Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 20:14, контрольная работа
Все отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией Российской Федерации и новым Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года. До этого Закона на территории Российской Федерации действовали Законы СССР «О гражданстве СССР», постановление Верховного суда СССР от 23 мая 1990 года «О порядке введения в действие Закона СССР «О гражданстве СССР»«, Закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. N 1948-1 и другие нормативные акты
Введение
Глава 1. Основания и процедура получения гражданства РФ
Глава 2. Виды и юридическая сила решений Конституционного Суда РФ
Заключение
Использованная литература
Это, во-первых, конституционно-
Яркий пример конституционного обоснования отраслевых институтов и категорий - проведенное Конституционным Судом РФ в целом ряде его решений исследование понятия налога как публично-правовой категории. Что касается новых понятий и категорий, то, например, КС РФ впервые дал конституционно-правовое обоснование не имевшей на тот момент законодательного закрепления категории муниципальной власти как особой формы публичной власти[16]. В другом постановлении КС РФ обосновал конституционно-правовую природу категории «свобода договора», указав, что она вытекает из взаимосвязанных положений ст. 8, 34 и 35 Конституции РФ[17]. В Определении КС РФ от 15 февраля 2005 г. N 17-О был обоснован конституционный характер не получившей прямого (терминологического) закрепления в Основном Законе категории «прожиточный минимум», сделав при этом важный вывод, что показатели прожиточного минимума входят в нормативное содержание конституционного права на социальное обеспечение[18].
Во-вторых, влияние нормативно-доктринальных начал актов конституционного правосудия на социально-правовую сферу обеспечивается посредством обоснования конституционной природы соответствующих отношений, попадающих в сферу регулирования оспариваемых норм отраслевого законодательства.
Так, в постановлении от 1 декабря 1997 г. N 18-П[19] Конституционный Суд пришел к выводу, что отношения, связанные с возмещением вреда, причиненного в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, имеют не гражданско-правовое, а конституционно-правовое содержание, и в этом плане они развиваются на основе действия ст. 42 и 53 Конституции РФ. Это порождает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда, который, исходя из его масштабов и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством; это конституционно-правовая обязанность государства, которая корреспондирует праву граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда конституционная природа присуща также, и отношениям, складывающимся в процессе приватизации. Именно в решениях КС РФ право на приватизацию было интерпретировано в качестве конституционно значимого, хотя само по себе установление права на приватизацию осуществляется публичной властью и в этом смысле оно не является конституционным (основным правом)[20].
В-третьих, нормативно-доктринальные начала присутствуют в процессе выявления конституционного содержания в конкретных институтах отраслевого законодательного регулирования и, соответственно, расширения «присутствия» конституционных начал в отраслевых правоотношениях.
Так, по существу именно Конституционный Суд сформулировал и обосновал основополагающие принципы налогового права, которые до принятия Налогового кодекса РФ (часть 1) не имели закрепления в российском налоговом законодательстве. Практика Суда в этой сфере во многом предопределила развитие налогового законодательства. Нынешнее содержание ст. 3 НК РФ является юридическим признанием тех основных начал налогообложения, которые были выведены Конституционным Судом[21].
В-четвертых, в рамках нормативно-доктринального воздействия конституционного правосудия на отраслевое законодательство обеспечивается конституциализация правового (специального) статуса субъектов правоотношений, складывающихся в соответствующей сфере отраслевого регулирования.
Так, в постановлении от 10 апреля 2003 г. N 5-П Конституционный Суд выявил конституционную природу правового статуса участников хозяйственных обществ, указав, что основой конституционно-правового статуса участников хозяйственных обществ, в частности, акционеров акционерных обществ - юридических и физических лиц, которые реализуют свои права через владение акциями, удостоверяющими обязательственные права ее владельца к акционерному обществу, является право, закрепленное в ч. 1 ст. 34 Конституции РФ. Приобретая акции и осуществляя акт распоряжения своим имуществом, граждане и юридические лица приобретают и определенные имущественные права требования к акционерному обществу. Поскольку же по смыслу взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 34 и ч. 2 ст. 35 Конституции РФ содержащимся в них термином «имущество» охватывается любое имущество, связанное с реализацией права собственности, в том числе имущественные права, имущественные права-требования акционеров также являются имуществом, а следовательно, обеспечиваются конституционно-правовыми гарантиями, включая судебную защиту нарушенных прав[22].
В-пятых, в этом же русле реализации полномочий конституционного правосудия происходит внедрение в национальную правовую систему норм и принципов международного права, в результате чего также происходит приращение нормативного и конституционно-доктринального потенциала национального правового регулирования.
