История развития парламента

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:08, контрольная работа

Описание работы

Основная цель написания данной контрольной работы - раскрыть понятие «Парламент и парламентаризм». Задачами моей работы являются:
рассмотреть и изложить понятие и структуру парламента;
изложить основные полномочия парламента;
раскрыть полномочия работы парламента;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Понятие и структура парламента…………………………………...4
Органы в парламентах……………………………………………….5
Полномочия парламента…………………………………………….6
Работа парламента…………………………………………………...8
Признаки и принципы парламента Российской Федерации……..10
Внутренняя структура парламента Российской Федерации……..12
Понятие парламента и его палат в Российской Федерации……...13
Законодательный процесс…………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Работа содержит 1 файл

Контрольная по политологии Фольк.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

Содержание: 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

  1. Понятие и структура парламента…………………………………...4
  2. Органы в парламентах……………………………………………….5
  3. Полномочия парламента…………………………………………….6
  4. Работа парламента…………………………………………………...8
  5. Признаки и принципы парламента Российской Федерации……..10
    1. Внутренняя структура парламента Российской Федерации……..12
    1. Понятие парламента и его палат в Российской Федерации……...13
    2. Законодательный процесс…………………………………………..19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….22

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 ВВЕДЕНИЕ 

       Общенациональное  представительное учреждение демократического общества - парламент - имеет многовековую историю. Органы народного либо сословного представительства существовали ещё  в античную эпоху, например, римский сенат. Первым прототипом парламента в понимании, близком современнику, стал английский парламент, учреждённый в XIII веке Великой хартией вольностей и ограничивший власть короля.

       Однако  парламент демократического государства  качественно отличается от сословных представительных учреждений эпохи феодализма. Поэтому и сама его история начинается с эпохи буржуазных революций.  Согласно теории разделения властей, которая в той или иной степени нашла своё отражение в конституционализме любой демократической страны, парламент как носитель верховной законодательной власти занимает привилегированное положение в системе высших органов государственной власти.

      Основная  цель написания данной контрольной работы - раскрыть понятие «Парламент и парламентаризм». Задачами моей работы являются:

  • рассмотреть и изложить понятие и структуру парламента;
  • изложить основные полномочия парламента;
  • раскрыть полномочия работы парламента;
  • четко сформулировать признаки и принципы парламента Российской Федерации;
  • изложить теоретически построение внутренней структуры парламента Российской Федерации;
  • изложить работу законодательного процесса в Российской Федерации.

       В контрольной работе изложены теоретические вопросы, касающиеся политической системы общества, а в частности высшего законодательного и представительного органа «Парламент», как основа демократического строя. 

1. Понятие и структура  парламента

       Парламент в общем виде можно определить как высший законодательный и  представительный орган государства, формируемый в результате всеобщих выборов и осуществляющий свою деятельность на коллегиальной основе.

       Термин  «Парламент» является родовым и используется наукой конституционного права для обозначения публичных институтов, обеспечивающих законодательный процесс. Наименование соответствующего органа в том или ином государстве имеет под собой определённые исторические основания и обусловлено национальным правовыми, политическими, культурными и лингвистическими традициями.  Вариантов наименования парламента достаточно много: в США это Конгресс, в Дании - Фолькетинг, в Швеции - Риксдаг, в Испании - Генеральные Кортесы, в Израиле - Кнессет, в Польше, Литве и Латвии - Сейм, в Украине - Верховная Рада и т.д.

       Структура парламентов в современном мире бывает однопалатной и двухпалатной. Редко встречаются трехпалатные парламенты. Значительное число существующих в настоящее время парламентов являются двухпалатными (бикамеральными). Двухпалатными являются Конгресс США, Национальное Собрание Франции, Генеральные Кортесы Испании, парламенты Великобритании, Италии, Германии, Японии и ряда других государств, включая Россию.

