Культура межнационального общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 17:28, реферат

Описание работы

Целью данной работы является изучить культуру межнационального общения. В соответствии с задачами были поставлены следующие цели:
- изучить понятие межнационального общения
- изучить воспитание культуры межнационального общения в школе
-изучить воспитание культуры межнационального общения в ВУЗах
Информационной основой для данной работы являются книг, материалы периодической печати и Интернет-ресурсов.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ МЕЖНАЦ ОБЩЕНИЕ.doc

— 93.00 Кб (Скачать)

     Введение 

     Проблема  развития социально-этнических общностей  и их взаимоотношения, является актуальной и сложной в общественной жизни. Особенно требует внимания изучение проблемы межнационального и межконфессионального согласия на современном этапе. Содержание межнационального согласия определяется способом производства материальных, духовных благ и типом общественных отношений. Межнациональное согласие является специфическим законом развития национальных отношений и обусловливает  взаимосближение и взаимоуважение наций, народностей, национальных и этнических групп, и стран.

     При этом надо подчеркнуть, что исследование данной проблемы является важным, актуальным и для многонациональной, многоконфессиональной  Республики Казахстан. Президент Н.А.Назарбаев  говорил: «Особо я хотел бы обратиться к нашим специалистам-политологам, ученым сферы общественных наук. На мой взгляд, проблемы межнациональных отношений могут и должны стать ключевыми в ваших исследованиях. Общество чрезвычайно нуждается в четкой характеристике процессов, происходящих в этой области, причем не только в Казахстане, но и во всем мире, знании возможных перспектив становления межэтнических отношений».  

     Исследование  вопросов интернационалистского и атеистического воспитания в условиях межнационального и межконфессионального общения – сложнаяи многоплановая проблема. Проблема общения и взаимовлияния людей всегда остается предметом научного интереса. Наиболее слабо и мало исследованными остаются социально-психологические проблемы межнационального общения. История человечества говорит о том, что каждый народ на разных этапах своей истории в большей или меньшей степени испытывал на себе в ходе общения известное влияние других народов.

     Он  перенимал их хозяйственный опыт, заимствовал отдельные формы и элементы хозяйственных и иных традиций, обогащал, совершенствовал свою культуру, свой язык. Социальное общение народов оказывает влияние на все стороны национальной жизни. В результате этого общения в разнообразных сферах жизни каждой национальной общности возникает ряд инонациональных по своей природе явлений, что бесспорно способствует развитию и сближению народов.

     Характер  общения народов полностью зависит  от способа производства, от типа общественных отношений. Если общение национальностей в буржуазном обществе стихийно, то в социалистическом обществе межнациональное общение, безусловно добровольное, имеет осознанный и научно управляемый характер. В условиях СССР в тесное социальное общение вступали представители более 100 наций и народностей.

     Общесоветские, интернационалистские, атеистические черты в психологии, культуре, образе жизни советских народов являлись продуктом их межнационального общения в течение многих десятилетий, закономерным результатом процесса интернационализации. Общение национальностей – такой социально-психологический феномен, в структуре которого сочетается множество аспектов.

     Итак, целью данной работы является изучить  культуру межнационального общения. В  соответствии с задачами были поставлены следующие цели:

     - изучить понятие межнационального общения

     - изучить воспитание культуры  межнационального общения в школе

     -изучить  воспитание культуры межнационального  общения в ВУЗах

     Информационной  основой для данной работы являются книг, материалы периодической печати и Интернет-ресурсов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Понятие и сущность  межнационального  общения и его  роль в развитии  общественных отношений 

     1.1 Понятие межнационального  общения 

     Суть  межнационального общения определяют следующие четыре аспекта: связь, взаимодействие, познание, взаимоотношения.

     Попытаемся  кратко раскрыть их. Функция связи в межнациональной жизни играет большую роль в передаче различной информации, например осведомительной, регулятивной. Эта связь осуществляется путем передачи информации по разнообразным коммуникативным каналам. Межнациональные связи при обмене ценностями, достижениями, при торговом обмене в истории всегда сопутствовали развитию национальностей.

     Взаимодействие  национальностей понимается как  процесс, который осуществляется в  ходе совместной деятельности людей различных национальностей по выполнению общей задачи развития общества в стране. Взаимодействие национальностей и взаимное их влияние проявляются тем полнее, чем более мобильно население страны. Познание – такой процесс, при котором происходит восприятие инонациональных ценностей в результате психологического анализа и отбора. Оно происходит путем определенной интерпретации, обработки перенимаемого социального опыта.

     Специфика его развития такова, что в процессе межнационального общения люди, с одной стороны, наиболее полно осознают свою национальную принадлежность, а с другой – познают и вырабатывают определенные оценочные суждения по отношению к инонациональным ценностям, к культуре, языку, бытовым традициям и обычаям. Взаимоотношения – это всевозможные связи и отношения людей различных национальностей, в которые они вступают в процессе трудового общения, контактов в свободное от работы время (соседство, родство и т.д.), при которых выясняются ценностные отношения людей к инонациональным явлениям [1;с.12].

     Именно через непосредственные взаимоотношения людей различных национальностей формируется вся полнота межнационального общения. Таким образом, межнациональное общение – это не только необходимая, но и наиболее существенная сторона жизнедеятельности людей, проявляющаяся во всех сферах жизни нации или народности.

     Различные формы общности несомненно накладывают определенный отпечаток на процесс интернационализации сознания личности. Непосредственный контакт в межнациональном общении, вероятно, можно считать главным и ведущим. Обратимся к примерам непосредственного контакта людей различных национальностей.