В признании решений КС РФ в качестве нормативно-доктринальных источников права - ключ к преодолению крайних позиций, которые, с одной стороны, определяют их значение лишь как носителей теоретически значимых идей, принципов, конституционных доктрин как источников науки конституционного права и, с другой стороны, рассматривают решения Конституционного Суда исключительно в нормативно-правовой плоскости[23], причем чаще всего - лишь как источников конституционного права.
Юридическая природа решений Конституционного Суда как источников права непосредственно связана с получающими отражение в них правовыми позициями[24]. В конечном счете именно правовые позиции, с одной стороны, придают решениям Конституционного Суда юридические (нормативно-правовые) качества источников права, а с другой - предопределяют конституционно-доктринальную природу данного вида правовых источников, что порой, при недостаточном учете особенностей этого нового для нас явления правовой жизни, становится причиной сомнений в правомерности отнесения судебных актов к источникам права.
При этом подчеркнем особо: в правовой позиции Конституционного Суда отражается суть, нормативно-доктринальная квинтэссенция принятого решения. Однако источником права является не сама по себе правовая позиция, а решение Конституционного Суда, в котором она сформулирована[25].
Что собой представляет правовая позиция Конституционного Суда? Как «извлечь» ее нормативно-доктринальный эквивалент из решения Конституционного Суда? Это вопросы, имеющие не только теоретическое, но, прежде всего, практическое значение.
Выяснение подлинного смысла любого решения КС РФ и его правовой позиции невозможно без учета того обстоятельства, что решение как нормативно-доктринальный источник права - это единый, целостный акт конституционного правосудия, внутренняя структура и содержание которого подчинены логике концептуально-теоретических и конституционно-правовых доводов и аргументов; в своей взаимосвязи они определяют содержание итогового вывода, составляют суть решения по делу. Соответственно, было бы ошибочным интерпретировать выраженную в постановлении правовую позицию в качестве простой совокупности обособленных положений, равно как и возводить на уровень самостоятельных правовых позиций Конституционного Суда каждое отдельное положение постановления. Правовая позиция КС РФ - это некая основополагающая или, по крайней мере, одна из важных правовых идей, сформулированных Судом по итогам рассматриваемого дела, которая может быть выражена в концентрированном виде как в качестве отдельного положения, так и (чаще всего) представляющая собой сквозную идею, характеризующуюся единой предметно-целевой направленностью и едиными доктринально-конституционными началами, находящимися, как правило, в логическом соподчинении с резолютивной частью итогового решения Конституционного Суда.
Соответственно, можно выделить основные характеристики правовых позиций как весьма своеобразных носителей нормативно-доктринальных начал решений Суда, благодаря чему последние приобретают качества источников права. Так, в правовых позициях проявляется их концептуальный в своей основе характер, в связи с чем не просто дается ответ о конституционности конкретной правовой нормы (по принципу «да» - «нет»), но предлагаются доктринальные по своему уровню конституционно-правовые решения рассматриваемых Судом проблем.
Одновременно следует обратить внимание и на такое свойство правовых позиций, как их юридическая обязательность. Правовые позиции КС РФ имеют такую же юридическую силу, как и сами его решения. В Определении КС РФ от 8 октября 1998 г. N 118-О был сформулирован принципиальный подход в отношении обязывающего значения правовых позиций, согласно которому положения мотивировочной части постановления Конституционного Суда, содержащие толкование конституционных норм либо выявляющие конституционный смысл закона, на которых основаны выводы КС РФ, сформулированные в резолютивной части этого же постановления, отражают правовую позицию Суда и также носят обязательный характер[26]. Официальный, обязательный характер, пожалуй, в наибольшей степени сближает правовые позиции КС РФ с требованиями правовых норм. При этом вряд ли можно согласиться с попытками деления правовых позиций Конституционного Суда на юридически обязательные (например, те, которые сформулированы в постановлениях о толковании Конституции, а также содержатся в резолютивной части иных постановлений), и на правовые позиции, имеющие рекомендательный, ориентирующий характер. Но это не исключает, что в общем массиве правовых позиций КС РФ возможно выстраивание определенной иерархической системы, где безусловный приоритет принадлежит правовым позициям о толковании Конституции: по юридической силе они фактически находятся на одном уровне с Конституцией.
Итогово-обобщающий характер правовых позиций также представляет важную их особенность. Они лежат в основе решений Конституционного Суда, хотя по своему объему содержание решений (постановлений, определений) заметно шире, богаче и не сводится только к сформулированным в них правовым позициям. Правовые позиции определяют внутренний смысл решений Суда, составляют юридическую квинтэссенцию принятого судебного решения.
