Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:08, контрольная работа
Основная цель написания данной контрольной работы - раскрыть понятие «Парламент и парламентаризм». Задачами моей работы являются:
рассмотреть и изложить понятие и структуру парламента;
изложить основные полномочия парламента;
раскрыть полномочия работы парламента;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Понятие и структура парламента…………………………………...4
Органы в парламентах……………………………………………….5
Полномочия парламента…………………………………………….6
Работа парламента…………………………………………………...8
Признаки и принципы парламента Российской Федерации……..10
Внутренняя структура парламента Российской Федерации……..12
Понятие парламента и его палат в Российской Федерации……...13
Законодательный процесс…………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ………………………23
ВВЕДЕНИЕ
Общенациональное представительное учреждение демократического общества - парламент - имеет многовековую историю. Органы народного либо сословного представительства существовали ещё в античную эпоху, например, римский сенат. Первым прототипом парламента в понимании, близком современнику, стал английский парламент, учреждённый в XIII веке Великой хартией вольностей и ограничивший власть короля.
Однако парламент демократического государства качественно отличается от сословных представительных учреждений эпохи феодализма. Поэтому и сама его история начинается с эпохи буржуазных революций. Согласно теории разделения властей, которая в той или иной степени нашла своё отражение в конституционализме любой демократической страны, парламент как носитель верховной законодательной власти занимает привилегированное положение в системе высших органов государственной власти.
Основная цель написания данной контрольной работы - раскрыть понятие «Парламент и парламентаризм». Задачами моей работы являются:
В
контрольной работе изложены теоретические
вопросы, касающиеся политической системы
общества, а в частности высшего законодательного
и представительного органа «Парламент»,
как основа демократического строя.
1. Понятие и структура парламента
Парламент в общем виде можно определить как высший законодательный и представительный орган государства, формируемый в результате всеобщих выборов и осуществляющий свою деятельность на коллегиальной основе.
Термин «Парламент» является родовым и используется наукой конституционного права для обозначения публичных институтов, обеспечивающих законодательный процесс. Наименование соответствующего органа в том или ином государстве имеет под собой определённые исторические основания и обусловлено национальным правовыми, политическими, культурными и лингвистическими традициями. Вариантов наименования парламента достаточно много: в США это Конгресс, в Дании - Фолькетинг, в Швеции - Риксдаг, в Испании - Генеральные Кортесы, в Израиле - Кнессет, в Польше, Литве и Латвии - Сейм, в Украине - Верховная Рада и т.д.
Структура парламентов в современном мире бывает однопалатной и двухпалатной. Редко встречаются трехпалатные парламенты. Значительное число существующих в настоящее время парламентов являются двухпалатными (бикамеральными). Двухпалатными являются Конгресс США, Национальное Собрание Франции, Генеральные Кортесы Испании, парламенты Великобритании, Италии, Германии, Японии и ряда других государств, включая Россию.
В континентальной Европе многие страны имеют однопалатные парламенты (Болгария, Венгрия, Дания, Швеция, Финляндия и др.). Нижние палаты и однопалатные парламенты именуются как Национальное собрание (Франция, Вьетнам), Национальный совет (Австрия, Швейцария), Палата депутатов (Италия, Бразилия, Чехия), Палата представителей (Бельгия, США, Япония).
Верхние палаты называются сенат, но нередко имеют и другие наименования, например: Федеральный совет (Австрия), бундесрат (Германия), Совет штатов (Индия).
Однопалатные парламенты и нижние палаты формируются, как правило, путём их избрания на всеобщих прямых выборах. Срок их полномочий от 2 до 7 лет.
Верхние палаты в разных странах формируются различными путями. При этом срок полномочий верхних палат в большинстве стран бывает больший, чем у палат нижних. В некоторых странах используются смешанные системы, включающие в себя элементы выборности и назначения (Бельгия, Ирландия).
2. Органы в парламентах
Организация палат в парламентах имеет во многих странах общие черты, однако ведущая роль принадлежит руководящему органу. В двухпалатных парламентах палаты формируют свой руководящий орган, который включает в себя председателя (спикера), вице-председателей, секретарей либо коллегиальный орган. По-разному производится замещение председателя Верхней палаты. В ряде стран он избирается палатой (Италия, Франция, Япония). В других странах этот пост замещается по должности или по назначению. Председателем сената США становится по должности вице-президент США, в Великобритании в палате лордов председательствует лорд-канцлер. Он не избирается палатой, а назначается королевой по предложению премьер-министра.