     С нашей точки зрения межкультурная  коммуникация подразумевает межличностное  общение представителей разных культур, а также культурные контакты. В процессе межличностного общения представителей различных культур происходит обогащение национального самосознания. Из более развитых обществ в менее развитые проникают элементы культуры, которые могут содействовать сокращению исторического пути народов, в процессе культурных контактов. Однако не всегда культурные контакты бывают положительными.

     В настоящее время выделяются пять основных направлений взаимозависимости, взаимопроникновения культур, которые служат основой выработки глобального мышления для значимой и продуктивной совместной жизни сообществ людей [3;С.1]:

     1. Развитие технологий;

     2. Глобализация экономики; 

     3. Интенсивные миграционные процессы;

     4. Мультикультурность;

     5. Распад нации – государства. 

     Совокупность  этих направлений развития создает основу для осознания решающей роли владения компетенцией межкультурного общения в условиях жизни во взаимозависимом мире, когда человек должен демонстрировать “терпимость к культурным различиям и взаимоуважение культур как признак цивилизованного общения на кросснациональном уровне”.

     Итак, межкультурная коммуникация – это  процесс общения и обмена информацией  между различными культурами и представителями  данных культур с целью постижения глобализационных процессов в мире, понимание и принятие иных культурных ценностей и адекватного положения в иной культуре.

     Главенствующее  положение  в межкультурной коммуникации занимает культура межнационального общения представителей различных этнонациональных общностей, где определяющим фактором является этническая толерантность личности.

     В соответствии с Декларацией принципов толерантности, принятой ЮНЕСКО в 1995 году, толерантность определяется как ценность и норма гражданского общества, проявляющаяся в праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечение устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям и верованиям.

     Этническая  толерантность личности проявляется  в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора тогда, когда выработанные в ином социально-культурном образе жизни этнические стереотипы и нормы решения встающих перед личностью проблем  не срабатывают, а новые нормы или стереотипы находятся в процессе своего формирования.

     Итак, подведем итог. Этническая толерантность понимается как сложное установочное образование личности. Она выражается в терпимости к чужому образу жизни, чужим обычаям, традициям, нравам, иным чувствам, мнениям и идеям [2;С.17].

       Этническая толерантность личности обнаруживается и в известном смысле возникает в проблемно-конфликтных ситуациях взаимодействия с представителями других этнических групп. Этническая толерантность личности не может изучаться изолированно от процессов этнической идентификации, так как все этнопсихологические феномены являются гранями одного целостного явления – этнической вариативности личности. 
 

     1.2 Развитие патриотизма  и межнациональной  культуры общения в Казахстане 
 

     Независимость нашего государства является ярким  символом гордости и казахстанского патриотизма. Высокое и священное  понятие независимости выступает  основой единства и общенациональной идеи Казахстана, призванной объединить наш народ, и станет бесценным достоянием потомков, которым предстоит дальнейшее созидание устремленной в будущее страны. Во многом воспитание патриотизма начинается с государственного языка, который стал таким же символом государственности, как гимн, флаг и герб. И для того чтобы быть патриотом своей страны, достаточно начать с себя, взяться за овладение казахским языком — именно такую цель нужно ставить перед современной молодежью, юными гражданами Казахстана.

     Образование подрастающих поколений, обеспечивая  механизм трансляции этнического наследия новым поколениям, призвано, вместе с тем, обеспечить и интеграционные процессы, заложить основы для понимания и общения с другими культурами, нацеливать на умение поддерживать и развивать диалог культур. Этим задачам как нельзя лучше отвечает процесс этнопедагогизации средней школы и вуза, в ходе которой оптимально решаются задачи кросс-культурного образования, формирования культуры межнациональных отношений, воспитания межэтнической толерантности [6;С.17].

     Сравнительно-сопоставительное рассмотрение народно-педагогических знаний разных народов, исключает навязывание  тех или иных ценностей, межнациональную  нетолерантность, способствует не только выявлению общности духовных истоков разных этносов, но и наглядно иллюстрирует, что именно в диалоге культур проявляется духовность этноса, его гуманистические ценности. Такие знания позволяют привести учащихся к пониманию взаимосвязи национальных духовных культур, умению мыслить аналитически, сопоставляя категории «частного» и «общего», взаимосвязи «национального» и «межнационального», что способствует принятию общегуманистической позиции.

     Одним из основных направлений в решении  проблем воспитания культуры межэтнического общения может стать увеличение роли этнопсихологии в образовательных программах. Именно эта дисциплина способна ярко продемонстрировать и объяснить специфику отличий, лежащих в области межнациональных различий. Показ неповторимой сущности самых разнообразных культур и демонстрация того, что носители этих культур не могут думать и чувствовать абсолютно одинаково, могут во многом способствовать повышению межэтнической терпимости (толерантности). При этом особое внимание необходимо уделять не только теоретической подготовке, но и практическим контактам между представителями различных культур, как на межгосударственном уровне, так и внутри страны, где межэтнические различия оказываются зачастую даже более яркими. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Воспитание культуры  межнационального общения 

     2.1 Воспитание культуры  межнационального  общения в среднеобразовательных  школах 

     Признание и принятие различий этнических коллективов  можно считать нормой межкультурного взаимодействия на современном этапе  развития человечества. Одновременно это является и нормой поведения для современного поликультурно образованного человека. Под поликультурным (интернациональным) воспитанием понимается развитие у человека способности уважительно воспринимать этническое разнообразие и культурную самобытность различных человеческих групп.

Информация о работе Культура межнационального общения