Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:14, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине «Основы политологии и социологии»
5.Политическая теория Нового времени.
Стремясь избежать такого противоречия, Т. Гоббс в политичес ком трактате “Левиафан” (1651) выступил как защитник чистого принципа абсолютности единоличной власти, отождествляющей себя с государством. Свои идеи он обосновывал, прибегая к мате матическим понятиям, и в некотором смысле стал предшественником точных методов исследования в общественных науках.
Младший современник Гоббса - Джон Локк (1632--1704) сд елал иной выбор. Разработав теорию конституционных ограничений абсолютной власти, он подвел итог “Славной революции” 1688 г., закрепившей путь постепенного эволюционного развития британской политической системы. В своих основных политических работах - “Два трактата о правлении” (1690) и “Письма о терпи мости” (1685) - Локк выступает как теоретик парламентского правительства и демократии, оппозиционно настроенный к любым попыткам ущемления прав народных представителей со стороны любой династии.
6.Политическая мысль мусульманского Востока.
Современная политическая наука в Казахстане имеет глубокие исторические корни. Источниками ее в средние века была арабоязычная философия, опиравшаяся на античную ученость и традициональное мировоззрение казахского народа.
Важным вкладом в исследовании социально- политических отношений в Центральной Азии стали труды Чокана Валиханова.
Ч.Валиханов предлагал сохранить в казахской степи суд биев как одну из форм местного самоуправления, а также ограничить влияние мулл и облегчить экономическое положение народа путем изменения налоговой системы.
Абай Кунанбаев идеалом считал образование,самостоятельная, активная личность к воспитанию которой он призывал.
Тема № 3: Политика как общественное явление.
План:
1.Понятие политики
2.Основные функции политики.
3.Структура политики.
1.Понятие политики
Термин "политика" имеет много значений, но основные из них следующие: 1) целенаправленная деятельность людей в сфере властных, государственных, классовых, национальных отношений (policy); 2) характеристика атрибутов существования государственных институтов и иных политических формирований (politics). Так в языке фиксируется наличие двух аспектов бытия политических отношений: деятельного, при его выделении внимание фиксируется на такой их стороне, как динамизм, зависимость от социальных усилий субъектов политических отношений; и институционального, указывающего на стуктурированность политических отношений, их организацию на основе определенного принципа. ИНСТИТУТОМ и называется отношение, организованное на основе определенной нормы, санкционированного правила. Отношения политической организации обладают некоторыми существенными признаками: 1) они служат важнейшим средством определения и выражения интересов социальных групп, действующих в обществе; 2) они связаны с реализацией авторитетных решений, с деятельностью аппарата власти; 3) направлены на преодоление противоречий внутри субъекта политической деятельности.
2.Основные функции политики.
1) выявление и формирование общей воли и объединяющих интнресов всего общества на основе гармонизации частных и групповых интересов;
2)обеспечение связи и взаимодействия всех социальных групп;
3)политическая социализация – привлечение широких масс к участию в делах государства;
4)интеграция всех
5)анализ и прогнозирование перспектив развития, на основе чего составляются конкретные социальные программы.
6)обеспечение эффективного функционирования государства и деятельности всех органов;
7)мобилизация населения
и имеющихся ресурсов на
3.Структура политики.
Политика состоит из субъектов и элементов.
Субъекты политики – индивиды, социальные слои и группы, организации, участвующие в процессе реализации государственной власти или оказывающие влияние на нее.
Элементы политики – политические отношения, политическая ласть, политическая культура и политическое сознание.
Тема № 4:Политическая власть- основная проблема политологии.
План:
1.Понятие власти.
2.Ресурсы власти.
3.Субъекты и объекты власти.
4.Классификация властных отношении.
1.Понятие власти.
Власть издавна относятся к числу фундаментальных начал общественной жизни. Она является одной из наиболее универсальных форм отношений человека к другим людям. Отношения власти и подчинения свойственны самым разным сообществам. Власть свойственна всем уровням отношений в обществе. Семья, коллектив, государства связаны определенными регулирующими и контролирующими силами.
Власть – это возможность
управления, распоряжения и контроля
над действиями и поступками людей,т
а также над материальными
и иными ресурсами
Власть является необходимым
средством регулирования
2.Ресурсы власти.
Власть в обществе должна опираться на определенные ресурсы или источники. В качестве таких ресурсов можно рассматривать богатство, социальный статус, силу, обладание информацией. На ранних стадиях развития человеческого общества решающую роль играло обладание физической силой. Позже в качестве ведущего источника власти люди стали воспринимать авторитет или богатство. А в наши дни главнейшими ресурсами стали знания и информация.
3.Субъекты и объекты власти.
