История развития политической мысли в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 13:19, контрольная работа

Описание работы

С XI по XX век основные исторические формы общественно-политической мысли могут быть сопряжены с пятью достаточно ярко выраженными и относительно самостоятельными этапами развития русской культуры. Первым выступает период XI - XVII веков, соответствующий эпохе средневековья, традиционно выделяемой в истории западноевропейской культуры. Он может быть поделен на древнерусский (культура Киевской Руси) и средневеково-русский (культура государства Московского).

Содержание

Введение______________________________________________________2
1. Зарождение и развитие религиозно-этических политических
учений в России_______________________________________________3
2. Гражданские концепции в общественно-политической мысли
России периода XVII - XIX веков.________________________________6
3. Истоки политической идеологии в России______________________14
4. Формирование современной государственной идеологии_________16
5. Соотношение политической системы и политического
режима в современной России__________________________________19
Заключение__________________________________________________23
Список литературы_____________________________

Работа содержит 1 файл

паша.docx

— 49.33 Кб (Скачать)

Содержание 
 

Введение______________________________________________________2

1. Зарождение и развитие религиозно-этических политических

  учений в России_______________________________________________3

2. Гражданские концепции в общественно-политической мысли

России  периода XVII - XIX веков.________________________________6

3. Истоки политической идеологии в России______________________14

4. Формирование современной государственной идеологии_________16

5. Соотношение политической системы и политического

режима  в современной  России__________________________________19

Заключение__________________________________________________23

Список  литературы___________________________________________24 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Начало  развития общественно-политической мысли  в России, доступное для изучения современными историками и политологами, следует исчислять с Киевской Руси в период ее христианизации. Именно с этого времени ее можно считать  как оригинальное образование философской  мысли и связывать с русской  самобытной культурой.

     С XI по XX век основные исторические формы общественно-политической мысли могут быть сопряжены с пятью достаточно ярко выраженными и относительно самостоятельными этапами развития русской культуры. Первым выступает период XI - XVII веков, соответствующий эпохе средневековья, традиционно выделяемой в истории западноевропейской культуры. Он может быть поделен на древнерусский (культура Киевской Руси) и средневеково-русский (культура государства Московского).

     Второй  этап охватывает конец XVII - первую четверть XIX века. Начало этого этапа обозначается реформаторской деятельностью Петра I и конец - восстанием декабристов.

     Третий  этап - со второй четверти XIX века до 1917 года. Он в начале обозначается рождением русской классической культуры, вершиной которой был А.С.Пушкин. В это время развивается с необычайной силой национальной самосознание, ставящее во главу угла основную тему - тему специфичности русской культуры, а также особой миссии и судьбы русского начала в мировой истории, особую значимость России в разрешении извечного конфликта Востока с Западом.

     Четвертый этап в истории ограничивается рамками 1917 - 1990 годов. Это эпоха социалистического  строительства, практической проверки марксистско-ленинской идеологии, материалистических воззрений на историю, на политику и  советской государственности.

     Пятый этап - с 1991 года по наши дни. Данный этап связывают, в первую очередь, с возвратом  к либеральным воззрениям и решительным  их неприятием сторонниками социалистического  пути развития.

     1. Зарождение и развитие религиозно-этических

     политических  учений в России. 

     Подлежащее  современному изучению изложение общественно-политической мысли на Руси соотносится с именем киевского митрополита Иллариона (XI век). Он написал «Слово о Законе и Благодати» (1049 г.), где изложил богословско-историческую концепцию, обосновавшую включенность русской земли в общемировой процесс торжества божественного света (иначе, Христа) над тьмою язычества. Илларион рассматривает исторический процесс как смену принципов религии. В основе Ветхого Завета - принцип закона. В основе Нового Завета лежит принцип благодати, которая для автора выступает синонимом истины. Закон, по мнению Иллариона, является лишь тенью истины, слугой и предтечей благодати. Ветхозаветные запреты, согласно утверждениям Иллариона, недостаточны. Мораль - проблема свободного человека; человек должен свободно творить доброе, что носит характер центральной идеи учения Иллариона.

     Уникальным  памятником истории политической мысли  на Руси этого периода выступает  «Повесть временных лет» - летописный свод, созданный в 1113 году. Главная  ее идея - идея единства русской земли. Этими же идеями полно и одно из первых русских литературных произведений - «Слово о полку Игореве».

