Избирательный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 18:46, курсовая работа

Описание работы

В современной науке потребность всесторонне осмыслить избирательный процесс, понять его политическую природу, раскрыть внутреннее содержание обусловлена, на наш взгляд, характером политико-правовых реформ, проводимых в нашей стране, стремлением создать новую структуру организации государственной власти, в наибольшей степени соответствующую демократической модели. Последняя, как известно, основана на юридически гарантированном, полноценном, политически осознанном участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти, ответственной перед гражданами и ими контролируемой

Содержание

Введение
Глава 1. Избирательный процесс как разновидность социальной деятельности
Глава 2. Понятие избирательного процесса
Глава 3. Особенности избирательного процесса Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

8096 Кур по политолог_2.doc

— 183.00 Кб (Скачать)

Сегодня действующее избирательное законодательство обходит стороной понятие избирательного процесса: федеральные законы не определяют, что понимается под этим термином. Соответствующую позицию занимают и региональные законодатели, устанавливая лишь определения выборов, референдума, отзыва. В связи с этим каждый исследователь, рассматривая избирательный процесс или его отдельные компоненты, пытается сформулировать свое собственное определение данному понятию.

Так, И.Б. Борисов и Ю.Н. Малеев под избирательным процессом понимают урегулированную законом и другими нормативными документами деятельность индивидов, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов в государственные, самоуправленческие органы и соответствующих должностных лиц [7, с. 5].

Ю.А. Веденеев и В.И. Лысенко рассматривают избирательный процесс в широком и узком смыслах. Понятие «избирательный процесс» в широком смысле охватывает содержание избирательной кампании как периода со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, в том числе суда, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов, поскольку связан с необходимостью принятия уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленные конституцией, уставом, законом сроки и порядке решения о назначении даты выборов и его направлении для официального опубликования. В узком смысле избирательный процесс рассматривается Ю.А. Веденеевым и В.И. Лысенко как формализованное явление, которое включает установленную законом совокупность стадий, обеспечивающих его целостность и легитимность результатов выборов [8, с. 279].

Т.В. Кашанина и А.В. Кашанин определяют избирательный процесс как деятельность по подготовке и проведению выборов [13, с. 133].

Вышеуказанные определения заслуживают внимания, однако, на наш взгляд, более целесообразно при определении понятия избирательного процесса делать акцент не на деятельности определенных лиц или их групп, а на совокупности стадий, которые в обязательном порядке должны быть содержательно наполнены и уточнены. Кроме этого, недостатком одного из вышеуказанных определений является то, что авторы сводят понимание избирательного процесса к простой совокупности стадий, не указывая на их последовательность, а также внутреннюю логическую обусловленность [29, с. 51].

Данный недостаток отчасти устранен в определении избирательного процесса, данном Ю.А. Дмитриевым и В.Б. Исраеляном. По их мнению, избирательный процесс — это технологическая инфраструктура и форма реализации конституционных принципов организации периодических свободных выборов и обеспечение избирательных прав человека и гражданина в рамках предусмотренной законом последовательности совершения комплекса избирательных действий и избирательных процедур [10, с. 506].

М.С. Матейкович рассматривает избирательный процесс как форму реализации норм избирательного права. По его мнению, избирательный процесс выражает динамику и структуру участия граждан в осуществлении власти [18, с. 52].

Согласно Е.Н. Хрусталеву избирательный процесс представляет собой сложное социальное явление, одну из разновидностей человеческой деятельности. Признаками, характеризующими данный институт, являются следующие.

1. Основу избирательного процесса составляет деятельность, осуществляемая уполномоченными на то участниками (субъектами). Она опирается на Конституцию и составляет важнейший элемент конституционного строя.

2. Избирательный процесс состоит из ряда последовательных и взаимосвязанных стадий, причем каждая имеет строго отведенное ей назначение.

3. Деятельность участников избирательного процесса опирается на нормативно-правовую базу. Кроме этого, в ходе избирательного процесса учитываются и локальные нормативно-правовые акты.

4. Все стадии избирательного процесса взаимосвязаны и выстроены в определенной логической последовательности. Каждая стадия складывается из действий, осуществляемых субъектами, на то уполномоченными.