При этом одни участники политических отношений служат носителями политического действия и называются СУБЪЕКТАМИ политики, другие - выступают а качестве ее ОБЪЕКТОВ, т.е. таких фрагментов политической реальности, на изменение, преобразование или поддержку которых политическое действие направлено. Субъектами могут быть отдельные люди, социальные группы, институты. движения, но по своей роли в политике они далеко не однозначны. Субъект политики имеет такие интересы, сферой реализации которых служат именно политические отношения. Особенно велика роль таких субъектов политики как классы (социальные группы, объединяющие людей с одинаковым типом отношения к собственности) и нации (группы людей, объединенные одним языком, культурой, психическим складом, территорией, общностью экономической жизни). Именно во взаимодействии между ними формируется тот круг проблем и интересов, которые, будучи восприняты или отражены отдельными личностями, движениями, партиями, институтами и организациями, требуют для своего решения обязательного вмешательства государственной власти.
Следует иметь в виду,
что в политике, как и в любой
иной сфере социальных отношений, нет
постоянного закрепления
4.Классификация властных отношений.
Различные исследователи предлагают свои варианты классификации. Наиболее распространены варианты классификации, в основу которых положены:
Тема № 5: Государство и власть.
План:
1.Понятие «государства».
2.Основные функции государства.
1.Понятие «государства».
Государство выступает в качестве основного средства осуществления политической власти. Это обстоятельство придает ему статус центрального института политической системы. В качестве такового государство само обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции, характеризуется определенными формами устройства и типологическими чертами.
Термин “государство”
употребляется в узком и
1) в узком значении
- как институт господства, как
носитель государственной
2) в широком - как
государственно оформленная
2.Основные функции государства.
Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Функции отражают главные направления в деятельности государства по выполнению им своего предназначения. К внутренним функциям государства можно отнести экономическую, социальную, организаторскую, правовую, политическую, образовательную, культурно-воспитательную и т.д.
Экономическая функция
выражается в организации, координации,
регулировании экономических
Социальная функция
государства проявляется в
Организаторская функция заключается в упорядочении всей властной деятельности: принятии, организации и исполнении решений, формировании и использовании управленцев, осуществлении Контроля за исполнением законов, осуществлении координации деятельности различных субъектов политической системы и т.д.
Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан.
Политическая функция
государства состоит в
Образовательная функция реализуется в деятельности государства по обеспечению демократизации образования, его непрерывности, предоставлении людям равных возможностей получения и т.д.
Культурно-воспитательная функция государства направлена на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности.
Среди внешних функций
следует выделить функцию взаимовыгодного
сотрудничества в экономической, политической,
культурной и других сферах с другими
государствами и функцию
Тема № 6: Политическая система.
1.Понятие «политическая система».
2.Элементы политической системы.
Политическая система
Политическая система отражает
состояние общества, включая экономические
условия существования, социальную
и национальную структуру, состо
и уровень общественного
2.Элементы политической
К числу элементов политической системы относятся также по литическое сознание и политическая культура. Отражение полити ческих отношений и интересов, оценка людьми политических явле ний выражаются в виде определенных понятий, идей, взглядов и теорий, которые в своей совокупности образуют политическое со знание. Формируясь прежде всего под влиянием конкретной соци ально-политической практики, представления, ценностные ориен тации и установки участников политической жизни, их эмоции и предрассудки оказывают сильнейшее влияние на их поведение и все политическое развитие.
3. Жизнедеятельность
Существуют различные подходы
к типологии функций
Тема № 7: Типы политических режимов.
План:
1.Понятие «политический режим»
2. Типы политических режимов.
1.Понятие «политический режим».
Политический режим
это упорядоченное
2. Типы политических режимов.
Демократические режимы (греч. demos народ и cratos власть) возникли несколько позже диктатур, хотя и существовали уже в Древней Греции. Наивысшего расцвета античная демократия достигла в V в. до н.э. в Афинах в период правления Перикла. Эта Демократия существовала в рамках полиса - города-государства, общины. Она сводилась к участию свободных граждан в общих собраниях, на которых решались наиболее важные вопросы, и выборах. Зачастую власть большинства оборачивалась против выдающихся и знатных людей. Античная демократия не знала прав и свобод личности, поэтому нередко ее называли деспотизмом большинства. Современная демократия значительно отличается от античной. Ее главными признаками являются: 1) наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих выборов 2) признание политических прав и свобод граждан в таком виде, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим политику правительства, но и партиям и организациям оппозиционным; 3) построение государственного аппарата по принципу “разделения властей”, единственным законодательным органом считается парламент 4) политический плюрализм; 5) публичность власти.
Информация о работе Курс лекций по «Основам политологии и социологии»