Контрольная работа по «Политологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 15:44, контрольная работа

Описание работы

В политической науке одно из первых определений политического режима дал французский ученый М. Дюверже. Он понимал политический режим как «определенное сочетание систем партий, способа голосования, одного или нескольких типов принятия решений, одной или нескольких структур групп давления». Французский политолог Ж-Л. Кермонн уточнил формулу М. Дюверже, включив в содержание понятия «политический режим» принцип легитимности, структуру институтов, партийную систему, форму и роль государства.

Содержание

1. Понятие и основные характеристики политического режима 3
2. Особенности авторитарного режима, его признаки, отличия и сходства с тоталитаризмом 6
3. Разновидности авторитарных режимов 14
Литература

Работа содержит 1 файл

политология к.р..doc

— 127.50 Кб (Скачать)

ФГОУ  ВПО

      «Вологодская  государственная молочнохозяйственная

      академия  имени Н.В. Верещагина»

      Экономический факультет

      Специальность: Менеджмент организации

      Заочное обучение 
 

                                                                                                    Кафедра

                                                                                                          Управления

      КОНТРОЛЬНАЯ      РАБОТА

По «Политологии»
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила

 
студентка 5 курса,  
шифр 0611211 
Н.П.Бечина
Проверил:  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Вологда-Молочное

                                                                2010

 

Содержание:

1. Понятие  и основные характеристики политического режима 3
2. Особенности  авторитарного режима, его признаки, отличия и сходства с тоталитаризмом 6
3. Разновидности  авторитарных режимов 14
Литература 19
 

 

  1. Понятие и основные характеристики политического  режима
 

      Любое общество основано на определенном порядке, включающем иерархию своих членов и преследующем конкретные цели. Целеполагание и активное начало в общество привносит власть, которая возникает одновременно с ним. Французский политолог Ж. Бюрдо справедливо замечал, что «до того, как ее действие дает себя знать, общество в большей степени существует в намерении, чем в действительности. Как только она появляется, группа, где существовало только неопределенное сознание о социальных целях, приобретает через повседневное поведение, дисциплину более ясное осознание своего сплочения. Распространяя давление социальной цели на каждого из нас, власть приносит ощутимое и конкретное единство, цель и границы общества. Власть есть условие порядка и свободы невозможной иначе, как в условиях порядка». Свое воздействие на общество власть осуществляет через политический режим – конкретные формы и методы реализации власти, определенную структуру властных институтов, полномочия которых обусловлены принципами организации ветвей власти. [4]

      В политической науке одно из первых определений политического режима дал французский ученый М. Дюверже. Он понимал политический режим как «определенное сочетание систем партий, способа голосования, одного или нескольких типов принятия решений, одной или нескольких структур групп давления». Французский политолог Ж-Л. Кермонн уточнил формулу М. Дюверже, включив в содержание понятия «политический режим» принцип легитимности, структуру институтов, партийную систему, форму и роль государства. Данное понимание политического режима стало общепризнанным в европейской политической науке.

      Исходя  из понятия политического режима рассмотрим основные его элементы:

     - избирательная система;

     - структура институтов;

     - принцип легитимности;

     - партийная система;

     - форма и роль государства. [4]

    Рассмотрим  их содержание более подробно (таблица 1).

      Политический  режим определяется многими параметрами. Среди них важнейшими являются:

     - степень участия народа в формировании  политической власти;

     - гарантированность прав, свобод  личности, их соотношение с правами государства;

     - степень реального участия народа  в политической жизни, наличие  механизмов прямой демократии;

     - характеристика реальных механизмов  осуществления власти в обществе;

     - положение средств массовой информации, степень гласности в обществе  и прозрачности государственного  аппарата;

     - реальное соотношение между законодательной,  исполнительной и судебной властями;

     - положение политических партий, движений, общественных объединений граждан в политической системе; функционирование системы социального представительства;

     - политическое и юридическое положение  и роль в обществе силовых структур государства (армии, полиции, органов государственной безопасности и т.д.);

     - доминирование определенных методов  (убеждения, принуждения и т.п.) при осуществлении политической  власти;

     - учет интересов меньшинства при  принятии политических решений;

     - наличие механизмов политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших.[6]

    Таблица 1 – Содержание основных элементов  политического режима

Элемент       Характеристика
Избирательная система       Правила, с помощью которых подданные  назначают правителей, определяют соотношение законодательной и исполнительной ветвей власти, достигается или изымается их легитимность. Избирательные системы не являются нейтральными, они оказывают существенное влияние на политический режим. Основными электоральными системами, используемыми в различных странах с теми или иными модификациями, являются мажоритарная и пропорциональная. Различия между ними сводятся к способу голосования для избрания кандидатов в высшие органы власти; количеству партий и их роли; способу формирования парламентского большинства.
Структура институтов       Обусловлена формой правления, может быть парламентской или президентской. В зависимости от формы правления ветви власти – исполнительная, законодательная и судебная – могут быть чётко разделены (президентская) либо не иметь чёткого разделения (парламентская).
Принцип легитимности       Способность власти создавать веру в то, что  существующие политические институты являются наилучшими и им следует подчиняться. Чем выше легитимность, тем более эффективно управление.
Партийная система       Призвана  отстаивать интересы различных групп  гажданского общества, реализовывать общественные интересы. Определяет сущность политических режимов.
Форма и роль государства       В государстве концентрируются власть и ресурсы, которые позволяют эффективно  влиять на социальные изменения.

