Лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 22:49, контрольная работа

Описание работы

В современной науке, при наличии общности исходных позиций, лидерство
характеризуется неоднозначно. Можно выделить следующие основные подходы к его
трактовке

Содержание

1. Определение лидерства.
2. Объективная и субъективная стороны лидерства.
3. Политическое лидерство как властеотношение.
4. Функции политического лидерства.
5. Личные качества и роль среды в политическом лидерстве.
6. Типология лидерства.

Работа содержит 1 файл

Контр работа СГи МУ.docx

— 44.52 Кб (Скачать)

плодотворной, поскольку она, в отличие, например, от властной трактовке

лидерства, охватывает не только властные, но и  более «мягкие», опирающиеся

лишь на авторитет и убеждение виды руководящего влияния, предполагающие не

столь жесткое, однонаправленное воздействие, как  власть.

Итак, политическое лидерство представляет собой постоянное приоритетное и

легитимное  влияние одного или  нескольких лиц, занимающих властные позиции, на

все общество, организацию  или группу. В структуре лидерства обычно выделяют

три главных  компонента: индивидуальные черты лидера; ресурсы или инструменты,

которыми  он располагает; ситуацию, в которой  он действует и которая оказывает

на него влияние. Все эти компоненты прямо  влияют на эффективность лидерства.

Если властные позиции и роли – объективная  основа политического лидерства  –

относительно  стабильности, с трудом и достаточно редко подвергаются

радикальным изменениям, то личностный, персональный состав лидерства более

текуч и  подвижен. Что же предопределяет занятие  властных позиций одними

людьми, в  то время как другие довольствуются ролью исполнителей воли лидера и

его окружения? Что непосредственно лежит в  основе лидерства?

              3. Политическое лидерство как властеотношение.             

Политическое  лидерство в системе властных отношений занимает особое место. В

лидерстве наиболее ярко проявляется «видимость» власти, ее наглядность.

Политические  лидеры персонифицируют собой власть. Они обладают таким огромным

влиянием, которое несоизмеримо с влиянием, других субъектов политики.

По объективным  и субъективным причинам политическая активность людей

неодинакова. М. Вебер писал, что есть «политики  по случаю», то есть рядовые

члены общества с минимальным политическим влиянием, которые проявляют себя

лишь в  период выборов, референдумов. «Политиками  по случаю», считал М. Вебер,

мы являемся и тогда, когда рукоплещем или  протестуем на «политическом»

собрании, произносим «политическую» речь. Кроме «политиков по случаю» есть

«политики по совместительству». Это те, кто  временно занимается политикой,

принимая  участие в работе политической организации. Такими политиками

являются  многие парламентарии, работающие от сессии до сессии, партийные

функционеры, активисты общественно-политических организаций. И есть, по

Веберу, политики-профессионалы, которые живут для политики или  за счет

политики. Лидеры – это особый тип политиков-профессионалов, живущих для

политики. Политика есть дело их жизни. Политика для них – подлинное

человеческое  деяние и сфера полной самоотдачи.

Политическое  лидерство есть феномен власти. В  лидерстве четко проявляется

способность одного лица, находящегося на вершине  властной пирамиды, изменять

желаемым  для себя образом социальное поведение  других людей, социальных

слоев, общества (если речь идет об общенациональном лидере).

Вместе  с тем лидерство – это власть особого рода. В лидерстве властные

отношения отличаются максимальной асимметричностью, максимальным

неравенством, поскольку лидер аккумулирует у  себя власть, способную заставить

делать  то, что он приказывает, всех членов группы, организации, а в случае с

нацией  – всех граждан.

Особенностью  лидерства как властеотношения является то, что власть лидера

носит неформальный характер. Это не власть по должности, власть авторитета,

который имеет продолжительное влияние. Авторитет и влияние лидера

складываются  стихийно и поддерживаются неофициальными средствами группового

контроля. Формируется социально-психологический  процесс лидерства, который

отличается  от руководства как юридически регламентированного  процесса.

Однако  должность и лидерство в политике тесно взаимосвязаны. «Реальное»

лидерство в своей основе неформально, но, имея авторитетно-властные

полномочия, лидер чаще всего со временем занимает и определенную должность.

