Международная деятельность БССР 1950-1980гг

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Внешнеполитическая активность БССР на протяжении 1950-1980гг. претерпела заметную эволюцию. В течение этого времени сохранялось сотрудничество БССР с такими государствами как Югославия, Болгария, Италия, Румыния, Венгрия, Финляндия и другие. БССР в 1945г. вместе с другими странами вступила в качестве страны – учредителя Организации Объединённых наций, данная организация призвана бороться за укрепление всеобщего мира и международной безопасности, налаживание сотрудничества и дружественных отношений народов. Беларусь вышла на международную арену в качестве субъекта международного права, самостоятельного члена международных отношений. Создание Организации Объединенных Наций явилось одним из главных итогов Второй мировой войны. Соглашение об учреждении международной организации, пришедшей на смену Лиги Наций, было достигнуто в феврале 1945 года на Ялтинской конференции. Там же было принято решение о созыве 25 апреля 1945 года в Сан-Франциско Конференции Объединенных Наций для подготовки Устава организации в соответствии с положениями, выработанными во время переговоров в Думбартон-Оксе (США) в августе - сентябре 1944 года.

Содержание

Введение:
Основная часть:
Раздел I
БССР - одна из учредительниц ООН; Международная деятельность БССР, как итог – независимая Республика Беларусь в составе ООН.
Участие БССР в деятельности Международной организации труда (МОТ). Взаимодействие Республики Беларусь и МОТ.
Раздел II
БССР-США: дипломатия периода "холодной войны".
Раздел III
Развитие торгово-экономических отношений БССР с зарубежными странами.
Культурные, научные, спортивные и туристические связи БССР.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 65.40 Кб (Скачать)

- Резолюция 3150 28-й  сессии Генеральной Ассамблеи  ООН "Об использовании научно-технического  прогресса в интересах мира  и социального развития". Впоследствии  на основе этого документа  была принята соответствующая  Декларация ООН;

- Резолюция 2074 28-й  сессии Генеральной Ассамблеи  ООН "О принципах международного  сотрудничества в отношении обнаружения,  ареста, выдачи и наказания лиц,  виновных в военных преступлениях  и преступлениях против человечества";

- Резолюция 32/122 32-й  сессии Генеральной Ассамблеи  ООН "О защите лиц, задержанных  или находящихся в заключении  за их борьбу против апартеида,  расизма и расовой дискриминации";

- Резолюции Генеральной  Ассамблеи ООН 33/66 В, 34/79, 36/89, 37/77 А, 37/77 В, 38/182, 39/62, 51/37, 54/44, 57/50 "Запрещение  разработки и производства новых  видов оружия массового уничтожения  и новых систем такого оружия";

- Резолюция 55/83 55-й  сессии Генеральной Ассамблеи  ООН "Меры, которые должны быть  приняты против политических  платформ и деятельности, основанных  на доктринах превосходства, в  основе которых лежит расовая  дискриминация или этническая  исключительность и ксенофобия, включая, в особенности, неонацизм";

- Резолюция 55/91 55-й  сессии Генеральной Ассамблеи  ООН "Интеграция стран с  переходной экономикой в мировое  хозяйство".

     Делегации Республики Беларусь постоянно участвуют  в регулярных и специальных сессиях  Генеральной Ассамблеи, Экономического и Социального Совета, других ведущих  органов ООН. Белорусская дипломатия отстаивает национальные интересы в  сферах укрепления роли ООН в поддержании  международного мира и безопасности, повышения потенциала Организации  в разрешении локальных вооруженных  конфликтов и споров, преодолении  существующих глобальных социально-экономических  и экологических проблем, борьбе с транснациональной организованной преступностью, другими проблемами современности.

       Конструктивное сотрудничество  с ООН установлено в области  прав человека, объединения усилий  всех государств для преодоления  таких явлений, как нищета, голод, гендерное неравенство, расовая дискриминация, социальная незащищенность, религиозная нетерпимость.

       Одним из ключевых направлений  деятельности Беларуси в рамках  ООН была и остается мобилизация  ресурсов международного сообщества  в целях преодоления долгосрочных  последствий катастрофы на Чернобыльской  АЭС. При активном участии нашей  страны в 2003 году создана Международная  научно-исследовательская и информационная  сеть по Чернобылю под эгидой  ООН, Международный научный форум  по Чернобылю под эгидой МАГАТЭ, разработана новая международная  программа CORE "Сотрудничество  для реабилитации".