     Средневековая общественно-политическая мысль характеризуется  тем, что начинается углубленное  изучение человеческой душевной природы  и складывается гуманистическое  представление о человеке как  «образе и подобии» Бога, призванном своим трудом и поведением поддерживать гармонию и порядок в мире. Эта  концепция соответствовала исторической потребности создания централизованного  Московского государства, укреплению самодержавия, борьбе с реакционными политическими позициями боярства.

     Важное  значение в развитии политической мысли в России имеет «Уложение 1649 года», принятое в царствование Алексея Михайловича - второго самодержца из династии Романовых. Во-первых, оно юридически закрепило крепостное право, превратив крестьян в рабов. Уложение 1649 года укрепило союз монарха и среднего служилого дворянства, которое явилось основой нарождающегося абсолютизма. Во-вторых, был нанесен сильный удар по политической и экономической мощи церкви, поскольку «Уложение» освобождало государство от контроля церкви в том смысле и в том объеме, в каком он существовал ранее.

     Уложение 1649 года направлялось и против верхушки, и против низов общества. В нем  с политико-этической точки зрения обосновывался новый порядок  тем, что крепостные крестьяне должны служить дворянам, дворяне - царю, царь - Русской земле.

     Одновременно  с этим происходит становление бюрократического государства, создается система  приказов как органов публичной  власти.

  Изданная  при Алексее Михайловиче «Табель  о рангах» (хотя считается,  что она издана Петром 24 января  1722 г.) имела своей целью превратить все население государства, не находящееся в крепостной зависимости, в «служилых людей», то есть всех поставить под контроль власти, всем дать чин и определить место в служебной иерархии. Ни один человек не должен был избежать «атрибутации», не мог быть свободным от повелений «Табели о рангах» и даже помыслить свое бытие вне ее. Таким образом обеспечивалась и сохранялась преемственность между средневековой Московией и Россией династии Романовых.

     В этот же период и в ближайшем последующем  времени на Руси распространились так  называемые еретические движения, в  которых нашли олицетворение  оппозиционные феодализму выступления, борьба народных масс против феодальной эксплуатации в России, носившие религиозную окраску.

     Еретики, отрицая основные догматы религии  о божественном происхождении Христа, требовали в своих программных  выступлениях и заявлениях - «ересях» - отмены права церкви брать мзду за обряды, осуждали строительство дорогостоящих храмов, поклонение иконам, накопление церковью богатств. Часть еретиков шла дальше, осуждая богатство и имущественное неравенство вообще, проповедуя аскетический образ жизни.

     Политические  идеи того периода находили свое продолжение  и развитие в идеологии, которой  были пронизаны крестьянские восстания  Ивана Болотникова (1606-1609 гг.) и Степана Разина (1667-1672 гг.). В чаяниях организаторов и участников восстаний превалировала вера в «доброго царя», желавшего дать крестьянам вольность. Эта вера была опрокинута жестокостью самодержавия, безжалостно расправившегося с восставшими.

     Позже в народе родилась идея избрания царя «всей земли». Она появилась на волне активности и патриотизма  простого люда в годы шведско-польской интервенции, побед над захватчиками, взлета национального самосознания. Эта мысль противоречила старой традиции веры в божественное происхождение  царской власти, но положила начало русской соборности и общинности, что в значительной степени предопределило построение политических отношений в России в дальнейшем.

     В основании соборности лежало полновластие большинства, которое в любое  время могло обернуться и тиранией большинства. Власть идентифицировалась с отцовством, предполагала решение  жизненно важных вопросов всем миром. Соборность, общинность укреплялась в России многие столетия, являлась питательной почвой для авторитаризма.

     В допетровскую эпоху русская политическая мысль развивалась в согласии с развитием государственности. На Руси не было реформации в том  виде, в каком она прошла в Европе. Не произошло и перемещения эпицентра  политических воззрений на человека, его естественные права, поскольку  православие несло с собой  идею полного подчинения человека церкви. Не стоял остро и вопрос о верховенстве двух ветвей власти: церковь не только не претендовала на всевластие, но, как  правило, признавала власть князя, царя и поддерживала ее. В средневековой  Руси сложилась манихейская традиция перепадов в позициях, ненависти  к противникам.