Должность может стабилизировать положение  лидера, может значительно усилить

или ослабить его. «Реальное» лидерство и формальное занятие должности могут

частично  перекрывать друг друга, но не совпадают  полностью. Некоторые лидеры

не занимают высших должностей, и многие из тех, кто занимают официальные

позиции на вершине должностной иерархии, не являются лидерами. Так, академик

А. Сахаров  был безусловным лидером демократической  оппозиции в СССР, хотя и

не занимал  высокой политической должности, а  королева в Великобритании или

президент в ФРГ не являются политическими  лидерами, несмотря на высшую

ступеньку во властной иерархии, которую они  занимают. Таким образом, хотя

лидерство и формальное должностное положение  оказывают влияние друг на друга,

но лидер  – это только тот, кто влияет на людей независимо от того, занимает

он должность  или нет.

Лидерство как власть характеризуется и  тем, что оно осуществляется по

широкому  кругу вопросов. Политические лидеры осуществляют свою власть над

экономической и социальной сферой, над внешней  политикой и безопасностью. Их

влияние распространяется на культуру и искусство, то есть решение, которое

принимает лидер, может затрагивать любую  общественную проблему.

Лидерство также предполагает не просто случайное  использование власти,

продолжительное влияние. Поэтому лидерство рельефнее  проявляется в условиях

организованных  групп. Чем организованнее группа, тем  длительнее и феномен

лидерства. Лидерство в толпе ситуационно, носит локальный и временный

характер, и только организация пролонгирует лидерство на достаточно

длительный  срок.

Политическое  лидерство, отмечал французский  политолог Ж. Блондель, есть одна

из самых  высоких и самых охватывающих форм власти. Лидеры выполняют ряд

важнейших функций, в которых проявляется  специфика их деятельности.

                   4. Функции политического лидерства.                  

Изучая  политику как лидерство, американский исследователь Р. Такер выделил

три основные функции, которые выполняет лидер.

     1. Диагностическая функция.

«Постановка диагноза» – период, когда лидер  изучает ситуацию, оценивает ее,

определяя наиболее важные проблемы, вычленяя негативные тенденции и

устанавливает, что и как должно быть исправлено. Свои выводы лидер делает на

основе  полученной информации от советников, помощников. Но, учитывая оценки

экспертов, лидер, и только он, ставит «диагноз»  ситуации.

Диагностическая функция связана с директивой.

     2. Директивная функция.

Она включает в себя определение направления  действий: как и что конкретно

надо предпринять  в определенный момент, чтобы решить проблему.

     3. Мобилизационная функция.

Но лидерство  – это нечто больше, чем анализ и принятие решений. Это и

«мобилизация» на выполнение решений, вовлечение в  конкретную деятельность

тех, кто  нужен для решения задачи и  достижения поставленной цели. Лидерство  в

политике  выполняет важнейшую мобилизационную  функцию. Вокруг лидера

сплачиваются  группы, социальные слои, нация в  целом. Многие исследователи

политического лидерства считают, что многообразные  социальные интересы только

с приходом лидера получают четкое оформление и  переносятся в центр

политической  жизни. Лидер способствует политической самоидентификации

индивидов, социальных групп, слоев. Действуя на людей  в массе, лидеры

способны  воодушевлять и повести их за собой  на реализацию самых сложных

задач, требующих  от граждан и мужества, и жертвенности, и героизма.

Таким образом, лидер – это авторитетный член организации или социальной

группы, влияние которого позволяет ему играть главную роль в принятии решений

в политическом процессе и конкретных ситуациях. «Идеальное»  лидерство есть

сочетание трех основных функций: «постановки  диагноза», определения

направления действий и мобилизации.

        5. Личные качества и роль среды в политическом лидерстве.       

Что является определяющим в лидерстве – личностные качества или ситуация,

которая востребовала данную личность, сделала  ее необходимой? Спор об этом

идет давно. В работе «к вопросу о роли личности в истории» Г.В. Плеханов дал

классический  марксистский ответ, что личность лишь видоизменяет физиономию

развития, но тенденции развития остаются неизменными. И заметил по поводу

Наполеона, что нужна была шпага, и ее призвали. Французский философ Ж.-П.

Сартр, размышляя  над выводом Плеханова, ответил: не в том ли весь вопрос,

какая шпага  призывается, и всякий ли из призванных генералов мог сделаться

императором и залить кровью Европу. Спор продолжается. Это не удивительно,

так как  лидерство – является многомерное, и при его изучении применяются

разные  подходы. Наиболее интересные исследования как раз связаны с изучением

личностных  качеств, необходимых для лидера (концепция черт лидера), и с

анализом  взаимосвязи лидера и среды, лидера и его последователей.

Очень многие исследователи подчеркивают значимость психологических качеств

для лидера. Так, М. Вебер считал, что политику по призванию необходимо

обладать  такими качествами, как страстью к  делу, чувством ответственности и

Информация о работе Лидерство