Китай и ядерная программа КНДР. Сценарии развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2011 в 05:03, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования в данной работе является анализ северокорейской ядерной проблемы, вызванный выходом КНДР из МАГАТЭ, провозглашением курса на создание ядерного оружия и двух ядерных испытаний и анализ роли Китая в урегулировании Северокорейской ядерной проблемы.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Ракетно-ядерная программа КНДР 5
1.1.КНДР и МАГАТЭ 5
1.2.США и КНДР 5
1.3. Шестисторонние переговоры 6
1.4. Возобновление переговоров 9
1.5. Возобновление испытаний ракет 10
Глава 2. Варианты развития событий 14
Заключение 19
Литература 22

Работа содержит 1 файл

Китай и ядерная программа КНДР. Сценарии развития.doc

— 119.50 Кб (Скачать)

КИТАЙ И  ЯДЕРНАЯ ПРОГРАММА КНДР. СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Ракетно-ядерная  программа Корейской Народно-Демократической  Республики — условное название научных  исследований КНДР в области создания боевых ядерных зарядов и предназначенных  для их доставки ракетных носителей.

     Северная  Корея одной из первых среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона развернула секретные работы по овладению военной ядерной и ракетной технологией. Это во многом объяснялось напряженной ситуацией, сложившейся на Корейском полуострове после окончания Второй мировой войны, что особенно наглядно проявилось в ходе войны между Севером и Югом в 1950-1953г.г. В эту войну прямо или косвенно были втянуты США и их союзники, Китай и Советский Союз. Поддержанию напряженности в немалой степени способствовало размещение на территории Южной Кореи группировки войск США и арсенала американского тактического ядерного оружия воздушного и морского базирования. У руководства КНДР были серьезные основания полагать, что в случае развязывания военного конфликта на полуострове это оружие будет пущено в ход. Официальные наименования реализуемых программ и структура научных проектов не публикуются, исследования по теме проводятся на основе внешних по отношению к КНДР наблюдений и официальных сообщений государственных органов Северной Кореи. Ракетные испытания по официальной версии носят мирный характер и производятся с целью исследования космического пространства.

     Среди прямых требований, выдвигаемых лидерами Северной Кореи содержатся: ликвидация американского военного присутствия  на полуострове, устранение политической и экономической дискриминации КНДР, гарантированная денуклеаризация Корейского полуострова, оказание республике экономической помощи и ряд других. Для достижения поставленных целей Пхеньян не пренебрегает и попытками прямого шантажа, даже в отношении стран, оказывавших ранее ему значительную помощь.  Сложный узел противоречий, завязавшийся на Корейском полуострове, обостренный ракетно-ядерными амбициями КНДР, потребует от мирового сообщества согласованных усилий. Нет сомнений в том, что наиболее приемлемым путем решения этой проблемы является мирное политическое урегулирование. Несмотря на некоторое улучшение политической ситуации на полуострове, сложившейся после подписания американо-северокорейского соглашения, корейский регион еще далек от превращения его в зону мира, свободную от ядерного оружия.

     Президент России Дмитрий Медведев заявил, что  ядерная и ракетная программы  КНДР внушают серьезное беспокойство.

     Глава российского государства отметил, что "шестерка", которая занималась северокорейской ядерной проблемой, в настоящий момент бездействует, а тем временем Пхеньян продолжает ядерные испытания, запуски ракет малой, средней и "выше, чем средней" дальности.

     Озабоченность ситуацией вокруг ядерных и ракетных программ КНДР выражают также МИД Китая.

     Пекин подтверждает свою приверженность задаче полной и необратимой денуклеаризации Корейского полуострова и  намерен неукоснительно выполнять требования соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН, ожидает аналогичных действий от других государств и выражает надежду, что исполнение соответствующих резолюций СБ ООН будет способствовать обеспечению мира и стабильности в регионе.

     Объектом  исследования в данной работе  является Китай и ядерная программа  КНДР.

     Целью исследования в данной работе  является анализ северокорейской ядерной проблемы, вызванный выходом КНДР из МАГАТЭ, провозглашением курса на создание ядерного оружия и двух ядерных испытаний и анализ роли Китая в урегулировании Северокорейской ядерной проблемы.

     Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Ракетно-ядерная программа КНДР

1.1.КНДР и МАГАТЭ

     В апреле 1985 года под давлением СССР и в расчете на строительство  с его помощью атомной электростанции КНДР подписала Договор о нераспространении ядерного оружия. В награду за это в 1986 году СССР поставил в Корею газо-графитный исследовательский реактор мощностью 5 МВт. Было также подписано соглашение о строительстве в Северной Корее АЭС с четырьмя легководными реакторами типа ВВЭР-440. С некоторой вероятностью, на нём и был наработан весь имеющийся в распоряжении КНДР плутоний. В 1992 году это соглашение было уточнено, и вместо четырех легководных реакторов было принято решение поставить три, но более мощных реактора ВВЭР-640. Также был подписан контракт о поставке Советским Союзом топливных сборок на сумму около 185 тыс. долларов.

     С июня 1992 года на атомных объектах страны начались инспекции МАГАТЭ, после  того как США заявили о выводе своего тактического ядерного оружия с территории Южной Кореи.

1.2.США и КНДР

     Процессы  подготовки Соединенных Штатов к  военной акции против КНДР были «спущены на тормозах» визитом бывшего  президента США Джимми Картера к  лидеру КНДР Ким Ир Сену в Пхеньяне в 1994 году, на котором было достигнуто соглашение о замораживании северокорейской ядерной программы в обмен на поставки мазута и обещание построить на территории страны два атомных реактора на лёгкой воде. Это событие стало переломным моментом, переведшим кризис в переговорную плоскость и обеспечившим его дипломатическое разрешение.

     Приход  к власти 43-его президента США Буша привёл к обострению отношений между двумя странами. Буш включил Северную Корею в «страны-изгои», а в октябре 2002 года заместитель госсекретаря США Джеймс Келли заявил, что КНДР ведёт обогащение урана. Через какое-то время США приостановили поставки топлива для северокорейских электростанций, а КНДР 12 декабря 2002 года официально объявила о возобновлении ядерной программы и выдворении инспекторов МАГАТЭ. К концу 2002 года в КНДР, по данным ЦРУ, было накоплено от 7 до 24 кг оружейного плутония. 10 января 2003 года КНДР официально вышла из ДНЯО.

     Надежда на успешное разрешение ядерного кризиса  на Корейском полуострове впервые  появились на третьем раунде 6-х  переговоров в июне 2004 года, когда США предложили свой план урегулирования кризиса, согласившись на «вознаграждение за замораживание». В ответ на это, Северная Корея заявила, что готова воздержаться от производства, испытаний и передачи ядерного оружия и заморозить все объекты, имеющие отношение к ОМУ.

  1.3.  Шестисторонние переговоры

     В 2003 году начались переговоры по ядерной  программе КНДР с участием КНР, США, России, Южной Кореи и Японии. Первые три раунда (август 2003 года, февраль и июнь 2004 года) не принесли особых результатов. А от участия в четвёртом, намеченном на сентябрь, Пхеньян уклонился в связи с очередным обострением американо-корейских и японо-корейских отношений.

     На  первом раунде переговоров (август 2003 года) США стали добиваться не только свёртывания северокорейской ядерной программы, но и ликвидации уже созданной в КНДР ядерной инфраструктуры. В обмен США соглашались дать гарантии безопасности КНДР и оказать экономическую помощь Пхеньяну, поставив ему, в частности, два легководных реактора. Однако США и Япония требовали свёртывания ядерной программы КНДР под контролем МАГАТЭ или комиссии пяти держав. КНДР на такие условия не согласилась.

     На  втором раунде (февраль 2004 года) КНДР согласилась  заморозить свою ядерную программу  под контролем МАГАТЭ и в обмен на поставки мазута. Однако теперь США при поддержке Японии требовали не замораживания, а полной ликвидации ядерных объектов КНДР под контролем МАГАТЭ. КНДР отвергла подобные предложения.

     На  третьем раунде (июнь 2004 года) США  выдвинули проект передачи ядерных объектов КНДР под временное международное управление комиссии пяти держав или МАГАТЭ. В дальнейшем предлагалась ликвидация северокорейских ядерных объектов под международным контролем. Но КНДР не согласилась и с этим вариантом. 23 июня 2004 года третий раунд шестисторонних переговоров был окончен. МИД КНДР выразил неудовлетворение их результатами.

