Автор: Анета *, 24 Сентября 2010 в 15:13, дипломная работа
Современное российское общество, находящееся на переломе своего развития, объективно испытывает острую потребность не только в действенной социально-экономической модели, но и в не меньшей, если не в большей мере в объединяющей идее, способной консолидировать российское общество на осуществление «стратегического прорыва в XXI веке». Между тем, самое понятие «государственная идеология» в 1990-е годы целенаправленно дискредитировалось и увязывалось с тоталитаризизмом.
В последние годы происходит постепенная «реабилитация» государственной идеологии.
Ни одна политическая сила и политик не могут рассчитывать на серьезную поддержку населения страны в том случае, если возникают сомнения в их патриотизме и, тем более, уверенность в непатриотизме.
Тем самым, несмотря на существование в посткоммунистической России идеологического плюрализма, электоральное поведение российских граждан свидетельствует об активном неприятии западнических идеологий.
Различные версии вестернизации не отвечают реальным потребностям страны.
Существует реальная потребность задействования созидательной «почвенной» идеологии, основанной на бережном отношении к исторической и социокультурной традиции России.
Данный вывод актуализирует изучение консерватизма, идеологии патриотизма и развития на основе традиционных культурно-исторических ценностей.
Предметом исследования в настоящей работе выступает консерватизм как идеология и социально-политическая практика, явление, имеющее двухвековую историю.
Русский консерватизм являет собой развитую интеллектуальную традицию, которая не просто сохранилась, но и продолжает развиваться и в наши дни.
С учетом изложенного, изучение консерватизма имеет не только научно-методологическое, но и большое практическое значение для понимания ситуации, складывающейся в современной мире и в Россиии для поиска путей выхода из цивилизационного кризиса.
Введение
История понятия консерватизма: основные подходы
Основные идеи и постулаты консерватизма
Социокультурная природа и сущность русского консерватизма и российского консерватизма
Социальные «адреса» и субъекты социально-политической практики современного русского консерватизма.
Заключение
Список литературы
Русский предконсерватизм как эмбриональная фаза развития русского консерватизма возник и развивался с середины XVII до начала XIX в., когда собственно и возникла консервативная идеология. Социальными носителями идей предконсерватизма являлись широкие круги русского общества. Однако лишь незначительная часть интеллектуалов-представителей привилегированных социальных групп сумела выработать подходы, которые еще нельзя назвать идеологией, но которые уже являлись образцом идейной рефлексии над результатами модернизационных изменений. Фактически русский предконсерватизм представлен теми же социальными группами, что и модернизм. Позднее, когда русский консерватизм стал полноценной идеологией, станет очевидно, что его социальная база охватывает фактически все слои общества, а не только «феодальное дворянство». Это признают и авторы коллективной монографии «Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика», написанной с марксистских позиций: «Среди особых забот консерваторов, наряду с утверждением незыблемости социальных и экономических отношений, выдвигаются вопросы морали и патриотизма. Эти два столпа русского консерватизма будут прослеживаться на протяжении всей его последующей истории вплоть до новейшего времени, и они во многом содержат определенную притягательность политического традиционализма не только для дворянства, но и для довольно широких кругов населения»21.
Носители консервативной идеологии не определялись принадлежностью к тому или иному сословию. Особенно характерно этого для дворянства. На протяжении указанного периода дворянство становится не только господствующим сословием, но и ведущей интеллектуальной силой русского общества. Дворянство на протяжении XVIII и большей части XIX столетия фактически являлось синонимом русского образованного общества – интеллигенции. Интеллектуальные проекты вне зависимости от их идеологического содержания разрабатывались преимущественно именно в дворянских лабораториях.
Итак, консерватизм, как и всякая идеология, предполагает определенную бескорыстность (идейность) его носителей, что и делает его притягательным для разных социальных слоев, а не какого-либо одного сословия или класса. Вместе с тем, представители так называемого дворянского консерватизма обладали завышенными представлениями о роли «шляхетского» сословия. Первым в истории русской политической идеологии поставив вопрос о правомочности европоцентризма, Н.М. Карамзин остался поборником дворяноцентризма. Последний заключается не в отстаивании классово-эгоистичных интересов русского дворянства, а в признании центральной роли дворянского сословия в жизни нации и государства, что, отметим, предполагает не только защиту дворянских прав, но и требование дворянских обязанностей.
