Конституция рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

В последние годы Россия провела сложный этап становления к демократической политической системе. В государстве образуется гражданский социум, основанный на свободе человека. А также создается новое государство, имеющее приоритет прав человека. Наиболее прогрессивным является развитие конституционной ветви права как главного условия создания важных реформ в экономической и политической сферах и тем более одной из гарантий от возврата государства к прежним порядкам.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………......3
1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права.……………..5
2. Нормы конституционного права…………………………………………………..17
3. Соотношение конституционного права с другими отраслями права………... 23
Заключение……………………………………………………………………………...30

Список используемой литературы…………………………………………………...31

Работа содержит 1 файл

Конституционное право как осн отрасль.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

 

4) структуру и принципы деятельности судебной власти;

 

5) принцип формирования и деятельности местного самоуправле­ния в России.

 

Представляется, что обозначенные группы общественных отноше­ний являются наиболее важными составляющими предметом конституци­онного регулирования.

 

Свой вариант обозначения предмета конституционного права предложил О.Е. Кутафин. Он считает, что все социальные отношения, составляющие предмет конституционного права, нужно разделить на две группы:

 

1) общественные отношения, создающиеся в областях, обозначающих главные элементы государства, которыми, как известно, являются территория, власть и народ;

2) общественные отношения, имеющие главное значение для тех систем, в которых они складываются.

 

Специфичность данного обозначения предмета конституционного права вполне справедливо обозначила И.А. Конюхова: “При таком подходе нужна интуиция опытного, если не гениального государствоведа, чтобы правильно определить первую группу от второй”.

 

Далее можно выделить и сообщество авторов, которые при обозначении предмета государственного (конституционного) права используют трехуровневую систему организации социальных отношений, относящихся к данной отрасли права. Так, Ю.А. Дмитриев считает, что “…предмет конституционного права можно определить как совокупность общественных отношений, определяющих:

 

1. Основы конституционного строя (основы государственного и общественного строя, закрепленные положениями Конституции РФ, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации и политико-территориальное устройство страны;

 

2. Отношения, возникающие в процессе реализации многонациональным народом России (населением субъектов Российской Федерации) государственной власти (в формах представительной и непосредственной демократии), а также создания и функционирования образуемых в этих целях выборных органов государственной власти;

 

3. Основы правового статуса человека и гражданина, а также содержание процесса реализации политических прав и свобод граждан”.

 

На варианте применения трехуровневой системы организации социальных отношений, составляющих  предмет конституционного права, стоит также И.А. Конюхова (Умнова), которая пишет: “… определение предмета конституционного права России в современный период следует проводить с учетом функционального назначения данной отрасли…”.

 

Вместе со всеми для каждой отрасли права функциями, “… конституционное право осуществляет и такие только ей присущие государственно-правовые функции как координирующая, государствообразующая”. Отмеченные автором позиции функций, естественно определяют специфичность конституционных норм. Но, те государственно-правовые нормы, которые существуют в федеральных законах и иных нормативных актах, содержащих нормы государственного (конституционного) права, данными особенностями не обладают. В связи с этим выдвинутое мнение о  функциональном назначении государственного (конституционного) права не может быть признано удачным. основываясь на свою главную точку зрения, И.А. Конюхова пишет, что актуальное конституционное право Российской Федерации можно было бы определить как ведущую основную отрасль публичного права, которая соединяет в одну систему конституционно-правовые нормы, обозначающие:

 

- основы общественного строя;

 

- основы взаимоотношений личности и государства;

 

- отношения по организации и осуществлению публичной (общественной и государственной) власти”.

 

На практике в общем виде, научные споры обсуждались и обсуждаются в настоящее время возле двух основных проблем:

 

Во-первых, дискуссии разворачивались вокруг того, как подойти к определению самого простого понятия и функционального наименования отрасли отрасли государственного права. Данными обозначениями в науке советского государственного права были: “в советском государственном праве выражаются социальные отношения, связанные с организацией советского государства и его органов власти”; что эти общественные отношения складываются “в связи с осуществлением государственной власти”, “возникающие в процессе осуществления государственной власти”, “по поводу осуществления государственной власти”, “составляющие основы полновластия советского народа” и др.;

 