На основе данных признаков Е.Н. Хрусталев определяет избирательный процесс как урегулированную нормативно-правовыми актами и иными социальными нормами деятельность участников избирательного процесса, состоящую из взаимосвязанных и построенных в логической последовательности стадий, опирающуюся на демократические принципы российского избирательного права и направленную на придание выборам легитимного характера [26, с. 33-34].

Таким образом, можно отметить, что в большинстве определений понятия «избирательный процесс» акцент делается на деятельности субъектов. Но избирательный процесс — это не только деятельность, но и обеспечение условий ее проведения, т.е. определенный набор знаний и умений. Здесь на первый план выходит техническая сторона дела. Другой важнейшей характеристикой процесса является временной фактор. Следовательно, при определении избирательного процесса необходимо указание и на протяженность, развитие этой деятельности во времени.

Интересную позицию относительно определения избирательного процесса занимает С.Д. Князев. Он предлагает определять избирательный процесс не через деятельность компетентных субъектов, а как систему организационно взаимосвязанных и реализуемых в установленной последовательности отношений, опосредующих подготовку и проведение выборов. Данное определение, по его мнению, не только отвечает интересам комплексного и всестороннего охвата этого многомерного по своему содержанию политико-правового явления, но и позволяет более четко определить его соотношение с избирательными процедурами и формами [14, с. 48].

Таким образом, с нормативно-правовой точки зрения избирательный процесс должен прежде всего обеспечивать законный ход выборов и объективные результаты голосования, гарантировать гражданам реализацию их прав на осуществление власти и формировать ее легитимные органы.

Рассмотрев основные взгляды ученых-юристов относительно понятия «избирательный процесс», можно выделить три основных подхода к его определению. Согласно первому подходу (наиболее распространенному) при определении понятия «избирательный процесс» основной акцент делается на деятельности основных субъектов избирательного процесса, которая направлена на подготовку и проведение выборов. Второй подход базируется на установленной законом последовательной совокупности стадий, обеспечивающих целостность и легитимность результатов выборов. Третий подход (наименее распространенный) основан на взаимосвязанных и реализуемых в определенной последовательности отношениях, опосредующих подготовку и проведение выборов.

Помимо нормативно-правовых подходов существуют и другие. Так, политологический подход иначе определяет избирательный процесс. Например, принятие Конституции или иного законодательного акта является само по себе явлением политическим. Избирательное право, выполняя функцию регулятора событий, интересует политологов как в плане проработанности норм и установлений, так и с точки зрения выполнения его требований участниками избирательного процесса и ожидаемых последствий для них.

С этой точки зрения избирательный процесс — это интегральная категория, при помощи которой дается общая характеристика всего комплекса разворачивающихся в стране политических событий, связанных с выборами [22, с. 552].

Очевидно, что в понимании избирательного процесса важное место занимает понятие «процесс». В словарях русского языка обычно под процессом понимается «ход, развитие какого-нибудь явления, последовательная смена состояний в развитии чего-нибудь» [29, с. 53].

Целью избирательного процесса является обеспечение законного хода выборов и объективных результатов голосования, гарантирование надлежащей реализации гражданами конституционных прав на осуществление власти, формирование легитимных органов власти в строго установленной законом форме и предписанными законом средствами и способами. Результатом избирательного процесса является вновь сформированный законодательный (представительный) орган власти, избрание главы государства или избрание главы местного самоуправления.

Рассмотренные выше основные подходы к определению понятия «избирательный процесс» позволяют нам определить его как строго регламентированный действующим законодательством, последовательно осуществляемый комплекс избирательных действий и процедур, выделенных во времени и направленных на обеспечение целостности и законности подготовки и проведения выборов в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также выборных должностных лиц.


Глава 3. Особенности избирательного процесса Республики Беларусь

В ст. 3 Конституции зафиксировано краеугольное демократическое положение о том, что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета является народ Республики Беларусь, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через представительные органы.

Конституция — главный источник избирательного права Республики Беларусь, закрепляющий его основные принципы — всеобщее, равное, свободное, прямое избирательное право при тайном голосовании (раздел III). Это особенность Конституции, поскольку в конституциях многих государств нет специального раздела (главы) об избирательном праве или избирательной системе, в котором были бы закреплены общие принципы избирательного права.