      Объем функций, реализуемых государством обусловлен экономической, социальной и культурной зрелостью общества, ролью основных властных институтов и принципами их формирования.

 

     В политическом режиме отражается характер  государственной власти и индивида. Совокупность средств и методов, используемых государством при осуществлении функций, отражает степень политической свободы в обществе и правовое положение личности.

     В зависимости от степени социальной свободы индивида и характера взаимоотношений государства и гражданского общества различают три типа режимов: тоталитарный, авторитарный и демократический.

     Между демократией и тоталитаризмом, как  крайними полюсами данной классификации, располагается множество промежуточных форм власти.[4]     

     Таблица 2 – Характеристика политических режимов [5]  

Признаки Режим
тоталитарный авторитарный демократический
Использование идеологии Открытое Идеологии может  не быть Скрытое
Партийная система Однопартийная Партий может не быть Многопартийная
Политическое  участие Большое Небольшое Большое
Воздействие на население Насильственно во всех сферах Насильственно в политической сфере Преимущественно психологическое во всех сферах
 

      Понятие «демократия» означает, как известно, «народовластие». При всей многозначности и неопределенности этого понятия можно выделить общие признаки демократии как современного конституционного строя и режима функционирования политической системы: главным источником власти признаётся народ; обеспечиваются права и свободы человека и гражданиниа; доминируют методы убеждения, согласования; осуществляются принцыпы правового государства и т.д.

      Главным ресурсом тоталитарного управления являются слепая вера и страх, подавление всякого инакомыслия, запрет на политическую оппозицию, мнипулирование общественным сознанием с помощью системы пропаганды и агитации, доминирование методов насилия и принуждения, предельная централизация государственной власти, обожествление носителей власти и культ вождей.

      Промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией занимает авторитаризм. Однако подобная характеристика не указывает на сущностные признаки явления в целом, даже если четко вычленить в нем черты тоталитаризма и демократии. Рассмотрим авторитарный режим более подробно.

 

       2. Особенности авторитарного  режима, его признаки, отличия и сходства  с тоталитарным 

      Отношения власти и общества при авторитарном режиме в большей мере построены  на принуждении, чем на убеждении, при  этом либерализируется общественная жизнь, не существует четко разработанной руководящей идеологии, допускается ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении, мнениях и действиях, допускается оппозиция.

      Авторитарный  режим — государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (классом, партией, элитной группой и т.д.) при минимальном участии народа. [4]

      В настоящее время во многих современных  странах мира установились авторитарные политические порядки. Причем немало ученых, как в прошлом, так и в настоящем весьма позитивно оценивали и оценивают данный тип организации власти.

      Исторически авторитаризм существовал в разных формах в самые разные эпохи и  в различных странах (например, античные греческие и восточные деспотии и тирании - Персия, Спарта, многие другие феодальные абсолютистские режимы и т.д.). Его теория была впервые разработана ультраконсервативными и реакционными теоретиками начала XIX в. как ответ на Французскую революцию и социалистические движения Ж. де Местром и Л. де Бональдом. С развитием индустриального общества идея авторитаризма стала принимать оттенки конструктивной политической идеологии. Контрреволюционная (у Ж. де Местра) идея порядка утратила монархическую ориентацию, отпала концепция абсолютистского авторитаризма: абсолютная и независимая от людей власть короля - это причина политики; его министры (аппарат власти) - это средства; общество подданных, которые повинуются, - это следствие (Л. де Бональд).

      Авторитаризм  стал в XIX веке постоянным и важным течением немецкой политической мысли и пополнился идеями национального и государственного единства, которые он предназначен реализовать. К концу века авторитаризм стал рассматриваться как средство мощной национальной и социальной мобилизации и управления сверху процессом государственного строительства (Г. Трайчке). Испанец Д. Кортес видел в авторитарном политическом порядке, обеспечивающем святость повиновения, условие сплоченности нации, государства и общества. О. Шпенглер также считал, что, в отличие от либерализма, порождающего анархию, авторитаризм воспитывает дисциплину и устанавливает в обществе необходимую иерархию. Многие ученые и политики рассматривают данный тип властвования (как, например, И. Ильин, в виде «авторитарно-воспитывающей диктатуры») в качестве наиболее оптимальной формы политического обеспечения перехода отсталых стран к современной демократии. [4]

Информация о работе Контрольная работа по «Политологии»