во-вторых, из обозначенных точек зрения ближе других к сущностному ответу на поставленный вопрос о функциональном наименовании государственного права подошли авторы учебника “Конституционное право России” Е.И. Козлова и О.Е. Кутафин. Но их мнение о том, что нормы данной отрасли права регулируют лишь определенную часть политических, экономических, социальных, духовных и пр. общественных отношений, которые они именуют базовыми, фундаментальными в каждой из обозначенных сфер, ответа на данный вопрос не дают. А в чем же их функциональное предназначение? И.А. Конюхова также не дает ответа относительно функционального назначения данной отрасли права;

 

в-третьих, другие авторы при обозначении круга общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования этой отрасли, выносят в оборот термины, которые в целом объеме в современной науке государственного права не используются. Так, Дмитриев Ю.А. и

Конюхова И.А. выносят в оборот термин, который был характерен для науки советского государственного права, а именно “основы общественного строя”. А что такое общественный строй? Современная наука государственного права ответ на этот вопрос не дает.

 

Что касается Ю.А. Дмитриева, то он, к сожалению, не совсем корректно отнесся к составлению понятия “основы конституционного строя”. В его определении основы конституционного строя это “…основы государственного и общественного строя, закрепленные в качестве таковых положениями Конституции РФ, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации”. Вместе с тем следует отметить, что основы конституционного строя устанавливаются только Конституцией РФ и никак конституциями и уставами субъектов РФ. Основы конституционного строя едины для всего государства, и не могут быть скорректированы кем бы то ни было (ст.16 и ст.135 Конституции РФ).

 

Таким образом, что именно следует подразумевать под предметом правового регулирования государственного (конституционного) права. Для этого необходимо обозначить два условия:

 

1) обозначить круг и характер тех общественных отношений, которые управляются нормами государственного (конституционного) права;

 

2) определить ограничительную линию, отграничивающую общественные отношения, управляемыми нормами государственного права, от иных видов общественных отношений, управляемых нормами других отраслей права.

Из всего сказанного следует, что конституционное право использует разные приё­мы, средства ,формы воздействия на социальные отношения, ибо раз­личны данные отношения, что и обусловливает своеобразие метода этой отрасли права.

Суть данной отрасли права - в совокупности и взаимопроникновении приёмов и спо­собов воздействия на общественные отношения, типичных для полити­ческого, нравственного и правового регулирования.

Обозначив предмет и метод конституционного права, раскрыв его существенные качества, можно выявить общее опреде­ление данной отрасли права.

 

Конституционное право России - это фундаментальная отрасль системы права России, являющаяся системой правовых норм, регулирующих основы конституционного строя, основы правового статуса личности, федеративное устройс­тво, основы организации и деятельности системы органов государс­твенной и муниципальной власти.

Это наиболее общее определение, объединяющее все важные объ­екты регулирования. Из определения видно, что оно проходит мимо некоторые частные предметы (государственный символы, государственные язык, порядок внесения поправок в Консти­туцию РФ), хотя, конечно, и им могло бы найтись место.

 

В советской и иностранной юридической литературе можно отметить более краткие определения, дававшиеся конституционному (государственному) праву. Они так же имеют право на существова­ние, хотя, многие из них имеют формальную оценку изучаемой отрасли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Нормы конституционного права.

 

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательные, формально-определенные, абстрактные в конституционно-правовых актах правила, установленные и охраняемые государством и направленные на регулирование общественных отношений, обозначающих предмет конституционного права, путем установления прав и обязанностей их участников.

 

Конституционные нормы имеют в себе свойства, характерные любой правовой нормы, и особые качества, обозначаемые связь с конституционным правом.

 

К обычным свойствам, прежде всего, относится нормативность, это значит, что норма есть правило, образец поведения лиц, выступающий как социальный регулятор общественных отношений через установление прав и обязанностей участников данных отношений.

 

Абстрактность нормы говорит о том, что она может применяться несколько раз к возникающим общественным отношениям и обозначает правило поведения, которое должны соблюдать все субъекты этих отношений.

 

Общеобязательность конституционной нормы проявляется в необходимости подвластности ей всех субъектов, с которыми действует эта норма.

 

Формальная определенность правовой нормы - это, естественно, говорит о том, что нормы находятся в определенных актах - источниках права, письменных актах-документах, имеющих юридическую силу.

