Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 23:33, курс лекций
Темы:
1. Предмет, объект и структура политологии
2. Методы политологии
3. Сравнительная политология
4. Типы политических методологий
5. Функции политологии как науки и учебной дисциплины
В средние века господствовала теологическая форма мышления. Учение Ф. Аквинского о божественном происхождении государства и власти, моральном характере правления и другие вопросы оказали заметное влияние на политологию.
В эпоху Возрождения, когда политическая мысль освобождалась от средневекового религиозного мировоззрения, усилиями Н. Макиавелли, М. Лютера, Ж. Бодена и других мыслителей политическая отрасль знания получила новые методы познания политики, государства, общества, в первую очередь - метод конкретности анализа реальных политических событий и их обобщения. Так, Н. Макиавелли обосновал политику как опытную науку, стал <отцом> политической технологии властвования, и др.
Политические воззрения
нового времени представлены учениями
Т. Гоббса, Д. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо
и других мыслителей, которые выразили
идеи естественного права и
Марксистско-ленинская концепция политики исходила из признания экономического базиса первоосновой политической надстройки, классовости политики, которую определяла как область отношений между большими массами людей по завоеванию, удержанию и использованию государственной власти, обосновала ведущее место и роль пролетариата в политической и общественной жизни, его диктатуру и т. д.
На современное состояние политологии большое влияние оказывают труды ранее не издававшихся отечественных мыслителей - Н. Бердяева, А. Богданова, С. Булгакова, И. Ильина, П. Новгородцева, С. Франка и других, а также зарубежных ученых - Т. Адорно, 3. Бжезинского, М. Вебера, Е. Вятра, М. Дюверже, К. Мангейма, X. Ортеги-и-Гассета, К. Ясперса и многих других.
В российскую политическую мысль, которая начала активно самоопределяться с 60-х гг. XX в. усилиями Ф. Бурлацкого, А. Галкина, М. Марченко, В. Мшвениерадзе, Г. Шахназарова, А. Федосеева и других, сегодня заметный новаторский вклад вносят Г. Белов, И. Клямкин, В. Макаренко, А. Панарин, Д. Ольшанский, Е. Шестопал, Л. Шевцова и другие ученые. В работах российских ученых политология конституирована, развиваются междисциплинарные области знания (политическая философия, политическая социология, политическая психология и др.). Вместе с тем следует отметить, что политология как наука еще находится на начальной стадии своего становления.
№5
1 Структура политики включает в себя одушевленные субъекты (участников) и неодушевленные элементы(политическую власть, политические отношения, политическое сознание, политическую культуру, политические организации).
Субъекты политики: индивиды, социальные слои и группы, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти или оказывающие влияние на нее. В качестве субъекта политики могут выступать социальные институты (политические партии, профсоюзы, церковь, средства массовой информации, государство, международные организации, например, ООН, Европейский парламент), а также социальные общности (слои, классы, нации, элиты, массы, профессиональные группы) и отдельные личности (политические лидеры, просто рядовые граждане).
2 Элементы политики:
Политические отношения: формы взаимосвязи субъектов политики – согласие, партнерство, конфликты, господство и подчинение между участниками политической жизни.
Политическая власть: возможность и способность навязывать свою волю другому.
Политическая организация: совокупность государственных и негосударственных институтов, выражающих интересы личности, группы, общества.
Политическая культура: тип отношения к политическим явлениям, обнаруживающийся в поведении.
Политическое сознание: политическая психология и политическая идеология, мотивы политического участия (идеи, чувства, переживания, ценности, оценки).
Субъекты политики: индивиды, социальные группы, слои, массы, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти.
Субъекты
политики вступают в политические
отношения – отношения распределения
и использования государственной власти
на основе политических интересов, целей,
установок, ценностных ориентации, верований,
идеалов, которыми они руководствуются
в своей деятельности. Содержание полит
1 Рационализаторская функция. Политика рационализирует конфликты и противоречия, предупреждает их или разрешает.
2 Управленческая и регулятивная функции. Политика не только выражает значимые интересы и потребности различных групп общества, но и обеспечивает их взаимодействие, оказывает на них влияние путем принятия политических решений. Политика управляет социальными процессами и регулирует их, используя социальное принуждение и насилие.
3 Гуманитарная. Выражаетс
4 Функция политической социализации. Политика открывает широкие возможности реализации групповых и индивидуальных интересов, включает личность в социальные отношения, передавая ей опыт и навыки преобразовательной деятельности, эффективного выполнения социальных ролей и функций.
5 Функция мобилизации и обеспечения эффективности общей деятельности. Политика обеспечивает их реализацию путем создания мотивационного механизма, предоставляя индивиду эффективные возможности для удовлетворения его социальных потребностей, изменения его социального статуса с помощью власти.
6 Функция обеспечения целостности и стабильности общества. Политика разрабатывает проекты будущего, определяет социальные ориентиры, изыскивая для их осуществления необходимые ресурсы.
