Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 18:46, курсовая работа
В современной науке потребность всесторонне осмыслить избирательный процесс, понять его политическую природу, раскрыть внутреннее содержание обусловлена, на наш взгляд, характером политико-правовых реформ, проводимых в нашей стране, стремлением создать новую структуру организации государственной власти, в наибольшей степени соответствующую демократической модели. Последняя, как известно, основана на юридически гарантированном, полноценном, политически осознанном участии граждан в формировании и осуществлении государственной власти, ответственной перед гражданами и ими контролируемой
Введение
Глава 1. Избирательный процесс как разновидность социальной деятельности
Глава 2. Понятие избирательного процесса
Глава 3. Особенности избирательного процесса Республики Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Основные разделы особенной части ИзК регулируют: выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, депутатов местных Советов депутатов; выборы членов Совета Республики; референдум; порядок отзыва депутата Палаты представителей, депутата местного Совета депутатов; порядок отзыва члена Совета Республики; заключительные положения.
В ИзК закреплены такие международные стандарты избирательного права, как всеобщие, равные, свободные, прямые выборы при тайном голосовании. Более того, ИзК закрепляет гласный характер подготовки и проведения выборов, гарантии реализации гражданами своих избирательных прав на всех стадиях избирательного процесса, среди которых важное значение принадлежит судебной и иной защите избирательных прав граждан. Существенным моментом является закрепление в ИзК положений, касающихся организации наблюдения: конкретизирован статус международных и общественных наблюдателей.
Белорусское избирательное законодательство закрепляет указанные аспекты принципа всеобщности. Во-первых, правом избирать обладают граждане Республики Беларусь, достигшие 18 лет (ч. 1 ст. 4 ИзК). В выборах или референдуме не могут участвовать граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы. В голосовании не принимают участие лица, в отношении которых в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством, избрана мера пресечения - содержание под стражей (ч. 2 ст. 4 ИзК). В то же время пассивное избирательное право, т.е. право быть избранным, в Республике Беларусь ограничивается возрастным цензом, цензом гражданства и цензом оседлости [3].
Возрастной ценз - достижение определенного возраста, после которого гражданин может быть избран в органы государственной власти. Данный возрастной ценз введен в связи с тем, что для осуществления возложенных функций в государственных органах необходимо иметь соответствующие знания и жизненный опыт, которые связаны, прежде всего, с возрастом. Минимальный возраст кандидата для избрания Президентом Республики Беларусь составляет 35 лет, депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь - 21 год, членом Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь - 30 лет, депутатом местного Совета депутатов - 18 лет [3].
Ценз гражданства - участие в выборах лишь граждан Республики Беларусь. Вместе с тем Президентом Республики Беларусь может быть избран только гражданин Республики Беларусь по рождению. Такое ограничение не распространяется на кандидатов в депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, местных Советов депутатов, членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.
Ценз оседлости - признание за гражданином избирательного права при условии, если он проживал в стране и на соответствующей территории определенное время.
В соответствии со ст. 58 ИзК граждане Российской Федерации, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право в порядке, предусмотренном ИзК, участвовать в выборах депутатов местных Советов депутатов в соответствии с международным договором Республики Беларусь и Российской Федерации. Следует отметить, что на прошедших в Республике Беларусь 14 января 2007 г. выборах депутатов местных Советов депутатов в местные представительные органы было избрано 11 граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Беларусь, на выборах депутатов местных Советов депутатов, прошедших 25 апреля 2010 г., - 18 граждан Российской Федерации [3].
Во-вторых, граждане Республики Беларусь, имеющие право участвовать в выборах, постоянно или временно проживающие на территории соответствующего избирательного участка Республики Беларусь, обладают равными избирательными правами с гражданами Республики Беларусь, проживающими или находящимися на территории иностранного государства. Необходимо обратить внимание на то, что ИзК прямо закрепляет принцип равенства указанных категорий граждан в отношении осуществления активного избирательного права (например, ст. 20 ИзК). Полагаем, что в дополнительных законодательных гарантиях нуждается реализация этими группами граждан пассивного избирательного права.
В-третьих, ИзК гарантирует гражданину право на получение информации о включении его в список избирателей, о чем свидетельствуют нормы ст. 21 ИзК, закрепляющей возможность гражданина ознакомиться со списком избирателей за 15 дней до выборов, проверить, включен ли он в список и правильно ли в списке указаны сведения о нем, а также обжаловать невключение, неправильное включение в список или исключение из списка, равно как и допущенные в списке неточности в указании данных о гражданине. Положительным моментом является возможность обжалования решений участковой избирательной комиссии не только в административном порядке (в вышестоящую комиссию), но и в судебном порядке.
