Избирательное право и избирательная система в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Цель настоящей работы заключается в рассмотрении структуры, формировании и функционировании избирательного права и избирательной системы.

Задачами работы являются:

1. Дать определение и понятие избирательного права и избирательной системе.

2. Определить основные признаки избирательного права.

3. Проанализировать источники избирательного права Российской Федерации.

4. Дать характеристику основных принципов избирательного права.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 194.50 Кб (Скачать)

     В-шестых. Конституция определяет меру самостоятельности  населения соответствующих территорий в формировании органов местного самоуправления.

     Федеральные законы как источники избирательного права. Федеральными законами регулируется проведение выборов в федеральные органы государственной власти, а также устанавливаются основные гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации при проведении выборов во все органы государственной власти и органы местного самоуправления в Российской Федерации. Эта задача решается Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", принятым Государственной Думой 5 сентября 1997 года5, а также федеральным законом и изменениями и дополнениями к нему от 30 марта 1999 года.

     Состав  федеральных законов, являющихся источниками  избирательного права, не исчерпывается  собственно избирательными законами, каковыми являются законы "О выборах Президента Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы", "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления". Кроме них при проведении выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления должны применяться и многие другие федеральные законы, содержащие отдельные нормы избирательного права.

     Законы  субъектов Российской Федерации  как источники избирательного права. Если федеральные законы с различной  степенью полноты регулируют выборы во все органы государственной власти и местного самоуправления в стране, то законы субъектов Российской Федерации устанавливают порядок выборов на региональном уровне в органы государственной власти субъектов Федерации и в органы местного самоуправления.

     Важными источниками избирательного права  субъектов Российской Федерации  являются конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

     В настоящий момент система избирательных  законов каждого субъекта Российской Федерации, как правило, состоит  из законов о выборах законодательного (представительного) органа государственной власти, о выборах главы исполнительного органа государственной власти (губернатора, главы администрации, президента), о выборах депутатов представительного органа местного самоуправления и о выборах главы муниципального образования. Зачастую вместо двух последних законов принимается один общий закон о муниципальных выборах. В ряде субъектов Российской Федерации приняты законы об избирательной комиссии субъекта Федерации, о гарантиях избирательных прав граждан. Некоторые субъекты Российской Федерации провели кодификацию своего избирательного законодательства. В частности, избирательные кодексы приняты в Воронежской и Свердловской областях.

     Акты  местного самоуправления как источники  избирательного права. Актами местного самоуправления может определяться содержание ряда избирательных процедур при проведении выборов в органы местного самоуправления. Эти акты принимаются в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

     Нормативные акты избирательных комиссий. Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации некоторые избирательные  комиссии (как правило, это Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации) наделяются правом принимать инструкции и некоторые иные нормативные акты. Так, статьей 22 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, а в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами и федеральными законами, также инструкции по вопросам единообразного применения соответствующих федеральных конституционных законов и федеральных законов.

     В отличие от ранее рассмотренных источников избирательного права, нормативные акты избирательных комиссий имеют несколько иное назначение: они не создают новых избирательных процедур, а их принятие направлено на обеспечение единообразного применения соответствующих законов.

     Избирательное законодательство в зарубежных странах  также отражается в конституциях и законах о выборах.

     В настоящее время конституции  большинства стран провозглашают  всеобщее избирательное право, которое, тем не менее ограничено рядом требований, которым должен отвечать гражданин для получения права участия в выборах. Так, под всеобщим избирательным правом иногда понимается такое избирательное право, которое не ограничено лишь прямым имущественным цензом.

     В статье 48 Конституции Италии отмечается, что избирательным правом пользуются все достигшие совершеннолетия граждане - мужчины и женщины. Голосование является личным, равным, свободным и тайным. Осуществление его является гражданским долгом.

     Конституция Японии (статья 15) при выборах публичных должностных лиц гарантирует всеобщее избирательное право для совершеннолетних.

     Конституция США определяет порядок избрания Сената и палаты представителей. Палата представителей состоит из членов, выбираемых раз в два года населением в отдельных штатах; избиратели в каждом штате должны отвечать требованиям, предъявляемым к избирателям более многочисленной палаты законодательного собрания штата.

     Ни  одно лицо не может быть представителем, если оно не достигло возраста двадцати пяти лет, не было в течение семи лет гражданином Соединенных Штатов и не является на момент избрания жителем того штата, в коем оно выбирается.

     В Конституции Испании нормы избирательного права не прописаны.

     Более детально правовое регулирование выборов  в зарубежных странах отражается в законах. Удельный вес и значение выборов в политической жизни различных стран неодинаковы.

     В современных зарубежных странах  всеобщее избирательное право ограничивается целым рядом цензов (требований к  потенциальному избирателю).

     Имеются общие требования, которые регламентируют активное избирательное право - право голосовать, и дополнительные требования, которые предъявляются к кандидатам на выборные должности (т.е. так называемое пассивное избирательное право).

