Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 15:44, контрольная работа
В политической науке одно из первых определений политического режима дал французский ученый М. Дюверже. Он понимал политический режим как «определенное сочетание систем партий, способа голосования, одного или нескольких типов принятия решений, одной или нескольких структур групп давления». Французский политолог Ж-Л. Кермонн уточнил формулу М. Дюверже, включив в содержание понятия «политический режим» принцип легитимности, структуру институтов, партийную систему, форму и роль государства.
1. Понятие и основные характеристики политического режима 3
2. Особенности авторитарного режима, его признаки, отличия и сходства с тоталитаризмом 6
3. Разновидности авторитарных режимов 14
Литература
В
настоящее время наиболее существенные
предпосылки для возникновения авторитарных
режимов сохраняют переходные общества.
Как отмечает А. Пшеворский, «авторитарные
соблазны» в обществах этого типа практически
неискоренимы. Осознание повседневных
трудностей вызывает искушение у многих
политических сил «сделать все прямолинейно,
одним броском, прекратить перебранку,
заменить политику администрированием,
анархию — дисциплиной, делать все рационально».
Например, в современном российском обществе
склонность к авторитарным методам правления
постоянно подпитывается потерей управляемости
общественными преобразованиями, фрагментарностью
реформ, наличием резкой поляризации сил
на политическом рынке, распространением
радикальных форм протеста, являющихся
угрозой целостности обществу, а также
не сложившимся национальным единством,
распространенными консервативными представлениями,
массовым желанием быстрого достижения
социальной эффективности. [4]
Отличия и сходства авторитарного и тоталитарного режимов. Рассмотрение тоталитарных и авторитарных политических режимов позволяет выявить основные отличия между ними. Большую работу по сопоставлению политических режимов проделал Р. Макридис. Он проследил как и посредством каких механизмов различные режимы осуществляют свою власть в обществе (таблица 3).
Таблица 3 – Использование механизмов осуществления власти при авторитарном и тоталитарном режиме [1]
Механизмы осуществления власти | Авторитарный | Тоталитарный |
1. Оранизационная
структура управления:
- государство - бюрократия/ военная - индивидуальный лидер |
Да Да Да |
Дапод контролем партии Да (коллективное руководство) |
2. Проникновение
политических органнов в |
Слабое |
Сильное |
3. Мобилизация поддержки | Слабая |
Сильная |
4. Официальная идеология | Слабая | Сильная |
5. Партии | Слабые/ нет | Одна партия |
6. Полиция, сила, запугивание | Да | Да |
Нельзя не отметить, что рассматриваемые режимы имеют как значительное сходство, так и существенные различия. Объединяет их диктатура, а различает то, что тоталитаризм – диктатура государства, а авторитаризм – диктатура личности или группы.
При авторитаризме роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма лидер, как правило, не харизматический. По своему историческому назначению тоталитаризм связан с утопической идеей и претендует на вечное существование, а авторитаризм ставит задачу вывода страны из тупика. При тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль за обществом, а авторитаризм предполагает наличие сфер, неподконтрольных государству, значительную автономию политической системы по отношению к экономической, возможность ее сочетания как с централизованной, так и с рыночной. [4]
Существенное различие между авторитарным и тоталитарным режимом состоит и в характере отношений власти с обществом и индивидом. Если при авторитаризме эти отношение дифференцированы и опираются на «ограниченный плюрализм», то тоталитаризм вообще отвергает плюрализм и разнообразие социальных интересов. Причем тоталитаризм стремится ликвидировать не только социальный, но и идеологический плюрализм, инакомыслие. Руководство различными сферами жизни общества при авторитаризме не столь тотально, нет строго организованного контроля над социальной и экономической инфраструктурами гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организациями, средствами массовой информации. Автократия не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, ей достаточно отсутствия открытого политического противостояния. Однако режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества, поэтому авторитаризм подавляет основные гражданские права. [4]
При
авторитаризме отсутствует
Еще одно различие между тоталитаризмом и авторитаризмом заключается в самой структуре власти. В тоталитарной системе центром власти является одна партия, и партийные органы пронизывают весь государственный аппарат, общественные организации и производственные структуры. Решения партийных органов служат руководством к деятельности для всех остальных центров власти, а также для армии и службы внутренней безопасности.
В авторитарных диктатурах государство обладает высшей ценностью, являясь средоточием властных функций. Само государство подчиняется в своей деятельности своду норм, зафиксированных в законодательных кодексах их стран, и по своей сути призвано осуществлять не репрессивную, а управленческую функцию. Безусловно, факты коррупции и прямого здоупотребления законом в авторитарных государствах более чем часты, но идея государства как надклассового верховного арбитра, которое в случае необходимости может силой прекращать социальное противостояние, очень живуча.
Еще одно из отличий авторитаризма от тоталитаризма заключается в том, какую роль играют в обоих режимах репресии. В период зарождения, становления и господства тоталитарная диктатура осуществляет системаический террор по отношению к своим противникам легально и организованно. Он проводится секретной службой безопасности, значение которой со временем возрастает настолько, что она пытается соперничать с правящей партией за власть.
