Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:42, реферат
Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.)— знаменитый римский оратор, юрист, государственный деятель и мыслитель. В его обширном творчестве значительное внимание уделено проблемам государства и права. Специально эти вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый ряд политико-правовых проблем рассматривается и в других его произведениях
(например, в работе «Об обязанностях»), а также в его многочисленных политических и судебных речах.
эти вопросы освещены в его работах «О государстве» и «О законах». Целый
ряд политико-правовых проблем рассматривается и в других его
произведениях (например, в работе «Об обязанностях»), а также в его
многочисленных политических и судебных речах.
Теоретические воззрения
Цицерона в области
под заметным влиянием
древнегреческой мысли, и
Платона, Аристотеля, Полибия и стоиков. Вместе с тем это «иноземное»
влияние Цицерон как патриот Рима и практический политик стремился
соединить и согласовать
с собственно римскими
государственно-правовой практики и политико-правовой мысли, с самобытной
историей римского
государства и права, с
актуальными задачами современной ему социальной и политической
действительности. В целом творческое использование идей предшественников
в политико-правовом учении Цицерона сочетается с развитием им ряда
оригинальных и новых положений в области теории государства и права.
Государство (respublica) Цицерон определяет как дело, достояние народа
(res populi). При этом он подчеркивает, что «народ не любое соединение
людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих
людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью
интересов». Тем самым
государство в трактовке
только как выражение
общего интереса всех его
характерно и для древнегреческих концепций, но одновременно также и как
согласованное правовое общение этих членов, как определенное правовое
образование, «общий правопорядок». Таким образом, Цицерон стоит у
истоков той юридизации понятия государства, которая в последующем имела
много приверженцев, вплоть
до современных сторонников
государства». Основную
причину происхождения
не столько в слабости людей и их страхе (точка зрения Полибия), сколько
в их врожденной потребности жить вместе.
Разделяя в этом вопросе позицию Аристотеля, Цицерон отвергал широко
распространенные в его время представления о договорном характере
возникновения государства.
Влияние Аристотеля заметно и в трактовке - Цицероном роли семьи как
первоначальной ячейки общества, из которой постепенно и естественным
путем возникает государство. Он отмечал изначальную связь государства и
собственности и разделял положение стоика Панетия о том, что причиной
образования государства
является охрана собственности.
неприкосновенности частной
и государственной
характеризует как
осквернение и нарушение
Возникновение государства (также и права) не по мнению и произволу
людей, а согласно всеобщим требованиям природы, в том числе и согласно
велениям человеческой природы, в трактовке Цицерона означает, что по
своей природе и сущности они (государство и право) носят божественный
характер и основаны
на всеобщем разуме и
природы, отмечал Цицерон, приводит к пониманию того, что «всем этим
миром правит разум».
Данное положение,
древнегреческим философом
Анаксагором, используется
обоснования своего
понимания «природы» как
божественной волей всеобщего источника разумных и справедливых
установлений и действий людей. Именно благодаря тому, что люди самой
природой наделены
«семенами» разума и
им доступно постижение
божественных начал, стало
возникновение упорядоченного
человеческого общения,
государства и права.
Разум — высшая и лучшая часть души, «царский империй», обуздывающий все
низменные чувства и страсти в человеке (алчность, жажду власти и славы
и т. д.), «мятеж души». Поэтому, писал Цицерон, «при господстве мудрости
нет места ни для страстей, ни для гнева, ни для необдуманных поступков».
В русле традиций древнегреческой мысли Цицерон уделял большое внимание
анализу различных
форм государственного
форм из других, «круговороту» этих форм, поискам «наилучшей» формы и т.
д.
Критерии различения
форм государственного
в «характере и воле» тех, кто правит
государством. В зависимости от числа правящих он различал три простые
формы правления: царскую
власть, власть оптиматов (
народную власть (демократию).
«И вот, когда верховная
руках у одного человека,
мы называем этого одного
государственное устройство — царской властью. Когда она находится в
руках у выборных, то говорят, что эта гражданская община управляется
волей оптиматов. Народной же (ведь ее так и называют) является такая
община, в которой все находится в руках народа».
Все эти простые формы (или виды) государства не совершенны и не
наилучшие, но они, по Цицерону, все же терпимы и могут быть вполне
прочны, если только сохраняются те основы и связи (в том числе — и
правовые), которые впервые накрепко объединили людей в силу их общего
участия в создании государства. Каждая из этих форм имеет свои
достоинства и недостатки. В случае, если бы предстоял выбор среди них,
предпочтение отдается царской власти, а на последнее место ставится
демократия. «Благоволением своим,— пишет Цицерон, — нас привлекают к
себе цари, мудростью — оптиматы, свободой — народы». Перечисленные
достоинства разных
форм правления, по мысли
быть в их совокупности,
взаимосвязи и единстве
(а потому и наилучшей) форме государства. В простых же формах
государства эти достоинства представлены односторонне, что и
обусловливает недостатки простых форм, ведущие к борьбе между различными
слоями населения за власть, к смене форм власти, к их вырождению в
«неправильные» формы.
