Культура межнационального общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:28, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучить культуру межнационального общения. В соответствии с задачами были поставлены следующие цели:
- изучить понятие межнационального общения
- изучить воспитание культуры межнационального общения в школе
-изучить воспитание культуры межнационального общения в ВУЗах
Информационной основой для данной работы являются книг, материалы периодической печати и Интернет-ресурсов.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ МЕЖНАЦ ОБЩЕНИЕ.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

     Отсутствие  должного внимания к поликультурной образованности индивида приводит к  проявлению с его стороны социально-культурной нетерпимости и враждебности к окружающим его людям иной этнической принадлежности [8;с.19].

     Поликультурное  воспитание базируется на поликультурном образовании, которое включает в  себя знания о следующих элементах  культуры народов:

     1. Материальная культура:

     — основной тип поселений, жилища, основные предметы быта;

     — одежда (национальный костюм), украшения;

     — национальные кушанья;

     ----транспортные средства;

     — орудия труда;

     — труд с учетом его специфики.

     2. Духовная культура:

     — народные обычаи, обряды, праздники;

     — язык, народное творчество (сказки, пословицы  и поговорки, детские игры, музыка);

     — искусство (песни, танцы, произведения художественного и декоративно-прикладного творчества, литература).

     3. Нормативная культура:

     — общечеловеческие нравственные качества;

     — правила общения между людьми внутри этноса и вне его.

     Следует учитывать, что в основе сообщаемых знаний об обычаях, культурных ценностях, стереотипных нормах поведения других народов должно лежать полноценное овладение этническими особенностями своей культуры — лишь человек, глубоко уважающий и понимающий самобытность своего народа, сможет понять и принять специфику культурных ценностей других этнических коллективов.

     На  наш взгляд, в поликультурном воспитании целесообразна следующая последовательность:

     — национальное воспитание, понимаемое как привитие любви и уважения к своему народу, гордости за его  культурно-исторические достижения;

     — ознакомление детей с людьми ближайшего национального окружения, формирование доброжелательного отношения к  сверстникам и взрослым соседних национальностей на основе приобщения к обычаям и традициям соседних народов;

     — сообщение знаний об этнической самобытности отдаленных народов и формирование эмоционально-положительного отношения к национальному многообразию планеты.

     Таким образом, процесс поликультурной социализации детей начинается с вхождения  в культуру своего народа, с процесса формирования этнической идентичности.

     Крупнейший  психолог Ж.Пиаже, один из первых проследивший динамику развития этнической идентичности в онтогенезе, выделил три этапа  ее формирования:

     1. В возрасте 6—7 лет ребенок  приобретает первые знания (фрагментарные,  несистематические) о своей этнической принадлежности.

     2. В 8—9 лет у ребенка развиваются  национальные чувства и идет  четкая идентификация с членами  своей этнической группы.

     3. В 10—11 лет этническая идентичность  формируется в полном объеме: ребенок осознает этническую самобытность не только своего народа, но и других.

     Отечественные авторы отмечают, что сегодня чувство  национальной принадлежности зарождается  у наших детей задолго до того, как они переступили порог  школы. «Дети становятся чувствительны  к национальному фактору» — именно этим положением известного исследователя интернационального (поликультурного) воспитания детей Э.К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста.

     Содержание  понятия «этика межнационального общения» включает: симпатию, дружелюбие и уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, понимание и принятие этнической самобытности, обычаев и традиций разных народов, их функциональной значимости; проявление заинтересованного отношения к жизни, культуре представителей иных этнических коллективов; отражение эмоционально-положительного отношения к ним в собственном поведении при непосредственном и опосредованном общении.

     Поликультурное  воспитание детей должно осуществляться в трех направлениях:

     — информационное насыщение (сообщение  знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и  ценностей и т.д.);

     — эмоциональное воздействие (в процессе реализации первого направления  — информационного насыщения  — важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства);

     — поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношений  между народами, правилах этикета, должны быть обязательно закреплены в его  собственном поведении).

     Для реализации этих трех направлений можно использовать самые разнообразные средства. Так, Э.К. Суслова предлагает использовать в поликультурном воспитании детей дошкольного возраста следующие:

     — общение с представителями разных национальностей;

     — устное народное творчество;

     — художественную литературу;

     — игру, народную игрушку и национальную куклу;

     — декоративно-прикладное искусство, живопись;

     — музыку;

     — этнические мини-музеи.

     Итак, очень важно сохранение преемственной связи в поликультурном и национальном воспитании детей. Национальная школа выполняет транслирующую функцию, обеспечивая передачу молодому поколению культурных ценностей и духовных сокровищ, в первую очередь — родного языка.

     При этом для истинно национальной школы  характерны открытость, пропаганда национальной терпимости и справедливости. Знакомство с лучшими образцами культуры других народов не только расширяет кругозор учащихся, но и, побуждая к сравнению, способствует пониманию индивидуального характера нации, ее идеалов и устремлений. 

