Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:14, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине «Основы политологии и социологии»
Тоталитаризм это политический режим, при котором государство стремится к целостному, всеохватывающему контролю всего общества в целом и каждой личности в отдельности.“тоталитаризм” был введен в политический лексикон 1925 г. лидером итальянских фашистов Б. Муссолини
Термин “авторитаризм” (лат. auctoritas власть, влияние) применяется в политической науке для обозначения режима, характеризующегося монополией на власть какой-то одной партии, группировки, лица или института.
Перечислим основные отличия авторитарных режимов от тоталитарных: 1) авторитаризм не имеет единой и обязательной для всех идеологии, допускает ограниченный плюрализм, если он не наносит вреда системе; гражданин не подвергается репрессиям, если он не является активным противником режима: необязательно поддерживать режим, достаточно его терпеть (ритуальное подтверждение лояльности и отсутствие прямого вызова); при авторитаризме центральную роль играет не мировоззрение, а сохранение власти; 2) неодинаковая степень регламентации различных аспектов общественной жизни: при тоталитаризме контролируются все сферы общественной жизни, для авторитаризма характерна намеренная де-политизация масс, их довольно слабая политическая информированность; 3) при тоталитаризме центром власти является одна партия (партийные органы пронизывают весь государственный аппарат, общественные организации и производственные структуры); при авторитаризме - высшей ценностью является государство как средоточие властных функций (идея государства как надклассового верховного арбитра); 4) авторитарные диктатуры предпочитают сохранять традиционные классовые, сословные или племенные перегородки, которые чужды тоталитаризму (в период становления тоталитаризм разрушает прежнюю социальную структуру, разрывает традиционные социальные связи, “превращает классы в массы”); 5) при тоталитаризме систематический террор проводится легально и организованно, при авторитаризме используется тактика избирательного террора.
Тема № 8: Политические институты.
План:
1.Понятие политического института.
Понятие политического института обозначает:
Политический институт – это система учреждений и организаций, регулирующих политические и другие общественные отношения с помощью материальных и идеальных средств и на основе фиксированных норм.
В отличии от социальных
политические институты действуют
в сфере политических отношений,
обеспечивают осуществление публичной
власти в обществе; выполняют управленческие
функции и выступают
Тема № 9: Политические партии и партийные системы.
План:
1.Происхождение и сущьности политических партий.
2.Партийные системы и их типология.
3.Становление многопартийности в Казахстане.
1.Происхождение и сущьности политических партий.
Слово “партия” • латинского происхождения и переводится как “часть”, т.е. часть более крупной общности. Задолго до формирования современных политических партий этим термином обозначались группы, соперничающие между собой в сфере власти, либо во влиянии на власть.
Происхождение политических партий восходит к древнейшим временам. Немногочисленные и узкие по своему составу, они существовали еще в Древней Греции. Вначале они существовали как аристократические кружки и клубы, участники которых соперничали между собой в сфере власти. Политические партии в современном смысле слова возникли впервые в Европе и затем распространились по другим регионам мира. Первые массовые партии появились в Англии, Германии. К концу XIX века массовые партии, в основном социал- демократического направления, сформировались в большинстве стран Западной Европы.
Сущность любой политической партии состоит в том, что она защищает и представляет интересы определенной группы людей.
2.Партийные системы и их типология.
Партийная система представляет собой механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и ее осуществление.
В политологии достаточно распространена схема, согласно которой существуют однопартийная, двухпартийная и многопартийная системы.
Для характеристики партийной системы в СССР до 1990 г. применялся термин “однопартийная система”. Хотя многие политологи считают, что в тех странах, где действует только одна партия, партийная система отсутствует как таковая. Однопартийная система характерна лишь для тоталитарных и авторитарных режимов.
Двухпартийная система • это система, при которой реальную борьбу на выборах за власть в государстве ведут только две партии, причем одна из партий обеспечивает себе большинство голосов избирателей, а следовательно, парламентских мест. Использование понятия “двухпартийная система” (или “бипартизм”) вовсе не означает, что в данном обществе существуют только две политические партии.
Двухпартийная система
• это система, при которой
реальную борьбу на выборах за власть
в государстве ведут только две
партии, причем одна из партий обеспечивает
себе большинство голосов
3.Становление
Демократия как форма осуществления власти обязательно предполагает наличие разных интересов в обществе, поэтому для нее характерно существование многопартийности.
После распада СССР
и ухода КПСС с политической арены
появилась возможность
Различают три этапа многопартийности в РК:
Тема № 10: Субъекты политики.
План:
1.Субъекты политики.
2.Политическая элита.
1.Субъекты политики.
Политика - это сложный комплекс взаимосвязанных явлений и процессов. В политике находят отражение интересы и потребности различных социальных групп, которые являются базой и опорой государственной власти. Разные научные дисциплины подходят к определению и классификации групп со своих методологических позиций. Группы различают по объему (большие, малые, среднего уровня), по социально-экономическим критериям, этнонациональным, географическим, культурным признакам. В политологии социальные группы рассматриваются как субъекты и объекты политики.
