Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 23:33, курс лекций
Темы:
1. Предмет, объект и структура политологии
2. Методы политологии
3. Сравнительная политология
4. Типы политических методологий
5. Функции политологии как науки и учебной дисциплины
Таким образом, в основе политической власти лежит неравенство политическое, политических статусов. Право принимать ответственные политические решения человек получает именно благодаря своему особому статусу в иерархической структуре общества, становясь членом правительства, депутатом парламента, лидером партии и т. п. Политическое неравенство создает предпосылки для управления обществом. Ведь для координации жизни социума необходим своеобразный управленческий центр, “мозговой штаб”, а также преодоление центробежных сил, индивидуального и группового эгоизма. Вот почему история общества - это история не ликвидации политического неравенства, а поиск и создание эффективных способов его организации.
Каково отношение политической власти и власти государственной?
Всякая государственная власть является политической, но не всякая политическая - государственной: в условиях первобытнообщинного строя уже существовала (по крайней мере, на последнем этапе его развития) политическая власть, но государства не было. Важнейшим признаком возникновения государства является наличие особой группы лиц, в руках которой сосредоточена власть, то есть профессионально занимающихся управлением обществом и использующих для” этого социальный аппарат насилия (армию, полицию, тюрьмы и т. п.).
Таким образом, государственная
власть - это власть, осуществляемая
с помощью обособленного, профессионального
аппарата на определенной территории,
на которую распространяется государственный
суверенитет и имеющая
№16
2 Теория Д. Истона. Она рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей.
Системный подход позволил более четко определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем. Политика – относительно самостоятельная сфера, основное значение которой – распределение ресурсов и побуждение к принятию этого распределения ценностей между индивидами, группами.
3 Теория
Г. Алмонда. Автор характеризует политическую
систему, с одной стороны, как способ ность
осуществлять в обществе преобразования
при поддержании стабильности; с другой
стороны – каксовокупность взаимозависимых
элементов, при этом каждый элемент целого
(государство, партии, эли ты) выполняет
жизненно важные функции для всей системы.
Разработку системного анализа политики продолжил Дэвид Истон. В своей книге «Политическая система: исследование состояния политической науки» он определил политику как властное распределение ценностей (властных полномочий, богатства, социальных статусов и др.). Политическая система рассматривается как «совокупность взаимодействий, посредством которых в обществе властно распределяются ценности» и результаты которых легитимны, т.е. в целом признаны всеми членами общества. Именно властное распределение, а не социальное распределение вообще, составляет фундаментальный критерий политической жизни и подтверждение наличия в социуме действующей политической системы. Истон представлял политическую систему достаточно автономной подсистемой более широкой общественной системы, в рамках которой политическую систему можно определить как «систему поведений», отличных от других социальных взаимодействий и связанных с властным распределением ценностей, или как «все те действия и социальные институты, которые имеют более или менее прямое отношение к принятию, претворению в жизнь и последствиям властных решений». Истон исследует причины живучести политической системы вообще, которые, по его мнению, следует искать в постоянных «жизненных процессах политических систем», складывающихся из «фундаментальных функций, без которых никакая система не может длительное время существовать» и «типичных способов реакций, с помощью которых системам удаётся их поддерживать». Политическая система – система открытого типа, т.к. испытывает на себе «возмущающие воздействия» со стороны других социальных систем и одновременно реагирует на эти воздействия, адаптируясь к изменяющимся условиям окружения и пытаясь изменить его «под себя». Адаптация есть нечто «большее, чем простое приспособление к меняющейся ситуации»: она включает комплекс действий, с помощью которых «происходит модификация, осуществляются фундаментальные изменения и контроль внешней среды, самой системы или того и другого месте» с тем, чтобы система смогла отразить или компенсировать неблагоприятные воздействия. «Полное окружение» системы складывается из интрасоциетального (экономика, культура, социальная структура, межличностные отношения) и экстрасоциетального (системы, являющиеся внешними по отношению к рассматриваемому обществу).
В
своём политико-системном
Имеют место взаимодействия системы и окружения, которые Д. Истон определил как обмены («взаимная связь политической системы с её окружением») и трансакции («однонаправленное действие окружения на политическую систему или обратное действие при условии пренебрежения временем обратной реакции соответствующих систем»). Трансакции и обмены реализуются в виде отношений «вход-выход». Среда даёт импульсы на своего рода «входе» в политическую систему, последняя же вырабатывает решения и реализует их на «выходе». Таким образом политическая система обеспечивает управление обществом, что и является её главной задачей и функцией. Истон определяет два основных типа «входов»: требования и поддержка. Исходящие из политической системы воздействия – «выходы» - можно анализировать в виде властных решений, законов и действий (набора действий в виде политического курса). Между «входами» и «выходами» образуется «контур обратной связи», который переносит информацию об эффективности «выходов», имеющую ключевое значение для центров власти в политической системе и для самой системы в целом, являясь фактором её выживания (для выживания системе нужна способность реагировать). Всем политическим системам также присущи следующие объекты поддержки: власть, режим и политическое сообщество.