Еще более рельефно дворяноцентризм (который не следует отождествлять с сословно-классовым дворянским эгоизмом, также имевшим место), понимаемый как представление о правах и обязанностях дворянского сословия, проявился в последующем. Целый ряд ярких идеологов русского консерватизма не являлись потомственными дворянами и дослужились до дворянского титула благодаря личным способностям и усилиям (выходец из бедной мещанской семьи Н.М. Катков), либо являлись дворянами во втором поколении (внуки православных священников К.П. Победоносцев и Л.А. Тихомиров). Каждый из них не принадлежал к поместному дворянству и не владел земельной недвижимостью. Русский консерватор-почвенник Ф.М. Достоевский, принадлежа к старинному дворянскому роду, как известно, с молодости вел жизнь литературного пролетария. Сказанное в значительной степени относится к консервативному идеологу К.Н. Леонтьеву.
Консерватизм, как и всякая политическая идеология, не является идеологией классовой. Тем не менее, в течение XVIII – первой половины XIX в. главным выразителем консервативной идеологии являлось поместное дворянство, не только политически и экономически, но и культурно самый мощный слой русского общества. В пореформенный период ситуация значительно изменяется: поместное дворянство постепенно уступает место ведущего экономического слоя буржуазии, а а миссию сословия-культургера – разночинской интеллигенции.
Русский консерватизм – это идеология, возникшая в Новое время, но генетически восходящая к Русскому Средневековью. Мировоззренческие основы консервативной идеологии универсальны и основываются на принципах христианского общества. Стратегическая цель русского консерватизма – возрождение в новых условиях этих универсальных принципов: симфонии духовной и светской властей; традиционной национальной культуры, основанной на христианстве; «социального строя» (термин Л.А. Тихомирова), под которым понималась развитая сословно-корпоративные и общинные институты; воссоздание русской исторической формы государственной и общественной жизни. Последняя, в свою очередь, заключалась в самодержавной монархии, опирающейся на развитую систему местного самоуправления и народное представительство, в котором представлены все слои (сословия и корпорации) русского общества.
В политическом измерении русские консерваторы – сторонники самодержавной монархии, в духовном – выступают за тесный союз (симфонию) православной церкви и государства, в культурном – являются апологетами сохранения и развития традиционной национальной культуры, в социальном – отстаивают идею сохранения сословно-корпоративных и общинных институтов.
Русский консерватизм не является классовой идеологией, поскольку отражает универсальные мировоззренческие ценности, как и любая другая идеология. Онтологически консерватизм на определенном этапе был связан с определенными слоями русского общества, прежде всего, дворянством. Однако это не может быть объяснено с позиций социального детерминизма: дворянство являлось наиболее просвещенным слоем русского общества и наибольшей степени подготовленным к идеологической работе. В то же время представители этого слоя разрабатывали оппозиционные консерватизму идеологические системы, включая радикальные. Дворянство стало слоем-предшественником класса «социально неукорененных интеллектуалов», то есть бессословной интеллигенции.
В
период разрушения традиционных русских
сословий связи между политической
идеологией (консерватизмом) и социальным
слоем (дворянством) значительно ослабевают.
И лишь в условиях эмиграции русский консерватизм
становится идеологией, фактически полностью
автономной от социальной среды.
4. Социальные «адреса» и субъекты социально-политической практики современного русского консерватизма.
Консерватизм является общенациональной идеологией, не прикрепленной к какой-либо конкретной социальной страте. В то же время, можно выделить ряд целевых социальных групп, которые являются центрами выработки идеологии консерватизма в современной России. По нашему мнению, существует три подобных центра:
1. Консервативное крыло Русской Православной Церкви (Московского патриархата) и Русская Православная Церковь за границей (РПЦЗ);
2. Национально ориентированная часть русской интеллектуальной и духовной элиты;
3. Так называемые силовики, прежде всего, ветераны вооруженных сил и спецслужб, а также казачество.
Кроме указанных нами центров существует немногочисленный, но весьма влиятельный в консервативных кругах в России слой эмигрантов первой и второй волны и их потомков, который можно определить как монархическое крыло политического спектра Русского Зарубежья.
Из числа значимых идеологов русского консерватизма из числа представителей Русского Зарубежья следует назвать, в первую очередь, ведущего публициста «Нашей страны» Игоря Николаевича Андрушкевича (род. 1920 г.), в идеологемах которого получили развитие идеи Л.А. Тихомирова и И.Л. Солоневича22.