Под субъектом политики понимается носитель практической деятельности, источник активности, направленной на объект политики. В свою очередь объект в политике • та часть политической реальности, системы, на которую направлена деятельность субъекта в политике. Субъект и объект находятся во взаимосвязи, взаимообусловленности и способны меняться местами.
Основными признаками политической субъектности являются: способность и возможность принятия политических решений, наличие средств и возможностей реализовать принятые решения, практическое участие в политической деятельности, ответственность за последствия своих политических действий перед руководством, избирателями, политическими союзниками и др.
2.Политическая элита.
Термин “элита” происходит от латинского eligere или фраш ского elite - лучшее, отборное, избранное. Начиная с XVII в начали употреблять применительно к “избранным людям”, прё” всего высшей знати. В научный оборот он был введен в кот XIX • начале XX в.
Основные функции элиты:
1)Подготовка и принятие решений по руководству обществом и его отдельными институтами;
2)Осуществление властных решений
3)Формирование стратегических линий развития государства;
4)Представление интересов широким масс и осуществление их воли.
Тема № 11: Политическое лидерство.
План:
1.Понятие «Политическое лидерство».
2.Основные функции лидерства.
3.Типологизация политического лидерства.
1.Понятие «Политическое лидерство».
Политическое лидерство – это вид политической деятельности, представляющей собой процесс взоимодействия, в ходе которого одни люди (лидеры)знают и выражают потребности и интересы своих последователей.
Политическими лидерами являются наиболее влиятельные ли ца, способные мобилизовать общество (или его значительную часть) для достижения значимых целей. Политическое лидерст- во __ это способ взаимодействия лидера и масс, в процессе кото рого лидер оказывает значительное влияние на общество. Лидерст во в политике обладает рядом специфических особенностей:
1) между общенациональным
лидером и обществом, как
2) оно носит многоролевой
характер, лидер ориентирован на
со гласование различных
3) политическое лидерство корпоративно, за решениями, кото рые принимаются высшими руководителями, всегда скрывается не видимая для общества работа многочисленных экспертов, ближай шего окружения лидера.
2.Основные функции лидерства.
Политическое лидерство
выполняет ряд важнейших
1. Определение и формулирование
интересов социальных групп
2. Процесс выработки
и принятия политических решени
3. Мобилизация масс
на достижение политических
4. Интеграция общества, объединение масс. Лидер призван обеспечивать национальное единство в масштабах большого сооб щества, которым он руководит, или государства в целом (интегра- тивная функция).
5. Коммуникация власти
и масс, т.е. организация связи
между обществом и властью.
Убеждение общества в целесообр
6. Легитимность власти. Обеспечение поддержки власти на основе личного авторитета и влияния на массы.
3.Типологизация политического лидерства.
Для изучения природы лидерства большое значение имеет типологизация политических лидеров. В соответствии с различными нованиями и критериями выделяются множество типов лидерства.
Многие исследования лидерства опираются на типологию ле тимного господства, разработанную М. Вебером. Соответстве выделяются:
1) традиционное лидерство,
основанное на традициях,
2) харизматическое лидерство, основывающееся на вере в не обыкновенные, выдающиеся качества вождя;
3) рационально-легальное (бюрократическое) лидерство, осу ществляющееся на основе законов и в рамках законов.
Тема № 12: Личность как субъект политики.
Основными субъектами политики являются активные участники политического процесса, реализующие в его рамках свои интересы. Среди субъектов можно назвать отдельных индивидов, социальные, религиозные и этнические общности, всевозможные формальные и неформальные объединения и т.д.
Человек – главный субъект политики.
Политическая деятельность в любом обществе направлена на осуществление воли и интересов людей. Именно человек является главным субъектом политики. Участие людей в политической жизни возможна в самых разнообразных формах. От его эффективности зависит взаимосвязь государственных институтов с гражданским обществом и осуществление контроля над управленческими структурами со стороны масс.
Вопрос о причинах и мотивациях участия людей в политике имеет несколько сторон. Во-первых, активная деятельность позволяет личности реализовать свой творческий потенциал. Во- вторых, граждане получают возможность защищать свои законные политические, социальные и материальные интересы.
Степень вовлечения человека в политическую жизнь является важнейшим компонентом общественной жизни. В зависимости от нее можно выделить три типа отношения индивида к политике:
1)Активное участие.
Оно характеризуется
2)Отчуждение – отсутствие
взаимодействия и взаимопониман
3)Слияние человека
и политической структуры
Тема № 13: Политическая культура.
План:
1.Понятие «политическая культура».
2.Типологизация политической культуры.
Информация о работе Курс лекций по «Основам политологии и социологии»