Избирательное право и избирательная система в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы заключается в рассмотрении структуры, формировании и функционировании избирательного права и избирательной системы.

Задачами работы являются:

1. Дать определение и понятие избирательного права и избирательной системе.

2. Определить основные признаки избирательного права.

3. Проанализировать источники избирательного права Российской Федерации.

4. Дать характеристику основных принципов избирательного права.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

     Альтернативность  выборов. Принцип альтернативности составляет исходную предпосылку организации и проведения демократического конкурентного избирательного процесса. Открытая юридическая формула данного принципа развернута в статье 32 вышеуказанного федерального закона. Так, в случае если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного кандидата, либо число оставшихся зарегистрированных кандидатов будет меньше установленного числа мандатов или равным ему, либо будет зарегистрирован только один список кандидатов, выборы данном избирательном округе по решению соответствующей избирательной комиссии откладываются на срок не более четырех месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов (списков кандидатов) и осуществления последующих избирательных действий (в порядке исключения закон допускает проведение голосования по одной кандидатуре на выборах депутатов органов местного самоуправления, а также предусматривает такую возможность при повторном голосовании на федеральных и региональных выборах).

     Таким образом, регламентация принципов, определяющих условия избирательной  правосубъектности граждан, а также организации и проведения выборов в органы государственной власти составляет важнейшую часть предмета правового регулирования в области общественных избирательных отношений.

     2 Избирательная система  Российской Федерации

     2.1 Понятие избирательной системы

 

     Понятие "избирательная система" может  применяться как в узком, так  и в широком смысле. В первом смысле это понятие означает способ выдвижения кандидатов, голосования  за них и определения результатов  выборов.

     Избирательная система (в узком смысле слова) – это система распределения депутатских мандатов между кандидатами в зависимости от результатов голосования. В этом смысле известны две основные избирательные системы – мажоритарная и пропорциональная, а также смешанные избирательные системы.

     Под избирательной системой (в широком  смысле слова) понимают порядок формирования выборных органов государства и органов местного самоуправления, включающий в себя принципы и условия участия в формировании избираемых органов, а также организацию и порядок выборов.

     В широком смысле в понятие "избирательная  система" включается также нормативная  и организационная база проведения выборов. Образцом такого подхода представляет собой Указ Президента Российской Федерации  от 20 декабря 1993 г. № 2227 "О мерах  по совершенствованию избирательной системы в Российской Федерации".

     Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов  Президента РФ, депутатов Государственной  Думы Федерального собрания РФ, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами РФ в соответствии с федеральными законами, используемый при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ. 

     2.2 Виды избирательных систем 

     От  выбора избирательной системы в  значительной степени зависят результаты выборов. Поэтому поиск оптимальной  для страны избирательной системы всегда чрезвычайно сложен.

     В итоге почти трехвекового развития представительная демократия выработала две основные формы участия граждан в формировании органов государственной власти и местного самоуправления: мажоритарную и пропорциональную избирательные системы.

     Наиболее  распространена на выборах система  большинства, именуемая мажоритарной. При этой системе избранным считается тот, за кого было подано большинство голосов, а голоса, поданные за остальных кандидатов, пропадают. Эта система - единственно возможная при выборах одного должностного лица (Президента, Губернатора и др.) Когда же она применяется для выборов коллегиального органа власти, например, палаты парламента, обычно создаются одномандатные округа, то есть в каждом из них должен быть избран один депутат.

     Мажоритарная  система имеет несколько разновидностей, обусловленных различными требованиями к величине необходимого для избрания большинства голосов.

     Самая простая разновидность - это система  относительного большинства, при которой  избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных  кандидатов. Очень часто она применяется  при местных выборах. Практически, чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков, может оказаться избранным кандидат, за которого подано 10 процентов голосов или даже меньше.

     Несколько более справедливой выглядит мажоритарная система абсолютного большинства, при которой кандидату для избрания необходимо получить более половины голосов. В качестве базы для подсчета при этом может выступать либо общее число поданных голосов, либо число поданных голосов, признанных действительными.

     При системе абсолютного большинства, чем больше в избирательном округе кандидатов, тем меньше вероятность, что кто-то из них получит абсолютное большинство голосов. Поэтому выборы по такой системе часто оказываются нерезультативными. Избежать этого можно различными способами.

     Наиболее  распространенный - перебаллотировка кандидатов, собравших определенную долю голосов. Это так называемый второй тур выборов, или повторное  голосование.

     Пропорциональная  система. Явная несправедливость по отношению к участвующим в выборах политическим партиям, которую часто несет в себе мажоритарная система, породила систему пропорционального представительства партий и движений, сокращенно именуемую пропорциональной системой. Ее основная идея заключается в том, чтобы каждая партия получала в парламенте или ином представительном органе число кандидатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах.

     Однако  пропорциональная система имеет  не только плюсы, но и минусы. К числу последних относится, во-первых, то обстоятельство, что голосование при пропорциональной системе проводится по многомандатным округам, в которых соперничают списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и движениями, следовательно, избиратель должен избирать не между персонами, как при мажоритарной систем, а между партиями (движениями) и голосовать за список кандидатов, из которого ему известны в лучшем случае несколько лидеров. Именно такая ситуация сложилась при выборах в Государственную Думу.