     Занимая активную позицию в рамках своего участия в деятельности учреждений системы ООН, Республика Беларусь достойно представлена в выборных органах  системы ООН. Страна является членом Административного совета Международной  организации труда, Исполнительного  совета Детского фонда (ЮНИСЕФ), Комиссии по устойчивому развитию ЭКОСОС, Комитета по экономическим, социальным и культурным правам ЭКОСОС, Комиссии по науке и  технике в целях развития ЭКОСОС, Подкомиссии по поощрению и защите прав человека ЭКОСОС, Комиссии по наркотическим  средствам ЭКОСОС, Исполнительного  совета ЮНЕСКО, Совета управляющих  Программой ООН по населенным пунктам, Комиссии ООН по праву международной  торговли (ЮНСИТРАЛ), Международного координационного совета по программе "Человек и  биосфера" ЮНЕСКО (МАБ). Созданы необходимые  предпосылки для наращивания  эффективного взаимодействия с Программой ООН по окружающей среде, Объединенной программой ООН по ВИЧ/СПИД, Программой развития ООН и другими оперативными программами и фондами системы  ООН.

       На сегодняшний день в Беларуси  функционирует одиннадцать представительств  программ, агентств и организаций  системы ООН: Программа развития  ООН (ПРООН), Департамент общественной  информации, Детский фонд ООН,  Международная организация труда,  Управление верховного комиссара  ООН по делам беженцев, Объединенная  программа ООН по ВИЧ/СПИД, Международный  валютный фонд, Всемирный банк, Международная  финансовая корпорация, Всемирная  организация здравоохранения и  Фонд ООН в области народонаселения.

     С сентября 1992 года, в соответствии с соглашениями между правительством Республики Беларусь и ООН, а также Программой развития ООН, в Минске действует Представительство  Организации Объединенных Наций.

     Дальнейшее  укрепление сотрудничества с ООН  Беларусь связывает с реформированием  Организации. Беларусь обеспокоена  опасными для будущего ООН и международного мира односторонними методами решения  наиболее острых проблем современности: игнорирование Совета Безопасности и ООН, когда предпринимаются  несанкционированные военные действия, и последующее привлечение этих органов к постконфликтному урегулированию, когда построение мирной жизни оказывается  невозможным без их авторитета, опыта  и ресурсов.

       Беларусь приветствует наметившееся  возвращение ООН ее законной  роли в урегулировании локальных  вооруженных конфликтов и споров, выступает за укрепление ООН  как универсального инструмента  поддержания сбалансированной системы  международных отношений и решения  острейших мировых проблем.

     С созданием 8 сентября 1992 года первого на территории бывшего СССР Представительства  ООН в Минске, система Организации  Объединенных Наций начала свою работу по оказанию независимой Беларуси помощи в решении проблем, стоящих перед  ней, и реализации возможностей, появившихся  после обретения независимости. Открытие этого Представительства  явилось результатом сотрудничества между Программой развития Организации  Объединенных Наций и Департаментом  общественной информации ООН.

     С тех  пор в Республике Беларусь открылся целый ряд представительств других учреждений и организаций системы  ООН. В их число входят Бреттон-Вудские  институты: Международный валютный фонд, Всемирный банк и Международная  финансовая корпорация, а также учреждения ООН: Всемирная организация здравоохранения, Управление Верховного комиссара ООН  по делам беженцев, Детский фонд ООН и Объединенная Программа  ООН по ВИЧ/СПИДу.

Таким образом, Республика Беларусь получает помощь со стороны  широкого круга программ, агентств и организаций системы ООН  по следующим направлениям:

-решение проблем  в области образования и здравоохранения,  появление которых в обществе  связано с переходом от командно-административной  системы;

-наращивание возможностей  по управлению новыми экономическими  системами;

-поддержка процесса  приватизации и создание предприятий  малого и среднего бизнеса;

-решение серьезных  вопросов в области охраны  окружающей среды и здравоохранения,  в том числе в связи с  продолжающимся влиянием последствий  аварии на Чернобыльской АЭС;

-создание условий  для построения открытого демократического  общества;

-повышение осведомленности  населения Беларуси об основных  целях и принципах ООН, международных  конвенциях и соглашениях, ратифицированных  правительством страны;

-оказание помощи  республике в работе с беженцами  и мигрантами. 

     Беларусь  стремится максимально эффективно использовать широкие возможности, предоставляемые этой универсальной  организацией, для продвижения своих  подходов и отстаивания национальных приоритетов в чернобыльской  сфере и для укрепления своего международного имиджа как государства  с уникальным опытом и широкими научно-практическим знаниями по вопросам преодоления медицинских, экологических и социально-экономических  последствий крупнейшей техногенной  аварии XX века. 
 

     Участие БССР в деятельности Международной организации  труда (МОТ). 
 

