д.

     Размер  этой помощи был мизерный. В пересчете  на душу населения он составлял 5,8 долларов, в то время как на долю одного жителя Греции выходило 46,7 долларов помощи. Однако и эта поддержка белорусскому народу была чрезвычайно необходима. Совет республики высказал благодарность  в адрес ООН.

     В 1996 г. Комитет помощи детям-сиротам  обратился в ЮНРРА с просьбой о выделении средств. В ответ  ООН направило в качестве гуманитарной помощи детям-сиротам 10 млн. долларов. США со своей стороны выделили на эти цели 100 тыс. долларов.

     Вторая  мировая война откинула хозяйственное  развитие Европы на десятилетия назад. Чтобы отстроить разрушенное, необходимо было опереться на помощь и поддержку  экономически мощной державы. Страны Восточной  Европы получали такую помощь со стороны  СССР, который сам был разрушен войной. Страны Западной Европы, и самая  первая Западная Германия, опирались  на поддержку США. Была создана единая экономическая система сотрудничества западных стран Европы (ЕС).

     США являлись самым мощным государством. На протяжении более чем 200 лет на ее территории не велось войн. Во время  второй мировой войны доход ее монополии составил 117 млрд. долларов, в то время как за пять предвоенных  лет - 17 млрд. долларов. США подчинили  себе многочисленные мировые пути торгово-хозяйственных  отношений, места добычи сырья, энерго-топливные, денежные и др. средства. Поэтому  главной целью управляющие круги США в послевоенный период видели в установлении не только геополитического, но и геоэкономического господства в мире В 1945 г. в Мексике на конференции стран Латинской Америки была принята “Экономическая Хартия”, которая снимала все препятствия и ограничения для проникновения американского капитала в странны Латинской Америки.

     С 1947 г. США начали осуществлять “План  Маршала” - план экономической помощи и преобразований в странах Европы и Японии. После начала “холодной  войны” США стали резко отходить от политики сотрудничества с СССР. Они потребовали от него вернуть  долги по ленд-лизу, приостановили всяческую экономическую поддержку и торговлю. В 1951 г. конгресс США законом запретил странам, которые получали их помощь, иметь любые хозяйственно-экономические связи с СССР. Это привело к сокращению товарооборота между СССР и капиталистическими государствами с 1948 по 1955 на 35 %.

     В январе 1949 г. был создан Совет Экономической  Взаимопомощи (СЭВ). В него вошли  СССР, Польша, Болгария, Венгрия и  другие страны Восточной Европы. Позже  присоединились ГДР, Куба, Вьетнам. Главной  целью деятельности СЭВ являлось развитие экономического сотрудничества, обмен производственным опытом, передача научно-технической информации, промышленная кооперация, расширение экономической  интеграции в разных отраслях производства и т.д.

     С этого  момента начинается новый период внешнеэкономических отношений  Беларуси с зарубежными странами. Экономика республики как составная  часть единого хозяйственного комплекса  СССР была включена в внешнеэкономические  связи с разными странами мира.

     В 40-х  годах экономическое сотрудничество было ограниченным. Хозяйство республики было полностью разрушено. Экономическая  помощь шла главном образом из тех союзных республик, которые  не подверглись немецко-фашисткой  оккупации. В то же время сельскохозяйственная продукция, сырью, изделия промышленности Беларуси направлялись в социалистические страны, в первую очередь в те, где находились советские войска. Боле значительные изменения в развитии экономического сотрудничества с социалистическими странами Восточной Европы начинается с середины 50-х годов. В 1952 г. в Минске было создано отделение Всесоюзной торговой палаты, через которую осуществлялась целенаправленная политика в отрасли внешнеэкономических отношений.

     Увеличились поставки машин и промышленного  оборудования из республики в первую очередь социалистические странам Европы. Большим спросом пользовалось продукция таких предприятий, как Маз, Гомсельмаш, МТЗ, станкостроительных заводов Минска, Витебска и др. На долю стран СЭВ приходилось более 2/3 экспортных поставок из БССР.

     Во  второй половине 50-х годов продукция  более 120 предприятий республики поставлялась на экспорт. Значительно расширились  поставки автомобилей, самосвалов, тракторов, металлообрабатывающих станков, снегоочистителей, подшипников, электрооборудования, радиотехники, швейной продукции. Главное место  в структуре экспорта занимала продукция  машиностроения и металлообработки, которая увеличилась почти в 3 раза.

     В 1957 г. белорусские тракторы экспортировались в 20, а автомобили в 21 страну мира. Станки покупали почти все социалистические страны, а также Австрия, Индия, Финляндия. Наравне с автомобильной, тракторной, станкостроительной продукцией, значительно большее значение получает выпуск на экспорт радиоприемников, электроизмерительных и магнитно-электронных приборов, генераторов, амперметров, вольтметров и др.

     Электротехническим  оборудованием из Беларуси оснащались новые предприятия, которые строились  с помощью СССР в разных странах  мира. В том числе Бхилайский металлургический комбинат в Индии, Ассуанская ГЭС  в Египте и др.

     Развитию  экономических связей способствовало участие предприятий в международных  ярмарках, торгово-промышленных выставках  которые происходили ежегодно в  разных странах. В 1956 г. Белорусские  товары демонстрировались на 15 международных  выставках. На Брюссельской выставке 1958 года премией “Гран-при” и Золотые медали получили самосвал МАЗ-530, трактор МТЗ-70, самоходный сельскохозяйственный комбайн и др. Продукция белорусских предприятий.

     Беларусь  не только поставляла продукцию на экспорт, но и получала импортную  продукцию. В первую очередь это  были сельскохозяйственная техника, средства транспорта и связи, медицинское  оборудование промышленные и пищевые  товары, сырье для легкой и пищевой  промышленности. В 50-х годах Беларусь получала из Египта, Сирии, Ирана, Афганистана, Пакистана хлопковое сырье, из Индии, Марокко, Аргентины, Уругвая - овечью шерсть, из Индонезии и Малайзии натуральный  каучук, из Ганы, Нигерии, Бразилии, Эквадора - сырье для кондитерской промышленности и т.д.

     Однако  экономические отношения с капиталистическими странами в это время были сложными. С одной стороны, это объяснялось  противостоянием двух социально-политических систем не желанием капиталистических стран утрачивать свои традиционные рынки сбыта. С другой низким техническим уровнем части продукции социалистических стран. Не всегда дальновидную политику проводили правящие круги СССР, отдавая предпочтение экспорту сырья, энергетическо-топливных ресурсов вместо улучшения качества товаров.

Информация о работе Международная деятельность БССР 1950-1980гг