История развития парламента

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 19:08, контрольная работа

Описание работы

Основная цель написания данной контрольной работы - раскрыть понятие «Парламент и парламентаризм». Задачами моей работы являются:
рассмотреть и изложить понятие и структуру парламента;
изложить основные полномочия парламента;
раскрыть полномочия работы парламента;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
Понятие и структура парламента…………………………………...4
Органы в парламентах……………………………………………….5
Полномочия парламента…………………………………………….6
Работа парламента…………………………………………………...8
Признаки и принципы парламента Российской Федерации……..10
Внутренняя структура парламента Российской Федерации……..12
Понятие парламента и его палат в Российской Федерации……...13
Законодательный процесс…………………………………………..19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………

Работа содержит 1 файл

Контрольная по политологии Фольк.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

       Обсуждение  законопроекта - это самая объёмная стадия законодательного процесса. Она  включает работу над проектом как  на пленарных заседаниях палат, часто  называемую чтением законопроекта, так и его обсуждение в парламентских  комиссиях (комитетах). Обе эти формы обсуждения чередуются между собой.

       Принятие  закона осуществляется путём голосования. Закон считается принятым, если за него проголосовало установленное  простое или абсолютное либо квалифицированное  большинство членов палаты. Если парламент двухпалатный, следующим этапом в законодательном процессе является одобрение закона второй палатой.

       После принятия закона парламентом он направляется главе государства. Если глава государства  согласен с ним, то своё согласие выражает подписанием текста закона. Только после этого идёт распоряжение о его опубликовании и исполнении.

       У главы государства существует право  вето, которое практически не используется в парламентских республиках  и монархиях и активно применяется  в президентских и полупрезидентских республиках.

       Закон вступает в юридическую силу в  день официального опубликования или  спустя некоторое установленное  время после этого (в разных странах  от 1до 28 дней).

       Основным  актом, который принимается парламентом, является закон. 

 5. Признаки и принципы парламента Российской Федерации

       Федеральное Собрание РФ, в отличие от высших представительных органов государственной  власти РСФСР и СССР является учреждением  парламентского типа. В Конституции  РФ 1993 г. впервые прямо закреплено, что Федеральное Собрание — это парламент Российской Федерации.

       Федеральное Собрание, в отличие от Верховных  Советов и Съездов Советов  не наделяется статусом «высшего», либо «верховного» органа государственной  власти. Оно не обладает монополией в осуществлении верховной государственной власти, не располагает всей полнотой высшей государственной власти.

       Двухпалатность  Федерального Собрания РФ является фактической. Палатами Федерального Собрания являются Совет Федерации и Государственная  Дума. Каждая из Палат имеет только своего Председателя Палаты, его заместителей, комиссии и комитеты Палаты. В отличие от палат бывшего Верховного Совета, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания России не имеют общих руководящих (координирующих, вспомогательных) административных органов, не имеют общих должностных лиц. Исключение составляют лишь два «совместных» органа Палат. Имеется ввиду, что обе палаты двусторонними усилиями вправе создавать такой орган временного характера, как согласительную комиссию для разрешения противоречий в законодательном процесса (п. 4 ст. 105 Конституции РФ 1993 г.); кроме того, Палаты Федерального Собрания на паритетной основе формируют Счетную палату — орган парламентского финансового контроля (п. 1 «и» ст. 102; п. 1 «г» ст. 103 Конституции РФ 1993 г.).

       Совет Федерации и Государственная  Дума различным образом формируются. Палаты Федерального Собрания могут собираться на совместные заседания только в трех случаях: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств (п. 3 ст. 100).

       Палаты  Федерального Собрания РФ разграничиваются также по их компетенции. Круг вопросов, решаемых Советом Федерации, не совпадает  с вопросами ведения Государственной  Думы. Перечни полномочий Совета Федерации и Государственной Думы изложены в разных статьях Конституции РФ (ст. ст. 102, 103 Конституции РФ).

       Государственная Дума является основным законодательным  органом РФ. Роль же Совета Федерации  в законодательном процессе в  том, что он «одобряет» либо «не одобряет» законы, принятые Государственной Думой. Что же касается «специализации» в осуществлении иных парламентских полномочий, то она выглядит следующим образом.

