История развития политической мысли в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:19, контрольная работа

Описание работы

С XI по XX век основные исторические формы общественно-политической мысли могут быть сопряжены с пятью достаточно ярко выраженными и относительно самостоятельными этапами развития русской культуры. Первым выступает период XI - XVII веков, соответствующий эпохе средневековья, традиционно выделяемой в истории западноевропейской культуры. Он может быть поделен на древнерусский (культура Киевской Руси) и средневеково-русский (культура государства Московского).

Содержание

Введение______________________________________________________2
1. Зарождение и развитие религиозно-этических политических
учений в России_______________________________________________3
2. Гражданские концепции в общественно-политической мысли
России периода XVII - XIX веков.________________________________6
3. Истоки политической идеологии в России______________________14
4. Формирование современной государственной идеологии_________16
5. Соотношение политической системы и политического
режима в современной России__________________________________19
Заключение__________________________________________________23
Список литературы_____________________________

Работа содержит 1 файл

паша.docx

— 49.33 Кб (Скачать)

     Во  второй половине XVIII века, при сохранении феодально-сословной структуры общества, тем не менее, укрепляется капиталистический уклад в России. Это способствовало обострению социально-классовых противоречий. В 1762 году в результате очередного дворцового переворота, осуществленного дворянской гвардией, на российский престол взошла Екатерина II. Ее правление ознаменовано переходом к так называемому «просвещенному абсолютизму». Политико-правовая идеология этого периода развивалась под значительным влиянием просвещения Западной Европы, особенно Франции, о чем свидетельствуют переписка императрицы Екатерины с Вольтером и Даламбером, приглашение в Россию Дидро и т.д.

     Екатерина всячески порицала «вред предыдущего  самовластия», не скупясь при этом на обещания «учредить добрый порядок  и правосудие в любезном отечестве». В 1767 г. по ее указу была создана Комиссия для сочинения проекта нового Уложения, для которой Екатерина написала обширный «Наказ», большая часть которого воспроизводит фразы, идеи, тексты западноевропейских просветителей, преимущественно Монтескье и Беккариа.

     В этом труде императрицы содержался ряд невыполнимых в самодержавно-крепостнической  России, декларативных по сути положений: равенство граждан; свобода как зависимость только от закона; ограничение государственной власти пределами, ею же определенными и т.д.

     Для России это был либеральный, гуманистический  прорыв. «Наказ» должен был свидетельствовать  о «просвещенности» российского  монарха и способствовать приобщению России к числу ведущих цивилизованных государств. Однако идеям «Наказа» не суждено было стать законом  в силу острых распрей в созданной  комиссии, которая уже в 1769 году прекратила свою деятельность, а царица через  официальный журнал заявила: «Пока  законы поспеют - будем жить, как  отцы наши жили».

     Для эпохи просвещенного абсолютизма  в России характерно противоречие между  словом и делом, попытки воспринять передовые для того времени идеи и стремление укрепить феодально-крепостнические  учреждения. Появился своеобразный тип  вольтерьянца-крепостника, знающего новинки  просветительской литературы Запада, сочувственно следящего за борьбой  Соединенных Штатов, осуждающего  торговлю неграми, но непримиримо враждебного  даже к мысли о признании человеческого  достоинства принадлежащих ему  крепостных.

     В этот период складываются два направления  в развитии политической мысли России: политико-правовая идеология феодальной аристократии, которая стремилась упрочить свое положение путем ограниченной монархии (созданием императорского совета, реформированием Сената и  т. д.) и политико-правовые идеи зарождающегося просветительства и либерализма, направленные против крепостного права.

     Вершиной  прогрессивной политической мысли  России второй половины XVIII века стали воззрения A.Н.Радищева (1749-1802). В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» он подвергает резкой критике крепостное право и самодержавие, доказывает, что крепостное право противоречит естественному праву и общественному договору. Самодержавие, по его мнению, есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние.

     Радищев решительно отвергал идеи о «неразумной  черни», горячо верил в творческие возможности народных масс. Он верит в революцию, но при этом замечает: «Я зрю через целое столетие!» Для него революция означала глубокое переустройство общества и государства в интересах народа. Важной была его мысль о необходимости сохранения крестьянской общины.