1.3.1.  Взрыв

     9 сентября 2004 года южнокорейским  разведывательным спутником был  зафиксирован сильнейший взрыв  в отдалённом районе КНДР (провинция  Янгандо) неподалеку от границы с Китаем. На месте взрыва остался видимый из космоса кратер, а над местом происшествия выросло огромное грибовидное облако диаметром около четырех километров.

     13 сентября власти КНДР объяснили  появление облака, похожего на  ядерный гриб, взрывотехническими работами в ходе строительства ГЭС (в Янгандо берут начало две крупнейшие реки этого региона Амноккан и Туманган).

     Официальные американские власти полагают, что  ядерного взрыва не было. В то же время  американские разведслужбы отмечали странную активность в районе ядерных объектов страны.

1.3.2.Отказ от переговоров

     16 сентября 2004 года КНДР заявила,  что не будет участвовать в  шестисторонних переговорах по  северокорейской ядерной проблеме  до прояснения ситуации с секретными  урановыми и плутониевыми разработками в Республике Корея. В начале сентября Южная Корея признала, что в 2000 году ею было получено небольшое количество обогащённого урана. По утверждению официальных лиц, все эксперименты носили сугубо научный характер и вскоре были полностью свёрнуты.

     28 сентября 2004 года заместитель министра  иностранных дел КНДР заявил  на сессии Генеральной Ассамблеи  ООН, что Северная Корея уже  «превратила в ядерное оружие»  обогащённый уран, полученный из 8000 переработанных топливных стержней  из её атомного реактора. Он подчеркнул, что у КНДР не было иного выбора в создании «сил ядерного сдерживания» в условиях, когда США провозгласили своей целью «уничтожение» КНДР и угрожают «превентивными ядерными ударами».

     При этом дипломат отверг сообщения о  приготовлениях КНДР к возобновлению ракетных испытаний как непроверенные слухи. Односторонний мораторий КНДР на испытания баллистических ракет был введён в 1999 году, в 2001-м его продлили до 2003 года. В 1998 году КНДР провела испытание баллистической ракеты, которая перелетела через Японию и упала в Тихий океан.

     10 февраля 2005 года МИД КНДР впервые  открыто заявил о создании  в стране ядерного оружия.

1.3.3. Международная реакция 

           Реальные доказательства того, что КНДР действительно осуществляет военную ядерную программу и, тем более, уже создала ядерную бомбу, однако, отсутствуют. Поэтому полагают, что руководство КНДР таким заявлением просто намеревалось продемонстрировать, что оно никого не боится и готово противостоять потенциальной угрозе со стороны США — в том числе ядерным оружием. Что касается МИД РФ, то его представители назвали отказ КНДР от участия в шестисторонних переговорах и намерение наращивать ядерный арсенал «не соответствующими выражаемому Пхеньяном стремлению к безъядерному статусу Корейского полуострова».

     В Южной Корее в связи с заявлением КНДР было созвано срочное заседание  Совета безопасности страны. Южнокорейский  МИД призвал КНДР «возобновить участие  в переговорах без каких-либо условий».

     Государственный секретарь США Кондолиза Райс заявила, что если информация о наличии у КНДР ядерного оружия подтвердится, то это «лишь усилит изоляцию этой страны». Позднее она добавила: «Мы надеемся, что шестисторонние переговоры ещё состоятся и на них мы сможем решить проблему».

     Премьер-министр  Японии Коидзуми заявил, что японцы «будут и дальше убеждать КНДР, что отказ от ядерного оружия послужит их собственному благу».

1.4.  Возобновление переговоров

     В июле 2005 года после длительных неофициальных  консультаций КНДР согласилась вернуться  за стол шестисторонних переговоров по своей ядерной программе в Пекине. В качестве условия КНДР выдвинула одно требование — чтобы США «признали Северную Корею в качестве партнёра и относились к ней с уважением».

     Четвёртый раунд переговоров прошёл в июле-августе 2005 года, пятый — 9-11 ноября.

     В ходе пятого раунда переговоров Северная Корея заявила о готовности приостановить  испытания ядерного оружия. Пхеньян  пообещал отложить испытания ядерного оружия в качестве первого шага в  рамках программы постепенного превращения  Корейского полуострова в безъядерную зону.

Информация о работе Китай и ядерная программа КНДР. Сценарии развития