       В континентальной Европе многие страны имеют однопалатные парламенты (Болгария, Венгрия, Дания, Швеция, Финляндия и  др.). Нижние палаты и однопалатные парламенты именуются как Национальное собрание (Франция, Вьетнам), Национальный совет (Австрия, Швейцария), Палата депутатов (Италия, Бразилия, Чехия), Палата представителей (Бельгия, США, Япония).

       Верхние палаты называются сенат, но нередко  имеют и другие наименования, например: Федеральный совет (Австрия), бундесрат (Германия), Совет штатов (Индия).

       Однопалатные  парламенты и нижние палаты формируются, как правило, путём их избрания на всеобщих прямых выборах. Срок их полномочий от 2 до 7 лет.

       Верхние палаты в разных странах формируются различными путями. При этом срок полномочий верхних палат в большинстве стран бывает больший, чем у палат нижних. В некоторых странах используются смешанные системы, включающие в себя элементы выборности и назначения (Бельгия, Ирландия).

2. Органы в парламентах

       Организация палат в парламентах имеет  во многих странах общие черты, однако ведущая роль принадлежит руководящему органу. В двухпалатных парламентах  палаты формируют свой руководящий  орган, который включает в себя председателя (спикера), вице-председателей, секретарей либо коллегиальный орган. По-разному производится замещение председателя Верхней палаты. В ряде стран он избирается палатой (Италия, Франция, Япония). В других странах этот пост замещается по должности или по назначению. Председателем сената США становится по должности вице-президент США, в Великобритании в палате лордов председательствует лорд-канцлер. Он не избирается палатой, а назначается королевой по предложению премьер-министра.

       В парламентах создаются различные  вспомогательные органы, которые помогают его палатам в осуществлении их полномочий, например комитеты (комиссии). Такие комиссии бывают постоянными, создаваемые на весь срок полномочий палаты, и временными, как правило, для выполнения определённой задачи (это специальные, следственные, ревизионные и другие комиссии). В обязательном порядке создаются постоянные комиссии по бюджету и финансам, обороне, безопасности, иностранным делам, по законодательству, а также мандатные, процедурно-регламентные и др.  Основная задача таких комиссий - предварительное рассмотрение законопроектов, проектов решений по другим конкретным вопросам. Задачей временных комиссий является подготовка и предварительное рассмотрение законопроектов в соответствии с отраслевой направленностью.

       В парламентах и палатах создаются и другие органы: счетные палаты, ревизоры, контролёры, уполномоченные по правам человека, специальные парламентские представительства, советы старейшин и т.д.

3. Полномочия парламента

       Полномочия  парламентов закрепляются в конституциях. Различают три вида парламентов: с неограниченными полномочиями, с ограниченными полномочиями и консультативные.

       Парламенты  с неограниченными полномочиями существуют в большинстве стран  англосаксонского права. Они могут  принять решение по любому вопросу, то есть конкретный перечень его полномочий не закрепляется в Конституции (Великобритания).

       Парламенты  с ограниченными полномочиями, которые  подразделяются на абсолютно ограниченные, когда даётся точный исчерпывающий  перечень полномочий парламента (Франция, Мадагаскар, Сенегал и др.), и относительно ограниченные, когда полномочия центральной власти ограничены правами субъектов федерации (в федеративных государствах) либо правами других территориальных образований (в унитарных государствах).

       Консультативные парламенты существуют в ряде мусульманских стран. Они иногда принимают законы с одобрения монарха. Однако они не называются законами, так как считается, что все важнейшие отношения, возникшие в связи с предметом закона, уже урегулированы в священных книгах - Коране и Сунне.

       По  предметам ведения полномочия парламентов  подразделяются на несколько крупных  групп или направлений деятельности: законодательные, бюджетные, финансовые, контрольные, судебные, по формированию органов государственной власти, внешней политики.