С этим связана также оценочная, аксиологическая природа правовых позиций, в которых получает выражение отношение Конституционного Суда к конкретной правовой норме, составляющей предмет запроса. Главным в этом случае является ответ на вопрос о конституционности рассматриваемой Судом нормы. Вместе с тем правовая позиция - это не только итоговый вывод, содержащийся в резолютивной части решения. Мотивировочная часть решения нередко содержит не менее важные правовые позиции, усиливающие значение решений как источников права. Более того, без глубокого проникновения в содержание мотивировочной части решения Суда невозможно адекватное реальному значению понимание конституционно-правовых выводов, содержащихся в резолютивной части.
Правовые позиции КС РФ есть результат истолкования конкретных положений законодательства, итог выявления конституционного смысла рассматриваемых положений. Тем самым обеспечивается своего рода «конституционная доводка» норм российского законодательства без дисквалификации, признания неконституционной той или иной нормы, но при этом преодолевается ее конституционно-правовая неопределенность. В конечном счете это проявление специфической формы правотворчества, так как с помощью конституционного истолкования: а) уточняется, корректируется смысловое значение нормативного содержания статьи закона; б) преодолевается коллизия между несколькими нормами путем поиска баланса содержащихся в них конкурирующих конституционных ценностей; в) выявляются системные, иерархические связи и зависимость между отдельными нормами правовых институтов конкретной отрасли права; г) придается новое, современное содержание норме «доконституционного» закона и т.д.
Важно обратить внимание также на общий характер правовых позиций Конституционного Суда. Это свойство состоит не только в том, что выраженная в решении Суда правовая позиция распространяется на всех субъектов права на всей территории России. Наряду с данным свойством общности (или - что несколько иное, но также относится к данной характеристике - обобщенности) правовая позиция Суда носит общий характер еще и в том плане, что она распространяется не только на тот конкретный случай, который стал предметом рассмотрения в КС РФ, но и на все аналогичные случаи, имеющие место в правовой практике. Внешне это сближает правовую позицию Конституционного Суда с судебным прецедентом. Но это лишь внешнее сходство, если иметь в виду, что под «аналогичными случаями» в конституционном правосудии имеются в виду, прежде всего, аналогичные правовые нормы, получившие оценку в рамках правовой позиции КС РФ. Так, признание неконституционной нормы закона одного субъекта Российской Федерации распространяется на аналогичные нормы регионального законодательства всех других субъектов Федерации.
Соответственно, в дефинитивном плане правовые позиции КС РФ могут быть представлены как аргументированные, получающие обоснование в процедуре конституционного правосудия нормативно-доктринальные выводы, установки и оценки по вопросам права в рамках решения Конституционного Суда, принятого по итогам рассмотрения конкретного дела.
Таковы основные характеристики решений Конституционного Суда как особого источника права, воплощающего в себе как нормативные, так и конституционно-доктринальные начала. Нельзя не согласиться с мнением, что Конституционный Суд может многое, но не все. Важным принципом органа конституционного контроля должно быть самоограничение[27]. В особой мере это касается его взаимоотношений с законодательной властью и связанной с этим опасности вторжения Суда в сферу ее компетенции. Но это уже другая проблема, требующая самостоятельного анализа.
Таким образом, новый закон о гражданстве Российской Федерации направлен на приведение национального законодательства в соответствие с подписанной Россией в 1997 году Европейской конвенцией о гражданстве и существенно отличается от ранее действующего Закона Российской Федерации «О гражданстве в Российской Федерации» от 28 ноября 1991 года. В новом законе исключены не соответствующие Конституции положение о гражданстве республик в составе Российской Федерации, положение о почетном гражданстве. Для лиц, имеющих особые заслуги перед Российской Федерацией, установлен льготный порядок предоставления гражданства. Принципиально новым является введение понятий «общего» и «упрощенного» порядка рассмотрения вопросов гражданства. Так, под общим порядком приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации понимается порядок рассмотрения и принятия решений по вопросам гражданства Российской Федерации Президентом Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные Законом о гражданстве. Под упрощенным порядком приобретения или прекращения гражданства подразумевается порядок рассмотрения и принятия решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные этим нормативным правовым актом. Новый закон отменил некоторые понятия, предусмотренные Законом о гражданстве от 28 ноября 1991 года. Так, из оснований приобретения гражданства исключены признание (исчерпало себя) и регистрация (в связи с введением процедуры упрощенного порядка). Соответственно отсутствуют отдельные статьи о приобретении гражданства Российской Федерации в порядке признания и в порядке регистрации.
Информация о работе Контрольная работа по курсу: «Конституционное право»