     А.Н.Радищев  вошел в историю русской политической мысли как первый революционер-республиканец. Его воззрения оказали большое  влияние на политические взгляды  Пестеля, Рылеева, других декабристов, также защищавших республиканские  идеи.

     В первой половине XIX века в России продолжается разложение феодального строя и развитие капиталистических отношений. Поэтому и политика самодержавия колеблется от открыто реакционного курса до уступок либерализму.

     Антифеодальными направлениями политико-правовой мысли  были: либерализм (дворянский и буржуазный), революционная идеология декабристов, просветительство, а с начала 40-х годов - революционный демократизм. Философские и политико-правовые идеи М.В.Ломоносова, А.Н.Радищева оставались главным идейно-теоретическим источником передовой политической мысли и получили в ней дальнейшее развитие.

     Важнейшими  представителями идеологии либерализма  в этот период были Н.С.Мордвинов  и М.М.Сперанский.

     Дальнейшее  развитие общественно-политической мысли  в России связано с движением декабристов. С их восстания 14 декабря 1825 года В.И.Ленин датировал начало освободительного движения в России, выделяя в нем три этапа: дворянский (1825-1861), разночинский (1861-1895) и пролетарский (после 1895 г.). Декабристов и Герцена он называл самыми выдающимися деятелями первого этапа.1

     Декабристы  сочувствовали народу и поставили  своей задачей освободить его  от крепостного гнета, но стремились осуществить революционный переворот без участия самого народа. Эта ограниченность сказалась и на программах их преобразований.

     В политической идеологии декабристов  различаются два течения: умеренное и радикальное. Наиболее видным представителем умеренного направления был Н.М.Муравьев (1795-1843) - создатель конституции декабристов. В своих воззрениях он исходил из теории естественного права. Он был решительным противником крепостного права. Вместо сословного строя в конституции Муравьева вводилось равенство всех перед законом. Он подчеркивал, что русский народ «не есть и не может быть принадлежностью никакого лица и никакого семейства». Царское самодержавие именовалось «произволом одного человека», беззаконием. Но в то же время Муравьев выступает за конституционную монархию, считает, что император - это «верховный чиновник правительства», обязанный отчитываться перед Народным вече - высшим представительным органом - о состоянии страны.

     Идеологом радикального направления был П.И.Пестель (1793-1826) - кавалер Золотой шпаги «За храбрость», получивший ее за участие в Бородинском сражении, где был тяжело ранен, автор конституционного проекта под названием «Русская правда», над которым он работал много лет. Однако «Русская правда» включает не только конституционный проект, но и общие политические понятия: государства, народа, правительства, их взаимных прав и обязанностей и т.д.

     Как и Муравьев, Пестель провозглашал частную собственность священной и неприкосновенной. Устранение недостатков, подмеченных в общественно-политических порядках Запада, автор «Русской правды» возлагал на аграрный проект и план организации государственной власти.

     В отличие от Муравьева Пестель  отрицательно относится к безземельному  освобождению крестьян, называя его  «мнимой вольностью» . Он намерен был передать крестьянам половину помещичьих, удельных и иных земель.

     Структура органов власти у Пестеля строилась  по принципу разделения властей, но со многими новшествами: «Отвергается правило равновесия властей, но принимается правило определительности круга действия». Из этой формулы выводилась необходимость четкого определения компетенции каждого органа и подконтрольность исполнительных органов законодательным. Отсутствие ответственности исполнительной власти Пестель критиковал на примерах Англии и Франции.

     Декабристы  внесли в политико-правовую мысль  своего времени много ценного и оригинального. Они как бы передали эстафету от Радищева А.И.Герцену и революционерам-разночинцам 60-х годов.

     Либеральная мысль России проделала большой  путь от прямых заимствований западных идей до разработки многих оригинальных идей государственного переустройства России.

     Однако  в целом либеральное политическое мышление в России не стало всеохватывающим, имело незначительное влияние, что  объяснялось слабостью начал индивидуализма в российской культуре и экономике, сохранением общинности в хозяйствовании основной массы производителей. Массовое неприятие идей либерализма в постсоветский период объясняется не только позитивными моментами социалистической эпохи, но и указанными выше факторами.

