История развития парламента

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:08, контрольная работа

Описание работы

Основная цель написания данной контрольной работы - раскрыть понятие «Парламент и парламентаризм». Задачами моей работы являются:
рассмотреть и изложить понятие и структуру парламента;
изложить основные полномочия парламента;
раскрыть полномочия работы парламента;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Понятие и структура парламента…………………………………...4
Органы в парламентах……………………………………………….5
Полномочия парламента…………………………………………….6
Работа парламента…………………………………………………...8
Признаки и принципы парламента Российской Федерации……..10
Внутренняя структура парламента Российской Федерации……..12
Понятие парламента и его палат в Российской Федерации……...13
Законодательный процесс…………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Работа содержит 1 файл

Контрольная по политологии Фольк.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

       Наделение Совета Федерации правом вето (отклонения закона) означает, что Совет Федерации  сконструирован как «верхняя палата», как своеобразный контрольный орган по отношению к Государственной Думе; как «фильтр», через который должны пройти законы, принятые Государственной Думой. Однако указанная функция Совета Федерации не перечеркивает значение законодательной деятельности Государственной Думы. Дело в том, что право вето Совета Федерации не является абсолютным, оно может быть преодолено Государственной Думой путем повторного голосования и более высокого процента голосов при повторном голосовании. Как указывается в Конституции РФ: «В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы» (п. 5 ст. 105 Конституции РФ 1993 г.).

       Наконец, в-восьмых, к компетенции Совета Федерации относятся в определенном объеме и полномочия, касающиеся поправок Конституции и пересмотра Конституции  РФ. Здесь Совет Федерации имеет  одинаковые полномочия с Государственной Думой.

       Процедура деятельности Совета Федерации и  Государственной Думы по осуществлению  конституционных поправок и пересмотру Конституции определена в гл. 9 Конституции  РФ 12 декабря 1993 г. и в Федеральном  Законе от 4 марта 1998 г. «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ».

       Согласно  п. 1 ст. 103 Конституции РФ 1993 г., к ведению  Государственной Думы РФ относятся  следующие вопросы.

       Во-первых, Государственная Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. Однако это право Государственной Думы имеет ограничения: если Государственная Дума трижды отклонила кандидатуры на пост Председателя Правительства, предложенные Президентом, то Президент РФ распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

       Во-вторых, Государственная Дума решает вопрос о доверии (недоверии) Правительству  РФ. Есть две разновидности этого  полномочия:

 — Государственная  Дума может «выразить недоверие» Правительству РФ (п. 1 «б» ст. 103; п. 3 ст. 117 Конституции РФ 1993 г.);

 — Государственная Дума может рассматривать вопрос о доверии Правительству РФ (п. 1 «б» ст. 103; п. 4 ст. 117 Конституции РФ 1993 г.

       Общим для обеих этих процедур является то, что это формы парламентского контроля за деятельностью Правительства, формы парламентской оценки его деятельности.

       В обоих случаях указанные контрольно-оценочные  полномочия Государственной Думы имеют  ограниченный характер. Государственная  Дума не компетентна принимать окончательные  решения о судьбе Правительства, которому оно не доверяет. В ситуации, когда Государственная Дума выражает недоверие Правительству (либо отказывает ему в доверии) — окончательную судьбу Правительства, как и самой Государственной Думы данного созыва, решает Президент РФ. Президент при этом вправе принять одно из двух решений: либо отправить в отставку Правительство; либо распустить Государственную Думу и назначить новые выборы.

       В-третьих, продолжая перечень вопросов, отнесенных Конституцией РФ к ведению Государственной  Думы, укажем, что наряду с дачей  согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ и решением вопроса о доверии Правительству РФ важнейшим из полномочий Государственной Думы является назначение на должность Председателя Центрального Банка (п. 1 «в» ст. 103 Конституции РФ 1993 г.).

       В-четвертых, Государственная Дума осуществляет свою долю назначений в состав Счетной  Палаты — орган парламентского финансового  контроля РФ, формируемый Палатами Федерального Собрания на паритетной основе. Обратим внимание, что Государственная  Дума назначает на должность и освобождает от должности первое лицо — Председателя Счетной Палаты, а также половину состава ее аудиторов.

       В-пятых, к компетенции Государственной  Думы относится «назначение на должность  и освобождение от должности Уполномоченного  по правам человека это должностное лицо парламента, предназначение которого заключается в том, чтобы обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

       В-шестых, в ведении Государственной Думы находится объявление амнистии (п. 1 «е» ст. 103 Конституции РФ 1993 г.).

       В-седьмых, Государственной Думе принадлежит  инициатива возбуждения процедуры  конституционной ответственности  первого должностного лица государства: Государственная Дума компетентна выдвигать обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности (п. 1 «ж» ст. 103 Конституции РФ 1993 г).

  1. Законодательный процесс

       Государственная Дума является основным законодательным  органом. Основной объем полномочий Государственной Думы — это законодательные полномочия. Согласно формуле Конституции РФ 1993 г., именно Государственная Дума «принимает» федеральные законы (п. 1 ст. 105 Конституции РФ 1993 г.), между тем как Совет Федерации «одобряет» законы, принятые Государственной Думой. Статус Государственной Думы как основного законодателя обеспечивается следующими обстоятельствами.