Принцип равного избирательного права, как и принцип всеобщего избирательного права, также относится к числу основных принципов, закрепленных в международных документах. Он провозглашается в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, статье 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 3 Конвенции о стандартах демократических выборов. Принцип равного избирательного права, закрепленный в ст. 6 ИзК, означает, что каждый избиратель или участник референдума имеет только один голос и кандидаты, избираемые на государственные должности, участвуют в выборах на равных основаниях. Равенство возможностей в предвыборной борьбе обеспечивается созданием условий, при которых различие материальных и иных возможностей не может предоставлять кому-либо из кандидатов преимущества. Зарегистрированным кандидатам, участвующим в выборах, государством предоставляются равные доли финансовых средств для проведения предвыборной кампании, а также равные возможности ее ведения [3].
Гарантиями обеспечения равного избирательного права являются следующие:
- каждый избиратель не может быть включен более чем в один список избирателей;
- каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается;
- бюллетень для голосования выдается избирателю под роспись членом участковой комиссии после предъявления паспорта или другого документа, удостоверяющего личность;
- закон предъявляет одинаковые требования к порядку выдвижения и регистрации кандидатов, ведению ими предвыборной агитации;
- кандидат избирается от равного числа избирателей [3].
Соблюдение этого принципа во многом зависит от принципов образования избирательных округов. В соответствии с ИзК в Республике Беларусь избирательный округ составляет единую территорию, не допускается образование избирательного округа из территорий, не граничащих между собой. При этом неравенство в численности избирателей округов не должно превышать 10% (ч. 6 ст. 15 ИзК). Например, в других странах избирательные законы допускают существенные неравенства в численности избирателей в соответствующих округах (например, в Германии - 25%).
Более того, каждый гражданин имеет равные возможности для реализации своего права на участие в голосовании как на избирательном участке в день голосования, так и посредством досрочного голосования или голосования вне помещения для голосования по месту нахождения избирателя (ст. 51, 53, 54 ИзК).
Принцип свободных выборов закреплен в статье 8 Конвенции о стандартах демократических выборов. Зафиксированный в ст. 5 ИзК принцип свободного голосования означает, что избиратель лично решает, участвовать ли ему в выборах и за кого голосовать. В нашем законодательстве закреплено именно право, а не обязанность голосовать.
Избирательные законодательства некоторых зарубежных стран (Австралия, Австрия, Бельгия, Греция, Люксембург и др.) предусматривают юридическую обязанность участия граждан в голосовании (обязательное голосование). Неучастие в голосовании в данном случае без уважительных причин влечет за собой применение определенных санкций (общественное порицание, штраф, тюремное заключение и пр.). Например, штраф налагается за неучастие в выборах в Бельгии, Люксембурге, Турции. В частности, согласно Закону о выборах Люксембурга 2003 года (гл. 8 «Обязательное голосование») за неучастие в выборах впервые на виновное лицо налагается штраф в размере от 100 до 250 евро, в случае повторного неучастия в течение пяти лет в голосовании - штраф в размере от 500 до 1000 евро. Однако данная норма не применяется к лицам, достигшим 75-летнего возраста [3].
С другой стороны, в содержание указанного принципа включается запрет оказывать любое давление на волю избирателей. ИзК детально регламентирует недопустимые меры воздействия на волю избирателей: раздача подарков, денежных средств избирателям и т.д. (ч. 2 ст. 47).
Принцип прямого избирательного права, установленный в ст. 7 ИзК, означает, что в Республике Беларусь выборы Президента Республики Беларусь, депутатов Палаты представителей, местных Советов депутатов являются прямыми. Президент нашей страны избирается непосредственно всеми гражданами, обладающими избирательным правом. Такой принцип позволяет реализовать право граждан быть избранными и избирать без каких-либо промежуточных звеньев.
Кроме прямых выборов в Республике Беларусь используются также косвенные выборы при выборах членов Совета Республики, которые избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатов базового уровня в каждой области и города Минска. Принцип косвенного избирательного права был закреплен в Конституции после внесения в нее изменений и дополнений в 1996 году.
