Марк Туллий Цицерон

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:42, реферат

Описание работы

Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.)— знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях
(например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных политических и судебных речах.

Работа содержит 1 файл

Марк Туллий Цицерон.docx

— 52.62 Кб (Скачать)

 справедливости и праву,  Цицерон указывал, в частности,  на законы

 тридцати тиранов, правивших  в Афинах в 404—403 гг. до н.  э., а также на

 римский закон 82 г.  до н. э., согласно которому  одобрялись все действия

 Суллы как консула  и проконсула и ему предоставлялись  неограниченные

 полномочия, включая право  жизни и смерти по отношению  к римским 

 гражданам. Подобные  несправедливые законы, как и  многие другие «пагубные

 постановления народов», по словам

 

 Цицерона, «заслуживают  названия закона не больше, чем  решения, с общего

 согласия принятые  разбойниками».

 

 Законы, принимаемые в  том или ином государстве, должны, кроме того,

 соответствовать установленному  в нем строю, традициям и  обычаям предков.

 Важное значение Цицерон  (под влиянием Платона) придавал  введению

(преамбуле) к закону, поскольку  «закону свойственно также и  стремление

 кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать  силой и угрозами». Цель

 такой преамублы —  укрепить божественный авторитет  закона и использовать

 страх божьей кары  в интересах исполнения людьми  своего долга и

 предотвращения правонарушений.

 

 Свои общие представления  о справедливыхзаконах Цицерон  конкретизировал в

 предлагаемых им проектах  законов о религии и о магистратах.  Имея в виду

 универсальный характер  этих законов, он писал: «Ведь  мы издаем законы не

 для одного только  римского народа, но и для всех  народов, честных и

 стойких духом».

 

 Ряд важных положений  о правовой регламентации государственной

 деятельности высказан  Цицероном в проекте закона  о магистратах. Так, он

 отмечал, что империй  (полномочия должностных лиц)  должен быть законным.

 Следует, считал он, установить «не только для  магистратов меру их

 власти, но и для  граждан меру их повиновения.  Ведь тот, кто разумно

 повелевает, рано или  поздно должен будет подчиняться,  а тот, кто покорно

 подчиняется, достоин  того, чтобы рано или поздно  начать повелевать». В

 общем виде им формулируется  и следующий правовой принцип:  «Под действие

 закона должны подпадать  все».

 

 В учении Цицерона  о праве наряду с отличием  естественного права от

 писаного содержится  деление самого писаного права  на частное и публичное

 право. Так называемое  право народов трактуется им  как частью

 положительное право  разных народов и частью как  естественное право

 международного общения  (т. е. как международное естественное  право). Он

 формулирует существенный  принцип международного права  о необходимости

 соблюдения обязательств, налагаемых международными договорами. Проводя

 различие между справедливыми  и несправедливыми войнами, он  считал

 несправедливой и нечестивой  всякую войну, которая «не была  возвещена и

 объявлена». Война характеризуется  им как вынужденный акт, допустимый

 лишь в случае безуспешности  мирных переговоров. В качестве  причины

 справедливой войны  им указывается необходимость  защиты государства, в

 качестве цели —  установление мира. Цицерон выступал  за гуманное

 обращение с пленными  и побежденными.

 

 Отдавая должное этим  исторически прогрессивным идеям  Цицерона в области

 международного права,  следует вместе с тем отметить  его в целом

 одобрительное отношение  к завоевательным войнам римской  державы и ее

 претензиям на мировую  гегемонию.

 

 Творческое наследие  Цицерона, в том числе и его  учение о государстве и

 праве, оказало большое  влияние на всю последующую  человеческую культуру.

 Его труды находились  в центре внимания римских  (стоики, юристы,

 историки) и христианских (Лактанций, Августин и др.) авторов.

 Пристальный интерес  к его идеям проявляли мыслители  эпохи Возрождения, а

 затем и французские  просветители, видевшие в Цицероне  своего великого

 предтечу и гуманиста.  Большим авторитетом имя и  идеи Цицерона как

 великого республиканца,  борца за свободу и

 

 справедливость пользовались  у деятелей Французской революции  (О. Мирабо,

 М. Робеспьера и др.).

 

 В истории политической  и правовой мысли наибольшее  внимание

 многочисленных авторов  привлекали, в частности, положения  Цицерона о

 формах государства,  о смешанном правлении, о государстве  как деле народа

 и правовом сообществе, о естественном праве, о гражданине  как субъекте

 права и государства  (Ф. Аквинский, Г. Греции, Ш. Л.  Монтескье и др.).

 Суждения Цицерона  по этому кругу проблем находятся  в поле внимания

 многочисленных современных  интерпретаторов.


Информация о работе Марк Туллий Цицерон