 

Специфика конституционно-правовых норм, конечно же, находится в следующих признаках, описывающих их специальную юридическую природу:

 

1) общественные отношения - предмет правового регулирования конституционно-правовых норм;

 

2) источники -  содержание конституционно-правовых норм, из которых главным образом выделяется Конституция - основной закон государства;

 

3) учредительный характер предписаний - это особенный признак конституционно-правовых норм, который содержит основные общественно-политические институты и регулирует процесс создания правовых норм. Этот признак наиболее характерен для норм, содержащихся в Конституции;

 

4) разнообразие норм конституционного права. Конституционно-правовые нормы отличаются большинством своих видов, таких как «специализированные» нормы - общие, дефинитивные и декларативные нормы.

 

Классификация конституционно-правовых норм имеет значение для выявления особых свойств и особенностей норм и, конечно же, для повышения эффективности их применения. Классификация конституционно-правовых норм строится на нескольких основаниях.

 

1. По функциям. Они выполняют правовые нормы. Это регулятивные (их так же называют правоустановительными, правонаделительными) конституционно-правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, устанавливая права и обязанности их участников, охранительные нормы устанавливают меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав (например, ст. 53 Конституции РФ: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц»). К охранительным нормам относятся многочисленные нормы, устанавливающие гарантии субъективных прав (например, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод»).

 

2. Сообразно содержанию, по объекту конституционно-правового регулирования нормы разделяются в согласовании с выделяемыми блоками публичных отношений, элементов объект конституционного права. Выделяются нормы, закрепляющие базы конституционного строя; нормы, регулирующие права и свободы человека и гражданина; нормы, определяющие федеративное приспособление Русской Федерации; нормы, определяющие распорядок воплощения форм конкретного народовластия; нормы, устанавливающие базы организации государственной власти; нормы, закрепляющие систему местного самоуправления; нормы, определяющие статус Конституции.

 

3. По роли в механизме правового регулирования обозначают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы. Материальные нормы  - содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации

 

По характеру прав и обязанностей нормы разделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомачивающие нормы закрепляют право субъекта осуществлять действия, предусмотренные нормой (например, ч. 5 ст. 32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия»). Обязывающие   нормы закрепляют обязанность субъекта осуществлять определенные действия (например, ч. 3 ст. 44 Конституции РФ: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры»). Запрещающие нормы закрепляют обязанность субъекта не предпринимать определенные действия (например, ч. 2 ст. 123 Конституции РФ: «Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных специальным законом»).

 

 

4. прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности»). Процессуальные нормы устанавливают порядок реализации предписаний материальных норм, форму их воплощения в действительность (например, ст. 93 Конституции РФ устанавливает порядок отрешения от должности Президента РФ).

 

5. По роли в механизме правового регулирования обозначают материальные и процессуальные конституционно-правовые нормы.

Материальные нормы  - содержание правового регулирования, права и обязанности субъектов права (например, ч. 2 ст. 92 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации.

 

6. Сообразно территории действия конституционно-правовые нормы разделяются на нормы, которые действуют на всей территории России, и нормы, которые распространяются на часть её местности (субъект Российской Федерации, городское образование).

 

7. Сообразно юридической силе конституционно-правовые нормы отличаются в зависимости от такого, какой документ является истоком нормы, а еще от разделения предметов ведения между Федерацией и её субъектами. Наивысшей юридической силой владеют нормы Конституции РФ как главного закона страны, а также нормы, содержащиеся в интернациональных уговорах, санкционированные государством.

 

В предоставленной классификации приведены главные аспекты деления конституционно-правовых норм на виды. Вероятны и другие основания классификации и виды норм в зависимости от задач, стоящих перед исследователем.

 

В конституционном праве России имеется большое количество норм, состоящих из двух элементов: гипотезы и дис­позиции. Например, в ч.2 ст.36 Конституции РФ они выражены в следующей форме: "Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственника­ми свободно (диспозиция), если это не наносит ущерба окружаю­щей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (гипотеза); в ч.3ст.46 Конституции РФ:"Каждый в праве в соот­ветствии с международными договорами Российской Федерации об­ращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (диспозиция), если исчерпаны все имеющиеся внутриго­сударственные средства правовой защиты (гипотеза).

Информация о работе Конституция рф