Международная деятельность БССР 1950-1980гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Внешнеполитическая активность БССР на протяжении 1950-1980гг. претерпела заметную эволюцию. В течение этого времени сохранялось сотрудничество БССР с такими государствами как Югославия, Болгария, Италия, Румыния, Венгрия, Финляндия и другие. БССР в 1945г. вместе с другими странами вступила в качестве страны – учредителя Организации Объединённых наций, данная организация призвана бороться за укрепление всеобщего мира и международной безопасности, налаживание сотрудничества и дружественных отношений народов. Беларусь вышла на международную арену в качестве субъекта международного права, самостоятельного члена международных отношений. Создание Организации Объединенных Наций явилось одним из главных итогов Второй мировой войны. Соглашение об учреждении международной организации, пришедшей на смену Лиги Наций, было достигнуто в феврале 1945 года на Ялтинской конференции. Там же было принято решение о созыве 25 апреля 1945 года в Сан-Франциско Конференции Объединенных Наций для подготовки Устава организации в соответствии с положениями, выработанными во время переговоров в Думбартон-Оксе (США) в августе - сентябре 1944 года.

Содержание

Введение:
Основная часть:
Раздел I
БССР - одна из учредительниц ООН; Международная деятельность БССР, как итог – независимая Республика Беларусь в составе ООН.
Участие БССР в деятельности Международной организации труда (МОТ). Взаимодействие Республики Беларусь и МОТ.
Раздел II
БССР-США: дипломатия периода "холодной войны".
Раздел III
Развитие торгово-экономических отношений БССР с зарубежными странами.
Культурные, научные, спортивные и туристические связи БССР.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 65.40 Кб (Скачать)

     В 1967 г. Президиум Верховного Совета БССР ратифицировал пять конвенций:

       № 14 «О еженедельном отдыхе  в промышленности»;

       № 106 «О еженедельном отдыхе  в торговле и учреждениях»;

       № 115 «О защите от радиации»;

       № 120 «О гигиене труда в торговле  и учреждениях»;

       № 122 «О политике в области  занятости». 

     В декабре 1969 г. было решено ратифицировать конвенции:

       № 27  «Об указании веса грузов, перевозимых на судах»;

       № 32 «О защите докеров от  несчастных случаев»;

     № 116 «О пересмотре заключительных статей (конвенций, принятых Генеральной конференцией МОТ на своих первых 32 сессиях, с  целью унификации положений о  подготовке Административным советом  Международного бюро труда докладов о применении конвенций. — А. Р.);

     № 119 «О снабжении машин защитными  приспособлениями»;

     № 123 «О минимальном возрасте допуска  на подземные работы»;

     № 124 «О медицинском освидетельствовании  молодых людей для подземных  работ»

     Ратифицированные  в период 1950—1970-х гг. конвенции  МОТ были учтены при разработке Основ  законодательства Союза ССР и  союзных республик о труде (1970 г.) и Кодекса законов о труде  Белорусской ССР (1972 г.). Последний  документ не содержал прямых ссылок на международно-правовые нормы в трудовой сфере, но в целом выдерживал курс на сближение норм трудового права  и международных стандартов. Кодекс закреплял основные принципы социалистических трудовых отношений; в нем отмечалось, что «впервые после столетий подневольного  труда на эксплуататоров трудящиеся получили возможность работать на себя, на свое общество». Статья 2 Кодекса  зафиксировала основные трудовые права  рабочих и служащих: «рабочие и  служащие имеют право на гарантированную  государством заработную плату соразмерно количеству и качеству затраченного труда, право на отдых в соответствии с законами об ограничении рабочего дня и рабочей недели и о  ежегодных оплачиваемых отпусках, право  на здоровые и безопасные условия  труда, на бесплатную профессиональную подготовку и бесплатное повышение  квалификации, на объединение в профессиональные союзы, на участие в управлении производством, на материальное обеспечение за счет средств государства в порядке  государственного социального страхования  в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности». Кодекс содержал положения о коллективном и трудовом договоре, рабочем времени  и времени отдыха, заработной плате, нормах труда, гарантиях и компенсациях, охране труда, регулировании труда  женщин, молодежи, порядке разрешения трудовых споров и т.д.

     В течение 1970-х гг. стал наблюдаться определенный спад в процессе ратификации конвенций. По мнению советского руководства, было обновлено трудовое право, основные конвенции МОТ были ратифицированы, произошло определенное «выполнение  плана» советской стороной в имплементации международных норм во внутригосударственное законодательство. В 1979 г. были ратифицированы и в мае 1980 г. вступили в силу три конвенции, принятые МОТ в 1970-х гг.:

     № 138 «О минимальном возрасте»;

     № 142 «О развитии людских ресурсов»;

     № 149 «О сестринском персонале».

     Ратификация конвенции № 138 повлекла за собой  денонсацию шести предыдущих конвенций  МОТ, касающихся минимального возраста для приема на работу: № 10, 15, 58—60, 123

     В 1974 г. БССР ратифицировала Акт 1972 г. о поправке к Уставу МОТ.