Так, при царской власти, пояснял Цицерон, все прочие люди отстранены от
участия в принятии решений и законов; народ не пользуется свободой и
отстранен от власти и при господстве оптиматов. При демократии же,
«когда все вершится по воле народа, то, как бы справедлив и умерен он ни
был, все-таки само равенство это не справедливо, раз при нем нет
ступеней в общественном положении».
Основной порок простых
форм государства состоит,
том, что все они неизбежно, в силу присущей им односторонности и
неустойчивости, находятся на «обрывистом и скользком пути», ведущем к
несчастью. Царская
власть, чреватая произволом
легко вырождается тиранию, а власть оптиматов из власти наилучших (по
мудрости и доблести)
превращается в господство
Хотя такая власть
и продолжает ошибочно
оптиматов, но на деле, замечает Цицерон, «нет более уродливой формы
правления, чем та, при
которой богатейшие люди
Соответственно и
пагубным последствиям, к «безумию и произволу толпы», к ее тиранической
власти.
Эти уродливые виды властвования (тирания единоличного владыки или толпы,
господство клики) уже не являются, согласно Цицерону, формами
государства, поскольку
в таких случаях вовсе
государство, понимаемое как общее дело и достояние народа, отсутствуют
общие интересы и
общеобязательное для всех
Предотвратить подобное
вырождение государственности,
можно лишь в условиях наилучшего (т. е. смешанного) вида
государственного устройства,
образуемого путем
положительных свойств трех простых форм правления. «Ибо, — подчеркивал
он, — желательно, чтобы
в государстве было нечто
царственное, чтобы
одна часть власти была
первенствующих людей,
а некоторые дела были
воле народа». В качестве важнейших достоинств такого государственного
строя Цицерон отмечал
прочность государства и
граждан.
Как путь к смешанной
форме правления Цицерон (
трактовал эволюцию римской государственности от первоначальной царской
власти к сенатской республике. При этом аналогию царской власти он видел
в полномочиях магистратов (и, прежде всего, консулов), власти оптиматов
— в полномочиях сената, народной власти — в полномочиях народных
собраний и народных трибунов. В этой связи Цицерон восхищался
дальновидностью и
мудростью «предков»,
государства, и призывал
твердо придерживаться их
Подчеркивая опасность крена в сторону того или иного начала смешанной
государственности и
выступая за их взаимное
необходимость «равномерного распределения прав, обязанностей и
полномочий — с тем, чтобы достаточно власти было у магистратов,
достаточно влияния у совета первенствующих людей и достаточно свободы у
народа».
Достоинства государственного устройства Рима — это по оценке Цицерона,
плод многовекового опыта всего римского народа, а не создание отдельного
одаренного лица, от
которого обязательно что-то
Рима в других государствах формы правления создавали на основе своих
законов и установлений отдельные лица (например, Минос — на Крите;
Ликург — в Спарте;
Тесей, Драконт, Солон,
в Афинах и т. д.).
Значительное преимущество Рима, полагал Цицерон, обусловлено
географическим расположением города на суше, легко соединяющейся
(благодаря Тибру) с морем, но не у самого моря. Это, по мысли Цицерона,
гарантирует от внезапного нападения врагов, чему обычно подвержены
приморские города-
фактор благоприятен
и в нравственно-этическом
городам, — писал Цицерон, — свойственны, так сказать, порча и изменение
нравов; ибо они приходят в соприкосновение с чужим языком и чужими
порядками, и в них не только ввозятся чужеземные товары, но и вносятся
чуждые нравы, так
что в их отечественных
оставаться неизменным в течение долгого времени». Политическим
следствием близости
города-государства к морю
его строя, частые смены власти. Так, причину бедствий и переворотов,
происшедших в Греции,
Цицерон усматривает в
связанных с приморским
расположением эллинских
Свою концепцию наилучшей
(смешанной) формы государства,
платоновских проектов
идеального государства,
осущестимой, подразумевая при этом практику римской республиканской
государственности в лучшую пору ее существования («при предках»).
Платоновское же государство — это, скорее, не реальность, а лишь
желание, оно «не
такое, какое могло бы
было бы возможно
усмотреть разумные основы
Правда, Цицерон отдавал
себе отчет в том, что
им римского смешанного
государственного строя —
настоящем. Отсюда и его многочисленные апелляции к этому прошлому. Во
времена Цицерона римская республика переживала тяжелый кризис и доживала
свои последние дни.
Политический строй Рима
единоличной власти, к принципату и монархии. Концепция же Цицерона о
смешанном правлении и вообще его суждения о государстве как деле народа
явно расходились с
современными ему социально-
действительными тенденциями
развития римской
теоретик и практический политик, находившийся в гуще тогдашней борьбы за
власть, Цицерон не мог не видеть тенденцию к перегруппировке сил и