Следует отметить, что принципы выборов отдельных должностных лиц и членов некоторых органов государственной власти регулируются специальными конституционными положениями. Например, в ч. 1 ст. 81 Конституции Республики Беларусь установлены принципы выборов Президента Республики Беларусь: всеобщее, свободное, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Аналогичные принципы выборов депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь закреплены в ч. 1 ст. 91 Конституции. Кроме того, в Конституции имеются и другие положения, связанные с организацией и проведением выборов, которые детализированы в текущем законодательстве. Так, в Конституции определены сроки полномочий выборных органов государственной власти (ч. 1 ст. 81, ч. 1 ст. 93), а также нормы, относящиеся к институту очередных и досрочных выборов Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей (ч. 3, 4 ст. 81, ч. 3, 4 ст. 91).

В Конституции закреплено положение о том, что Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства, не допускается заключение международных договоров, которые противоречат Конституции (ч. 1, 3 ст. 8). Таким образом, общепризнанные принципы международного права, в том числе и в области избирательного права, признаются Республикой Беларусь, правовое регулирование в этой области должно осуществляться в соответствии с ними.

При этом ряд общепризнанных в современном мире принципов избирательного права получил непосредственное закрепление в Конституции. В первую очередь это относится к нормам, касающимся прав и свобод человека. Так, человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства (ч. 1 ст. 2 Конституции). Согласно белорусскому Основному Закону обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства, государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства (ч. 1, 3 ст. 21 Конституции).

Вместе с тем наряду с конституционно закрепленными принципами, признаваемыми в качестве международных стандартов, имеются нормы и положения международных договоров, которые прямо не закреплены в Конституции. Однако они также являются составной частью национальной правовой системы и даже имеют приоритет над законами согласно ч. 3 ст. 8 Конституции [3].

Конституция закрепила основополагающие стандарты демократических выборов с учетом положений ряда универсальных и региональных международных документов.

Право избирать и право быть избранным являются общепризнанными политическими правами и закреплены во всех значимых международных документах. Конституция, провозглашая демократический правовой характер государства (ч. 1 ст. 1), закрепляет право граждан участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей (ч. 1 ст. 37), право свободно избирать и быть избранными в государственные органы на основе всеобщего, равного, прямого или косвенного избирательного права при тайном голосовании (ст. 38).

Порядок осуществления права избирать и быть избранным определяется ИзК.

ИзК - результат кодификации правовых норм о выборах, проведенной в целях упорядочения, гармонизации, приведения в соответствие противоречий и совершенствования избирательного законодательства. В настоящее время в мире наблюдается тенденция гармонизации избирательного права путем объединения наиболее важных вопросов организации и проведения выборов в единый акт - избирательный кодекс. Избирательные кодексы действуют во Франции, Бельгии, Бразилии, Армении и других странах [3].

ИзК - специальный нормативный правовой акт, который системно регулирует все вопросы, связанные с выборами. ИзК - единый систематизированный законодательный акт, регулирующий отношения, возникающие при подготовке и проведении выборов Президента Республики Беларусь, выборов и отзыва депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь, а также при подготовке и проведении референдума (народного голосования), и устанавливающий гарантии, обеспечивающие свободное волеизъявление граждан Республики Беларусь.

ИзК состоит из двух частей - общей и особенной. К основным разделам общей части ИзК относятся: общие положения, основные принципы избирательной системы, проведения референдума (народного голосования); избирательные округа, участки для голосования, списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, референдуме, голосовании об отзыве депутата; полномочия Президента Республики Беларусь, государственных органов в организации подготовки выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики; система и полномочия комиссий по проведению выборов, референдума, голосования об отзыве депутата; предвыборная агитация, агитация по референдуму, отзыву депутата, члена Совета Республики; финансирование выборов, референдума, отзыва депутата, члена Совета Республики; ответственность за нарушение законодательства о выборах, референдуме, отзыве депутата, члена Совета Республики.

Информация о работе Избирательный процесс