     В последующее  десятилетие (1981—1990 гг.) Белорусская  ССР присоединилась к конвенции  № 160 «О статистике труда, которая вступила в силу для республики 28 октября 1990 г.»

     Оценивая  взаимодействие Белорусской ССР  и МОТ во второй половине 1950-х  — конце 1980-х гг., необходимо отметить, что оно осуществлялась в соответствии с внешнеполитической линией Советского Союза и было детерминировано  установками идеологического характера. Ратификации подлежали лишь те конвенции  МОТ, которые вписывались в концепцию  «социалистического трудового права», влияние советских представителей на нормотворческую работу МОТ имело  ограниченный характер. В свою очередь, МОТ, используя свои механизмы контроля, не оказывала существенного воздействия  на советские республики в плане  исполнения взятых обязательств.

     Тем не менее, и затронутые в разделе  вопросы имеют большое значение, и от решения их во многом зависит реализация международных признанных принципов и норм регулирования трудовых правоотношений в полной мере, предусмотренной конвенциями МОТ, на национальном уровне. 
 

         Взаимодействие  Республики Беларусь и МОТ 
     

     После провозглашения независимости Республики Беларусь в 1991 г. сложились принципиально  новые условия для взаимодействия с Международной организацией труда. Белорусское руководство в этот период получило возможность действовать  на международной арене, исходя, прежде всего, из национально-государственных  интересов, проводить самостоятельную  внешнюю политику, которая находит  свое отражение, в том числе и  в заключаемых международных  договорах. Беларусь в начале 1990-х  гг. предприняла усилия, направленные на ускоренную интеграцию в мировое  сообщество. Важной составляющей этого  курса было активное участие в  международных организациях, включая  МОТ. Нормативная база МОТ использовалась, прежде всего, для реформирования законодательных  основ регулирования социально-трудовых отношений. На характер взаимоотношений  Беларуси и МОТ оказали влияние  существенные изменения в социально-экономических  отношениях. Наметившийся в начале 1990-х гг. поворот к рыночным отношениям, развитие частного предпринимательства, разгосударствление, изменения в  условиях труда рабочих и служащих, кризисные явления в экономической  сфере, появление безработицы повлекли за собой формирование новых подходов к регулированию трудовых отношений. Государство в первой половине 1990-х  гг. постепенно стало отказываться от своей исключительной, патерналистской роли в области регулирования трудовых отношений; на смену принципам социализма начали приходить идеи, близкие к идеологии социального партнерства.

     Взаимоотношения Беларуси и МОТ в рассматриваемый  период носят многоплановый характер. Остановимся только на наиболее значимых  аспектах.

     Ратификация конвенций МОТ в 1991—2006 гг. и развитие правовой базы социально-трудовой сферы. Данное направление продолжало оставаться одним из важнейших индикаторов  участия Беларуси в МОТ. В первую очередь Парламент республики принял решение о присоединении к  тем конвенциям, ратификация которых  в советский период по идеологическим соображениям была нецелесообразной. В июне 1993 г. Верховный Совет Республики Беларусь ратифицировал конвенции:

     № 26 «О процедуре установления минимальной  заработной платы»;

       № 144 «О трехсторонних консультациях  (международные трудовые нормы)»; 

     № 150 «О регулировании вопросов труда».

       В ноябре 1993 г. Беларусью были  ратифицированы конвенции:

       № 108 «Об удостоверениях личности  моряков»;

       № 151 «О трудовых отношениях  на государственной службе»;

       № 154 «О коллективных переговорах».

     В феврале 1995 г. — конвенции № 81 «Об инспекции  труда»;

     № 88 «Об организации службы занятости»;

     № 105 «Об упразднении принудительного  труда».

     В мае 1999 г. — конвенция № 155 «О безопасности и гигиене труда».

     В июле 2000 г. — конвенция № 182 «О наихудших  формах детского труда»;

     В мае 2001 г. — конвенция № 167 «О безопасности и гигиене труда в строительстве;

     В ноябре 2003 г. — конвенция № 183 «О пересмотре конвенции 1952 г. об охране материнства» (ратификация данной конвенции автоматически  означала денонсацию конвенции № 103 относительно охраны материнства, к  которой БССР присоединилась в 1956 г.)

     Использование нормативных и рекомендательных документов МОТ, опыта других государств позволили Беларуси в 1990-е гг. принять  правовые акты, касающиеся реформирования социально-трудовых отношений.

     Среди важнейших законодательных актов  можно отметить законы «О минимальной  заработной плате и государственных  гарантиях в области оплаты труда» (1991 г.), «О занятости населения Республики Беларусь» (1991 г.) и др. В декабре 1992 г. принимаются поправки к Кодексу  законов о труде Республики Беларусь. В качестве основных задач законодательства о труде в них определялись установление и защита трудовых прав работников, развитие социального партнерства  между работниками и нанимателями; значительное внимание уделялось процедуре  рассмотрения трудовых споров.