     Таким образом. Конституция Российской Федерации, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, акты местного самоуправления и нормативные акты избирательных комиссий составляют источники избирательного права. В своей совокупности они регулируют проведение выборов в Российской Федерации.6

     1.3 Правовое закрепление и содержание основных принципов

 

     Принципы  избирательного права - это закрепленные в правовых нормах исходные начала, выражающие сущность избирательной  системы и обеспечивающие избирательный  процесс. Выделяют две группы принципов:

     1. Принципы, определяющие условия  избирательной правосубъектности  граждан (условия обладания и  реализации избирательных прав  граждан).

     2. Принципы, составляющие качественные  особенности организации выборов  (основные начала избирательного  процесса).7

     Среди принципов, определяющих избирательную правосубъектность, выделяются основные, позволяющие судить о демократичности избирательного права Российской Федерации.

     Принцип всеобщности означает, что каждый гражданин Российской Федерации, достигший  определенного возраста, независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, социального происхождения и т. д. имеет право избирать и быть избранным в соответствующий представительный орган государственной власти.

     Принцип равенства граждан Российской Федерации при выборах означает, что каждый избиратель имеет наравне с другими только один голос; все граждане участвуют в выборах на равных основаниях.

     Этот  принцип обеспечивается дополнительно  организационными и правовыми мерами. Для выборов создаются однотипные избирательные округа, в которых устанавливаются общие нормы представительства. Эти округа равны по количеству проживающих граждан и по количеству избираемых от округа кандидатов.

     Каждый  избиратель может быть внесен только в один список, может голосовать в данных выборах только один раз. Избирательный бюллетень выдается по документу, удостоверяющему личность; в списке избирателей делается отметка о выдаче бюллетеня.

     Прямые  выборы означают, что депутаты во все  представительные органы государственной власти избираются гражданами непосредственно. Прямые выборы, в отличие от многостепенных, являются более демократичными, так как обеспечивают непосредственное волеизъявление избирателей.

     Тайное  голосование выражается в том, что  на выборах исключается возможность какого-либо контроля над волеизъявлением избирателя и результаты голосования не могут быть известны другим лицам. Этот принцип обеспечивается тем, что в помещениях для голосования оборудуются специальные кабины для тайного голосования; избирательные бюллетени не нумеруются и не содержат никаких пометок, которые позволили бы установить личность голосовавшего. Нарушение принципа тайного голосования членами избирательных комиссий, должностными лицами влечет привлечение виновных к уголовной или административной ответственности.8

     Состояние и уровень юридической разработки системы общенормативных принципов  организации и проведения выборов  не позволяют дать их исчерпывающую - перечневую и содержательную - характеристику.9

     Ряд юридических формул содержится в преамбуле Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которой демократические свободные и периодические выборы в органы государственной власти, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Дополнительные определения сформулированы в статье 3, предназначенной для юридической квалификации в целом принципов проведения выборов.

     К основным принципам организации  и проведения выборов относят: обязательность выборов. Данный принцип основан на политико-правовом требовании, чтобы выборы в демократическом правовом государстве являлись единственным юридически гарантированным и легитимным способом формирования органов государственной власти. Обязательность выборов предполагает, что компетентные государственные органы должны регламентировать время деятельности выборных институтов публичной власти и обеспечивать их воспроизводство на регулярной основе через избирательный процесс.

     Общий правовой режим обязательности поведения всех видов выборов установлен в статье 9 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".10

     Периодичность выборов. Этот принцип связан с правовыми ограничениями полномочий выборных органов государственной власти по срокам их исполнения. Фактически и юридически это означает, что выборы должны проводиться в обязательном порядке и через определенные интервалы времени. Нормативная регламентация времени деятельности выборных институтов публичной власти призвана, с одной стороны, обеспечить стабильность их функционирования, а с другой - гарантировать сменяемость (ротацию) депутатов и выборных должностных лиц по итогам голосования.

     Открытость  и гласность выборов.11 Открытость и гласность относятся к универсальным принципам организации выборных институтов публичной власти. Федеральное избирательное законодательство содержит совокупность норм, обеспечивающих реализацию данного принципа в деятельности избирательных комиссий на всех стадиях избирательного процесса, а также открытость и гласность избирательных кампаний для всех участников избирательного процесса - кандидатов, избирательных объединений и блоков, избирателей.

     Свобода выборов.12 Принцип свободы выборов предполагает добровольность участия гражданина в избирательном процессе и, как следствие, недопустимость любых форм воздействия с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Существует внешнее противоречие между отдельными составными элементами организации и проведения демократических выборов, заключающееся в том, что действующее избирательное законодательство предусматривает, с одной стороны, институт признания выборов состоявшимися или несостоявшимися в зависимости от количества избирателей, принявших участие в голосовании, и, с другой стороны, институт добровольности и свободы участия избирателей в выборах.

Информация о работе Избирательное право и избирательная система в Российской Федерации