Курс лекций по "Политологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 23:33, курс лекций

Описание работы

Темы:
1. Предмет, объект и структура политологии
2. Методы политологии
3. Сравнительная политология
4. Типы политических методологий
5. Функции политологии как науки и учебной дисциплины

Работа содержит 1 файл

полит.doc

— 192.00 Кб (Скачать)

ВластьВла́сть — возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей даже вопреки сопротивлению. Суть власти не зависит от её основы. Способность и возможность достигать своих целей может базироваться на различных методахдемократических и авторитарных, честных и нечестных,насилии и местиобманепровокацияхвымогательствестимулировании, обещаниях

структура

Основными элементами власти являются субъект, объект и ресурсы. Субъектом власти может быть индивид, организация, мировое сообщество (например, ООН); он является непосредственным носителем власти (”тот, кто творит политику”). Субъект должен обладать такими качествами, как желание властвовать, воля к власти, компетентность. Известно, что далеко не все люди стремятся к власти, а многие даже уклоняются от руководящих должностей и связанной с ними ответственности. Но немало и таких, для которых стремление к власти связывается с возможностью получения разных благ: высокого дохода, престижа, связей, привилегий и т.п. Хотя помимо желания и воли, субъект власти должен быть компетентным, знать дело, за которое берется, состояние и настроение подчиненных, лучше других видеть и находить выходы из любой сложной ситуации, в которой может оказаться руководимая социальная группа.

Субъект определяет свою власть в приказах, распоряжениях, командах, предписывающих поведение  объекта власти, указывающих санкции, которые влечет невыполнение распоряжений. От приказа, характера содержащихся в нем требований, зависит отношение к нему другого важнейшего элемента власти - объекта.

Как уже отмечалось, власть предполагает, как минимум, двух партнеров: осуществляющего власть (субъект) и подчиняющегося власти (объект). Без подчинения объекта власть невозможна, и если нет такого подчинения, нет и власти. Субъект может обладать желанием, волей властвования, всеми необходимыми средствами принуждения, но все это должно быть перенесено на объект власти. Поэтому понятие “власть” не может распространяться на отношения между субъектом, наделенным сознанием - индивидом, группой - и предметным миром, миром вещей, то есть объектами, неспособными воплотить волю субъекта в действие, как и власть вещей, чувств, мыслей над человеком. И если встречаются толкования власти как “силы вещей”, “власть денег”, “власть над природой” и т. п., то это не более чем метафора, одушевление вещей, принятое в обиходе, обозначение какого-либо вида зависимости.

Стабильность любой  социальной группы и общества в целом зависит от взаимоотношения субъекта и объекта власти, от поддержки субъекта объектом. Отношения объекта к субъекту властвования могут быть в виде сопротивления, вплоть до борьбы на уничтожение, но могут быть добровольно воспринимаемые повиновения. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: от соответствия организационных и правовых основ власти интересам объекта; от средств воздействия, которые применяет субъект; от собственных качеств объекта властвования и характера требований, предъявляемых к нему; от восприятия объектом авторитета субъекта и др.

Качества объекта  политического властвования определяются прежде всего политической культурой  населения. Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих “твердой руки”, является благоприятной почвой для авторитарного и тоталитарного режима.

Реализация власти, подчинение ей зависит от механизма  функционирования всей властной системы. Власть может основываться на страхе перед санкциями. В этом случае она  имеет тенденцию к ослаблению, ибо люди стремятся избавиться от этого неприятного эмоционального состояния. Более надежным фактором стабильности власти является привычка населения к повиновению, если власти своевременно реагируют на происходящие объективные изменения. Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе, ибо личная заинтересованность людей побуждает к добровольному выполнению распоряжений и сводит к минимуму применение санкций. Однако одним из самых благоприятных для власти мотивов является авторитет, когда объект власти убежден в особых способностях субъекта власти и подчиняется ему беспрекословно. 

