Курс лекций по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 23:33, курс лекций

Описание работы

Темы:
1. Предмет, объект и структура политологии
2. Методы политологии
3. Сравнительная политология
4. Типы политических методологий
5. Функции политологии как науки и учебной дисциплины

Работа содержит 1 файл

полит.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

Таким образом, в  основе политической власти лежит неравенство  политическое, политических статусов. Право принимать ответственные  политические решения человек получает именно благодаря своему особому  статусу в иерархической структуре общества, становясь членом правительства, депутатом парламента, лидером партии и т. п. Политическое неравенство создает предпосылки для управления обществом. Ведь для координации жизни социума необходим своеобразный управленческий центр, “мозговой штаб”, а также преодоление центробежных сил, индивидуального и группового эгоизма. Вот почему история общества - это история не ликвидации политического неравенства, а поиск и создание эффективных способов его организации.

Каково отношение  политической власти и власти государственной?

Всякая государственная  власть является политической, но не всякая политическая - государственной: в условиях первобытнообщинного строя уже  существовала (по крайней мере, на последнем  этапе его развития) политическая власть, но государства не было. Важнейшим признаком возникновения государства является наличие особой группы лиц, в руках которой сосредоточена власть, то есть профессионально занимающихся управлением обществом и использующих для” этого социальный аппарат насилия (армию, полицию, тюрьмы и т. п.).

Таким образом, государственная  власть - это власть, осуществляемая с помощью обособленного, профессионального  аппарата на определенной территории, на которую распространяется государственный  суверенитет и имеющая возможность обратиться к средствам организованного и законодательного институированного насилия. Государственная власть представляет собой наивысшее, наиболее полное выражение политической власти, является политической властью в ее наиболее развитом виде. 

№16

2   Теория Д. Истона. Она рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти в обществе по поводу распределения ресурсов и ценностей.

Системный подход позволил более четко определить место политики в жизни общества и выявить механизм социальных изменений в нем. Политика – относительно самостоятельная сфера, основное значение которой – распределение ресурсов и побуждение к принятию этого распределения ценностей между индивидами, группами.

3   Теория Г. Алмонда. Автор характеризует политическую систему, с одной стороны, как способ ность осуществлять в обществе преобразования при поддержании стабильности; с другой стороны – каксовокупность взаимозависимых элементов, при этом каждый элемент целого (государство, партии, эли ты) выполняет жизненно важные функции для всей системы. 

      Разработку  системного анализа политики продолжил  Дэвид Истон. В своей книге «Политическая система: исследование состояния политической науки» он определил политику как властное распределение ценностей (властных полномочий, богатства, социальных статусов и др.). Политическая система рассматривается как «совокупность взаимодействий, посредством которых в обществе властно распределяются ценности» и результаты которых легитимны, т.е. в целом признаны всеми членами общества. Именно властное распределение, а не социальное распределение вообще, составляет фундаментальный критерий политической жизни и подтверждение наличия в социуме действующей политической системы. Истон представлял политическую систему достаточно автономной подсистемой более широкой общественной системы, в рамках которой политическую систему можно определить как «систему поведений», отличных от других социальных взаимодействий и связанных с властным распределением ценностей, или как «все те действия и социальные институты, которые имеют более или менее прямое отношение к принятию, претворению в жизнь и последствиям властных решений». Истон исследует причины живучести политической системы вообще, которые, по его мнению, следует искать в постоянных «жизненных процессах политических систем», складывающихся из «фундаментальных функций, без которых никакая система не может длительное время существовать» и «типичных способов реакций, с помощью которых системам удаётся их поддерживать». Политическая система – система открытого типа, т.к. испытывает на себе «возмущающие воздействия» со стороны других социальных систем и одновременно реагирует на эти воздействия, адаптируясь к изменяющимся условиям окружения и пытаясь изменить его «под себя». Адаптация есть нечто «большее, чем простое приспособление к меняющейся ситуации»: она включает комплекс действий, с помощью которых «происходит модификация, осуществляются фундаментальные изменения и контроль внешней среды, самой системы или того и другого месте» с тем, чтобы система смогла отразить или компенсировать неблагоприятные воздействия. «Полное окружение» системы складывается из интрасоциетального (экономика, культура, социальная структура, межличностные отношения) и экстрасоциетального (системы, являющиеся внешними по отношению к рассматриваемому обществу).

      В своём политико-системном подходе  Д. Истон обозначил политическую систему понятием «чёрный ящик», служившим для обозначения систем, чья структура и внутренние процессы очень сложны либо вообще неизвестны. Политическая система выполняет две базовые функции: предложение ценностей обществу и навязывание этих ценностей большинству его членов для признания в качестве обязательных. Эти функции Истон называет существенными переменными политической жизни, показатели которых помогают обнаружить возникновение стрессовых ситуаций в системе.

      Имеют место взаимодействия системы и  окружения, которые Д. Истон определил  как обмены («взаимная связь политической системы с её окружением») и трансакции («однонаправленное действие окружения на политическую систему или обратное действие при условии пренебрежения  временем обратной реакции соответствующих систем»). Трансакции и обмены реализуются в виде отношений «вход-выход». Среда даёт импульсы на своего рода «входе» в политическую систему, последняя же вырабатывает решения и реализует их на «выходе». Таким образом политическая система обеспечивает управление обществом, что и является её главной задачей и функцией. Истон определяет два основных типа «входов»: требования и поддержка. Исходящие из политической системы воздействия – «выходы» - можно анализировать в виде властных решений, законов и действий (набора действий в виде политического курса). Между «входами» и «выходами» образуется «контур обратной связи», который переносит информацию об эффективности «выходов», имеющую ключевое значение для центров власти в политической системе и для самой системы в целом, являясь фактором её выживания (для выживания системе нужна способность реагировать). Всем политическим системам также присущи следующие объекты поддержки: власть, режим и политическое сообщество.