7 Характерные черты политики:
• связь частного и общего, интереса личности и интереса социальной целостности (группы, страны, человечества) – мы входим в мир политики тогда, когда решаем не только свои частные проблемы, но действуем, исходя из понимания их связи с задачами, далеко выходящими за рамки наших личных интересов, когда этими проблемами заняты многие другие люди;
• любой тип политики связан с решением проблем существования и функционирования государства – социального института, который служит для решения проблем, интересующих общество в целом;
• связь с действиями и интересами больших масс людей;
• целенаправленная деятельность, предполагающая необходимость трезвого анализа, учета много-
образия
условий и компонентов
• властный
характер, способность принуждения, волевого
воздействия для придания целенаправленности
действиям многих людей.
№8
Политика и нравственность
Как объединить политику с моралью? Есть, видимо, две принципиальные возможности: либо приспособить мораль к интересам политики (что чаще всего и делается, особенно в автократических и тоталитарных государствах), либо подчинить политику морали. При нынешнем состоянии человеческого общества подлинное единство морали и политики возможно только на основе права, а гарантией этому служит высокая мера демократизма и либерализма общественной жизни.
Установить при безусловном нравственном начале внутреннюю и всестороннюю связь между истинной нравственностью и умной политикой — вот главное притязание нравственной философии к честной политике.
Духовно возвышая человека, нравственность, по словам В. Виндельбанда, может в известных обстоятельствах и разоружать его, ставя житейски в невыгодное положение. Это особенно сказывается при столкновении с наглостью: «Совесть не позволит нравственному человеку пустить в ход такие средства, применение которых может дать решающий перевес над ним его противнику, обладающему менее чуткой совестью... Это относится также и к жизни народов, и это надо принять в соображение, когда вопрос идет об отношении политики и морали». Но если политик будет руководствоваться тем соображением, что так называемые высшие цели дают ему моральное право не сообразовываться с нравственными нормами, ограничивающими его произвол, то он может довести общество до самых печальных результатов. Мудрый политик считает своей обязанностью согласовывать все свои политические и социальные решения и действия с нормами морали.
Однако и в истории политических учений, и в современных представлениях можно встретить утверждение, что политика — дело грязное: она находится по ту сторону добра и зла и с моралью несовместима. По словам Н. Макиавелли, государственная мораль отличается от морали отдельного человека, и государь, желающий удержаться в своем кресле, может и не быть добродетельным, но непременно должен приобрести умение казаться или не казаться таковым, смотря по обстоятельствам. Это он оправдывал тем, что во всех действиях людей кроме трудностей успеха есть еще всегда рядом с добром и зло, так тесно с ним связанное, что невозможно пользоваться одним, не подвергаясь другому. Это доказывают все поступки людей. Таким образом, добро достигается с трудом, разве только если счастие настолько благоприятствует вам, что превозмогает это обыкновенное и естественное неудобство.
Социальные мыслители давно научились четко отличать политические критерии от моральных. Однако необходимо понимание и их единства. Так, Ж.Ж. Руссо осуждал тех государственных деятелей, которые считают, что при конкретной ситуации, когда все решает формула «цель оправдывает средства», щепетильность в этических вопросах будто бы излишня. Императив всегда быть на высоте нравственных санкций: быть справедливым, честным и не переоценивать себя, свои возможности — верный признак мудрости государственного деятеля.
Но что бы ни говорили, политика допускает хитрость, если она сочетается с представлением о большом уме или о великих делах: уловки в политике не оскорбляют ее, если это не вероломство, влекущее за собой несчастья народа. Никакая реальная политика, видимо, невозможна без хотя бы элементов лукавства. Такова ее суть.
Тот, кто вступил на стезю политического деятеля, обязан понять, что к этому служению необходимо и интеллектуально, и нравственно подготовиться: политика — это одна из самых тонких, глубоких, сложных и, что самое главное, самых ответственных видов деятельности. Ведь известно, что всякой профессии учатся (сапожному, слесарному делу и т.д.), при этом учатся старательно и долго. Но создалось ложное впечатление, будто для такого тонкого дела, как политика, нужны лишь предприимчивость, напористость, ловкость рук и хорошо подвешенный язык. А если, говорит И.А. Ильин, найдется много доверчивых глупцов, так на то им и глупость дана, чтобы доверять и плестись в хвосте более бойких болтунов. И вот последствия этого: множество полуобразованных дилетантов занимается безответственной политикой. Они ставят неверные вопросы, решают их вкривь и вкось, пишут, печатают и фразерствуют... фразерствуют без конца.
Фальшивые решения на базе возможностей власти внедряются в сознание, становятся привычными и распространенными воззрениями, незаметно создавая атмосферу безответственного фразерства и лжи. Яркий пример тому доктрина марксизма-ленинизма и ее окаменевшие («твердокаменные») последователи — счастливые «обладатели истины», впавшие в тоталитарное безумие с его трагическими последствиями.
В заключение стоит привести слова И. Канта: «Истинная политика не может сделать шага, не присягнув заранее морали... так как мораль разрубает узел, который политика не могла развязать, пока они были в споре». Правда бывает лучшей политикой! Не может пользоваться уважением и доверием народа политик, равнодушный к моральным соображениям.
№12