Край, область – субъект Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Цель - данной курсовой работы: на основе комплексного анализа законодательства выявить проблемные вопросы, касающиеся административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации.

В соответствие с поставленной целью можно выделить следующие

задачи:

- рассмотреть развитие федеративного устройства России;

- рассмотреть конституционно-правовой статус субъектов РФ и Федерации в целом;

- проанализировать правовой статус края, области как субъекта федерации;

Работа содержит 1 файл

основной текст.docx

— 77.95 Кб (Скачать)

ВЫВОД

     На  основании вышеизложенного следует  сделать вывод, что на протяжении всего развития государства, Россия являлась государством унитарным, с  централизованной властью, как в  царский, так собственно и в Советский период. Прикрываясь названием Федерация, страна по сути являлась унитарным государством. 
 
 

  ГЛАВА II. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. 

§1. Конституционный статус Российской Федерации.

     Конституция РФ устанавливает не только принципы федеративного устройства России, но и более конкретно закрепляет важнейшие черты статуса как  федерации, так и ее субъектов, разграничение  компетенции между ними.

     Конституционный статус Российской Федерации включает наряду с рассмотренными выше фундаментальными положениями и некоторые другие главнейшие черты российской федеративной государственности.

     Это, прежде всего, имеющиеся у Российской Федерации государственно-правовые признаки, характерные для федеративного  государства1:

  1. суверенитет Российской Федерации, распространяющийся на всю ее территорию и проявляющийся в верховенстве федеральных Конституции и законов;
  2. федеральная Конституция и федеральные законы;
  3. федеральные органы государственной власти (законодательные, исполнительные, судебные), чьи полномочия распространяются на всю территорию РФ;
  4. государственная территория, целостная и неприкосновенная, включающая в себя территории всех субъектов федерации, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств);
  5. единое гражданство РФ;
  6. государственный язык;
  7. единые Вооруженные Силы;
  8. единая денежная единица — рубль (введение и эмиссия других денег в России не допускается, денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ);
  9. государственные символы: государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации;
  10. столица РФ.

Эти важнейшие  элементы конституционного статуса  Российской Федерации обусловливают  характер и содержание ее компетенции, включающей конкретные полномочия и  предметы ведения.

     Оставаясь суверенным государством, Российская Федерация в то же время может  участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть  своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и  свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ.

В России — несколько видов субъектов федерации, это ее особенность.  

    §2. Конституционно-правовой статус края, области как субъекта РФ.

      В составе Российской Федерации 6 краев, 49 областей. Они являются государственно-территориальными образованиями в составе Российской Федерации, которым в соответствии с действующей Конституцией Российской Федерации (ст. 65) придан статус субъектов Российской Федерации.1

     Для конституционного статуса субъектов  федерации характерно наличие следующих  элементов:

  1. устава;
  2. своего законодательства;
  3. системы органов государственной власти соответствующего субъекта федерации, которая самостоятельно им самим устанавливается в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, определенными федеральным законом;
  4. территории, границы которой могут быть изменены только с взаимного согласия органов власти сопредельных субъектов РФ.

      Устав закрепляет конституционно-правовой статус края, области; организацию государственной власти, порядок нормотворческой деятельности; административно-территориальное деление и организацию местного самоуправления.

      Края  и области, располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия. Границы между ними и другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их согласия. Каждый край, область образуют органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые действуют на основе Конституции Российской Федерации, а также уставов края, области.

      Надо  сказать, что если прежде органы власти краев, областей относились законодательством к местным органам власти, то в настоящее время они к таковым не относятся, а являются органами государственной власти субъектов Федерации.

      Края, области вправе иметь свою символику. Края, области являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических связей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками, автономной областью, автономными округами, если это не противоречит Конституции и законам Российской Федерации. Координация международных и внешнеполитических связей краев, областей осуществляется федеральными органами государственной власти Российской Федерации совместно с органами власти краев, областей.

      Статус  края, области может быть изменен  только по взаимному согласию Российской Федерации и соответствующего края, области. Края и области имеют свои административные центры.

ВЫВОД

      - республики вправе устанавливать  свои государственные языки (ч.2 ст.68);

      - в перечне ст.65 субъекты Федерации  указаны не в алфавитном порядке  (в последовательности их перечисления  большую роль сыграли представления  о разных видах субъектов);

      - существует такая разновидность  субъектов Федерации, как автономные  округа, входящие в состав других  субъектов - краев и областей (ч.4 ст.66), вследствие чего появляется  феномен "сложносоставных субъектов  РФ";

      - особый статус имеет город  Москва - столица Российской Федерации,  что также отражено в Конституции  (ч.2 ст.70). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА  III. ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВОВОГО СТАТУСА КРАЯ, ОБЛАСТИ КАК СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

§1. Эволюция правового статуса края, области.

    Стремительное восхождение края, области - бывших административно-территориальных единиц России на пьедестал субъекта федерации - феномен, который не может не вызывать интереса и нуждается в научном  осмыслении. Даже поверхностный анализ потенциала политической и экономической  роли данных субъектов федерации  в общегосударственном масштабе дает основание говорить об их возможностях оказывать существенное влияние  на процессы развития государственности  в Российской Федерации.

