Курс лекций по «Основам политологии и социологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:14, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине «Основы политологии и социологии»

Работа содержит 1 файл

Основы политологии и социологии.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

 

5.Политическая теория  Нового времени.

Стремясь избежать такого противоречия, Т. Гоббс в политичес ком трактате “Левиафан” (1651) выступил как защитник чистого принципа абсолютности единоличной власти, отождествляющей себя с государством. Свои идеи он обосновывал, прибегая к мате матическим понятиям, и в некотором смысле стал предшественником точных методов исследования в общественных науках.

Младший современник  Гоббса - Джон Локк (1632--1704) сд елал иной выбор. Разработав теорию конституционных  ограничений абсолютной власти, он подвел итог “Славной революции” 1688 г., закрепившей путь постепенного эволюционного развития британской политической системы. В своих основных политических работах - “Два трактата о правлении” (1690) и “Письма о терпи мости” (1685) - Локк выступает как теоретик парламентского правительства и демократии, оппозиционно настроенный к любым попыткам ущемления прав народных представителей со стороны любой династии.

6.Политическая мысль  мусульманского Востока.

Современная политическая наука в Казахстане имеет глубокие исторические корни. Источниками ее в средние века была арабоязычная философия, опиравшаяся на античную ученость и традициональное мировоззрение казахского народа.

Важным вкладом в  исследовании социально- политических отношений в Центральной Азии стали труды Чокана Валиханова.

Ч.Валиханов  предлагал сохранить в казахской степи суд биев как одну из форм местного самоуправления, а также ограничить влияние мулл и облегчить экономическое положение народа путем изменения налоговой системы.

Абай Кунанбаев идеалом  считал образование,самостоятельная, активная личность к воспитанию которой он призывал.

 

Тема № 3: Политика как  общественное явление.

План:

1.Понятие политики

2.Основные функции  политики.

3.Структура политики.

 

1.Понятие политики

Термин "политика" имеет  много значений, но основные из них  следующие: 1) целенаправленная деятельность людей в сфере властных, государственных, классовых, национальных отношений (policy); 2) характеристика атрибутов существования государственных институтов и иных политических формирований (politics). Так в языке фиксируется наличие двух аспектов бытия политических отношений: деятельного, при его выделении внимание фиксируется на такой их стороне, как динамизм, зависимость от социальных усилий субъектов политических отношений; и институционального, указывающего на стуктурированность политических отношений, их организацию на основе определенного принципа. ИНСТИТУТОМ и называется отношение, организованное на основе определенной нормы, санкционированного правила. Отношения политической организации обладают некоторыми существенными признаками: 1) они служат важнейшим средством определения и выражения интересов социальных групп, действующих в обществе; 2) они связаны с реализацией авторитетных решений, с деятельностью аппарата власти; 3) направлены на преодоление противоречий внутри субъекта политической деятельности.

2.Основные функции  политики.

1) выявление и формирование  общей воли и объединяющих  интнресов всего общества на  основе гармонизации частных  и групповых интересов;

2)обеспечение связи и взаимодействия всех социальных групп;

3)политическая социализация  – привлечение широких масс  к участию в делах государства;

4)интеграция всех общественных  сил

5)анализ и прогнозирование  перспектив развития, на основе  чего составляются конкретные  социальные программы.

6)обеспечение эффективного функционирования государства и деятельности всех органов;

7)мобилизация населения  и имеющихся ресурсов на решение  проблем стоящих перед обществом.

3.Структура политики.

Политика состоит из субъектов и элементов.

Субъекты политики –  индивиды, социальные слои и группы, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти или оказывающие влияние на нее.

Элементы политики –  политические отношения, политическая ласть, политическая культура и политическое сознание.

 

Тема № 4:Политическая власть- основная проблема политологии.

План:

1.Понятие власти.

2.Ресурсы власти.

3.Субъекты и объекты  власти.

4.Классификация властных  отношении.

 

1.Понятие власти.

Власть издавна относятся  к числу фундаментальных начал  общественной жизни. Она является одной из наиболее универсальных форм отношений человека к другим людям. Отношения власти и подчинения свойственны самым разным сообществам. Власть свойственна всем уровням отношений в обществе. Семья, коллектив, государства связаны определенными регулирующими и контролирующими силами.

