Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 22:49, контрольная работа
В современной науке, при наличии общности исходных позиций, лидерство
характеризуется неоднозначно. Можно выделить следующие основные подходы к его
трактовке
1. Определение лидерства.
2. Объективная и субъективная стороны лидерства.
3. Политическое лидерство как властеотношение.
4. Функции политического лидерства.
5. Личные качества и роль среды в политическом лидерстве.
6. Типология лидерства.
План:
1. Определение лидерства.
2.
Объективная и субъективная
3.
Политическое лидерство как
4.
Функции политического
5. Личные качества и роль среды в политическом лидерстве.
6. Типология лидерства.
1. Определение лидерства.
В современной науке, при наличии общности исходных позиций, лидерство
характеризуется неоднозначно. Можно выделить следующие основные подходы к его
трактовке:
1. Лидерство – это разновидность власти, спецификой которой является
направленность сверху вниз, а также то, что ее носителем выступает не
большинство, а один человек или группа лиц. Политическое лидерство, пишет Жан
Блондель, - это «власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами, с
тем, чтобы побудить членов нации к действиям».
2. Лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с
принятием решений, это руководящая должность. Такая интерпретация лидерства
вытекает
из структурно-функционального
общества как сложной, иерархически организованной системы социальных позиций
и ролей. Занятие в этой системе позиций, связанных с выполнением
управленческих функций (ролей), и дает человеку статус лидера. Иными словами,
как отмечает Даунтон, лидерство – это «положение в обществе, которое
характеризуется способностью занимающего его лица направлять и организовывать
коллективное поведение некоторых или всех его членов».
3. Лидерство – это влияние на других людей (В. Кац, Л. Эдингер и др.) Однако это
не любое влияние, а такое, для которого характерны четыре особенности:
во-первых, необходимо, чтобы влияние было постоянным. К политическим
лидерам нельзя причислять людей, оказавших, хотя и большее, но разовое
воздействие на политический процесс, историю страны. Так, например, Ли Освальд,
официально признанный убийцей американского президента Джона Кеннеди, своим
поступком оказал существенное влияние на последующее политическое развитие
Америки, да и мира в целом. Однако было бы нелепо вследствие этого считать его
политическим лидером.
Во – вторых, руководящее воздействие лидера должно осуществляться на всю
группу (организацию, общество). Известно, что внутри любого крупного
объединения существует несколько, и даже множество центров локального влияния.
Причем постоянному влиянию со стороны членов группы подвергается и сам лидер.
Особенностью политического лидера является широта влияния, распространение его
на все общество или крупные группы.
В – третьих, политического лидера отличает явный приоритет во влиянии.
Отношения лидера и ведомых характеризует асимметричность, неравенство во
взаимодействии, однозначная направленность воздействия – от лидера к членам
группы.
В – четвертых, влияние лидера опирается не прямое применение силы, а на
авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Диктатор, силой
удерживающий группу в подчинении, - это не лидер, как не является лидером,
например, террорист, захвативший заложников, или тюремный надзиратель. Следует
отметить, что не все авторы считают несовместимым лидерство и постоянное
насилие. Отдельные ученые, например Ж. Блондель, допускают использование
принуждения.
4. Политическое лидерство – это особого рода предпринимательство,
осуществляемое на специфическом рынке, при котором политические
предприниматели в конкурентной борьбе обменивают свои программы решения
общественных задач и предполагаемые способы их реализации на руководящие
должности (Дж. Опенгеймер, Н. Фролих и др.). При этом специфика политического
предпринимательства состоит в персонализации «политического товара», его
отожествлении с личностью потенциального лидера, а также в рекламировании
этого «товара» как общего блага. Такая интерпретация политического лидера
вполне возможна. Однако она применима главным образом лишь к демократическим
организациям: государствам, партиям и т.п.
5. Лидер
– это символ общности и
образец политического
выдвигается снизу, преимущественно стихийно, и принимается последователями.