Ресурсы

Понятие “ресурсы власти”  используется в широком и узком  смысле. В широком - это все то, что субъект власти может использовать для влияния на объект: это собственные качества субъекта (компетентность, организованность и др.), некоторые свойства объекта (политическая доверчивость, привычка подчиняться и др.), конкретная ситуация, в которой осуществляется власть (экономическое состояние, международное положение и др.), а также другие средства воздействия.

В узком смысле ресурсы - это те средства, с помощью которых  субъект власти оказывает влияние  на объект власти и добивается реализации своих распоряжений. Ресурсы могут  быть использованы для поощрения, наказания и убеждения. Это могут быть какие-то ценности (деньги, предметы потребления и др.); средства, способные влиять на внутренний мир, мотивацию поведения человека (средства массовой информации); орудия и инструменты, с помощью которых можно лишить человека любых ценностей, в том числе и самой жизни (оружие, карательные органы в целом).

Исходя из этого, ресурсы власти можно подразделить на экономические, социальные, культурно-информационные, силовые.

К экономическим  ресурсам относятся все материальные ценности, необходимые для производства и потребления: деньги, земля, продукты питания и др. Социальные частично совпадают с экономическими, ибо повышение или понижение социального статуса индивида связаны с доходом и богатством. Но социальный ресурс включает и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, жилье. В современный век крайне важными стали культурно-информационные ресурсы - знания и информация, а также средства их получения. Однако юристы, правоохранительные органы встречаются преимущественно с силовыми ресурсами.

Силовые ресурсы, насилие  являются атрибутами любой власти; различие лишь в “дозах” их применения. От других ресурсов власти насилие  отличается следующими особенностями.

Во-первых, оно имеет  низкий созидательный потенциал и в большей мере связано с разрушением, ликвидацией чего-либо.

Во-вторых, силовые  структуры основаны на страхе. С  помощью угроз, команд, приказов и  запретов можно добиться внешнего послушания и выполнения конкретных требований, но нормы и ценности, передаваемые людям таким образом, не становятся частью их внутренних личных убеждений и легко исчезают из сознания как только преодолевается страх.

В-третьих, насилие, как правило, является дорогостоящим  средством, особенно если это насилие  связано с применением военной техники. Одновременно насилие наносит и серьезный моральный ущерб, вызывая в ответ ненависть, ярость, месть и т.п.

Все это приводит к выводу о том, что насилие, хотя и является одним из важнейших  ресурсов власти, должно применяться  как крайняя мера, когда все другие не приводят к желаемому результату, и, что не менее важно, насилие должно быть строго ограничено определенными политическими, правовыми, а также нравственными рамками. Оно должно иметь ответный характер, то есть реакцию на насилие; должно быть последним средством, когда все другие исчерпаны; объектом насилия не может быть мирное население; применение насилия должно быть избирательно, пропорционально, без вандализма, тотальной войны против политических противников. Наконец, субъект насилия должен максимально придерживаться сохранения фундаментальных прав и свобод человека, то есть действовать в соответствии с правовыми законами (нормами, принятыми демократическим путем и имеющими равную обязательность для всех граждан). Эти нормы должны опираться на права человека.

Ориентиром для  политических субъектов должны быть нормы международного гуманитарного  права, в частности, Гаагские и Женевские  конвенции, дополнительные протоколы  к ним, которые регулируют внутренние конфликты. Они защищают права мирного населения, пленных, раненых, ограничивают объекты нападения. (Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. и дополнительные протоколы к ним. - М., 1994).

Примером неадекватного  использования силовых ресурсов могут служить действия политической власти России в Чечне. Ввод российских войск в Чечню 80-90% ее жителей восприняли как вторжение враждебной армии, стремящейся покорить народ, отнять у него свободу и природные богатства, заставить жить по чужим правилам. На сторону Дудаева перешло большинство тех, кто боролся против него до 11 декабря 1994 г. в рядах оппозиции. Объединились не только чеченцы, которых среди населения Чечни всего 40 %, но и люди других национальностей. Не отрицая законности действий политического руководства России, следует отметить, что и международное право признает законность подобных выступлений, когда народ берется за оружие, отстаивая свою независимость, свободу, интересы.

