Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:42, реферат
Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.)— знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях
(например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных политических и судебных речах.
справедливости и праву, Цицерон указывал, в частности, на законы
тридцати тиранов, правивших в Афинах в 404—403 гг. до н. э., а также на
римский закон 82 г. до н. э., согласно которому одобрялись все действия
Суллы как консула
и проконсула и ему
полномочия, включая право жизни и смерти по отношению к римским
гражданам. Подобные несправедливые законы, как и многие другие «пагубные
постановления народов», по словам
Цицерона, «заслуживают названия закона не больше, чем решения, с общего
согласия принятые разбойниками».
Законы, принимаемые в
том или ином государстве,
соответствовать
Важное значение Цицерон
(под влиянием Платона)
(преамбуле) к закону, поскольку «закону свойственно также и стремление
кое в чем убеждать, а не ко всему принуждать силой и угрозами». Цель
такой преамублы —
укрепить божественный
страх божьей кары в интересах исполнения людьми своего долга и
предотвращения
Свои общие представления о справедливыхзаконах Цицерон конкретизировал в
предлагаемых им проектах
законов о религии и о
универсальный характер этих законов, он писал: «Ведь мы издаем законы не
для одного только римского народа, но и для всех народов, честных и
стойких духом».
Ряд важных положений
о правовой регламентации
деятельности высказан Цицероном в проекте закона о магистратах. Так, он
отмечал, что империй (полномочия должностных лиц) должен быть законным.
Следует, считал он, установить «не только для магистратов меру их
власти, но и для граждан меру их повиновения. Ведь тот, кто разумно
повелевает, рано или
поздно должен будет
подчиняется, достоин того, чтобы рано или поздно начать повелевать». В
общем виде им формулируется и следующий правовой принцип: «Под действие
закона должны подпадать все».
В учении Цицерона о праве наряду с отличием естественного права от
писаного содержится деление самого писаного права на частное и публичное
право. Так называемое право народов трактуется им как частью
положительное право разных народов и частью как естественное право
международного общения
(т. е. как международное
формулирует существенный принцип международного права о необходимости
соблюдения обязательств,
налагаемых международными
различие между справедливыми и несправедливыми войнами, он считал
несправедливой и нечестивой
всякую войну, которая «не
объявлена». Война характеризуется
им как вынужденный акт,
лишь в случае безуспешности
мирных переговоров. В
справедливой войны им указывается необходимость защиты государства, в
качестве цели — установление мира. Цицерон выступал за гуманное
обращение с пленными и побежденными.
Отдавая должное этим
исторически прогрессивным
международного права, следует вместе с тем отметить его в целом
одобрительное отношение
к завоевательным войнам
претензиям на мировую гегемонию.
Творческое наследие Цицерона, в том числе и его учение о государстве и
праве, оказало большое влияние на всю последующую человеческую культуру.
Его труды находились в центре внимания римских (стоики, юристы,
историки) и христианских (Лактанций, Августин и др.) авторов.
Пристальный интерес
к его идеям проявляли
затем и французские просветители, видевшие в Цицероне своего великого
предтечу и гуманиста. Большим авторитетом имя и идеи Цицерона как
великого республиканца, борца за свободу и
справедливость пользовались
у деятелей Французской
М. Робеспьера и др.).
В истории политической и правовой мысли наибольшее внимание
многочисленных авторов привлекали, в частности, положения Цицерона о
формах государства,
о смешанном правлении, о
и правовом сообществе,
о естественном праве, о
права и государства (Ф. Аквинский, Г. Греции, Ш. Л. Монтескье и др.).
Суждения Цицерона
по этому кругу проблем
многочисленных современных интерпретаторов.