Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 22:29, контрольная работа
Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти.
При этом, в отличие от регулирования выборов в Государственную Думу, Конституция РФ в ст. 81, посвященной выборам Президента РФ, перечисляет и принципы избирательного права: Президент РФ избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Конституция также устанавливает критерии, кто может быть избран Президентом РФ (пассивное избирательное право), которые, помимо гражданства и возрастного критерия, включают требование к продолжительности постоянного проживания на территории Российской Федерации, а также запрет на занятие данной должности более двух сроков подряд. Так, ч. 2 ст. 81 закрепляет, что Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.
Конституция предусматривает избрание гражданами РФ только одной из двух палат федерального парламента - Государственной Думы. В соответствии со ст.96 Конституции [4] Государственная Дума избирается сроком на четыре года, а порядок формирования другой палаты Федерального Собрания - Совета Федерации и порядок выбора депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.
В ч.1 ст. 97 Конституции РФ [4] закреплены основные параметры кандидата в депутаты, а именно: депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
Особенностью Конституции
РФ, принятой 12.12.1993 г., по сравнению
с предыдущей Конституцией 1978 г., является
отсутствие в ней специального раздела
под названием «Избирательная система».
Прежняя Конституция
В действующей Конституции
эти принципы, как указывалось
ранее, определены только в отношении
выборов Президента РФ и имеют
непосредственно
В этой связи многие исследователи
подчеркивают, что отсутствие в Конституции
России главы об избирательной системе,
игнорирование принципов
Ст.15 Конституции РФ [4] устанавливает, что ее нормы имеют прямое действие. В силу этого при разрешении различного рода споров по поводу избирательных прав граждан обоснована ссылка на нормы Конституции.
Если законами, определяющими порядок проведения выборов, нарушается Конституция РФ, Конституционный Суд рассматривает эти дела и вправе признать соответствующие акты или отдельные их положения неконституционными, т.е. несоответствующими Конституции, вследствие чего они утрачивают силу.
Проведение выборов в федеральные и региональные органы государственной власти и органы местного самоуправления регулируются федеральными законами на основе Конституции РФ.
Последняя задача решается рамочным Федеральным законом от 12.06.2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [6], который под гарантиями понимает установленные Конституцией, законом, иным нормативным актом условия, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации. Применительно к выборам предметом его регулирования являются основные гарантии реализации конституционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, универсальные принципы и общий порядок участия граждан в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права (волеизъявления) при тайном голосовании и свободном добровольном их участии в выборах.
Кроме названных законов,
регулирующих общественные отношения
и условия участия граждан
в избрании государственных органов
власти и местного самоуправления,
осуществлении избирательных
К иным федеральным актам
о выборах можно отнести указы
Президента Российской Федерации и
постановления Правительства
В соответствии с п.4 ст.11 Федерального закона «Об основных гарантиях прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [6] Президент Российской Федерации вправе принимать указы, восполняющие недостаточность правовой базы при проведении региональных и муниципальных выборов и могут быть только единичными, касаться экстраординарных случаев, когда вмешательство Президента как гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина (ч.2 ст.80 Конституции РФ) [4] повлекло бы серьезные нарушения права граждан избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Правовыми основами избирательной системы на региональном уровне являются конституции (уставы), законы субъектов Федерации, которые устанавливают порядок выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, представляют собой совокупность региональных нормативно-правовых актов законодательного и подзаконного характера и находятся в одном ряду с Конституцией Российской Федерации и составляют высший уровень (ядро, фундамент) нормативно-правовой системы Российской Федерации и ее субъектов.
2.2 Особенности избирательных
систем и референдума в
Согласно Конституции
РФ избирательное законодательство
относится к совместному
Различия можно считать несущественными, но они все же существуют, так что говорить об избирательной системе в субъектах Федерации как о единой для всех системе нельзя.
К этому следует добавить значительное число не совпадающих во многих деталях избирательных систем по выборам в органы местного самоуправления.
Выборы в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления проводятся в соответствии с конституциями и уставами, законами о выборах, принимаемыми законодательными органами субъектов Федерации. Если же такой закон отсутствует, то выборы органа государственной власти субъекта Федерации и органа местного самоуправления проводятся на основе федерального закона.
Выборы депутатов в соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Эти принципы, закрепленные в конституциях и уставах субъектов Федерации, действуют на всей территории Российской Федерации в силу ее Конституции и федеральных законов.
Однако конституции, уставы
и законы субъектов Федерации
порой ограничивают принцип всеобщности
избирательного права, сужая круг лиц,
которые вправе голосовать (активное
избирательное право) и быть избранными
в органы государственной власти
субъектов Федерации. Это встречается
в республиках, в которых предполагается
свое гражданство, и только таким
гражданам предоставляется
Во многих субъектах Федерации введено правило, согласно которому правом избирать наделяются только те граждане, которые постоянно проживают на данной территории.
Законодательство субъектов
Федерации иногда закрепляет ценз оседлости
при выборах депутатов
Федеральным законом «Об
основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации» установлено,
что ограничение пассивного избирательного
права, связанное с постоянным или
преимущественным проживанием на определенной
территории, может устанавливаться
только Конституцией РФ. Установление
федеральным законом или
Выборы в законодательные органы субъектов Федерации проводятся на основе различных систем подсчета голосов. Не менее половины депутатов или даже все избираются по пропорциональной системе. В рамках единой избирательной кампании выборы иногда включают, наряду со списками, также голосование в многомандатных округах, что может привести к нарушению равенства прав избирателей (часть избирателей имеет один голос, ибо избирает одного депутата, а другая - по нескольку голосов, ибо избирает нескольких депутатов).
Конституционный Суд РФ в
2000 г. по делу о выборах депутатов
Законодательного Собрания Оренбургской
области признал
До установления в декабре 2004 г. нового порядка выборы глав администраций (губернаторов, президентов, глав исполнительной власти) проводились в двух основных формах: самим населением (преимущественно) и законодательными органами субъектов Федерации (Дагестан).
Система избрания глав администраций населением во многом напоминала систему избрания Президента РФ: предусматривалось избрание того кандидата, который получил больше половины голосов от установленного законом минимума принявших участие в выборах избирателей, возможность второго тура голосования и проч. Ныне этот порядок изменен.
Порядок подготовки и проведения
выборов в законодательные
Образуются участковые избирательные
комиссии, которые выверяют списки
избирателей. Выдвижение и регистрация
кандидатов практически принципиально
не отличаются от федерального уровня,
хотя число требуемых подписей, конечно,
меньше. Специальными актами регламентируется
предвыборная агитация, с тем, чтобы
каждому кандидату и
Заключение
Избирательное право является важной подотраслью конституционного права. Оно содержит нормы, которые регулируют порядок осуществления конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, тем самым, устанавливая порядок проведения выборов в указанные сроки.
Мировой опыт проведения выборов
указывает на существование и
применение следующих избирательных
систем: мажоритарной системы относительного,
абсолютного и
В отечественной юридической
и политологической литературе высказывалось
мнение, что мажоритарная и пропорциональная
избирательные системы
Определенная законодателями
избирательная система влияет не
только на персональный и партийный
составы представительного
В 2003 году на выборах региональных парламентов в Российской Федерации осуществлен переход от преимущественно мажоритарной (лишь в ограниченном числе регионов применялись смешанная или пропорциональная системы) к смешанной избирательной системе, а в настоящее время в некоторых регионах – уже и к исключительно пропорциональной системе.
Информация о работе Избирательное право и избирательная система в России