       Для статуса Государственной Думы характерна большая ориентации его полномочий на процедуры назначений важнейших должностных лиц исполнительной и контрольной власти, от которых зависит решение финансовых и социально-экономических вопросов; на решение вопросов, связанных с оценкой деятельности Правительства. Условно можно даже сказать, что конституционный статус Государственной Думы является «проправительственным» в смысле определенного «сдерживания».

       Статус Совета Федерации в большей степени ориентирован на решение проблем, касающихся системы обеспечения безопасности и правопорядка, конституционной законности в РФ; на решение вопросов, касающихся федеративного устройства. Совет Федерации в большей мере смоделирован как «пропрезидентское» учреждение — но ни в коем случае не в смысле его подчиненности Президенту РФ. Напротив, Совет Федерации осуществляет «сдержки» президентской власти — в этом одна из его специализаций.5

       Федеральное собрание, в отличие от Верховных  Советов советского периода —  это коллегия профессиональных политиков, средоточие политической элиты страны. Члены Федерального Собрания не совмещают свою деятельность с иными производственными функциями, а занимаются только депутатской, законотворческой работой. В том числе это характерно не только для Государственной Думы, но и Совета Федерации, после принятия Закона о новом механизме формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ (от 5 августа 2000г.) В действующей Конституции и законодательстве закрепляется принцип несовместимости мандата с иными видами оплачиваемой деятельности — за исключением научной, педагогической и иными видами творческой деятельности. Таким образом, будучи избранным в состав Федерального Собрания, депутат обязан прекратить служебные (трудовые) правоотношения по месту прежней работы (службы) — с гарантией сохранения трудовых прав.

  1. Внутренняя структура парламента Российской Федерации

      Двухпалатная  структура парламента России объясняется  ее федеральным характером и необходимостью представительства на уровне федеральной законодательной власти как интересов населения Российской Федерации в целом (Государственная Дума), так и интересов субъектов федерации (Совет Федерации). 

      Палаты  работают раздельно; по Конституции  они могут собираться совместно  лишь для заслушивания посланий Президента, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей  иностранных государств. Палаты образуют совместно как постоянно действующий орган Счетную палату для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета, а также могут создавать согласительные комиссии для преодоления возникших между палатами разногласий. Каждая палата самостоятельно устанавливает порядок своей работы, для чего принимает свой регламент, а также формирует свои внутренние рабочие и вспомогательные органы.

      Отношения палат Федерального Собрания друг с  другом происходят, прежде всего, в области законодательства, где каждая палата выполняет только ей свойственные функции, а также по линии проведения совместных заседаний и создания постоянных или временных совместных органов.

  1. Понятие парламента и его палат

            Палаты Федерального Собрания РФ работают в режиме раздельных заседаний. В Конституции РФ 12 декабря 1993 г. их компетенция определяется дифференцировано, в разных статьях Основного Закона (ст. ст. 102 — 103); полномочия Совета Федерации и Государственной Думы по их содержанию не совпадают. Специализация Палат Федерального Собрания заключается в следующем:

      1). Полномочия Совета Федерации  в большей их части направлены  на взаимодействие этой палаты  с Президентской властью (в  части ее формирования и функционирования) и Судебной ветви власти (в части ее формирования). Закрепляемые Конституцией РФ полномочия Совета Федерации можно сгруппировать в следующие восемь видов.

       Во-первых, к ведению Совета Федерации относятся  важнейшие полномочия, касающиеся территориальных  вопросов Российского федерализма: Совет Федерации утверждает изменения границ между субъектами РФ (п. 1 «а» ст. 102 Конституции РФ 1993 г.)

       Во-вторых, Совет Федерации обладает рядом  полномочий, связанных с подтверждением указов Президента РФ по вопросам обеспечения  безопасности и правопорядка и самостоятельными полномочиями в этой сфере:

  • утверждает указ Президента РФ о введении военного положения;
  • утверждает указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения;
  • решает вопросы о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации (пп. 1 «б» — 1 «г» ст. 102 Конституции РФ).

       В-третьих, Совет Федерации наделен рядом  полномочий, касающихся организации  выборов Президента и досрочного прекращения полномочий Президента:

 — назначает  выборы Президента РФ;

 — отрешает Президента РФ от должности (пп. 1 «д» , 1 «е» ст. 102 Конституции РФ 1993 г.).