В
парламентах создаются
В парламентах и палатах создаются и другие органы: счетные палаты, ревизоры, контролёры, уполномоченные по правам человека, специальные парламентские представительства, советы старейшин и т.д.
3. Полномочия парламента
Полномочия парламентов закрепляются в конституциях. Различают три вида парламентов: с неограниченными полномочиями, с ограниченными полномочиями и консультативные.
Парламенты с неограниченными полномочиями существуют в большинстве стран англосаксонского права. Они могут принять решение по любому вопросу, то есть конкретный перечень его полномочий не закрепляется в Конституции (Великобритания).
Парламенты с ограниченными полномочиями, которые подразделяются на абсолютно ограниченные, когда даётся точный исчерпывающий перечень полномочий парламента (Франция, Мадагаскар, Сенегал и др.), и относительно ограниченные, когда полномочия центральной власти ограничены правами субъектов федерации (в федеративных государствах) либо правами других территориальных образований (в унитарных государствах).
Консультативные парламенты существуют в ряде мусульманских стран. Они иногда принимают законы с одобрения монарха. Однако они не называются законами, так как считается, что все важнейшие отношения, возникшие в связи с предметом закона, уже урегулированы в священных книгах - Коране и Сунне.
По
предметам ведения полномочия парламентов
подразделяются на несколько крупных
групп или направлений
Законодательные полномочия являются основными в деятельности парламентов, которые в большинстве зарубежных стран определяются как органы законодательной власти. В конституциях этих стран говорится, что законодательную власть осуществляют парламент и глава государства (президент - в республиках, например, Греция; король - в монархиях, например, Бельгия). Принятие законов является основной законодательной функцией парламентов. А подписание и обнародование законов возлагается на главу государства.
В финансовой сфере полномочия парламентов связаны принятием ежегодного государственного бюджета; утверждением отчёта правительства об исполнении бюджета; установлением налогов. В ряде стран к финансовым полномочиям относится также принятие решений о денежной эмиссии, о внутренних и внешних займах, о внебюджетных фондах и др. (например, США, Греция).
В сфере международных отношений важнейшими полномочиями парламентов являются: ратификация и денонсация международных договоров; участие в решении вопросов войны и мира; участие в межгосударственных объединениях; решение вопросов об использовании вооруженных сил за пределами страны.
Формирование
государственных органов
Особое значение имеют контрольные полномочия парламента в отношении исполнительной власти и других высших органов государства. Такие полномочия закрепляются непосредственно в ряде конституций либо вытекают из содержания конституционно-правовых норм. Такие формы контроля различны в президентских республиках, дуалистических монархиях, парламентских республиках и монархиях. Однако парламент всегда, являясь высшим органом народного представительства, обладает контрольными функциями. Контроль парламента может иметь политический характер (например, выражение недоверия правительству, министру) и юридический (деятельность созданных парламентом расследовательских комиссий).
4. Работа парламента
Правовое регулирование работы парламента и парламентских процедур устанавливается Конституцией, законами и регламентами парламента и его палат. Такие процедуры называются общими. Парламенты работают в сессионном порядке.
Сессия
- это период времени, когда парламент
может проводить пленарные
Пленарные заседания - это собрания, в которых с правом решающего голоса могут принимать участие все члены парламента и его палаты и на которых парламент принимает решения. Для принятия решений необходимо присутствие большинства членов палаты. Для принятия решений применяются различные процедуры голосования: порядок создания внутренних органов; порядок и сроки проведения заседаний по выборам президента; по формированию государственных органов; процедура внесения и рассмотрения депутатских запросов; время выступлений по вопросам повестки дня; порядок ратификации и денонсации международных договоров; обсуждение и принятие бюджета и др.
Более половину времени работы парламента занимает процесс законотворчества. Законодательный процесс - это урегулированный правовыми нормами порядок деятельности управомочных субъектов по созданию закона. Важнейшим из таких субъектов является парламент, поскольку именно он принимает законы. Законодательный процесс состоит из нескольких стадий: внесение законопроектов субъектами законодательной инициативы: обсуждение законопроекта в парламентских комиссиях и на пленарном заседании палат; принятие закона; подписание закона главой государства и опубликование. Правом законодательной инициативы обладают: глава государства; палаты парламента и их постоянные комиссии; группы депутатов обычно значительной численности, а в некоторых странах бывает достаточно 10-20 депутатов; отдельные депутаты (в Египте и Польше - один депутат).