     Во-вторых, неограниченное использование пропорциональной системы может привести к появлению  в палате множества мелких фракций. Чтобы избежать нежелательной политической дробности парламентских палат, которая порождается пропорциональной системой выборов, в Российской Федерации 5-процентный заградительный пункт, которые должен собрать партийный список кандидатов для участия в пропорциональном распределении мандатов.

     Смешанные системы. О смешанной избирательной  системе говорят в том случае, если при выборах одной и той же представительной палаты применяются различные системы. Это обычно продиктовано стремлением соединить преимущества различных систем и по возможности исключить или компенсировать их недостатки.

     В соответствии с Федеральным законом  Российской Федерации "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" 225 депутатов Государственной Думы избираются по партийным округам (один округ - один депутат) и 225 депутатов по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями и блоками.13Выборы в законодательные органы государственной власти и глав исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации проходили в основном по мажоритарной системе, которая использовалась в 67 субъектах Российской Федерации. Лишь в 4 субъектах Российской Федерации - Красноярском крае, Калининградской области, Корякском и Усть-Ордынском Бурятском автономных округах - выборы проходили по смешанной системе в однопалатный законодательный орган. В Свердловской области Областная Дума Законодательного Собрания избиралась по пропорциональной системе, а Палата Представителей Законодательного Собрания - по мажоритарной. В трех областях - Волгоградской, Вологодской и Свердловской - введена ротация депутатов. На выборах депутатов в законодательные органы власти субъектов Российской Федерации чаще всего образовывались только одномандатные округа национально-территориальные и так далее.

     Как видно, избирательная система - явление чрезвычайно сложное и длительное. Ее конкретное содержание различно в каждой стране, и в рамках одной страны содержание избирательной системы также со временем под влиянием многочисленных обстоятельств изменится.

     Анализ избирательного права Российской Федерации показывает, что при всех недостатках наше законодательство о выборах на фоне мирового опыта является, безусловно, одним из самых детализованных, разработанных законодательств, причем это не порок, а достоинство, ибо тем самым регламентирование всех основных процедур, связанных с избирательным процессом, переносится из сферы подзаконных актов, из сферы разного рода инструкций и разъяснений в сферу непосредственно закона. 

     2.3 Избирательный процесс 

     Избирательное право и избирательный процесс тесно связаны с политической сферой функционирования государства и общества. Если избирательное право предметно регламентирует определенные аспекты общественно-государственной деятельности, касающиеся приобретения и передачи властных полномочий выборным представителям, то избирательный процесс, как форма реализации субъективного политического права отражает технологию участия избирателей в осуществлении власти. В совокупности они образуют политико-правовой механизм формирования основных институтов представительной и выборной демократии.

     Понятие "избирательный процесс" по своему содержанию и объему является более  широким, чем традиционное понятие "организация и проведение выборов" и включает, наряду с организационно-технологическими и информационно-финансовыми аспектами, некоторые новые аспекты, отражающие современные социально-политические и социально-культурные основания и условия осуществления избирательных действий и процедур.

     Избирательный процесс, как политико-правовая категория и одновременно категория избирательного законодательства и практики его применения, в том числе судебной, используется в широком и узком значении и его конкретное использованием предопределяется временными рамками (начала и окончания) его структурного раскрытия (развертывания) в виде последовательности стадий избирательного процесса.

     В широком смысле термин "избирательный  процесс" поглощает содержание термина "избирательная кампания".

     В узком смысле "избирательный процесс" включает установленную законом совокупность стадий, обеспечивающих его целостность и результатов выборов, а стадии, в свою очередь, включают в себя совокупность конкретных избирательных процедур и избирательных действий.14

     Демократический избирательный процесс - это часть  политического процесса и режима установленного в стране, и непосредственно связан с общими условиями развития институтов демократии, образующих социально-политическую и социально-культурную инфраструктуру реализации избирательных прав граждан.

     Стадии  избирательного процесса - это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации, целостность, завершенность и легитимность избирательного процесса.

     Только  совокупность юридически необходимых  и достаточных процедур и действий, стадий как элементов избирательного процесса может обеспечить конституционно-правовую легитимность выборов.

     Основными стадиями избирательного процесса являются: 1) назначение выборов (принятие уполномоченным на то государственным органом, органом местного самоуправления, должностным лицом решения о назначении даты выборов, в том числе в порядке ротации части депутатского корпуса); 2) образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей; 3) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация; 4) предвыборная агитация; 5) голосование и определение итогов голосования, результатов выборов и их опубликование.15

     При этом факультативными стадиями являются: проведение в предусмотренных законом  случаях повторного голосования, повторных  выборов, выбор депутатов вместо выбывших, новых выборов.                 

  1. Изменения в избирательном  законодательстве Российской Федерации
 

     Российское  избирательное законодательство отличается крайней нестабильностью. Общеизвестно, что после каждого цикла федеральных  выборов оно подвергается существенной правке, а каждые следующие выборы депутатов Государственной Думы и Президента РФ проходят по новому закону. Однако если бы речь шла только о корректировке избирательного законодательства один раз в четыре года, такая корректировка могла бы быть оправдана: анализ практики каждого нового цикла выборов выявляет новые проблемы и недостатки текущего законодательства. Стоит ли не замечать эти проблемы и не пытаться исправить недостатки?

     К сожалению, процесс корректировки  избирательного законодательства носит  уже не столько циклический, сколько  перманентный характер. В этом нас убеждает принятие и изменение трех основных федеральных законов о выборах: Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» (с 1997 г. – Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»), Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации».

Информация о работе Избирательное право и избирательная система в Российской Федерации