Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 22:49, контрольная работа
В современной науке, при наличии общности исходных позиций, лидерство
характеризуется неоднозначно. Можно выделить следующие основные подходы к его
трактовке
1. Определение лидерства.
2. Объективная и субъективная стороны лидерства.
3. Политическое лидерство как властеотношение.
4. Функции политического лидерства.
5. Личные качества и роль среды в политическом лидерстве.
6. Типология лидерства.
плодотворной, поскольку она, в отличие, например, от властной трактовке
лидерства, охватывает не только властные, но и более «мягкие», опирающиеся
лишь на авторитет и убеждение виды руководящего влияния, предполагающие не
столь жесткое, однонаправленное воздействие, как власть.
Итак, политическое лидерство представляет собой постоянное приоритетное и
легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на
все общество, организацию или группу. В структуре лидерства обычно выделяют
три главных компонента: индивидуальные черты лидера; ресурсы или инструменты,
которыми он располагает; ситуацию, в которой он действует и которая оказывает
на него влияние. Все эти компоненты прямо влияют на эффективность лидерства.
Если властные позиции и роли – объективная основа политического лидерства –
относительно стабильности, с трудом и достаточно редко подвергаются
радикальным изменениям, то личностный, персональный состав лидерства более
текуч и подвижен. Что же предопределяет занятие властных позиций одними
людьми, в то время как другие довольствуются ролью исполнителей воли лидера и
его окружения? Что непосредственно лежит в основе лидерства?
3. Политическое лидерство как властеотношение.
Политическое лидерство в системе властных отношений занимает особое место. В
лидерстве наиболее ярко проявляется «видимость» власти, ее наглядность.
Политические лидеры персонифицируют собой власть. Они обладают таким огромным
влиянием, которое несоизмеримо с влиянием, других субъектов политики.
По объективным и субъективным причинам политическая активность людей
неодинакова. М. Вебер писал, что есть «политики по случаю», то есть рядовые
члены общества с минимальным политическим влиянием, которые проявляют себя
лишь в период выборов, референдумов. «Политиками по случаю», считал М. Вебер,
мы являемся и тогда, когда рукоплещем или протестуем на «политическом»
собрании, произносим «политическую» речь. Кроме «политиков по случаю» есть
«политики по совместительству». Это те, кто временно занимается политикой,
принимая участие в работе политической организации. Такими политиками
являются многие парламентарии, работающие от сессии до сессии, партийные
функционеры,
активисты общественно-
Веберу, политики-профессионалы, которые живут для политики или за счет
политики. Лидеры – это особый тип политиков-профессионалов, живущих для
политики. Политика есть дело их жизни. Политика для них – подлинное
человеческое деяние и сфера полной самоотдачи.
Политическое лидерство есть феномен власти. В лидерстве четко проявляется
способность одного лица, находящегося на вершине властной пирамиды, изменять
желаемым для себя образом социальное поведение других людей, социальных
слоев, общества (если речь идет об общенациональном лидере).
Вместе с тем лидерство – это власть особого рода. В лидерстве властные
отношения отличаются максимальной асимметричностью, максимальным
неравенством, поскольку лидер аккумулирует у себя власть, способную заставить
делать то, что он приказывает, всех членов группы, организации, а в случае с
нацией – всех граждан.
Особенностью лидерства как властеотношения является то, что власть лидера
носит неформальный характер. Это не власть по должности, власть авторитета,
который имеет продолжительное влияние. Авторитет и влияние лидера
складываются стихийно и поддерживаются неофициальными средствами группового
контроля.
Формируется социально-
отличается от руководства как юридически регламентированного процесса.
Однако
должность и лидерство в
лидерство в своей основе неформально, но, имея авторитетно-властные
полномочия, лидер чаще всего со временем занимает и определенную должность.
Должность
может стабилизировать
или ослабить его. «Реальное» лидерство и формальное занятие должности могут
частично перекрывать друг друга, но не совпадают полностью. Некоторые лидеры
не занимают высших должностей, и многие из тех, кто занимают официальные
позиции на вершине должностной иерархии, не являются лидерами. Так, академик
А. Сахаров
был безусловным лидером
не занимал высокой политической должности, а королева в Великобритании или
президент в ФРГ не являются политическими лидерами, несмотря на высшую
ступеньку во властной иерархии, которую они занимают. Таким образом, хотя
лидерство и формальное должностное положение оказывают влияние друг на друга,
но лидер – это только тот, кто влияет на людей независимо от того, занимает
он должность или нет.