       Во-первых, Государственная Дума, в отличие  от Совета Федерации, является постоянно  действующим законодательным органом государственной власти Российской Федерации (работает в режиме постоянных заседаний).

       Во-вторых, в Государственной Думе начинается законодательный процесс в Федеральном  Собрании: именно в эту Палату обращаются субъекты права законодательной  инициативы с предложениями о принятии тех или иных законов.

       В-третьих, качество Государственной Думы как  основного законодателя обнаруживается и в том, что Государственная  Дума может принимать законы вообще без участия Совета Федерации  — если Совет Федерации своевременно, а именно: в течение четырнадцати дней после передачи ему законопроекта, принятого Государственной Думой, не приступил к рассмотрению вопроса об одобрении (либо отклонении) этого законопроекта. В таком случае Государственная Дума направляет законопроект прямо Президенту для контрассигнации, т. е. подписи и обнародования. Таким образом, парламентский законодательный процесс не только начинается в Государственной Думе, но и может завершиться в Государственной Думе.

       Наиболее  важные стадии законодательного процесса в Государственной Думе урегулированы в Конституции РФ. Это две стадии: стадия законодательной инициативы и стадия голосования по законопроекту.

       В Конституции РФ 12 декабря 1993 г. завершающая  стадия законодательного процесса в  Государственной Думе регулируется применительно не только к обычным, но и конституционным федеральным законам. Как и в Совете Федерации, при голосовании за конституционный закон в Государственной Думе требуется более высокий процент поддержки со стороны депутатов в сравнении с обычным законом. Согласно п. 2 ст. 108 Федеральный конституционный закон считается принятым Государственной Думой, если он одобрен большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

       Законодательный процесс в Государственной Думе на названных двух, а также иных стадиях обстоятельно регулируется в Регламенте Государственной Думы.

       Впоследствии  принят новый Регламент Государственной  Думы, утвержденный постановлением Государственной  Думы от 22 января 1998 г. (действует с изменениями и дополнениями).

       Согласно  Регламенту, работа Государственной  Думы над законопроектами сосредоточена  главным образом в комитетах  Государственной Думы — органах  Палаты, которые образуются ею на началах  пропорционального представительства от депутатских объединений (партийных фракций) в Государственной Думе. Однако Регламент Государственной Думы предусматривает и такую форму законодательного процесса как законодательные чтения. Под законодательным чтением понимается рассмотрение законопроекта на общем, пленарном заседании Государственной Думы. 
 
 
 
 
 
 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Система управления страной, основанная на народном представительстве, получила название парламентаризма.

       Для парламентаризма характерна не только то, что в систему высших органов государства включён орган, избираемый населением, - парламент, но и то, что парламентаризм как особая система означает разделение законодательного и исполнительного труда. Суть этого разделения заключается в том, что депутаты, избранные населением, участвуют в принятии законов, но не в их исполнении, то есть принимают законы не «под себя», а в интересах народа.

       Парламент, помимо того что является органом  представительным и законодательным, выполняет также функции финансовые (утверждение бюджета страны - его исключительная прерогатива), функции контрольные, вплоть до отставки высших должностных лиц, и участвует в формировании иных органов власти. Его особенность состоит также в том, что это - государственный орган, представляющий собой арену борьбы партий и общественных мнений.

       Выработанное  государством и закреплённое в текстах конституций доктрина «свободного мандата» делает членов парламента представителями всей нации, а не только тех избирательных округов, в которых они избраны, и на этом основании запрещает избирателям давать какие-либо обязательные наказы депутатам и отзывать их досрочно. 
 
 
 
 
 

 СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Ворожейкина, Т.Е. Государство и общество в России: исчерпание государствоцентричной матрицы развития /Т.Е. Ворожейкина//ПОЛИС.-2002.-№4.-С.60-65 .
  2. Ершов, В.А. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие для студентов вузов / В.А.Ершов/. - М,: ГроссМедиа: РОСБУХ, 2009. - 144 с.
  3. Кудинов. Конституционное право зарубежных стран: Курс лекций. - 3-е изд., стер /О.А. Кудинов/. - М.: "Ось-89", 2009. - 208 с.
  4. Казанцев, А.А. Тирания, диктатура: когнитивная схема и историческая судьба политических понятий/ А.А. Казанцев// ПОЛИС.- 2001.- № 5.- С. 116-122.
  5. Лучин, В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М: ЮНИТИ. 2002.
  6. Мишин, А.А.. Конституционное право зарубежных стран: Учебник / 6-е изд. перераб. и дополн / А.А.Мишин//. - М.: Белые альвы, 1999. - 456 с.
  7. Смоленский, М.Б. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: 100 экзаменационных ответов. Пособие для подготовки к экзаменам / М.Б. Смоленский, Л.Ю. Колюшкина// Издание 5-е, испр. и доп. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2008. - 224 с.
  8. Фортескью, С. Правит ли Россией олигархия?/ С. Фортескью// ПОЛИС.- 2002.- № 5.- С. 64-73. Шевцова, Л. Логика выборного самодержавия: Политический режим в России. Б. Ельцин., В. Путин./ Л. Шевцова // Свободная мысль. – 2001. - №4. –С.26-34.

Информация о работе История развития парламента