      Предложенные  Истоном принципы и методы системного анализа оказались достаточно эффективными в области политических исследований.

 

     В работах Парсонса и Истона функциональные структуры власти и властные отношения по-прежнему характеризовались лишь в общем плане. Подобная неконкретность отчасти была преодолена в работах Габриэля Алмонда. Он определял любую социальную систему как «взаимозависимое взаимодействие» ролей и структур (институтов), выполняющих свои функции таким образом, чтобы поддерживать целое в равновесном состоянии. Функционирование системы в окружающих её средах описывается в категориях возможностей и собственно функций системы. Алмонд предложил сравнивать политические системы в категориях системных возможностей, функций преобразования, функций сохранения и адаптации системы, а также соотношений между этими тремя классами функций.

     Алмонд  развивал классификацию системных  входов в виде требований и поддержки, предложенную Д. Истоном, выделив четыре типа требований: 1) требования товаров и услуг (образование, транспорт); 2) требования относительно правил, регулирующих поведение как людей, так и больших структур (рынков и т.п.); 3) требования относительно участия в политической системе в виде избирательного права, свободы собраний и т.п.; 4) «символические входы». Он также описал четыре типа поддержки, предоставляющей необходимые для функционирования системы ресурсы: 1) материальная поддержка (уплата налогов, воинская повинность); 2) согласие исполнять законы и иные правила; 3) политическое участие (поддержание политического общения, участие в выборах и т.п.; 4) демонстрация почтения к властям, официальным политическим символам и ритуалам. Системные выходы Алмонд предложил распределить по четырём классам действий, в целом соответствующим четырём типам поддержки: 1) извлечения (сборы, налоги, индивидуальная служба системе); 2) правила, регулирующие поведение людей и их взаимоотношения; 3) распределение товаров, услуг, статусов и др.; 4) «символические выходы» (утверждение ценностей, демонстрация политических символов и др.

     В политической системе происходит преобразование требований и поддержки в системные  выходы. Алмонд предложил следующую  классификацию функций преобразования: 1) артикуляция интересов или требований; 2) агрегация интересов в конкретные планы действий; 3) преобразование планов действий в официальные политические курсы; 4) применение общих правил к частным случаям; 5) толкование правил в конкретных ситуациях; 6) распространение информации о происходящем в самой политической системе и передача информации в социальную и международную среды.

     В качестве величин для измерения  эффективности функционирования политической системы выступают системные возможности. Алмонд построил свою классификацию системных возможностей: 1) возможности извлечения (показывают степень эффективности извлечения материальных и человеческих ресурсов из общества и международной среды); 2) регулятивные возможности (отмечают степень и способы контроля политической системы над поведением индивидов и групп и над их отношениями); 3) возможности распределения (обозначают распределение политической системой всевозможных благ, ресурсов, статусов); 4) символические возможности (представление системой символов в обществе и на международной арене); 5) возможности отвечать на требования (степень соответствия между входами и выходами).

     Алмонд  предложил следующую типологию  политических систем:

    1. англо-американские (ориентация на свободу личности, в обществе существует консенсус относительно основных целей и средств политики; власть и влияние в системе разделены между множеством акторов, и это разделение конституционно оформлено);
    2. континентально-европейские (сочетают англо-американские и специфические национальные черты; существуют фрагментированные национальные политические культуры; торг и компромисс как инструменты политики развиты слабо, зато стали обычными явлениями радикализм и экстремизм);
    3. традиционные (состоят из вестернизированных и традиционных элементов; роли не закреплены между акторами);
    4. тоталитарные (доминируют роли, связанные с осуществлением контроля и применением насилия; отсутствие разделение власти; монополия одной партии).

     Интегрирующее начало политики Алмонд видел в политической культуре, т.е. во взглядах и позициях людей и их групп относительно политической системы, её составляющих и мнениях о своей роли в неё. Алмонд различает три больших класса объектов: 1) специфические роли или структуры – законодательные органы, бюрократия и т.п.; 2) ролевые обязанности – монархи, законодатели, администраторы; 3) конкретная общественная политика, решения.

     Алмонд  сильно повлиял на развитие современной  политологии. Он – создатель масштабных классификаций и новаторских  подходов изучении разнообразных политических явлений.

№17

Сущность  государства

Определение природы  и сущности государства представляет собой весьма трудную задачу политической науки ввиду многогранности и  сложности данного социального  образования.

Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

При рассмотрении сущности государства важно учитывать, во-первых, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона); и, во-вторых, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).

В изучении сущности государства можно выделить несколько  подходов:

1) классовый, в рамках которого государство определяется как организация политической власти экономически господствующего класса. В таком понимании функции государства ограничиваются весьма узкими целями: главным образом как средство для обеспечения интересов господствующего класса. Первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других слоев населения. Отсюда проблема в постоянном “снятии” напряженности в обществе с помощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие интересы, как правило, отходят на второй план;

2) общесоциальный, в рамках которого государство определяется как организация политической власти, создающая условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. При таком подходе роль государства уже используется в более широких целях, как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, при преимущественном применении такого метода, как компромисс.

Наряду с этими  основными можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы в понимании сущности государства, в рамках которых, соответственно, религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства. Указанные подходы не исключают друг друга и в своей совокупности помогают раскрыть сущность и специфику того или иного государства как политического института.

Информация о работе Курс лекций по "Политологии"