Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 19:35, курсовая работа
Цель - данной курсовой работы: на основе комплексного анализа законодательства выявить проблемные вопросы, касающиеся административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации.
В соответствие с поставленной целью можно выделить следующие
задачи:
- рассмотреть развитие федеративного устройства России;
- рассмотреть конституционно-правовой статус субъектов РФ и Федерации в целом;
- проанализировать правовой статус края, области как субъекта федерации;
ВЫВОД
На
основании вышеизложенного
ГЛАВА
II. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ
СТАТУС СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ.
§1. Конституционный статус Российской Федерации.
Конституция РФ устанавливает не только принципы федеративного устройства России, но и более конкретно закрепляет важнейшие черты статуса как федерации, так и ее субъектов, разграничение компетенции между ними.
Конституционный статус Российской Федерации включает наряду с рассмотренными выше фундаментальными положениями и некоторые другие главнейшие черты российской федеративной государственности.
Это,
прежде всего, имеющиеся у Российской
Федерации государственно-
Эти важнейшие элементы конституционного статуса Российской Федерации обусловливают характер и содержание ее компетенции, включающей конкретные полномочия и предметы ведения.
Оставаясь
суверенным государством, Российская
Федерация в то же время может
участвовать в
В России
— несколько видов субъектов федерации,
это ее особенность.
§2. Конституционно-правовой статус края, области как субъекта РФ.
В
составе Российской Федерации 6 краев,
49 областей. Они являются государственно-
Для конституционного статуса субъектов федерации характерно наличие следующих элементов:
Устав
закрепляет конституционно-правовой статус
края, области; организацию государственной
власти, порядок нормотворческой деятельности;
административно-
Края и области, располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их согласия. Каждый край, область образуют органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции Российской Федерации, а также уставов края, области.
Надо сказать, что если прежде органы власти краев, областей относились законодательством к местным органам власти, то в настоящее время они к таковым не относятся, а являются органами государственной власти субъектов Федерации.
Края, области вправе иметь свою символику. Края, области являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации. Координация международных и внешнеполитических связей краев, областей осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации совместно с органами власти краев, областей.
Статус края, области может быть изменен только по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего края, области. Края и области имеют свои административные центры.
ВЫВОД
-
республики вправе
-
в перечне ст.65 субъекты Федерации
указаны не в алфавитном
-
существует такая
-
особый статус имеет город
Москва - столица Российской Федерации,
что также отражено в
ГЛАВА
III. ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО
СТАТУСА КРАЯ, ОБЛАСТИ
КАК СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
§1. Эволюция правового статуса края, области.
Стремительное
восхождение края, области - бывших
административно-
Это
обусловлено не только их количественным
преобладанием в общей
Насколько
же объективно обусловлен тот интенсивный
путь развития, который прошли края,
области в России? Какова оценка
их эволюции и можно ли ее рассматривать
как прогрессивное явление? Вселяют
ли перспективы дальнейшего
Процесс эволюции правового статуса края, области берет свое начало со второй половины 80-х годов, когда, как известно, накопившиеся кризисные явления требовали решительных реформ по демократизации и децентрализации управления. С того момента до настоящего времени края, области прошли эволюцию, которая охватила, как представляется, три этапа.
Первый
был связан с постепенным преобразованием
края, области из административно-
Второй
этап, продлившийся до принятия новой
Конституции Российской Федерации,
завершился приобретением краем, областью
правового статуса
Приобретение
краем, областью статуса территориального
образования с правами
Преобразование
края, области из административно-
В
условиях наследия административно-командной
системы управления первый опыт приобретения
нового статуса не мог не нести
на себе печать прошлого. Стремление сочетания
административных методов управления
с идеями либерализации экономики
нашло выражение в попытке
внедрения территориального хозрасчета.
Несмотря на то, что разработанные
в союзных и автономных республиках,
краях, областях концепции территориального
хозрасчета так и не были реализованы,
значение того периода нельзя недооценивать.
В регионах впервые, думается, была
предпринята попытка с помощью
собственных правовых документов юридически
оформить статус, дающий возможность
обладать необходимым комплексом прав
по управлению территорией в новых
условиях. Концепции территориального
хозрасчета, разработанные в краях,
областях в тот период, свидетельствовали
о стремлении закрепить широкую
автономию в решении
Идеи, закрепленные в концепциях территориального хозрасчета, нашли свое воплощение в иной, нежели предполагалось, организационно-правовой форме. В ходе дальнейших реформ в качестве альтернативы утопичной модели территориального хозрасчета с ее административной начинкой некоторые регионы стали активно добиваться создания свободных экономических зон (зон свободного предпринимательства). В них они видели способ обеспечения быстрого формирования и утверждения рыночных отношений. Создание зон осуществлялось на разных уровнях, но основную долю территориальных анклавов составили именно края, области3.
Утвержденные
Председателем Верховного Совета РФ
первые положения о свободных
экономических зонах в
Информация о работе Край, область – субъект Российской Федерации