Из трех указанных нами неформальных центров, в силу очевидных причин, более глубинной проработкой идеологии современного русского консерватизма занимаются представители консервативного крыла клира РПЦ и РПЦЗ (в той части, которая затрагивает духовные основы политики и социальных отношений). Церковное крыло современного русского консерватизма было представлено, прежде всего, духовным лидером значительной части патриотической оппозиции Митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном, автором ряда работ по духовной и общественно-политической проблематике.
Широко распространены консервативные настроения в казачьем движении, которое, как представляется, далеко не исчерпало потенциала своего развития. В то же время следует отметить, что идеология современного казачьего движения находится в процессе становления и не играет сколь-нибудь значимой роли в становлении современного русского консерватизма.
Таковы, на наш взгляд, основные центры, в рамках которых происходит оформление идеологии современного русского консерватизма.
Попытаемся ответить на вопрос, какие слои являются носителями (или, по крайней мере, симпатиками) консервативной идеологии. Решение поставленной задачи предполагает использование результатов социологических опросов населения России по актуальным вопросам современности, а также результатов голосования на федеральном уровне за политические партии или лидеров, ассоциирующихся в глазах избирателя с носителями консервативных ценностей.
Русский консерватизм, идеологические постулаты которого положительно воспринимаются в широких кругах российского общества, в организационном плане проигрывает своим конкурентам из демолиберального и коммунистического флангов современной российской многопартийности, а с 1999 г. – и так называемой партии власти. Поэтому востребованность населением России идеологии и ценностей консерватизма можно выявить в ходе анализа восприятия российским обществом тех или иных проблем, которые идентифицируются как традиционно консервативные.
Следует выделить следующий ряд проблем:
Субъектами социально-политической практики русского консерватизма следует назвать, прежде всего, те общественно-политические объединения, которые декларируют свою преемственность идеологии «классического» русского консерватизма, разрабатываемой в рамках дореволюционного и эмигрантского этапов ее развития. В соответствие с этим подходом к их числу следует отнести, в первую очередь, монархические партии и организации.
Консервативные настроения населения России наиболее четко просматриваются на материалах электорального поведения российских избирателей. Начиная с середины 1990-х годов кампании по выборам в Государственную думу и выборам президента России приводят к успеху тех партий и избирательных объединений и кандидатов на пост главы государства, которые в той или иной мере и в той или иной форме декларируют приверженность консервативным принципам – патриотизму, государственничеству и державности, надклассового социально ориентированного государства и др. Парадокс русского консерватизма на современном этапе заключается в том, что первоначально консервативную карту с успехом разыгрывала оппозиция, прежде всего, КПРФ и созданный на ее основе НПСР. Успех образованного в 1999 г. избирательного объединения «Отечество – Вся Россия» (так называемой партии губернаторов), стоящего в оппозиции позднеельцинскому режиму, был обусловлен, главным образом, именно консервативной составляющей его программы и социально-политической практики (наиболее яркий пример – поддержка русского Крыма и русских соотечественников в СНГ). Однако в конце 90-х гг. консервативную нишу попыталась занять и «партия власти». Сенсацией думской избирательной кампании 1999 г. стал успех блока «Единство», в идеологии и социально-политической программе которого получили широкое развитие консервативные ценности и принципы. Президентские выборы 2000 года, в ходе которых победу в первом туре голосования получил и.о. президента РФ В. Путин объясняется теми же причинами. Новый российский премьер, пришедший к власти в наиболее кризисный для современной России период, в сознании десятков миллионов граждан страны воплощал в себе черты политика-консерватора. Действия и декларации нового лидера: борьба с чеченским сепаратизмом и терроризмом, попытки устранить наиболее болезненные социально-политические и экономические проявления олигархизма, противодействие ползучему сепаратизму «региональных баронов», возрождение авторитета государства на внутриполитической арене и России – на внешнеполитической, - и обусловили, в итоге, высокий уровень доверия населения страны к В. Путину. Так называемый феномен Путина объясняется исключительно тем, что в этом лидере персонифицировались массовые ожидания, своего рода социальный заказ подавляющего большинства граждан России на проведение консервативного курса. Впоследствии, в ходе думской кампании-2003 убедительную победу одержали партии и объединения, в программах которых содержался существенный консервативный компонент. Эта же кампания привела к поражению партии либертарианской направленности (СПС и «ЯБЛоко»).