Политическое лидерство отличается от политического руководства, которое, «в
отличие от лидерства, предполагает достаточно жестокую и формализованную
систему отношений господства – подчинения».
Эта точка зрения до сих пор достаточно широко распространена в российском
обществоведении и связана с его длительной оторванностью от мировой науки и,
в частности, с узким, преимущественно психологически пониманием лидерства как
главенствующего положения личности, возникающего стихийно в ходе
межличностных отношений в малой группе. Применительно к социологии и
политологии с такой трактовкой лидерства нельзя согласится из-за ее
односторонности, неучета объективной, антропологической и социальной основы
этого феномена, недооценки ведущей роли властного статуса в выполнении
функций политического лидерства, связанного с воздействием на большие массы
людей.
2. Объективная и субъективная стороны лидерства.
Феномен лидерства коренится в самой природе человека и общества. Явления, во
многом схожие с лидерством и называемые «протолидерством», встречаются в
среде животных, ведущих коллективный, стадный образ жизни, например в стадах
обезьян или оленей, в волчьих стаях и т.д. Здесь всегда выделяется наиболее
сильная, достаточно умная, упорная и решительная особь – вожак, руководящий
стадом (стаей) в соответствии с его написанными законами, продиктованными
взаимоотношениями со средой и биологически запрограммированными.
Лидерство основывается на определенных потребностях сложно организованных
систем. К ним относится, прежде всего, потребность в самоорганизации,
упорядочении поведения отдельных элементов системы в целях обеспечения ее
жизненной и функциональной способности. Такая упорядоченность осуществляется
через вертикальное (управление-подчинение) и горизонтальное (коррелятивные
одноуровневые связи, например разделение труда и кооперация) распределение
функций и ролей и, прежде всего через выделение управленческой функции и
осуществляющих ее структур, которые для своей эффективности требуют, как
правило, иерархической, пирамидальной организации. Вершиной такой
управленческой пирамиды и выступает лидер (протолидер).
Четкость выделения лидирующих позиций зависит от типа общности, составляющей
систему, и ее взаимоотношений с окружающей средой. В системах с низкой
групповой интеграцией и высокой степени автономии и свободы различных
элементов и уровней организации функции лидера выражены слабо. По мере же
усиления потребности системы и самих людей в сложно организованных
коллективных действиях и сознания этих потребностей в форме коллективных
целей – спецификация функций лидера и его структурное, институциональное
обособление повышаются.
В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов,
институциализация лидирующих позиций может не происходить. Здесь на первый
план выдвигаются индивидуальные качества личности, ее способность объединить
и повести за собой группу. В крупных же объединениях, эффективность
коллективных действий которых требует четкой функционально-ролевой
дифференциации и специализации, а также оперативности управления и жесткости
подчинения (например, в армии), институциализация и формализация (официальное
закрепление) лидирующих позиций, придание им сравнительно больших властных
полномочий обязательны.
Именно к такому типу объединений относится политика. В ней действуют огромные
массы людей, ставящие перед собой вполне определенные, ясно осознанные цели и
испытывающие непрерывное противодействие со стороны политических оппонентов.
В силу этого институциализация лидирующих позиций проявляется в политике
особенно отчетливо.
Институциализация руководящих функций отражается в понятии формального
лидерства. Оно представляет собой приоритетное влияние определенного лица
на членов организации, закрепленное в ее нормах и правилах и основывающее на
положении в общественной иерархии, месте ролевых структурах, обладании
ресурсами
влияния. В противоположность
характеризует субъективную способность, готовность и умение выполнять роль
лидера, а также признание за ним права на руководство со стороны членов группы
(общества).
Оно основывается на
обладания
определенными личными
Оба этих аспекта – формальный и неформальный – характеризуют политическое
лидерство.
Из всех
определений политического
характеристика лидерства как особого рода влияния представляется наиболее