     2.2 Воспитание культуры межнационального общения в среде студенчества 

     При работе со студентами необходимо помнить, что многие из них –  будущие  преподаватели, которые должны будут  передать полученные знания и сформированные установки последующим поколениям. А современные исследования показывают, что можно говорить о наличии социальных и психологических факторов, в той или иной степени нарушающих адекватность поведения детей в группах, в которых работают учителя с неадекватными формами выражения этнического самосознания. Дети, обучающиеся у учителей с адекватной позитивной формой выражения этнического самосознания, лучше адаптированы в микросоциуме, их поведение характеризуется больше гибкими и гармоничными способами взаимодействия с окружающими. Тогда как дети, обучающиеся у учителей, с гиперболизованной и литотизированной формами этнического самосознания отличаются затрудненной социально-психологической адаптацией в среде.

     Кроме того, необходимо отметить, что большая  часть различных этнофобий имеет корни в негативной оценке своей этнической группы. Именно отсутствие позитивной оценки своего этноса и переживания национального комплекса неполноценности приводят к тому, что срабатывает психологическая защита, и люди обрушиваются на другие народы, обвиняя их во всех смертных грехах. Таким образом, формирование позитивной оценки своей этнической группы является одной из основных составляющих комплекса мер, направленных на формирование здоровой межэтнической обстановки.

     В целом, именно в студенческой среде  должна формироваться и распространяться межнациональная политика. Именно здесь должна формироваться общая система ценностей и установок, обеспечивающая единство многонационального общества. Это бы во многом облегчило взаимное приспособление народов друг к другу и стало реальной альтернативой попыткам обретения суверенитета на национальной основе. Сегодняшнее студенчество как будущая интеллектуальная элита страны может стать активным проводником идеи мультикультурности, гарантируя тем самым стабильное развитие общества.

     Особая  роль в этом процессе принадлежит системе образования. Система образования призвана скорректировать негативные проявления разного рода, создать условия для формирования и распространения тех ценностных ориентиров, которые предпочтительны как для личности, так и для общества.

     В условиях многонационального региона  одной из задач системы образования, является целенаправленное формирование норм и эталонов, отражающих специфику  социально - исторического опыта  жизни народов, проживающих в крае, привитие навыков межнационального общения, формирование умения преодолевать конфликтные ситуации, развитие интереса к историко-культурному наследию народов. Освоение, понимание и принятие иной национальной культуры - важное требование нашего времени. И на первый план выходит проблема толерантности в межэтнических и социальных отношениях. Толерантность должна стать культурной нормой поведения в обществе. Эту работу необходимо начинать уже в начальной школе.

     Необходимо  обогатить содержание учебных курсов и программ гуманитарных, социальных и  естественнонаучных дисциплин поликультурной тематикой, а так же совершенствовать методы преподавания всех видов дисциплин.

     Воспитанию  толерантности может способствовать внедрение в образование элементов поликультурности. Главным в решении этой проблемы можно считать, прежде всего:

  1. всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа, как непременное условие интеграции в иные культуры;
  2. обучение студентов правам человека и миролюбию;
  3. формирование представлений о многообразии культур в мире;
  4. воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества;
  5. создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;
  6. формирование умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;
  7. воспитание в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

     Компонентами  поликультурного образовательного пространства выступают: ценностно-содержательный; личностно-ориентированный; операционно-деятельностный; регионально-интеграционный. Они отражают комплекс отношений:

     – к личности как высшей ценности в  педагогическом взаимодействии, как  субъекту жизни, способной к культурному  самоопределению и самоизменению;

     – к педагогу как посреднику между  человеком и культурой, способному ввести его в мир культуры и оказать помощь и поддержку каждой личности в индивидуальном самоопределении в мире отношений, ценностей и деятельности;

     – к образованию, его содержанию как  культурному процессу, в основе которого стоят личность, личностный смысл, общечеловеческие и национальные ценности, диалог и сотрудничество;

     – к учебному заведению как к  целостному, поликультурному образовательному пространству, где живут и воссоздаются культурные ценности, осуществляется интеркультурная коммуникация, межнациональное воспитание человека культуры.

     На  основе инвариантных общечеловеческих ценностей должны быть сформированы и поддержаны национальные и межнациональные  ценности, парадигмы конвергенции и  интеграции духовных ценностей, базовая  культура личности, ее соответствие реалиям меняющегося мира.

     В открытом поликультурном образовательном  пространстве реализуется процесс, основная цель которого – создание условий, обеспечивающих защиту и поддержку развития каждой личности.

     В соответствии с этим в практику работы целесообразно внедрять методы и технологии, способствующие индивидуально-личностному подходу в социальном становлении, адаптации человека в интеркультурную образовательную среду посредством различных видов деятельности:

Информация о работе Культура межнационального общения