     Наряду  с либерализмом, в России с середины XIX века прочно утверждается и консервативная традиция развития политической мысли. Среди консерваторов были идеологи реакционного характера, которые отстаивали верность только прошлому, и те, для которых обращение к прошлому, истории служило стимулом совершенствования общества на основе определенной устойчивости, стабильности. К первой группе часто относят Н.М.Карамзина, С.С.Уварова, К.П.Победоносцева, ко второй группе - реформаторски настроенных поздних славянофилов, авторов русской идеи (Н.Я.Данилевский, В.С.Соловьев и др.). Понятно, что такое деление является весьма условным.

     Стремление  к удержанию настоящего посредством  укрепления прошлого имело широкое  распространение. Л.Толстой, к примеру, отмечал, что Россия объелась реформами, ей нужна диета. Однако можно ли по этому высказыванию относить великого писателя к реакционному крылу консерватизма? В постсоветское время после перестроечных порывов и разочарований, идея разумности пределов космополитизма, вестернизации, толстовская мысль о «диете» вновь приобрела актуальность, используется российскими неоконсерваторами, отнюдь далеко не реакционерами.

     В России консерватизм приобрел специфически русскую идеологию славянофильства. Его носителями были люди, чьи имена вошли в историю России.

     Отдельную страницу в истории политической мысли России составляют правовые и  политические взгляды революционных  демократов.

     Вторая  половина XIX века характерна развитием революционного демократизма. Его представители А.И.Герцен, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский и другие - развертывают критику не только феодального, но и буржуазного государства и права. Они отрицают всякий эксплуататорский строй и соединяют революционный демократизм с утопическим социализмом.

     Применительно к России Герцен назвал свою теорию теорией «русского социализма». Она основывалась на его представлениях о преимуществах сохранившейся  в России сельской общины. Идеализируя общину, Герцен рассматривал ее как готовую ячейку социализма, а сохранение общины - как залог перехода к социализму, минуя капитализм. Русского крестьянина он считал прирожденным социалистом.  
 
 
 
 
 
 
 

     3. Истоки политической идеологии в России

     Появление первых партий в России относится  к концу XIX — началу ХХ века. В  начале прошлого века партии стали  важным фактором политической жизни  России, особенно сильный толчок к  их формированию и консолидации дала буржуазная революция 1905 года. Сразу  после манифеста 17 октября 1905 г. партии заняли заметное место на политической арене, проправительственные и оппозиционные партии проявили большую активность уже на первых свободных выборах в Государственную Думу. После событий октября 1917 года процесс формирования партийной системы и развития политических организаций был остановлен на несколько десятилетий. В рамках советской государственной системы не существовало политических партий в их классическом понимании.

     История парламентаризма в современной  России насчитывает чуть более 10 лет. Политические организации имеют  немногим более длительную историю. Первая фаза формирования партийной  системы в современной России включает несколько периодов. С 1986 по 1990 годы — это период образования  и деятельности политических клубов, Народных фронтов, различных движений, обществ. Первые политические организации  в постсоветской России в большинстве  своем носили неформальный статус. Второй период (с 1990 года) связан с появлением первых «партий». «Партии» образовывались, в основном, двумя путями — объединение  вокруг лидера с харизматическими чертами, а также на базе политического  клуба.

     После распада Советского Союза парламентские  выборы проходили три раза — в 1993, 1995 и 1999 годах. В выборах 1993 года принимали участие 13 политических организаций, большая часть которых никак  не обозначила политическую позицию  в своем названии. В 1995 году в парламентской  кампании участвовали уже 43 избирательных  объединения, при этом ситуация наблюдалась  та же, что и в 1993 году — лишь две  — три организации обозначили свою идеологию в названии и программных документах (Архив ЦИК, 1993, 1995, 1999).

     К концу десятилетия наметилась определенная тенденция: в СМИ стали появляться рассуждения о формировании либерально-консервативной и социал-демократической идеологии, о возникли споры о том, кто  станет носителем той или иной идеологии (скажем, «кто займет социал-демократическую  нишу»), появилось несколько политических объединений, которые обозначили себя как организации «левого центра», появилась правая партия, политологи заговорили о формировании политического  спектра. Заметим, что при этом за неполные десять лет «полюса» идеологий (или, по крайней мере, их обозначения) поменялись местами.

Информация о работе История развития политической мысли в России