     2. Гражданские концепции в общественно-политической мысли России периода XVII - XIX веков. 

     На  рубеже XVII и XVIII веков русское феодальное государство окончательно оформляется как абсолютная монархия. Реформы Петра I завершили ликвидацию старофеодальных учреждений, положили начало преодолению промышленной, военной и культурной отсталости страны.

     Крутая  ломка ряда вековых устоев, перестройка  традиционных отношений, резкий поворот  в духовной жизни родили и новые  общественно-политические воззрения. Новым стало то, что они находили свое выражение в законодательных  актах абсолютистского государства, в бесчисленных указах, регламентах, уставах, манифестах, многие из которых  были написаны самим Петром или отредактированы  им же. Главными идеями этих законоположений  были забота государя об общем благе  людей, трактовка власти государя как  надзаконной и неограниченной.

     Более глубокое теоретическое обоснование  эти идеи получили в трудах Ф.Прокоповича  и В.Татищева.

     По  Прокоповичу, происхождению государства  предшествует естественное состояние, в котором люди страшнее хищников и способны по любому поводу убивать  себе подобных. Поэтому люди вынуждены  сначала образовать «гражданский союз», а потом соглашаются и на верховную  власть. Он резко критикует аристократию и демократию, выступает за неограниченную монархию. Согласно его взглядам, подданные  должны «без прекословия и роптания все от самодержца повелеваемое творить».

     В.Н.Татищев, как и другие представители естественного  права, различает естественные и  гражданские (положительные) законы. Если естественные законы определяют, что  «право и не право», то политика судит  о том, что полезно, а что вредно. Естественное право рассуждает об отдельном  человеке, а политика - об обществе в  целом.

     «По естеству», рассуждает В.Татищев, человек  является существом вольным, но «нерассудное своевольство вредительство есть». Для пользы человека необходимо на него наложить «узду неволи». Татищев различает «узду по природе» (необходимость подчинения родителям), «узду по своей воле» (по договору - неволя слуги, холопа), «узду по принуждению» (когда кто пленен и в рабстве содержан будет).

     Существенное  значение для дальнейшего развития политической мысли в России имели  просветительские и либеральные  идеи, дворянский и буржуазный либерализм. Для их зарождения созрели объективные  предпосылки.

     Развитие  промышленности, ремесел и торговли, ускоренное реформами Петра I, привело к значительному относительному росту сословия промышленников и купцов, складывавшегося в буржуазию.

     Одним из первых идеологов русской буржуазии  был  Т. Т. Посошков (1665-1726 гг.). Он занимался  сам предпринимательством и торговлей, написал несколько произведений, в том числе «Книгу о скудости и богатстве» (1724 г.). В ней он изложил программу действий абсолютизма, какой ее хотело видеть купечество.

     Посошков  был сторонником тотальной государственной  регламентации производства, труда, многих сторон быта ради одной цели - увеличении общественного богатства. Посошков предлагал четко определить права каждого сословия и его  обязанности перед государством. Дворяне должны состоять на военной  или гражданской службе, им должны запретить владеть фабриками  и заводами. Духовенство должно воздерживаться от промышленной деятельности. Только купечество должно заниматься торгово-промышленной деятельностью, в том числе вести  внешнюю торговлю.

     Крестьян  он предлагал считать принадлежащими не помещикам, а государю, разграничить крестьянскую и помещичью земли. Все беды страны Посошков видит в  несовершенстве законодательства, права, судопроизводства и управления. Особое значение он придавал реформе суда: суд по его мнению должен стать доступным для всякого сословия. «Суд устроить един, каков земледельцу, таков и купецкому человеку и богатому». Посошков был первым идеологом русской буржуазии, выразившим ее интересы со всеми присущими ей особенностями: верноподданностью, надеждой на царскую помощь, готовностью мириться с феодальным строем и приспособиться к нему, мечтой о сколь-нибудь прочном правопорядке, охватывающем в какой-то части и крепостное крестьянство. Некоторые теоретические положения, выдвинутые Посошковым, болезненно затронули интересы дворянства. Вскоре после издания и посылки Петру I «Книги о скудости и богатстве» он был арестован и заключен по «важному секретному государственному делу» в Петропавловскую крепость, где и скончался.

Информация о работе История развития политической мысли в России