Консерватизм

Автор: Анета *, 24 Сентября 2010 в 15:13, дипломная работа

Описание работы

Современное российское общество, находящееся на переломе своего развития, объективно испытывает острую потребность не только в действенной социально-экономической модели, но и в не меньшей, если не в большей мере в объединяющей идее, способной консолидировать российское общество на осуществление «стратегического прорыва в XXI веке». Между тем, самое понятие «государственная идеология» в 1990-е годы целенаправленно дискредитировалось и увязывалось с тоталитаризизмом.
В последние годы происходит постепенная «реабилитация» государственной идеологии.
Ни одна политическая сила и политик не могут рассчитывать на серьезную поддержку населения страны в том случае, если возникают сомнения в их патриотизме и, тем более, уверенность в непатриотизме.
Тем самым, несмотря на существование в посткоммунистической России идеологического плюрализма, электоральное поведение российских граждан свидетельствует об активном неприятии западнических идеологий.
Различные версии вестернизации не отвечают реальным потребностям страны.
Существует реальная потребность задействования созидательной «почвенной» идеологии, основанной на бережном отношении к исторической и социокультурной традиции России.
Данный вывод актуализирует изучение консерватизма, идеологии патриотизма и развития на основе традиционных культурно-исторических ценностей.
Предметом исследования в настоящей работе выступает консерватизм как идеология и социально-политическая практика, явление, имеющее двухвековую историю.
Русский консерватизм являет собой развитую интеллектуальную традицию, которая не просто сохранилась, но и продолжает развиваться и в наши дни.
С учетом изложенного, изучение консерватизма имеет не только научно-методологическое, но и большое практическое значение для понимания ситуации, складывающейся в современной мире и в Россиии для поиска путей выхода из цивилизационного кризиса.

Содержание

Введение
История понятия консерватизма: основные подходы
Основные идеи и постулаты консерватизма
Социокультурная природа и сущность русского консерватизма и российского консерватизма
Социальные «адреса» и субъекты социально-политической практики современного русского консерватизма.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Политология тема 17.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

    Русский консерватизм на современном этапе  является влиятельным, пользующимся широкой  поддержкой населения идеологией. Тем  не менее, он на сегодняшний день по ряду причин так и не стал достаточно мощным политическим движением, сопоставимым с «партией власти» и главной оппозиционной силой – КПРФ. Прежде всего, мы склонны объяснять причину подобной политической слабости тем обстоятельством, что консервативная идеология активно берется на вооружение как провластными, так и левыми оппозиционными силами. Идеология консерватизма с той или иной степенью интенсивности эксплуатируется сразу несколькими крупными политическими игроками. Вместе с тем, русский консерватизм как идеология и социально-политическая практика обладает несомненной ценностью в современной России. Более того: без задействования опыта русского консерватизма, как мы считаем, невозможно успешное решение проблемы «идеологии 21».

    Консерватизм  в современной России – отдельный, самостоятельный этап развития русского консерватизма. Подчеркнем, что речь идет именно о русском, а не российском консерватизме. Так называемый российский («россиянский») консерватизм является идеологическим продуктом либерального происхождения, который навязывается российскому обществу как подлинная консервативная идеология. Та или иная идеология или политическая сила, претендующая на статус консервативной, в той или иной мере декларируют преемственность от консервативной традиции в России. Если этой преемственности нет (как в случае с «россиянским» консерватизмом, который апеллирует к западноевропейскому либо североамериканскому опыту), исследователь имеет дело с псевдоконсервативной идеологией.

    Консерватизм  в современной России представлен двумя направлениями: «идеологическим» (то есть, консерватизмом в подлинном значении этого термина, который подпадает под видовые характеристики русского консерватизма) и «политическим» («прагматическим»), в котором акцент сделан на «прикладных» постулатах консерватизма: патриотизме, державничеству, идее державообразующей роли русского народа в государстве Российском, социально ориентированном государстве и др. Носителями идеологии «идеологического» русского консерватизма в современной России являются православно-монархические партии и интеллектуалы-традиционалисты. «Политический» («прагматический») консерватизм не институциализирован, его адепты представлены в различных провластных и оппозиционных политических партиях (от «Единой России» до КПРФ), в среде научной общественности. Позиции данного направления консерватизма более прочны и популярны в российском обществе, что объясняется его идеологической «всеядностью», склонностью к идейному компромиссу (в частности, по принципиальному вопросу отношения к советской эпохе) и нацеленностью на осуществление прагматичных, волнующих всех граждан страны проблем. Консервативные предпочтения свойственны большинству населения страны, что, в частности, проявляется в электоральном поведении российских избирателей, голосующих за кандидатов и партии, декларирующих приверженность сугубо консервативным ценностям. Характерно, что один и тот же консервативно настроенный российский избиратель отдает предпочтение порой противоположным силам, голосуя и за КПРФ. И за «партию власти» (особенно после прихода к власти В. Путина). Тем самым консервативный избиратель «разбросан» по различным электоральным группам в отсутствие подлинно консервативной политической силы.