Власть – это возможность  управления, распоряжения и контроля над действиями и поступками людей,т  а также над материальными  и иными ресурсами определенного  человеческого коллектива уполномоченными  лицами.

Власть является необходимым  средством регулирования отношений  между людьми в рамках социальных групп и общества в целом.

2.Ресурсы власти.

Власть в обществе должна опираться на определенные ресурсы  или источники. В качестве таких  ресурсов можно рассматривать богатство, социальный статус, силу, обладание информацией. На ранних стадиях развития человеческого общества решающую роль играло обладание физической силой. Позже в качестве ведущего источника власти люди стали воспринимать авторитет или богатство. А в наши дни главнейшими ресурсами стали знания и информация.

3.Субъекты и объекты  власти.

При этом одни участники  политических отношений служат носителями политического действия и называются СУБЪЕКТАМИ политики, другие - выступают  а качестве ее ОБЪЕКТОВ, т.е. таких фрагментов политической реальности, на изменение, преобразование или поддержку которых политическое действие направлено. Субъектами могут быть отдельные люди, социальные группы, институты. движения, но по своей роли в политике они далеко не однозначны. Субъект политики имеет такие интересы, сферой реализации которых служат именно политические отношения. Особенно велика роль таких субъектов политики как классы (социальные группы, объединяющие людей с одинаковым типом отношения к собственности) и нации (группы людей, объединенные одним языком, культурой, психическим складом, территорией, общностью экономической жизни). Именно во взаимодействии между ними формируется тот круг проблем и интересов, которые, будучи восприняты или отражены отдельными личностями, движениями, партиями, институтами и организациями, требуют для своего решения обязательного вмешательства государственной власти.

Следует иметь в виду, что в политике, как и в любой  иной сфере социальных отношений, нет  постоянного закрепления атрибутов субъекта или объекта за определенным неизменным носителем - все участники политических отношений обладают сознанием и волей и в зависимости от конкретной ситуации могут выступать в качестве объекта ( когда политическое действие направлено на него) и в качестве субъекта (когда он сам служит источником, носителем политического действия). Так, государство выступает объектом политики, когда на него направлено воздействие тех или иных политических сил, например в целях его реформирования, но оно может быть и субъектом политики, когда само активно вмешивается в регуляцию социальных отношений. Политическая партия выступает в роли субъекта политики, например в предвыборной борьбе, и может служить объектом, когда к ней применяются меры государственных репрессий, регулирования деятельности и т.д.

4.Классификация властных  отношений.

Различные исследователи  предлагают свои варианты классификации. Наиболее распространены варианты классификации, в основу которых положены:

  1. Область осуществления власти. По этому основанию можно выделить власть экономическую, политическую, идеологическую, информационную и др.
  2. Тип социально – экономической формации(власть рабовладельческая, феодальная, капиталистическая)
  3. Специфику субъекта и объекта власти(индивидуальная и коллективная, государственная и негосударственная)
  4. Методы власти или источники и мотивы подчинения объекта субъекту (убеждение, авторитет, принуждение).

Тема № 5: Государство  и власть.

План:

1.Понятие «государства».

2.Основные функции  государства.

1.Понятие «государства».

Государство выступает  в качестве основного средства осуществления  политической власти. Это обстоятельство придает ему статус центрального института политической системы. В  качестве такового государство само обладает сложной институциональной  структурой, выполняет специфические функции, характеризуется определенными формами устройства и типологическими чертами.

Термин “государство”  употребляется в узком и широком  значениях:

1) в узком значении - как институт господства, как  носитель государственной власти. Государство существует в виде того, что противостоит “обществу”;

2) в широком - как  государственно оформленная всеобщность,союз  граждан, как община. Здесь оно  обозначает целое, охватывающее  “государство” (в узком смысле) и “общество”.

2.Основные функции государства.

Государство выполняет  ряд функций, которые отличают его  от других политических институтов. Функции  отражают главные направления в  деятельности государства по выполнению им своего предназначения. К внутренним функциям государства можно отнести экономическую, социальную, организаторскую, правовую, политическую, образовательную, культурно-воспитательную и т.д.

Экономическая функция  выражается в организации, координации, регулировании экономических процессов  с помощью налоговой и кредитной  политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций, в обеспечении макроэкономической стабильности.

