Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:39, курсовая работа
Внешнеполитическая активность БССР на протяжении 1950-1980гг. претерпела заметную эволюцию. В течение этого времени сохранялось сотрудничество БССР с такими государствами как Югославия, Болгария, Италия, Румыния, Венгрия, Финляндия и другие. БССР в 1945г. вместе с другими странами вступила в качестве страны – учредителя Организации Объединённых наций, данная организация призвана бороться за укрепление всеобщего мира и международной безопасности, налаживание сотрудничества и дружественных отношений народов. Беларусь вышла на международную арену в качестве субъекта международного права, самостоятельного члена международных отношений. Создание Организации Объединенных Наций явилось одним из главных итогов Второй мировой войны. Соглашение об учреждении международной организации, пришедшей на смену Лиги Наций, было достигнуто в феврале 1945 года на Ялтинской конференции. Там же было принято решение о созыве 25 апреля 1945 года в Сан-Франциско Конференции Объединенных Наций для подготовки Устава организации в соответствии с положениями, выработанными во время переговоров в Думбартон-Оксе (США) в августе - сентябре 1944 года.
Введение:
Основная часть:
Раздел I
БССР - одна из учредительниц ООН; Международная деятельность БССР, как итог – независимая Республика Беларусь в составе ООН.
Участие БССР в деятельности Международной организации труда (МОТ). Взаимодействие Республики Беларусь и МОТ.
Раздел II
БССР-США: дипломатия периода "холодной войны".
Раздел III
Развитие торгово-экономических отношений БССР с зарубежными странами.
Культурные, научные, спортивные и туристические связи БССР.
Заключение
Список литературы
В 1967 г. Президиум Верховного Совета БССР ратифицировал пять конвенций:
№ 14 «О еженедельном отдыхе в промышленности»;
№ 106 «О еженедельном отдыхе в торговле и учреждениях»;
№ 115 «О защите от радиации»;
№ 120 «О гигиене труда в торговле и учреждениях»;
№ 122 «О политике в области
занятости».
В декабре 1969 г. было решено ратифицировать конвенции:
№ 27 «Об указании веса грузов, перевозимых на судах»;
№ 32 «О защите докеров от несчастных случаев»;
№ 116 «О пересмотре заключительных статей (конвенций, принятых Генеральной конференцией МОТ на своих первых 32 сессиях, с целью унификации положений о подготовке Административным советом Международного бюро труда докладов о применении конвенций. — А. Р.);
№ 119 «О снабжении машин защитными приспособлениями»;
№ 123 «О минимальном возрасте допуска на подземные работы»;
№ 124
«О медицинском
Ратифицированные в период 1950—1970-х гг. конвенции МОТ были учтены при разработке Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде (1970 г.) и Кодекса законов о труде Белорусской ССР (1972 г.). Последний документ не содержал прямых ссылок на международно-правовые нормы в трудовой сфере, но в целом выдерживал курс на сближение норм трудового права и международных стандартов. Кодекс закреплял основные принципы социалистических трудовых отношений; в нем отмечалось, что «впервые после столетий подневольного труда на эксплуататоров трудящиеся получили возможность работать на себя, на свое общество». Статья 2 Кодекса зафиксировала основные трудовые права рабочих и служащих: «рабочие и служащие имеют право на гарантированную государством заработную плату соразмерно количеству и качеству затраченного труда, право на отдых в соответствии с законами об ограничении рабочего дня и рабочей недели и о ежегодных оплачиваемых отпусках, право на здоровые и безопасные условия труда, на бесплатную профессиональную подготовку и бесплатное повышение квалификации, на объединение в профессиональные союзы, на участие в управлении производством, на материальное обеспечение за счет средств государства в порядке государственного социального страхования в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности». Кодекс содержал положения о коллективном и трудовом договоре, рабочем времени и времени отдыха, заработной плате, нормах труда, гарантиях и компенсациях, охране труда, регулировании труда женщин, молодежи, порядке разрешения трудовых споров и т.д.
В течение 1970-х гг. стал наблюдаться определенный спад в процессе ратификации конвенций. По мнению советского руководства, было обновлено трудовое право, основные конвенции МОТ были ратифицированы, произошло определенное «выполнение плана» советской стороной в имплементации международных норм во внутригосударственное законодательство. В 1979 г. были ратифицированы и в мае 1980 г. вступили в силу три конвенции, принятые МОТ в 1970-х гг.:
№ 138 «О минимальном возрасте»;
№ 142 «О развитии людских ресурсов»;
№ 149 «О сестринском персонале».
Ратификация конвенции № 138 повлекла за собой денонсацию шести предыдущих конвенций МОТ, касающихся минимального возраста для приема на работу: № 10, 15, 58—60, 123
В 1974 г. БССР ратифицировала Акт 1972 г. о поправке к Уставу МОТ.
В последующее десятилетие (1981—1990 гг.) Белорусская ССР присоединилась к конвенции № 160 «О статистике труда, которая вступила в силу для республики 28 октября 1990 г.»