Лидерство как власть характеризуется и тем, что оно осуществляется по
широкому кругу вопросов. Политические лидеры осуществляют свою власть над
экономической и социальной сферой, над внешней политикой и безопасностью. Их
влияние распространяется на культуру и искусство, то есть решение, которое
принимает лидер, может затрагивать любую общественную проблему.
Лидерство также предполагает не просто случайное использование власти,
продолжительное влияние. Поэтому лидерство рельефнее проявляется в условиях
организованных групп. Чем организованнее группа, тем длительнее и феномен
лидерства. Лидерство в толпе ситуационно, носит локальный и временный
характер, и только организация пролонгирует лидерство на достаточно
длительный срок.
Политическое лидерство, отмечал французский политолог Ж. Блондель, есть одна
из самых высоких и самых охватывающих форм власти. Лидеры выполняют ряд
важнейших функций, в которых проявляется специфика их деятельности.
4. Функции политического лидерства.
Изучая политику как лидерство, американский исследователь Р. Такер выделил
три основные функции, которые выполняет лидер.
1. Диагностическая функция.
«Постановка диагноза» – период, когда лидер изучает ситуацию, оценивает ее,
определяя наиболее важные проблемы, вычленяя негативные тенденции и
устанавливает, что и как должно быть исправлено. Свои выводы лидер делает на
основе полученной информации от советников, помощников. Но, учитывая оценки
экспертов, лидер, и только он, ставит «диагноз» ситуации.
Диагностическая функция связана с директивой.
2. Директивная функция.
Она включает в себя определение направления действий: как и что конкретно
надо предпринять в определенный момент, чтобы решить проблему.
3. Мобилизационная функция.
Но лидерство – это нечто больше, чем анализ и принятие решений. Это и
«мобилизация» на выполнение решений, вовлечение в конкретную деятельность
тех, кто нужен для решения задачи и достижения поставленной цели. Лидерство в
политике
выполняет важнейшую
сплачиваются группы, социальные слои, нация в целом. Многие исследователи
политического лидерства считают, что многообразные социальные интересы только
с приходом лидера получают четкое оформление и переносятся в центр
политической жизни. Лидер способствует политической самоидентификации
индивидов, социальных групп, слоев. Действуя на людей в массе, лидеры
способны воодушевлять и повести их за собой на реализацию самых сложных
задач, требующих от граждан и мужества, и жертвенности, и героизма.
Таким образом, лидер – это авторитетный член организации или социальной
группы, влияние которого позволяет ему играть главную роль в принятии решений
в политическом процессе и конкретных ситуациях. «Идеальное» лидерство есть
сочетание трех основных функций: «постановки диагноза», определения
направления действий и мобилизации.
5. Личные качества и роль среды в политическом лидерстве.
Что является определяющим в лидерстве – личностные качества или ситуация,
которая востребовала данную личность, сделала ее необходимой? Спор об этом
идет давно. В работе «к вопросу о роли личности в истории» Г.В. Плеханов дал
классический марксистский ответ, что личность лишь видоизменяет физиономию
развития, но тенденции развития остаются неизменными. И заметил по поводу
Наполеона, что нужна была шпага, и ее призвали. Французский философ Ж.-П.
Сартр, размышляя над выводом Плеханова, ответил: не в том ли весь вопрос,
какая шпага призывается, и всякий ли из призванных генералов мог сделаться
императором и залить кровью Европу. Спор продолжается. Это не удивительно,
так как лидерство – является многомерное, и при его изучении применяются
разные подходы. Наиболее интересные исследования как раз связаны с изучением
личностных качеств, необходимых для лидера (концепция черт лидера), и с
анализом взаимосвязи лидера и среды, лидера и его последователей.
Очень многие исследователи подчеркивают значимость психологических качеств
для лидера. Так, М. Вебер считал, что политику по призванию необходимо
обладать такими качествами, как страстью к делу, чувством ответственности и