Социальная функция  государства проявляется в осуществлении  заботы о человеке как члене социума: удовлетворение потребностей людей  в жилье, работе, поддержании здоровья, образовании; поддержка незащищенных групп населения и т.д.

Организаторская функция  заключается в упорядочении всей властной деятельности: принятии, организации  и исполнении решений, формировании и использовании управленцев, осуществлении Контроля за исполнением законов, осуществлении координации деятельности различных субъектов политической системы и т.д.

Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан.

Политическая функция  государства состоит в обеспечении  политической стабильности, осуществлении  властных полномочий, выработке программно-стратегических целей и задач развития общества.

Образовательная функция  реализуется в деятельности государства по обеспечению демократизации образования, его непрерывности, предоставлении людям равных возможностей получения и т.д.

Культурно-воспитательная функция государства направлена на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности.

Среди внешних функций  следует выделить функцию взаимовыгодного  сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими  государствами и функцию обороны  страны.

 

Тема № 6: Политическая система.

1.Понятие «политическая  система».

2.Элементы политической  системы. 

 

Политическая система представляет собой совокупность государственных  и общественных организаций, объединений, правовых и политических норм, принципов  организации и осу ществления политической власти в обществе. Понятие “поли тическая система” является одним из основных в политологии и по зволяет представить политическую жизнь, политический процесс в определенной целостности и устойчивости, акцентируя внимание на структурной, организационно-институциональной и функциональ ной сторонах политики.

Политическая система отражает состояние общества, включая экономические  условия существования, социальную и национальную структуру, состо  и уровень общественного сознания, культуры, международно ложения и др. Через политическую систему выявляются и а* лируются основные группы интересов, выстраиваются социал! приоритеты, что получает затем закрепление в политике.

2.Элементы политической системы. 

К числу элементов политической системы относятся также по литическое сознание и политическая культура. Отражение полити ческих отношений и интересов, оценка людьми политических явле ний выражаются в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые в своей совокупности образуют политическое со знание. Формируясь прежде всего под влиянием конкретной соци ально-политической практики, представления, ценностные ориен тации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее влияние на их поведение и все политическое развитие.

3. Жизнедеятельность политической  системы проявляется в процессе  выполнения своих функций. Под  функцией понимается любое действие, которое способствует сохранению  и развитию данного состояния,  взаимодействию со средой. Функции  многообразны, отличаются непостоянством и развиваются с учетом конкретно-исторической обстановки. Они взаимосвязаны, дополняют друг друга, но вместе с тем относительно самостоятельны.

Существуют различные подходы  к типологии функций политической системы. На основе целевого подхода  к политике они noдразделяются на мобилизацию ресурсов; интеграциюцию общества; регулирование режима социально-политическской деятельности; распределение ценностей; легитимацию.

Тема № 7: Типы политических режимов.

План:

1.Понятие «политический режим».

2. Типы политических  режимов.

1.Понятие «политический  режим».

Политический режим  это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также  совокупность методов осуществления  власти и достижения политических целей. Понятие политического режима раскрывает динамический, функциональный характер политической системы. Качественными характеристиками политического режима являются: объем прав и свобод человека, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений, способы формирования политических институтов, методы выработки политических решений.

2. Типы политических  режимов.

Демократические режимы (греч. demos народ и cratos власть) возникли несколько позже диктатур, хотя и существовали уже в Древней Греции. Наивысшего расцвета античная демократия достигла в V в. до н.э. в Афинах в период правления Перикла. Эта Демократия существовала в рамках полиса - города-государства, общины. Она сводилась к участию свободных граждан в общих собраниях, на которых решались наиболее важные вопросы, и выборах. Зачастую власть большинства оборачивалась против выдающихся и знатных людей. Античная демократия не знала прав и свобод личности, поэтому нередко ее называли деспотизмом большинства. Современная демократия значительно отличается от античной. Ее главными признаками являются: 1) наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих выборов 2) признание политических прав и свобод граждан в таком виде, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим политику правительства, но и партиям и организациям оппозиционным; 3) построение государственного аппарата по принципу “разделения властей”, единственным законодательным органом считается парламент 4) политический плюрализм; 5) публичность власти.

Информация о работе Курс лекций по «Основам политологии и социологии»