Избирательное право и избирательная система в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 22:29, контрольная работа

Описание работы

Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными органами. Таким образом, выборы дают высшую изначальную легитимность всей структуре органов государственной власти.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word политология.docx

— 41.40 Кб (Скачать)

Предоставление гражданам  активного избирательного права  не означает принуждения их к участию  в выборах (обязательный вотум). Гражданин  свободен в решении вопроса об участии или неучастии в выборах, чем достигается добровольность участия граждан в выборах.

В отличие от многих зарубежных государств (Австралия, Бельгия, Греция и др.) в России обязательный вотум  не предусмотрен. В то же время для  многих избирательных кампаний, особенно в субъектах Федерации, характерно массовое неучастие избирателей  в выборах, которое в конституционном  праве обозначают термином «абсентеизм». Неучастие в выборах может  иметь значение определенного политического  решения, т.е. бойкота, но чаще оно выявляет элементарную апатию или отсутствие политической культуры.

Для того, чтобы не допустить срыва выборов в результате абсентеизма избирателей и обеспечить легитимность избираемого органа, российское законодательство длительное время предусматривало обязательный процент участия зарегистрированных избирателей (так называемый порог явки), ниже которого выборы признаются несостоявшимися (например, при выборах Президента РФ это было 50%, при выборах депутатов Государственной Думы - 25, в субъектах Федерации допускались 20%).

Но Федеральным законом  минимальный порог явки на всех уровнях  был отменен. Теперь, следовательно, выборы признаются состоявшимися при  любом числе избирателей, принявших  в них участие.

Что же касается пассивного избирательного права, то оно основывается на дополнительных условиях, установленных  Конституцией РФ, законами и иными  нормативными правовыми актами субъектов  Федерации. Так, Президентом РФ может  быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в  Российской Федерации не менее 10 лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать  в выборах.

Субъектам Федерации, которые  вправе принимать собственные избирательные  законы, федеральным законом предписано, что при выборах в их законодательные (представительные) органы государственной  власти минимальный возраст кандидата  составляет 21 год, а при наделении  полномочиями главы исполнительного  органа государственной власти (Президента, губернатора) - 30 лет.

При выборах главы местного самоуправления требуемый федеральным  законом минимальный возраст  равен 21 году.

Пассивное избирательное  право ограничивается и рядом  других федеральных законов и  законов субъектов РФ. Так, депутатами законодательных органов не могут  быть судьи, прокуроры, должностные  лица органов исполнительной власти. Военнослужащие, сотрудники органов  внутренних дел, работники прокуратуры  РФ могут быть избраны депутатами Государственной Думы, главами администраций  субъектов Федерации, депутатами законодательных  органов субъектов Федераии, должностными лицами местного самоуправления, но при этом их служба приостанавливается со дня их избрания на срок полномочий.

Депутаты, работающие на постоянной основе, выборные должностные лица не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Не допускается избрание в два и более выборных органа, замещение должности гражданской службы.

Избирательные права граждан  законодательно защищены от любой дискриминации. Установлено, что гражданин РФ может  избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям, а также  других обстоятельств.

Конституцией РФ (ч.3 ст.32) [4] установлено одно общее ограничение  активного и пассивного избирательного права.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также  граждане, содержащиеся в местах лишения  свободы по приговору суда. Однако после отбытия наказания по приговору  суда гражданину возвращаются избирательные  права в полном объеме.

Ограничения пассивного избирательного права были расширены. Теперь не имеют  права быть избранными также граждане с неснятой или непогашенной на день выборов судимостью за совершение тяжких и особо тяжких преступлений и  преступлений экстремистской направленности. Закон лишает права быть избранными лиц, в отношении которых судебным решением установлен факт нарушения  некоторых положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации».

Российское избирательное  право не предусматривает верхнего возрастного предела для избрания на выборные должности и в представительные органы. Такие ограничения не свойственны  демократическим государствам. Установление в свое время такого предела в  ряде субъектов РФ было неправомерным.

Действующим федеральным  законодательством не закрепляется право отзыва депутатов, допускающее  возможность досрочного лишения  полномочий депутатов избирателями. Это право встречается в демократических  странах (Соединенных Штатах, Австрия), но в целом довольно редко, главным  образом из-за сложности его практической реализации и вследствие утвердившейся  концепции независимости депутатов.

Равное избирательное  право трактуется в федеральном  законе как участие граждан в  выборах «на равных основаниях». Эта скупая формула означает, что  все граждане, удовлетворяющие требованиям  закона и не отстраненные от участия  в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности  как избиратели.

Принцип равенства имеет  значение как для активного, так и для пассивного избирательного права. Граждане должны находиться в равном положении при их регистрации как избирателей, при выдвижении кандидатов в депутаты, предоставлении гарантий в ходе предвыборной агитации, при определении результатов голосования и т.д., т.е. на всех стадиях избирательного процесса.

Ни одному избирателю нельзя предоставить большего числа голосов, чем другим (это правило известно в конституционном праве как  «один человек - один голос»). Все  голоса должны иметь «равный вес», т. е. одинаково влиять на результат  выборов.

Прямое избирательное  право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам  без каких-либо посредников вручать  свой мандат тем лицам, которых они  знают и которым они данный пост доверяют. Этим прямые выборы отличаются от косвенных или многостепенных, когда избиратели путем выборов  образуют некую коллегию выборщиков или орган, которые в свою очередь  избирают какого-либо депутата или  должностное лицо.