    Идеологические  постулаты русского консерватизма  и методологические подходы консерваторов к идеологотворчеству представляют несомненный интерес в свете проблемы «идеологии 21». По сути, данные методологические подходы сходятся в наиболее существенном: в признании приоритетов патриотизма и традиционной национальной духовности как основы идейного фундамента «новой» идеологии для России; в констатации опасности, исходящей со стороны «нероссийских идеологий» (и, прежде всего, либерталианства, идеологического продукта американского гегемонизма). Общей является также установка на включение в процесс идеологотворчества рядовых граждан страны, на заключение своего рода договора между властью и обществом.

    Однако  объективно назревшие процессы могут  быть запущены лишь при наличии политической воли у руководства страны, что  ни в коей мере не снимает с повестки дня проблему построения «идеологии 21», мобилизующей нацию на осуществление восстановительного проекта, от которого без преувеличения зависит будущее страны.

 

     Заключение

    Консерватизм представляет собой сложное, многогранное явление.

    В то же время он выступает составной частью (видом) консерватизма общеевропейского (христианского), обладая всеми родовыми характеристиками последнего.

    Консерватизм  является единственной политической идеологией современности, апеллирующей не к будущему (на пафосе построения «светлого будущего» основаны все идеологии прогрессизма), а к прошлому, или, по определению самих консерваторов, к Вечному в Прошлом. Консерватизм, в то же время, не является синонимом реакции, а свойственный ему интерес к Средневековью – апологией феодализма.

    Ценность  средневекового опыта в представлении  западноевропейских и русских консерваторов  обусловлена их представлениями  об этой эпохе «темных веков» как  о наиболее напряженной попытке  христианского мира к воплощению универсальных законов, выраженных в представлении о Граде Божьем, в Граде Земном. Или, точнее, в переводе языка религиозной литургии на язык социальной практики.

    Консерватизм  принципиально отличен от других идеологий современности не только в силу разнонаправленности векторов их устремленности. Консерватизм выступает антитезой прогрессизма не только как идеология, но и как «стиль мышления» (К. Манхейм).

    Оппонирующие  друг другу идеологии либерализма  и социализма, в то же время, с  равными основаниями претендуют на наследство философии Прогресса, являясь интеллектуальным порождением рационалистической философии Просвещения, которая, по диалектическому закону «вызова-ответа», стала катализатором возникновения консерватизма.

    Особенно  характерно это для русского консерватизма, основанном на православном святоотеческом учении «цельного Разума», совокупности всех духовных и душевных сил человеческой природы.

    Консерватизм  – это идеология и соответствующая ей социально-политическая практика, которая апеллирует и обосновывает ценности и идеалы традиционной культуры и государственного и общественно-политического творчества.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  литературы 

    
  1. Андрушкевич И.Н. Великая смута. Буэнос-Айрес. 1996.
  2. Гросул В.Я. Консерватизм истинный и мнимый. // Россия в условиях трансформации. Историко-политологический семинар. М. 2000. Вып.2. С. 31.
  3. Гусев В.А. Русский консерватизм: основные направления и этапы развития. Тверь. 2001.
  4. Дугин А.Г. Философия политики. М. 2004. С. 320-356.
  5. Кармизова С.Т. Российский консерватизм как философско-политическая идея // Дис. …канд. философ. наук. Ростов-на-Дону. 1999.
  6. Консерватизм // Современная западная социология. Краткий энциклопедический словарь. М. 1990.
  7. Манхейм К. Консервативная мысль // Диагноз нашего времени. М. 1994.
  8. Мусихин Г.И. Россия в немецком зеркале (сравнительный анализ германского и российского консерватизма). СПб. 2002.
  9. Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика. М. 2000.
  10. Руткевич А.М. Что такое консерватизм? М.-СПб.  1999.
  11. Третьяков В. Русская многопартийность. Есть все, кроме консерваторов // Российская газета. 19 июня 2003
  12. Флоровский Г.В. Пути русского богословия. Киев. 1991.
  13. Чернавский М.Ю. Два подхода к определению консерватизма // Традиционализм и консерватизм на юге России. Южнороссийское научное обозрение. Ростов н/Д. 2002. Вып. 9.

Информация о работе Консерватизм