     Белорусская ССР является членом МОТ с 12 мая 1954 г. Согласно Уставу, государство —  член ООН может стать членом МОТ, сообщив Генеральному секретарю Международного бюро труда о принятии обязательств, вытекающих из требований основного документа организации. Вступление БССР в состав МОТ произошло синхронно со вступлением СССР и УССР. Руководство СССР объясняло свое вступление интересами расширения сотрудничества в решении задач, стоящих перед МОТ. Немаловажную роль здесь сыграли намерения усилить позиции на мировой арене, оказать влияние на формирование норм международного права в области социально-трудовых отношений. В условиях соперничества двух мировых систем советское государство стремилось продемонстрировать всему мировому сообществу более совершенные условия, созданные для трудящихся. Как отмечали советские идеологи, «участвуя в МОТ, СССР и другие социалистические страны оказывают поддержку рабочему классу капиталистических стран, ведущему борьбу за улучшение положения трудящихся и стремящемуся использовать в этой борьбе, наряду с другими средствами, международные организации»

     Деятельность  Беларуси в МОТ контролировалась и направлялась партийными и государственными структурами СССР и осуществлялась в общем русле советской внешней  политики: «высказывая волю своего народа, представители Белорусской  ССР в МОТ наставали на том, чтобы это специализированное учреждение содействовало исполнению сокровенных  желаний трудящихся»— жить и трудиться  в обстановке мира и безопасности, решительно выступали в защиту прав прогрессивных профсоюзов, за сокращение рабочего дня, предоставление оплачиваемых отпусков, улучшение условий труда  и техники безопасности на производстве, против дискриминации в области  охраны труда, за широкое развитие и  укрепление сотрудничества между народами в интересах мира, демократии и  социального прогресса.

     Важным  этапом в развитии отношений МОТ  и Беларуси была середина 1950-х гг. В 1956 г. Президиум Верховного Совета БССР ратифицировал 18 конвенций МОТ:

     № 10  «О минимальном возрасте в сельском хозяйстве»;

     № 11 «О праве на объединение в сельском хозяйстве»;

     № 15 «О минимальном возрасте для грузчиков  угля и кочегаров во флоте»;

       № 16 «О медицинском освидетельствовании  подростков на борту судов»;

     № 29 «О принудительном труде»;

       № 47 «О сорокачасовой рабочей  неделе»;

       № 52 «Об оплачиваемых отпусках»;

       № 58 «О минимальном возрасте  для работы в море»; 

     № 59 «О  минимальном возрасте в промышленности»;

     № 60  «О  минимальном возрасте на непромышленных работах»;

       № 77 «О медицинском освидетельствовании  подростков в промышленности»; 

     № 78 «О медицинском освидетельствовании  подростков на непромышленных работах»;

       № 79 «О ночном труде подростков  на непромышленных работах»;

     № 87 «О  свободе ассоциации и защите права на организацию»;

     № 90 «О ночном труде подростков в промышленности»;

       № 98 «О праве на организацию  и на ведение коллективных  переговоров»;

       № 100 «О равном вознаграждении»;

       № 103 «Об охране материнства».

     Ратификация конвенций осуществлялась, как правило, некоторое время спустя после  их ратификации Президиумом Верховного Совета СССР. Подобная практика сохранилась  и в последующие годы. В целом  вышеуказанные конвенции закрепляли в международном плане достижения советского трудового права. Ратифицированные БССР в 1956 г. конвенции были приняты  и разработаны в период, предшествующий вступлению СССР и БССР в МОТ, и, соответственно, советские представители не участвовали  в их разработке. Необходимо также  отметить, что из 18 ратифицированных в 1956 г. конвенций 4 относятся к основополагающим.

     В последующее  десятилетие (1960—1970 гг.) было ратифицировано 14 конвенций. Ратификация трех конвенций  относится к 1961 г.:

       № 45 «О применении труда женщин  на подземных работах»;

       № 95 «Об охране заработной  платы»;

       № 111  «О дискриминации в  области труда и занятий».

     Конвенция № 111 является первой из ратифицированных БССР конвенций, разработанных при  участии советских представителей в МОТ. Белорусская делегация  в МОТ приняла активное участие  в обсуждении этого документа. Как  отмечают белорусские исследователи, «на 42-й сессии МОТ, которая состоялась в 1958 г. в Женеве, делегация БССР при  обсуждении Конвенции № 111 относительно дискриминации в сфере труда  и занятости раскрыла перед ее участниками сущность дискриминационной  поправки ирландской делегации, в которой закреплялась практика неравноправия женщин в сфере труда и оплаты, которая существовала в большинстве западных стран» .

Информация о работе Международная деятельность БССР 1950-1980гг