Авторитарный режим также имеет тайную полицию, которая часто попирает закон и терроризирует противников режима. Но массовые узаконенные репрессии с созданием специальных лагерей авторитаризму, как правило не свойственны.
Авторитарные диктаторы обычно применяют тактику избирательного террора, направленного на устранение или запугивание оппозиционных депутатов, видных общественных деятелей, несогласных с политикой режима, и т.д. Чаще всего с ослаблением репрессий начинают расти и набирать вес в обществе, в политической борьбе оппозиционные силы, и тоталитаризм постепенно перерастает в авторитаризм.
Конечно, отмеченные различия между диктатурами тоталитарного и авторитарного типов не следует абсолютизировать. Многие режимы являются как бы промежуточными между ними и объединяют признаки разных типов в силу особенностей своего политического опыта.
3. Разновидности авторитарных режимов
Среди множества авторитарных порядков можно выделить следующие их основные типы:
а) популистский, опирающийся на уравнительно ориентированные массы;
б) либеральный, стремящийся к созданию рынка;
в) национал-патриотический, использующий национальную идею для создания либо тоталитарного, либо демократического общества. [7]
Популизм является атрибутом демократического развития общества, но нередко он приводит к созданию авторитарного режима в обществе. Для популизма характерны вера в возможность простейшего решения социальных проблем, выражающихся в пристрастиях к экономическим и политическим панацеям, вере в то, что одно или несколько простых мероприятий могут радикально улучшить всю общественную ситуацию. Основными популистскими принципами являются следующие: развитие демократии, борьба против господства монополистического капитала, объединение на межрасовой основе, трудящиеся массы как главная социальная ценность, создание сильного государства, действующего в интересах и под контролем трудящегося народа, главная задача государства - счастье рядового человека, его материальное благосостояние и духовная гармония, обеспокоенность экологическими проблемами, личностная самореализация рядового гражданина в общественной деятельности, отрицание насильственных способов решения социальных проблем.
Суть популизма заключена в таких методах достижения популярности, которые имеют отрицательную природу с точки зрения норм жизнедеятельности общества. А так как под популизмом понимается деятельность, основанная на манипулировании в народе ценностями и ожиданиями, то по своей сущности популизм есть метод социально-управленческого воздействия на общество, основанный на отклоняющихся нормах и использующий поддержку народа для завоевания успеха. [1]
Основными популистскими методами являются: попытки подстроиться под требования народа; использование податливости больших человеческих масс на примитивные громкие лозунги; использование черт обыденного сознания масс: упрощенность представлений об общественной жизни, непосредственность восприятия, максимализм, тягу к сильной личности; игра на “ожиданиях” народа; апелляция к простоте и понятности предлагаемых мер, приоритет простых решений сложных проблем; прямой контакт между лидерами и массами без посредства политических институтов; спекуляция на вере людей в быстрые и легкие пути выхода из кризиса; выступление от имени простого человека; переориентация гнева и обид людей на действующие институты власти и элиты; использование нерешенности самых злободневных на данный момент проблем в целях получения статуса борца за народные интересы; манипулирование общественным мнением. [1]
Популистская деятельность, как правило, имеет отрицательные результаты, которые могут привести к тяжелым последствиям для общества. Популизм подрывает доверие народа к институтам власти, служит орудием для сведения политических счетов, обусловливает снижение гражданской активности, отчуждение людей от власти, экономические и политические потрясения, социальный беспорядок. [1]
Либеральный авторитаризм может возникнуть в условиях незрелости его социальной среды. Он характеризуется стремлением использовать авторитарные ценности и институты для поддержания элементов демократии, плюрализма, диалога, для развития системы управляемой демократии. [7]
Либеральный авторитаризм исходит из того, что в обществе, находящемся в переходном периоде, необходима "персонифицированная сильная власть на вершине номенклатурной пирамиды". Ряд стран дает положительный ответ в этой области, доказывая способность авторитарных режимов подготовлять страну к демократии, создавать условия для развития рынка, товарно-денежные отношения. Для движения по этому пути необходимы определенные условия - прежде всего зрелая и ответственная правящая элита, действующая в единстве со зрелой духовной элитой. [7]
Национал-патриотический авторитаризм несёт идею поддержки Родины и верности ей во всех ее проявлениях, верности своей нации.
Национал-патриотизм как социальное явление общества — это борьба, за интересы государства. Особое значение данное явление приобретает в условиях, когда государство и нация переживают тяжелые времена, времена упадка, разрухи и деградации. В такие периоды идеи национал-патриотизма призывают к сплочению нации, её объединению. Однако эти идеи могут оказать разрушительное воздействие, поставить в загнанное положение определённые слои и группы общества по национальному или религиозному признаку, что может привести к обострению социальной ситуации в обществе, разжиганию национальной вражды.
По
характеру и степени
По существу, любой авторитарный режим является однопартийным, однако однопартийность может принимать различные формы. Так, существуют режимы, где власть монополизирована одной партией, не допускающей появления и существования других партий. Структура единственной партии представляет собой иерархию кланов, на вершине которой находится лидер. Каждый клан пронизан системой личных связей между его членами и вождем, основывающихся на этнических, региональных или семейно-родовых отношениях. В качестве примера такого авторитаризма можно привести режим, сложившийся в Того и Заире.