Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 19:35, курсовая работа
Цель - данной курсовой работы: на основе комплексного анализа законодательства выявить проблемные вопросы, касающиеся административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации.
В соответствие с поставленной целью можно выделить следующие
задачи:
- рассмотреть развитие федеративного устройства России;
- рассмотреть конституционно-правовой статус субъектов РФ и Федерации в целом;
- проанализировать правовой статус края, области как субъекта федерации;
Процесс децентрализации управления и расширения прав краев, областей в сфере экономики совпал с началом формирования в СССР и в Российской федерации институтов местного самоуправления. Ограниченное видение в Законе Союза ССР об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства от 9 апреля 1990 г. роли краевых, областных органов власти и управления, сводимое главным образом к координации и сбалансированию ими развития территорий самоуправления, не соответствовало реальным возможностям данных территориальных образований5.
В
условиях столь динамичного повышения
роли краев, областей оказалось, по-видимому,
затруднительным сразу
Характер
дальнейшей эволюции был задан суверенизацией
республик, которые стимулировали
ущемленные по сравнению с ними в
правах края, области на борьбу за признание
их равноправными с республиками
субъектами Российской Федерации. Так
же как и в республиках, в краях,
областях наметились тенденции формирования
собственного независимого правового
пространства. Всплеск нарушений
законности грозил развиться в серьезные
дезинтеграционные процессы, о вероятности
которых свидетельствовали
С
появлением Федеративного договора
и внесением изменений и дополнений
в действовавшую на тот период
Конституцию РФ края, области, казалось,
должны были получить статус государственных
образований на правах субъекта федерации.
Однако, думается, этого не произошло.
В условиях трех версий Федеративного
договора, дуализма правового положения
краев, областей, задаваемого противоречивостью
российского законодательства, они
не только не добились уравнивания
в правах с республиками, но и
не получили полноценного статута субъекта
федерации. Поиск аналогов в мировой
практике наводит на выводы о том,
что с помощью Федеративного
договора края, области завоевали
статус автономных образований с
правами, имеющимися, в частности, у
областных автономий таких
В
юридической науке
Основные
особенности статуса
В России с подписанием Федеративного договора сложилась именно такая модель взаимоотношений краев, областей с федерацией. Право краев, областей на автономию обеспечивалось целым рядом прав и гарантий. Впервые Федеративным договором, а затем и изменениями и дополнениями в действовавшую на тот период Конституцию России была разграничена компетенция между органами государственной власти Российской Федерации и края, области10. Краевые, областные Советы народных депутатов получили право на собственное правовое регулирование, гарантированное Конституцией РФ, право на издание правовых актов по вопросам совместного ведения до принятия Основ законодательства РФ. Предусматривалось условие согласования законопроектов по предметам совместного ведения. Важной гарантией автономии стало закрепление в ст. 84 Конституции РФ требования о том, что территория края, области не может быть изменена без их согласия. За краями, областями было признано право выступать самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей (ст. 84 Конституции РФ).
В
то же время во взаимоотношениях федерации
с краями, областями сохранились
элементы централизованного руководства,
присущие унитарному государству. В
частности, в Конституции и
Таким
образом, с подписанием Федеративного
договора в России сложилась такая
модель взаимоотношений федерации
с краями, областями, при которой
последним предоставлялась
Требования
краев, областей по уравниванию в
правах с республиками в период подготовки
и принятия новой конституции
Российской Федерации
Модель
областной автономии не могла
удовлетворить края, области по ряду
причин. Основная из них, как представляется,
была предопределена обострением социально-
Если республики самостоятельно определяли модель разделения властей, избирали своих президентов, формировали в парламентах собственное, им подчиненное правительство, создавали Конституционные и Верховные суды, то края, области были вынуждены жить по схеме, строго привязывающей их государственно-правовую политику к политике центра. Навязываемая сверху система назначения глав исполнительной власти президентом РФ, однозначное определение в российском законе структуры власти и организационно-правовых форм деятельности на уровне края, области не могли не вызывать противодействия со стороны краев, областей. Отсутствие права на самостоятельное определение власти не давало возможности в случае несогласия со спускаемой сверху моделью власти, кандидатурой назначенного главы исполнительной власти делать собственный выбор. Ущемленность в правах породила незаконные акции отдельных краев и областей в организации представительной и исполнительной властей на территории их ведения, в решении кадровых вопросов11.
В отличие от республик края, области не имели права на законотворческую деятельность.
Зафиксированное в п. 2 ст. 7 протокола к Договору с органами государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга обращение рассмотреть вопрос о предоставлении органам государственной власти краев, областей права на принятие законов так и не было принято во внимание. В этом отношении по своему статусу края, области даже не дотягивали до правового положения упомянутых выше областных автономных образований Италии и Испании, которым гарантировано на конституционном уровне право на издание законов.
Суть
требования краев, областей выражалась
не столько в том, чтобы придать
правовым актам краев, областей титул
законов. Главная причина
Особые
претензии имелись у краев, областей
в сфере финансовых взаимоотношений
с федеральной властью. При отсутствии
гарантированных финансовых средств,
позволяющих решать проблемы развития
территории, нарушении принципа социальной
справедливости в вопросах их распределения
в наиболее невыгодном положении
оказывались края, области. Не совсем
продуманная политика дотаций, субсидий
и значительных льгот республикам,
выжидательная позиция
По
сравнению с республиками края, области
были ущемлены и в правах на представительство.
По действовавшей тогда
Следовательно,
к периоду подготовки и обсуждения
проекта новой Конституции
Когда
к сентябрю 1993 г. в России
была создана ситуация неуправляемости,
стало более чем очевидно, что успех конституционной
реформы невозможен без решения проблемы
равенства субъектов Российской Федерации.
И в этой связи естественен сегодня вопрос,
действительно ли новая Конституция России
сняла источники конфликтности между
федерацией и краями, областями.
§2. Соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации
В
эффективном продвижении
Информация о работе Край, область – субъект Российской Федерации