Оценивая
взаимодействие Белорусской ССР
и МОТ во второй половине 1950-х
— конце 1980-х гг., необходимо отметить,
что оно осуществлялась в соответствии
с внешнеполитической линией Советского
Союза и было детерминировано
установками идеологического
Тем
не менее, и затронутые в разделе
вопросы имеют большое значение,
и от решения их во многом зависит реализация
международных признанных принципов и
норм регулирования трудовых правоотношений
в полной мере, предусмотренной конвенциями
МОТ, на национальном уровне.
Взаимодействие
Республики Беларусь
и МОТ
После
провозглашения независимости Республики
Беларусь в 1991 г. сложились принципиально
новые условия для
Взаимоотношения Беларуси и МОТ в рассматриваемый период носят многоплановый характер. Остановимся только на наиболее значимых аспектах.
Ратификация конвенций МОТ в 1991—2006 гг. и развитие правовой базы социально-трудовой сферы. Данное направление продолжало оставаться одним из важнейших индикаторов участия Беларуси в МОТ. В первую очередь Парламент республики принял решение о присоединении к тем конвенциям, ратификация которых в советский период по идеологическим соображениям была нецелесообразной. В июне 1993 г. Верховный Совет Республики Беларусь ратифицировал конвенции:
№ 26 «О процедуре установления минимальной заработной платы»;
№ 144 «О трехсторонних
№ 150 «О регулировании вопросов труда».
В ноябре 1993 г. Беларусью были ратифицированы конвенции:
№ 108 «Об удостоверениях личности моряков»;
№ 151 «О трудовых отношениях на государственной службе»;
№ 154 «О коллективных переговорах».
В феврале 1995 г. — конвенции № 81 «Об инспекции труда»;
№ 88 «Об организации службы занятости»;
№ 105
«Об упразднении
В мае 1999 г. — конвенция № 155 «О безопасности и гигиене труда».
В июле 2000 г. — конвенция № 182 «О наихудших формах детского труда»;
В мае
2001 г. — конвенция № 167 «О безопасности
и гигиене труда в
В ноябре 2003 г. — конвенция № 183 «О пересмотре конвенции 1952 г. об охране материнства» (ратификация данной конвенции автоматически означала денонсацию конвенции № 103 относительно охраны материнства, к которой БССР присоединилась в 1956 г.)
Использование нормативных и рекомендательных документов МОТ, опыта других государств позволили Беларуси в 1990-е гг. принять правовые акты, касающиеся реформирования социально-трудовых отношений.
Среди
важнейших законодательных
В настоящее
время основные права граждан, принципы
деятельности государства в трудовой
сфере определены и гарантированы
в действующей Конституции
Более
чем полувековой опыт участия
Беларуси в Международной организации
труда позволил республике включиться
в процесс разработки и реализации
международно-правовых норм регулирования
социально-трудовых отношений; значительно
облегчить разработку правовой базы
трудовых отношений, формирование системы
социального партнерства. Данные факторы
оказали существенное влияние на
социально-экономическое
БССР-США:
дипломатия периода "холодной
войны".
Заметным
новшеством в послевоенной жизни
Белорусской Советской
Однако, декларируя на словах приверженность к расширению рамок международного сотрудничества, БССР в своей внешнеполитической деятельности следовала в русле внешней политики Москвы. Это наглядно проявилось, например, в декабре 1948 г., когда Генеральная ассамблея ООН решала вопрос о принятии Всеобщей декларации прав и свобод человека. БССР оказалась в числе тех делегаций, которые воздержались при голосовании.
Начало
50-х годов характеризовалось
Необходимо
отметить, что прежде, чем эта
резолюция была внесена в Конгресс
и Госдепартамент, она прошла специальные
слушания в комитете Палаты представителей
по иностранным делам. На слушаниях
в комитете по иностранным делам
отмечалось, что, согласно Конституции,
Белоруссия является суверенной республикой
и, исходя из этого, имеет полное право
вступать в дипломатические отношения
с иностранными государствами, заключать
с ними соглашения, обмениваться официальными
представителями и т.д. Исходя из
этого и желая установить дружеские
отношения между двумя
Однако
после тщательного анализа
Косвенным подтверждением правильности заключения американской стороны о том, что обсуждение в Палате представителей данного вопроса не станет достоянием гласности в Беларуси, является то обстоятельство, что в апреле 1953 г. студенты Джордтаунского университета обратились с письмом к главе белорусской делегации на сессии Генеральной ассамблеи ООН К.Киселеву, который являлся министром иностранных дел БССР. В частности, студенты интересовались у К.Киселева, знает ли он, как министр иностранных дел суверенной республики, о резолюции Палаты представителей Конгресса США, призывающей установить прямые дипломатические отношения с БССР. Студенты также интересовались тем, как К.Киселев относится к этой инициативе, и будет ли это служить взаимопониманию и дружбе между народами БССР и США. К сожалению, реакция К.Киселева на это письмо американских студентов неизвестна, как неизвестно, была ли она вообще. Однако он, как министр иностранных дел, безусловно, знал о ней. Другой вопрос, должен ли был знать об этом белорусский народ.
Информация о работе Международная деятельность БССР 1950-1980гг