Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 18:46, курсовая работа
В современной науке потребность всесторонне осмыслить избирательный процесс, понять его политическую природу, раскрыть внутреннее содержание обусловлена, на наш взгляд, характером политико-правовых реформ, проводимых в нашей стране, стремлением создать новую структуру организации государственной власти, в наибольшей степени соответствующую демократической модели. Последняя, как известно, основана на юридически гарантированном, полноценном, политически осознанном участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти, ответственной перед гражданами и ими контролируемой
Введение
Глава 1. Избирательный процесс как разновидность социальной деятельности
Глава 2. Понятие избирательного процесса
Глава 3. Особенности избирательного процесса Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Вместе с тем возникает вопрос: при отсутствии законодательных положений, предусматривающих подобные ситуации, какому государственному органу — Центральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (далее — Центральная комиссия) или Конституционному Суду Республики Беларусь — надлежит решить, каким образом поступить, каким из установленных Основным Законом сроков отдать предпочтение? Логично предположить, что Центральная комиссия должна будет разрешить данную ситуацию, поскольку именно она решает вопросы, связанные с проведением выборов Президента Республики Беларусь в случае вакансии должности Президента (п. 24 ст. 33 ИзК).
Следующая стадия избирательного процесса - выдвижение кандидатов на пост Президента Республики Беларусь. Таким правом обладают граждане Республики Беларусь. Новый избирательный закон исключил норму о возможности депутатской поддержки для выдвижения кандидатов в Президенты, поскольку нельзя вести речь о равенстве кандидатов, получивших поддержку не менее 100 тысяч граждан, и кандидатов, выдвинутых 70 депутатами Парламента
Дискуссионным является вопрос о возможности выдвижения кандидатом в Президенты Республики Беларусь лица, замещавшего пост Президента и досрочно прекратившего исполнение своих полномочий. Необходимо отметить, что ни Конституция Республики Беларусь, ни Избирательный кодекс не содержат запрета на участие в досрочных президентских выборах лица, досрочно прекратившего исполнение полномочий Президента.
Лицо, имеющее намерение выдвинуться кандидатом в Президенты, подает не позднее чем за 85 дней в Центральную комиссию заявление о регистрации инициативной группы, предоставив список членов группы с указанием ее руководителя. В списке содержатся сведения о кандидате в Президенты, а также сведения о каждом члене группы, включая руководителя (ч. 2 ст. 61 ИзК). Полагаем, на данном этапе необходимо заявление кандидата о согласии баллотироваться на пост Президента, поскольку после регистрации инициативной группы начинается следующий этап — этап сбора подписей, а это трудоемкий процесс, требующий значительных финансовых затрат на его организацию, и в действительности необходимы хотя бы какие-то предварительные консультации с претендентом на данную высшую должность. В связи с этим представляется необходимым дополнить ч. 2 ст. 61 ИзК соответствующим положением.
Согласно ч. 2 ст. 61 ИзК список членов инициативной группы подается в Центральную комиссию лично лицом, которое выдвигается кандидатом в Президенты Республики Беларусь, с предъявлением паспорта гражданина Республики Беларусь. В связи с этим возникает вопрос о том, кто может осуществить указанное действие, когда данное лицо не имеет возможности лично подать документы, например, в случае болезни, нахождения в местах содержания под стражей и т.п. Полагаем, в данном случае документы о регистрации инициативной группы подаются уполномоченным кандидатом представителем инициативной группы (руководителем или любым членом инициативной группы), при этом подпись на заявлении кандидата о согласии баллотироваться должна быть нотариально либо другим способом удостоверена.
В пятидневный срок Центральная комиссия регистрирует инициативную группу, если она представила все необходимые документы, и выдает ее членам удостоверения и подписные листы для сбора подписей избирателей. Отказ в регистрации инициативной группы может быть обжалован лицом, имеющим намерение выдвинуться кандидатом в Президенты Республики Беларусь, в трехдневный срок в Верховный Суд Республики Беларусь [3].
Инициативная группа должна в течение 30 дней собрать не менее 100 тысяч подписей избирателей в поддержку своего кандидата в Президенты Республики Беларусь. Такое достаточно значительное число подписей обусловлено особым статусом Президента Республики Беларусь как Главы государства, гаранта Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Вместе с тем такая высокая «планка» уменьшает количество случайных кандидатов на данный пост. В действующем законодательстве не оговорено, допускается ли суммирование подписей в поддержку одного кандидата на должность Президента, собранных разными инициативными группами. На наш взгляд, это неприемлемо, поскольку, во-первых, инициативная группа избирателей вправе выдвинуть только одного кандидата (ст. 61 ИзК), а во-вторых, такое положение направлено на предупреждение возможной фальсификации при сборе подписей.