Что касается правовой оценки войны в Чечне, то согласно конституции России, Президент не имеет права решать вопросы войны и мира, они - прерогатива парламента, а Президент действовал вопреки решениям парламента. Кроме того, война имеет признаки агрессии, ибо в международных документах в качестве обязательного признака агрессии закреплено применение военной силы ПЕРВЫМ, т. е. признак первенства или инициативы в применении военного насилия. А решением Генеральной Ассамблеи ООН (29-я сессия, 1974 г.) понятие “агрессия” распространяется не только на межгосударственные отношения, но и на внутригосударственные отношения. По общему признанию, война в Чечне является вопиющим нарушением прав и свобод человека.

Конечно, признаки агрессивности, незаконности, нарушения общепринятых норм и правил ведения войны проявлялись  и с чеченской стороны: массовый террор, диверсии, проявление жестокости, прикрытие мирным населением и др. И в целом, эта война - свидетельство недальновидной политики и непрофессиональности политиков, оказавшихся неспособными усвоить важнейшие уроки XX века о том”, что война перестала быть эффективным средством политики и она не в состоянии решить оптимально никакие политические проблемы. (Серебрянников В. В. Война в Чечне: причины и характер Различные ресурсы власти обычно применяются ее субъектами в комплексе. Но специфическим ресурсом власти является сам человек (демографические ресурсы). Человек - создатель материальных благ (экономические ресурсы), получатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы). Человек - не только ресурс власти, но и ее субъект, и объект.

Типы

В соответствии с  ресурсами, на которых власть основывается, она классифицируется на различные виды власти.

Экономическая власть - это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности.

Социальная  власть - это возможность распределять положение в социальной структуре статусов, должностей, льгот и привилегий. С помощью социальной политики современные государства могут влиять на социальный статус широких слоев населения, вызывая тем самым их лояльность и поддержку.

Духовно-информационная власть - это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. Знания используются для подготовки правительственных решений и для непосредственного воздействия на сознание людей для их поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через школу, вузы, просветительские общества, а также с помощью средств массовой информации. Информационная власть может служить разным целям: она может распространять объективные сведения о деятельности правительства, но может и манипулировать сознанием, обманывать людей вопреки их интересам, а нередко и воле.

Принудительная  власть - опирается на силовые ресурсы И означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы. Ее легальное использование в масштабах всего общества является отличительным признаком политической власти, однако насилие, физическое принуждение могут использоваться и неполитической властью, например, между рабовладельцами и рабами, между деспотом-мужем и его женой и др.

В зависимости от субъекта власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По широте распространения выделяются мегауровень - международные организации (ООН, НАТО, ЮНЕСКО и др.), макроуровень - центральные органы государства и микроуровень - власть в первичных организациях и малых группах. Существует классификация власти по функциям ее органов - законодательная, исполнительная, судебная.

№13

сущность политической власти

Итак, власть в общесоциологическом  понимании предполагает способность отдельного индивида или группы людей с помощью различных средств и методов утверждать в сфере социальных отношений собственную волю. Без властных отношений невозможно функционирование общества в целом, а также его элементов, их организация и взаимодействие.

Политическая власть является одной из разновидностей власти. В отличие от нравственной, семейной власти политическая власть имеет не личностно-непосредственный, а общественно-опосредованный характер. Для политической власти имеют значение не столько интересы частных лиц, сколько общие интересы всех групп и социальных слоев общества. Существует немало определений понятия “политическая власть” как в отечественной, так и в зарубежной литературе. В наиболее сжатом виде политическую власть можно определить как реальную способность индивида, группы людей к проявлению своей воли в политике на основе осмысленного политического интереса. Политической властью является всякая основанная на принуждении власть группы в отношении другой группы людей, если это взаимодействие имеет политический характер.

Информация о работе Курс лекций по "Политологии"