     В настоящее  время основные права граждан, принципы деятельности государства в трудовой сфере определены и гарантированы  в действующей Конституции Республики Беларусь. В ней, в частности, отмечается, что государство гарантирует права и свободы граждан, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства; признается приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивается соответствие им законодательства; трудящимся гарантируется право принимать участие в управлении предприятиями, организациями и учреждениями; закрепляется регулирование отношений в социально-трудовой сфере между органами государственного управления, объединениями нанимателей и профессиональными союзами на принципах социального партнерства и взаимодействия сторон; гражданам гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров (соглашений) и право на забастовку, право на отдых; лицам, работающим по найму, гарантируется справедливая доля вознаграждения в экономических результатах труда в соответствии с его количеством, качеством и общественным значением, но не ниже уровня, обеспечивающего им и их семьям свободное и достойное существование; закрепляются права женщин и мужчин, взрослых и несовершеннолетних на равное вознаграждение за труд равной ценности.

     Более чем полувековой опыт участия  Беларуси в Международной организации  труда позволил республике включиться в процесс разработки и реализации международно-правовых норм регулирования  социально-трудовых отношений; значительно  облегчить разработку правовой базы трудовых отношений, формирование системы  социального партнерства. Данные факторы  оказали существенное влияние на социально-экономическое развитие страны. Дальнейшее расширение взаимодействия с МОТ, использование ее опыта, разрешение накопившихся проблемных вопросов во взаимоотношении с этой международной организацией соответствуют национально-государственным интересам Республики Беларусь. 
 

     БССР-США: дипломатия периода "холодной войны". 
 

     Заметным  новшеством в послевоенной жизни  Белорусской Советской Социалистической Республики стал ее выход на международную  арену и участие в работе ряда международных организаций, чему способствовал  тот факт, что в феврале 1944 г. БССР было предоставлено право осуществления  самостоятельной внешнеполитической деятельности. В Конституции республики было закреплено право вступать в  непосредственные дипломатические  отношения с иностранными государствами, заключать с ними договора, соглашения и обмениваться дипломатическими и  консульскими представительствами. Все  это создавало благоприятные  условия для расширения международной  деятельности республики.

     Однако, декларируя на словах приверженность к расширению рамок международного сотрудничества, БССР в своей внешнеполитической деятельности следовала в русле  внешней политики Москвы. Это наглядно проявилось, например, в декабре 1948 г., когда Генеральная ассамблея  ООН решала вопрос о принятии Всеобщей декларации прав и свобод человека. БССР оказалась в числе тех  делегаций, которые воздержались при  голосовании.

     Начало 50-х годов характеризовалось одной  из самых напряженных страниц  в отношениях СССР и США - "холодной войной", за развязывание которой в равной степени несут ответственность оба государства. Однако именно в начале 50-х годов Палата представителей Конгресса США предпринимает попытки установить дипломатические отношения с двумя советскими республиками - Украиной и Белоруссией. В феврале 1953 г. Палата представителей одобрила и внесла на рассмотрение Конгресса и Государственного департамента США резолюцию № 58, предложенную сенатором от штата Висконсин Лоуренсом Х.Смитом. В резолюции руководству США предлагалось предпринять практические шаги по установлению дипломатических отношений с БССР.

     Необходимо  отметить, что прежде, чем эта  резолюция была внесена в Конгресс и Госдепартамент, она прошла специальные  слушания в комитете Палаты представителей по иностранным делам. На слушаниях  в комитете по иностранным делам  отмечалось, что, согласно Конституции, Белоруссия является суверенной республикой  и, исходя из этого, имеет полное право  вступать в дипломатические отношения  с иностранными государствами, заключать  с ними соглашения, обмениваться официальными представителями и т.д. Исходя из этого и желая установить дружеские  отношения между двумя народами, Палата представителей обратилась к  правительству США с тем, чтобы  последнее приступило к установлению прямых дипломатических отношений  с Минском в соответствии с  дипломатической процедурой, принятой в таких случаях.

     Однако  после  тщательного анализа предложения, внесенного Палатой представителей Госдепартамент пришел ко вполне обоснованному  выводу о нецелесообразности установления дипломатических отношений с  БССР.

     Косвенным подтверждением правильности заключения американской стороны о том, что  обсуждение в Палате представителей данного вопроса не станет достоянием гласности в Беларуси, является то обстоятельство, что в апреле 1953 г. студенты Джордтаунского университета обратились с письмом к главе белорусской делегации на сессии Генеральной ассамблеи ООН К.Киселеву, который являлся министром иностранных дел БССР. В частности, студенты интересовались у К.Киселева, знает ли он, как министр иностранных дел суверенной республики, о резолюции Палаты представителей Конгресса США, призывающей установить прямые дипломатические отношения с БССР. Студенты также интересовались тем, как К.Киселев относится к этой инициативе, и будет ли это служить взаимопониманию и дружбе между народами БССР и США. К сожалению, реакция К.Киселева на это письмо американских студентов неизвестна, как неизвестно, была ли она вообще. Однако он, как министр иностранных дел, безусловно, знал о ней. Другой вопрос, должен ли был знать об этом белорусский народ.

Информация о работе Международная деятельность БССР 1950-1980гг