Предложенные Истоном принципы и методы системного анализа оказались достаточно эффективными в области политических исследований.
В работах Парсонса и Истона функциональные структуры власти и властные отношения по-прежнему характеризовались лишь в общем плане. Подобная неконкретность отчасти была преодолена в работах Габриэля Алмонда. Он определял любую социальную систему как «взаимозависимое взаимодействие» ролей и структур (институтов), выполняющих свои функции таким образом, чтобы поддерживать целое в равновесном состоянии. Функционирование системы в окружающих её средах описывается в категориях возможностей и собственно функций системы. Алмонд предложил сравнивать политические системы в категориях системных возможностей, функций преобразования, функций сохранения и адаптации системы, а также соотношений между этими тремя классами функций.
Алмонд развивал классификацию системных входов в виде требований и поддержки, предложенную Д. Истоном, выделив четыре типа требований: 1) требования товаров и услуг (образование, транспорт); 2) требования относительно правил, регулирующих поведение как людей, так и больших структур (рынков и т.п.); 3) требования относительно участия в политической системе в виде избирательного права, свободы собраний и т.п.; 4) «символические входы». Он также описал четыре типа поддержки, предоставляющей необходимые для функционирования системы ресурсы: 1) материальная поддержка (уплата налогов, воинская повинность); 2) согласие исполнять законы и иные правила; 3) политическое участие (поддержание политического общения, участие в выборах и т.п.; 4) демонстрация почтения к властям, официальным политическим символам и ритуалам. Системные выходы Алмонд предложил распределить по четырём классам действий, в целом соответствующим четырём типам поддержки: 1) извлечения (сборы, налоги, индивидуальная служба системе); 2) правила, регулирующие поведение людей и их взаимоотношения; 3) распределение товаров, услуг, статусов и др.; 4) «символические выходы» (утверждение ценностей, демонстрация политических символов и др.
В политической системе происходит преобразование требований и поддержки в системные выходы. Алмонд предложил следующую классификацию функций преобразования: 1) артикуляция интересов или требований; 2) агрегация интересов в конкретные планы действий; 3) преобразование планов действий в официальные политические курсы; 4) применение общих правил к частным случаям; 5) толкование правил в конкретных ситуациях; 6) распространение информации о происходящем в самой политической системе и передача информации в социальную и международную среды.
В качестве величин для измерения эффективности функционирования политической системы выступают системные возможности. Алмонд построил свою классификацию системных возможностей: 1) возможности извлечения (показывают степень эффективности извлечения материальных и человеческих ресурсов из общества и международной среды); 2) регулятивные возможности (отмечают степень и способы контроля политической системы над поведением индивидов и групп и над их отношениями); 3) возможности распределения (обозначают распределение политической системой всевозможных благ, ресурсов, статусов); 4) символические возможности (представление системой символов в обществе и на международной арене); 5) возможности отвечать на требования (степень соответствия между входами и выходами).
Алмонд предложил следующую типологию политических систем:
Интегрирующее начало политики Алмонд видел в политической культуре, т.е. во взглядах и позициях людей и их групп относительно политической системы, её составляющих и мнениях о своей роли в неё. Алмонд различает три больших класса объектов: 1) специфические роли или структуры – законодательные органы, бюрократия и т.п.; 2) ролевые обязанности – монархи, законодатели, администраторы; 3) конкретная общественная политика, решения.
Алмонд сильно повлиял на развитие современной политологии. Он – создатель масштабных классификаций и новаторских подходов изучении разнообразных политических явлений.
№17
Сущность государства
Определение природы и сущности государства представляет собой весьма трудную задачу политической науки ввиду многогранности и сложности данного социального образования.
Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.
При рассмотрении сущности государства важно учитывать, во-первых, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона); и, во-вторых, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).
В изучении сущности государства можно выделить несколько подходов:
1) классовый, в рамках которого государство определяется как организация политической власти экономически господствующего класса. В таком понимании функции государства ограничиваются весьма узкими целями: главным образом как средство для обеспечения интересов господствующего класса. Первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других слоев населения. Отсюда проблема в постоянном “снятии” напряженности в обществе с помощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие интересы, как правило, отходят на второй план;
2) общесоциальный, в рамках которого государство определяется как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. При таком подходе роль государства уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, при преимущественном применении такого метода, как компромисс.
Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы в понимании сущности государства, в рамках которых, соответственно, религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства. Указанные подходы не исключают друг друга и в своей совокупности помогают раскрыть сущность и специфику того или иного государства как политического института.