Следующая стадия избирательного процесса — регистрация кандидатов (ст. 68 ИзК). Центральная комиссия принимает решение о регистрации кандидата в Президенты Республики Беларусь при наличии следующих документов, поступивших в Центральную комиссию до начала регистрации: протоколов областных, Минской городской комиссий по выборам, подтверждающих наличие не менее 100 тысяч подписей граждан; заявления кандидата о согласии баллотироваться (однако, как упоминалось ранее, необходимо заранее знать мнение кандидата о его желании бороться за пост Президента на стадии регистрации инициативной группы); биографических данных указанного лица и декларации о доходах и имуществе лица, выдвинутого кандидатом в Президенты Республики Беларусь, его супруги (супруга) и совершеннолетних близких родственников, совместно с ним проживающих и ведущих общее хозяйство.
Проведение предвыборной агитации — важная стадия избирательного процесса, которая нуждается в отдельном детальном исследовании. Необходимо отметить, что Избирательный кодекс закрепляет сроки, формы, субъектов проведения предвыборной агитации. В Избирательном кодексе определяется, что кандидатам обеспечиваются равные возможности для проведения предвыборной агитации.
Завершающей стадией избирательного процесса является голосование избирателей и определение результатов президентских выборов. В Республике Беларусь применяется мажоритарная система абсолютного большинства голосов. Если никто из кандидатов не собирает этого большинства, через две недели проводится второй тур, в котором участвуют двое кандидатов - те, которые получили в первом туре наибольшее по сравнению с другими число голосов. Избранным считается тот, кто получил абсолютное большинство голосов избирателей, т.е. более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании (ч. 1, 2 ст. 80 Избирательного кодекса).
Избирательный кодекс предусматривает случаи, когда один из кандидатов второго тура снимает свою кандидатуру. В этом случае второй тур голосования проводится по одной кандидатуре. Избирательный кодекс не регулирует вопрос, кто будет избран в случае равенства голосов. Полагаем, в данном случае необходимо будет провести второй тур голосования, поскольку только народ как источник государственной власти (ч. 1 ст. 3, ст. 37, ст. 38 Конституции Республики Беларусь) должен решить, кто будет избран. Это в полной мере соответствует принципу равенства избирательного права, поскольку избрание кандидата ставится в зависимость от волеизъявления избирателей, а не от каких-то обстоятельств (возраста кандидата, времени его регистрации и т.д.).
Все сведения об итогах выборов поступают в Центральную комиссию, которая их обобщает и официально провозглашает окончательный результат. Центральная комиссия может признать выборы недействительными как в целом по стране, так и по отдельным участкам для голосования, если допущенные при их проведении или при подсчете нарушения требований Избирательного кодекса повлияли на итоги выборов в целом по республике. В случае, если на выборах Президента Республики Беларусь баллотировалось не более двух кандидатов и ни один из них не был избран, а также в случае выбытия всех кандидатов в Президенты Республики Беларусь или признания выборов Президента Республики Беларусь несостоявшимися или недействительными либо в случае, если второй тур голосования не позволил определить избранного Президента Республики Беларусь, Центральная комиссия решает вопрос о назначении повторных выборов с повторным выдвижением кандидатов в Президенты Республики Беларусь, которые проводятся в течение трех месяцев после основных выборов (ч. 1, 2 ст. 81 ИзК). В случае проведения повторных выборов кандидатами в Президенты Республики Беларусь не могут вновь баллотироваться граждане Республики Беларусь, в отношении которых в соответствии со ст. 47, частями четвертой и шестой ст. 49, частью седьмой ст. 68, ст. 75 Избирательного кодекса приняты решения об отмене регистрации их кандидатами в Президенты Республики Беларусь, а также граждане, снявшие без уважительных причин свои кандидатуры в первом туре выборов (ч. 4 ст. 81 ИзК).
Вступление в должность Президента происходит с момента принесения им Присяги, текст которой определен в Конституции Республики Беларусь. В некоторых государствах проводится инаугурация (от лат. inaugurare - посвящаю) - торжественная процедура вступления в должность главы государства. В целом инаугурация президента - не только торжественная церемония, но и важный политический акт, подразумевающий под собой одновременно преемственность и обновление государственной власти. Именно с принесения Присяги вновь избранный Президент Республики Беларусь имеет право осуществлять свои конституционные полномочия. В сроки, установленные Основным Законом Республики Беларусь, члены Совета Республики, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, судьи Конституционного, Верховного и Высшего Хозяйственного судов обязаны собраться на специально созываемое торжественное заседание, на котором Президент приносит Присягу. Присутствие представителей законодательной и судебной власти республики при вступлении в должность Президента подтверждает высокий статус Главы государства. Следует особо подчеркнуть, что Присяга приносится народу Республики Беларусь. Президент торжественно обещает, прежде всего, верно служить народу, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина. Президент обязуется также соблюдать и защищать Конституцию Республики Беларусь, свято и добросовестно выполнять возложенные на него обязанности (ст. 83 Конституции Республики Беларусь). После оглашения текста Присяги Президент подписывает акт принесения Присяги, после чего Председатель Центральной комиссии вручает ему удостоверение Президента Республики Беларусь. Необходимость принесения Присяги предусмотрена для любого вновь избранного (в том числе и повторно) Президента, поскольку является основанием для вступления его в должность и осуществления полномочий. Смысл этой процедуры велик: в Присяге содержатся общие требования и направления деятельности, которые Президент должен будет соблюдать, будучи Главой государства.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Правовое регулирование отдельных стадий избирательного процесса по выборам Президента Республики Беларусь нуждается в определенной корректировке. Представляется перспективным введение в Избирательный кодекс положения об избирательном залоге, что служило бы гарантией серьезности намерений кандидата и позволило бы снизить затратный механизм избирательной кампании.