В ряде стран главу государства  избирает избираемый населением парламент. Косвенные и многостепенные выборы нельзя считать явно недемократической  формой народного волеизъявления, и  не случайно международно-правовые акты в области избирательного права  не содержат требования, чтобы выборы обязательно были прямыми.

Тайное голосование - обязательный атрибут демократической системы  выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою волю без  всякого контроля за ним, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не вправе пытаться идентифицировать использованный бюллетень, т.е. установить личность избирателя. В Российской Федерации в отличие, например, от Соединенных Штатов не применяются машины для голосования, а голосование проводится с помощью избирательных бюллетеней. Для гарантирования тайны волеизъявления избирателя на избирательных участках создаются специально оборудованные кабины для заполнения бюллетеней, в которых не допускается присутствие иных лиц [16, с.413].

 

2. Современная избирательная  система Российской Федерации:  история развития, источники и  особенности 

2.1 Источники избирательного  права и избирательного процесса  Российской Федерации 

Следует отметить, что единства среди авторов в отражении  правовой основы (источников) избирательного права в настоящее время не существует, что в целом объясняется  сложностью поставленной задачи.

В современной юридической  литературе, как правило, вопрос об источниках избирательной систем принято  рассматривать с избирательным  законодательством. Подобное ограничение  круга источников не учитывает, что  правовая регламентация избирательных  отношений может осуществляться и в форме международного права  и международных договоров Российской Федерации, а также публичных  договоров, имеющих внутригосударственное  значение [28, с.17]. В этой связи представляется, что правовые основы избирательной  системы в России регулируются в  настоящее время законодательными актами, которые образуют определенную систему по функциональному назначению и юридической силе.

В зависимости от уровня их принятия они подразделяются на пять групп.

К первой группе относятся  общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации, направленные на регулирование избирательных  правоотношений. Это универсальные  международные акты, закрепляющие права  и свободы человека на участие  в проведении подлинных справедливых и свободных выборов, на участие  в управлении своей страной, своим  муниципальным образованием непосредственно  или через свободно избранных  представителей: Всеобщая Декларация прав человека, утвержденная Генеральной  Ассамблей ООН 10 декабря 1948 г. [1]; Международный  пакт о гражданских политических правах (1966 г.) [3]; Европейская конвенция  о защите прав человека и основных свобод (1950 г.) [2]; Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных  прав и свобод в государствах-участниках Содружества независимых государств и др.

Что касается нормативных  договоров (соглашений) внутригосударственного характера, то они также стали  в настоящее время общепризнанными  источниками избирательной системы  в виде «субъектных квотных моделей  избирательных взаимоотношений  в рамках Российской Федерации» [28, с.17].

Ко второй группе относятся  законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые на федеральном  уровне. Это, прежде всего, Конституция  РФ, в которой закреплены исходные начала по формированию государственных  органов власти и органов местного самоуправления.

К источникам этой группы относятся  также федеральные законы, указы  Президента РФ и постановления Правительства  РФ, регулирующие организацию избирательной  системы, т.е. издание которых прямо  предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

Третью группу актов, регулирующую избирательную систему, составляют конституции (уставы) законы и иные нормативные правовые акты о выборах  по формированию органов государственной  власти в субъектах Российской Федерации, которые вытекают из конституционных  норм и федеральных законов о  выборах.

К четвертой группе источников относятся нормативные правовые акты по формированию представительных органов местного самоуправления.

К пятой группе источников избирательной системы относятся  нормативные правовые акты избирательных  комиссий, принятые ими в рамках делегированного правотворчества.

При этом порядок перечисленных  актов законодательства должен соответствовать  их месту и иерархии нормативных  актов, установленных ст.15 и 76 Конституции  Российской Федерации [4]

Кроме того, организация проведения выборов регулируется не только Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ, но и иным рядом других законодательных актов, значительная часть которых входит в систему государственного права  и непосредственно посвящена  регулированию избирательных отношений. Вместе с тем отдельные нормы, относящиеся к реализации избирательных  прав граждан Российской Федерации, содержатся в правовых актах, не имеющих  прямой целевой направленности на упорядочение именно избирательных отношений  и являющихся структурными элементами финансового, административного, уголовного, гражданско-процессуального и иных отраслей российского законодательства.

Отправной точкой участия  граждан в избрании органов публичной  власти являются законодательные акты основополагающего характера, к  которым можно отнести Конституцию  Российской Федерации, главы и статьи, посвященные формированию федеральных  и региональных органов государственной  власти. Одной из наиболее характерных  особенностей этих конституционных  норм, отмечает ряд авторов, является то, что они в своем большинстве  являются нормами прямого действия.

Нормами данных источников закладываются  основы избирательной системы, порядок  проведения выборов в органы государственной  власти и органы местного самоуправления. Прежде всего, Конституция закрепляет признание свободных выборов  как высшего непосредственного  выражения власти народа (ст. 3), признает и гарантирует избирательные  права граждан. Закрепляет право  граждан избирать и быть избранным  в органы государственной власти и местного самоуправления, определяет содержание избирательных прав граждан (ст. 32, 55).

Ст.71 Конституции РФ (пункт  «в») [4] устанавливает, что регулирование  и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе и  избирательных прав) находится в  ведении Российской Федерации. В  ведении Российской Федерации также  находится формирование федеральных  органов государственной власти (пункт «г» ст. 71).

В соответствии с Конституцией РФ к числу федеральных государственных  органов, избираемых гражданами РФ, относятся  Президент РФ (ст. 81) и Государственная  Дума Федерального Собрания РФ (ст. 95-97) [4].

Информация о работе Избирательное право и избирательная система в России