Принцип тайного голосования обеспечивает действительную свободу волеизъявления избирателя, свободу выбора без внешнего наблюдения и контроля. Согласно ст. 52 ИзК каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. В большинстве стран (Республика Беларусь, Россия, Болгария, Франция и др.) тайное голосование осуществляется посредством бюллетеня, который избиратель получает под роспись после предъявления удостоверения личности и в специально отведенном месте для голосования без постороннего вмешательства заполняет, затем избиратель лично опускает бюллетень в ящик для голосования. ИзК, закрепляя принцип тайного голосования (ст. 9), предусматривает право избирателя, не имеющего возможности самостоятельно заполнить бюллетень, пригласить в кабину (комнату) для тайного голосования другое лицо по своему усмотрению, кроме членов участковой и вышестоящих комиссий, кандидатов, их доверенных лиц, иных лиц, указанных в законе (ч. 4 ст. 52 ИзК). Нарушение тайны голосования влечет в Республике Беларусь уголовную ответственность (ст. 192 Уголовного кодекса Республики Беларусь). Данная норма, обеспечивающая один из основных принципов избирательного права, представляет собой дополнительную гарантию его реализации. В некоторых странах (Франция) для дополнительного обеспечения принципа тайного голосования бюллетени вкладывают в конверты. В отдельных странах (США, Казахстан и др.) голосование осуществляется посредством электронных машин для голосования [3].
Процедурой голосования предусматривается, что избиратель под роспись после предъявления паспорта или заменяющего его удостоверения личности получает бюллетень и в специально отведенном месте для голосования без постороннего вмешательства заполняет его. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично. Гарантией осуществления данного принципа является также то, что никто не имеет право вскрывать опущенные в избирательный ящик бюллетени до окончания времени голосования.
Вместе с тем в Республике Беларусь принцип периодичности проведения выборов прямо не закреплен, однако, думается, следует предусмотреть подобную норму в ИзК, особенно в свете внесенного в октябре 2004 г. изменения в Конституцию относительно отмены ограничения президентства сроками, что обеспечит поведение выборов с периодичностью, установленной Конституцией и избирательным законом [3].
Из анализа основ законодательства о выборах Республики Беларусь можно сделать вывод о том, что Республика Беларусь ввела международные избирательные стандарты в свою правовую систему не только путем ратификации международных договоров, содержащих указанные стандарты, но и посредством принятия ИзК, который был разработан с их учетом.
Подробнее остановимся на характеристике избирательного процесса Президента Республики Беларусь.
Избирательный процесс по выборам Президента Республики Беларусь в своем развитии проходит несколько стадий, последовательность и протяженность которых регламентированы законодательством. Первоначальная стадия — это назначение выборов Президента. Конституция Республики Беларусь (ч. 3 ст. 81) закрепляет, что выборы Президента назначаются Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в установленные сроки. Белорусское избирательное законодательство не предусматривает, кто должен принимать решение о проведении выборов Главы государства, если Палата представителей Национального собрания Республики Беларусь по каким-то причинам их не назначает.
Следует обратить внимание на тот факт, что в ИзК не урегулирована ситуация, когда Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь необходимо назначить выборы Президента Республики Беларусь или выборы назначены, а в стране введено чрезвычайное положение.
Основной Закон Республики Беларусь предусмотрел нормальное и досрочное окончание мандата Президента: в первом случае (т.е. по истечении пяти лет) выборы назначаются не позднее чем за пять месяцев и проводятся не позднее чем за два месяца до даты окончания срока полномочий Президента; во втором случае - при открытии досрочной вакансии - не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии. Избирательный закон не предусматривает некоторые ситуации, которые могут возникнуть и которые целесообразно было бы законодательно урегулировать. Во-первых, что будет со сроком выборов, если досрочная вакансия откроется во время избирательной кампании по выборам Главы государства. Представляется, что в данном случае выборы необходимо перенести, т.е. проводить их в соответствии с нормами Конституции Республики Беларусь, предусматривающими сроки проведения досрочного голосования. Во-вторых, можно предположить, что вакансия откроется между двумя турами президентских выборов. На наш взгляд, здесь необходимо поступить так же, как и в первом случае, т.е. проводить досрочные выборы. В-третьих, вакансия может открыться в период между избранием Главы государства и принесением им Присяги. Поскольку в данном случае избранный в ходе проведения выборов Президент не приступил к исполнению своих полномочий, т.е. еще не начал течь срок его полномочий, было бы неверным говорить о досрочном прекращении исполнения обязанностей Президентом, так как он не начал их исполнять. В связи с этим в данном случае будут проводиться не досрочные, а обычные президентские выборы, срок полномочий действующего Президента, таким образом, будет продлен, поскольку он будет осуществлять свои полномочия до вступления в должность вновь избранного Президента.