    Это обусловлено не только их количественным преобладанием в общей численности  субъектов федерации, не только показателями и перспективами социально-экономического развития и тем вкладом, который  они вносят в создание национальных богатств России. На протяжении последних  лет края, области постепенно завоевали  тот объем власти, который позволяет  им иметь определенные рычаги политического  давления и создавать реальную угрозу целостности государства в случае острых конфликтов с центром. Это  подтвердилось, в частности, тем, что  именно требования краев, областей в  немалой степени определили температуру  конституционных баталий вокруг проекта новой Конституции Российской Федерации и содержание конституционной  формулы федеративного устройства.

    Насколько же объективно обусловлен тот интенсивный  путь развития, который прошли края, области в России? Какова оценка их эволюции и можно ли ее рассматривать  как прогрессивное явление? Вселяют  ли перспективы дальнейшего развития краев, областей надежду на стабильное и эффективное функционирование Российского государства? Без ответа на эти вопросы остается неясной  логика дальнейшего развития Российской Федерации, а следовательно, сохраняется эффект слепой поступи реформ российской государственности.

    Процесс эволюции правового статуса края, области берет свое начало со второй половины 80-х годов, когда, как известно, накопившиеся кризисные явления  требовали решительных реформ по демократизации и децентрализации  управления. С того момента до настоящего времени края, области прошли эволюцию, которая охватила, как представляется, три этапа.

    Первый  был связан с постепенным преобразованием  края, области из административно-территориальной  единицы в территориальное образование  с правами автономии. Он охватил  период со второй половины 80-х годов  до подписания 31 марта 1992 г. Федеративного  договора.

    Второй  этап, продлившийся до принятия новой  Конституции Российской Федерации, завершился приобретением краем, областью правового статуса государственно-территориального образования с правами субъекта Российской Федерации. Третий этап - современный  период послеконституционного развития, где характер эволюции можно лишь пока только прогнозировать, но очевидно, что вариант развития во многом предопределяется политикой центра и той расстановкой сил, которая будет складываться в зависимости от результатов  экономических и социальных реформ. 

    Приобретение  краем, областью статуса территориального образования с правами автономии 

    Преобразование  края, области из административно-территориальной  единицы в территориальное образование  с правами автономии явилось  объективным следствием политики центральной  власти, избранной для выхода из социального и эконономического кризиса в середине 80-х годов. Её суть заключалась в постановке задач повышения роли региональных властей в решении проблем  территориального развития через изменение  соотношения отраслевых и территориальных начал управления регионами в пользу последних, во внедрении в управление экономических методов и форм с приобщением к этому местной власти2. Получив новые юридические возможности и, осознавая, что реальная власть зависит от финансовых и материально-технических средств, сконцентрированных на тот период в руках министерств, ведомств и их предприятий, регионы стали активно искать организационно-правовые формы перераспределения в их пользу средств и имущества. Это постепенно привело к осознанию необходимости получения регионами специального статуса, обеспечивающего им экономическую власть на подведомственной территории.

    В условиях наследия административно-командной  системы управления первый опыт приобретения нового статуса не мог не нести  на себе печать прошлого. Стремление сочетания  административных методов управления с идеями либерализации экономики  нашло выражение в попытке  внедрения территориального хозрасчета. Несмотря на то, что разработанные  в союзных и автономных республиках, краях, областях концепции территориального хозрасчета так и не были реализованы, значение того периода нельзя недооценивать. В регионах впервые, думается, была предпринята попытка с помощью  собственных правовых документов юридически оформить статус, дающий возможность  обладать необходимым комплексом прав по управлению территорией в новых  условиях. Концепции территориального хозрасчета, разработанные в краях, областях в тот период, свидетельствовали  о стремлении закрепить широкую  автономию в решении экономических  и социальных задач. Это подразумевало, в частности, передачу в собственность  края, области объектов, необходимых  для формирования хозяйственных  комплексов региона; самостоятельное  определение платы за природные  ресурсы и взимание штрафов за загрязнение окружающей среды, порядка  использования природных ресурсов, расположенных на территории ведения; установление механизма согласования о региональной властью хозяйственной деятельности предприятий, организаций вышестоящего подчинения: формирование разнообразных внебюджетных фондов, аккумулирующих свободные денежные средства в регионе; получение права на осуществление внешнеэкономической деятельности и образование валютных фондов.

    Идеи, закрепленные в концепциях территориального хозрасчета, нашли свое воплощение в иной, нежели предполагалось, организационно-правовой форме. В ходе дальнейших реформ в  качестве альтернативы утопичной модели территориального хозрасчета с ее административной начинкой некоторые регионы стали  активно добиваться создания свободных  экономических зон (зон свободного предпринимательства). В них они  видели способ обеспечения быстрого формирования и утверждения рыночных отношений. Создание зон осуществлялось на разных уровнях, но основную долю территориальных  анклавов составили именно края, области3.

    Утвержденные  Председателем Верховного Совета РФ первые положения о свободных  экономических зонах в конкретном крае, области выполнили по сути функции первых официальных учредительных  документов, оформляющих статус края, области в условиях формирования рыночных отношений4. Анализ прав, которые приобретали край, область, дает основание полагать, что по своему новому статусу они уже не вписывались в классическую административно-территориальную единицу, а тяготели в большей степени к территориальному образованию с правами автономии. В частности, предусматривались права на самостоятельное, определение структуры власти по управлению свободной экономической зоной, введение зональных налогов, установление арендной платы, экспортных квот, а также ряд других прав, закладываемых ранее в областных, краевых концепциях территориального хозрасчета.

Информация о работе Край, область – субъект Российской Федерации