       Законодательные полномочия являются основными в  деятельности парламентов, которые  в большинстве зарубежных стран  определяются как органы законодательной  власти. В конституциях этих стран  говорится, что законодательную  власть осуществляют парламент и глава государства (президент - в республиках, например, Греция; король - в монархиях, например, Бельгия). Принятие законов является основной законодательной функцией парламентов. А подписание и обнародование законов возлагается на главу государства.

       В финансовой сфере полномочия парламентов  связаны принятием ежегодного государственного бюджета; утверждением отчёта правительства  об исполнении бюджета; установлением  налогов. В ряде стран к финансовым полномочиям относится также  принятие решений о денежной эмиссии, о внутренних и внешних займах, о внебюджетных фондах и др. (например, США, Греция).

       В сфере международных отношений  важнейшими полномочиями парламентов  являются: ратификация и денонсация международных договоров; участие  в решении вопросов войны и мира; участие в межгосударственных объединениях; решение вопросов об использовании вооруженных сил за пределами страны.

       Формирование  государственных органов связано  с осуществлением следующих полномочий парламента:

  • избранием парламентом или его участием в избрании президента в парламентских республиках (Германия, Греция и др.);
  • участием в формировании правительства (Испания, Португалия, Франция);
  • участием в формировании судебной власти. В ФРГ члены Федерального конституционного суда Германии избираются двумя палатами парламента, то есть Бундестагом и Бундесратом поровну. Президент США назначает судей Верховного суда по совету и с согласия сената.
  • засвидетельствовать вступление в должность президента;
  • давать оценку программе правительства;
  • принимать резолюции доверия и порицания правительства;
  • высказываться по вопросу роспуска органов власти автономных областей.

       Особое  значение имеют контрольные полномочия парламента в отношении исполнительной власти и других высших органов государства. Такие полномочия закрепляются непосредственно в ряде конституций либо вытекают из содержания конституционно-правовых норм. Такие формы контроля различны в президентских республиках, дуалистических монархиях, парламентских республиках и монархиях. Однако парламент всегда, являясь высшим органом народного представительства, обладает контрольными функциями. Контроль парламента может иметь политический характер (например, выражение недоверия правительству, министру) и юридический (деятельность созданных парламентом расследовательских комиссий).

4. Работа парламента

       Правовое  регулирование работы парламента и  парламентских процедур устанавливается  Конституцией, законами и регламентами парламента и его палат. Такие  процедуры называются общими. Парламенты работают в сессионном порядке.

       Сессия - это период времени, когда парламент  может проводить пленарные заседания  и принимать основные решения. Как  правило, ежегодно проводятся две очередные  сессии (весенние и осенние). В период сессии проводятся пленарные заседания  парламента и его палат, а также заседания парламентских комитетов и парламентские слушания.

       Пленарные заседания - это собрания, в которых  с правом решающего голоса могут  принимать участие все члены  парламента и его палаты и на которых  парламент принимает решения. Для принятия решений необходимо присутствие большинства членов палаты. Для принятия решений применяются различные процедуры голосования: порядок создания внутренних органов; порядок и сроки проведения заседаний по выборам президента; по формированию государственных органов; процедура внесения и рассмотрения депутатских запросов; время выступлений по вопросам повестки дня; порядок ратификации и денонсации международных договоров; обсуждение и принятие бюджета и др.

       Более половину времени работы парламента занимает процесс законотворчества. Законодательный процесс - это урегулированный правовыми нормами порядок деятельности управомочных субъектов по созданию закона. Важнейшим из таких субъектов является парламент, поскольку именно он принимает законы. Законодательный процесс состоит из нескольких стадий: внесение законопроектов субъектами законодательной инициативы: обсуждение законопроекта в парламентских комиссиях и на пленарном заседании палат; принятие закона; подписание закона главой государства и опубликование. Правом законодательной инициативы обладают: глава государства; палаты парламента и их постоянные комиссии; группы депутатов обычно значительной численности, а в некоторых странах бывает достаточно 10-20 депутатов; отдельные депутаты (в Египте и Польше - один депутат).

Информация о работе История развития парламента