Заключение
Избирательный процесс — это практическая, и прежде всего преобразовательная деятельность. Данный процесс, будучи правоприменительной деятельностью в широком смысле этого слова, все же имеет свою специфику, самостоятельность и является, на наш взгляд, одной из разновидностей юридического процесса. Избирательный процесс реально существует как объективная деятельность, связанная с достижением оптимальных вариантов процедурно-процессуального регулирования процесса формирования органов государства. Сущность выборов и избирательного права обусловлена социально-экономическими и политическими отношениями, сложившимися в обществе. Этим еще раз подчеркивается взаимосвязь конкретной деятельности с существующими в обществе отношениями. Вследствие этого своеобразный интерес представляет взаимосвязь избирательного процесса с политическим процессом.
Избирательный процесс является одной из форм социальной деятельности, в ходе которого между его субъектами возникают, развиваются и прекращаются урегулированные нормами избирательного права общественные отношения.
Избирательный процесс представляет собой сложное социальное явление, одну из разновидностей человеческой деятельности. Признаками, характеризующими данный институт, являются следующие:
1. Основу избирательного процесса составляет деятельность, осуществляемая уполномоченными на то участниками (субъектами). Она опирается на Конституцию и составляет важнейший элемент конституционного строя.
2. Избирательный процесс состоит из ряда последовательных и взаимосвязанных стадий, причем каждая имеет строго отведенное ей назначение.
3. Деятельность участников избирательного процесса опирается на нормативно-правовую базу. Кроме этого, в ходе избирательного процесса учитываются и локальные нормативно-правовые акты.
4. Все стадии избирательного процесса взаимосвязаны и выстроены в определенной логической последовательности. Каждая стадия складывается из действий, осуществляемых субъектами, на то уполномоченными.
На основе данных признаков можно определить избирательный процесс как урегулированную нормативно-правовыми актами и иными социальными нормами деятельность участников избирательного процесса, состоящую из взаимосвязанных и построенных в логической последовательности стадий, опирающуюся на демократические принципы избирательного права и направленную на придание выборам легитимного характера.
Таким образом, можно отметить, что в большинстве определений понятия «избирательный процесс» акцент делается на деятельности субъектов. Но избирательный процесс — это не только деятельность, но и обеспечение условий ее проведения, т.е. определенный набор знаний и умений. Здесь на первый план выходит техническая сторона дела. Другой важнейшей характеристикой процесса является временной фактор. Следовательно, при определении избирательного процесса необходимо указание и на протяженность, развитие этой деятельности во времени.
Рассмотрев основные взгляды ученых-юристов относительно понятия «избирательный процесс», можно выделить три основных подхода к его определению. Согласно первому подходу (наиболее распространенному) при определении понятия «избирательный процесс» основной акцент делается на деятельности основных субъектов избирательного процесса, которая направлена на подготовку и проведение выборов. Второй подход базируется на установленной законом последовательной совокупности стадий, обеспечивающих целостность и легитимность результатов выборов. Третий подход (наименее распространенный) основан на взаимосвязанных и реализуемых в определенной последовательности отношениях, опосредующих подготовку и проведение выборов.
Помимо нормативно-правовых подходов существуют и другие. Так, политологический подход иначе определяет избирательный процесс. Например, принятие Конституции или иного законодательного акта является само по себе явлением политическим. Избирательное право, выполняя функцию регулятора событий, интересует политологов как в плане проработанности норм и установлений, так и с точки зрения выполнения его требований участниками избирательного процесса и ожидаемых последствий для них.
Рассмотренные выше основные подходы к определению понятия «избирательный процесс» позволяют нам определить его как строго регламентированный действующим законодательством, последовательно осуществляемый комплекс избирательных действий и процедур, выделенных во времени и направленных на обеспечение целостности и законности подготовки и проведения выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также выборных должностных лиц.
Конституция — главный источник избирательного права Республики Беларусь, закрепляющий его основные принципы — всеобщее, равное, свободное, прямое избирательное право при тайном голосовании (раздел III). Это особенность Конституции, поскольку в конституциях многих государств нет специального раздела (главы) об избирательном праве или избирательной системе, в котором были бы закреплены общие принципы избирательного права.