       В-четвертых, Совет Федерации вправе также  полностью формировать составы  всех высших судов страны:

  • осуществляет назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ (п. 1 «ж» ст. 102 Конституции РФ 1993 г.).
  • В-пятых, к компетенции Совета Федерации РФ отнесен и такой важнейший вопрос как:
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора Российской Федерации (п. 1 «з» ст. 102 Конституции РФ 1993 г.).

       В-шестых, продолжая перечень конституционных  полномочий Совета Федерации, следует  выделить в этом перечне и такое, как:

 — осуществление  Советом Федерации своей доли назначений в состав совместного органа Палат Федерального Собрания, осуществляющего функцию парламентского финансового контроля — Счетную Палату; согласно Конституции РФ, Совет Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной Палаты и половину состава ее аудиторов (п. 1 «и» ст. 102 Конституции РФ 1993 г.).

       В-седьмых, Совет Федерации, как и полагается Палате Парламента, осуществляет наряду с Государственной Думой законодательные  полномочия. Выше уже указывалось, что  «специализация» Совета Федерации в законодательном процессе заключается в том, что он «одобряет» законы, принятые Государственной Думой; либо отклоняет их (применяет право «вето») (п. 4 ст. 105 Конституции РФ).

       Одобрение закона Советом Федерации осуществляется одним из двух способов:

  • либо в «активной форме» — то есть путем голосования в Совете Федерации, при котором члены Совета Федерации высказываются в поддержку Федерального Закона;
  • либо в «пассивной форме» — то есть если в установленный Конституцией РФ срок Совет Федерации не рассмотрит Федеральный Закон, принятый Государственной Думой, считается, что он как бы «молчаливо» одобрил закон (п. 4 ст. 105 Конституции РФ 1993 г.).

       При голосовании закона в Совете Федерации  требуется определенный кворум. Требования кворума закреплены Конституцией РФ; «федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой Палаты» (п. 4 ст. 105 Конституции РФ 1993 г.). Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 12 апреля 1995 г. «О толковании статей 103 (ч. 3); 105 (ч. 2, 5); 107 (ч. 3); 108 (ч. 2); 117 (ч. 3); 135 (ч. 2) Конституции РФ» дал разъяснение соответствующей конституционной норме. Конституционный Суд разъяснил, что понятие «общее число членов палаты» надо понимать как конституционно установленное число членов Совета Федерации — 178 человек, а не как число фактически избранных депутатов.

       Вместе  с тем, в Конституции РФ закреплены категории законов, которые могут  быть приняты Советом Федерации  только «активным» способом, т. е. категории законов, которые подлежат обязательному рассмотрению не только в Государственной Думе, но и в Совете Федерации. Так, в соответствии со ст. 106 Конституции РФ 12 декабря 1993 г.:

       «Обязательному  рассмотрению в Совете Федерации  подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

 а) федерального бюджета;

 б) федеральных  налогов и сборов;

 в) финансового, валютного, кредитного, таможенного  регулирования, денежной эмиссии;

 г) ратификации  и денонсации международных договоров  РФ;

 д) статуса  и защиты государственной границы  Российской Федерации;

 е) «Войны и мира».

       Обязательному рассмотрению в Совете Федерации  подлежат законы РФ, имеющие ранг «конституционных» (п. 2 ст. 108 Конституции РФ 12 декабря 1993 г.). Эта новая категория законов, которые впервые названы в Конституции РФ 12 декабря 1993 г. Конституционные законы регулируют наиболее важные общественные отношения и принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Они имеют более высокую юридическую силу в сравнении с обычным законом. При голосовании за конституционные законы в Совете Федерации требуется более высокий процент голосов. Федеральный конституционный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него подано не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации (ст. 108 Конституции РФ 1993 г.).

       Согласно  Конституции РФ Совет Федерации  вправе не только одобрить, но и отклонить  федеральный закон, принятый Государственной  Думой. В этом случае «палаты могут  создать согласительную комиссию для  преодоления возникших разногласий. После чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой (п. 4 ст. 105 Конституции РФ 1993 г.).

Информация о работе История развития парламента