История развития демократии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 16:48, реферат

Описание работы

Термин «демократия» состоит из двух греческих слов: demos — народ и kratem — властвование, следовательно, это «власть народа». Более развернутое определение «демократии» было сформулировано американским президентом А. Линкольном — government of the people, by the people, for the people . Здесь все три английских предлога выражают различные аспекты и существенные признаки демократии, а именно: демократия исходит «из» самого народа («of»), она осуществляется народом («by») и в интересах народа («for»).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие демократии……………………………………………………………4
2. История развития демократии…………………………………………………8
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы……

Работа содержит 1 файл

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ.docx

— 51.61 Кб (Скачать)

     Если  же говорить о демократии не как  о практике политической жизни, а  как об учении, то в ранние исторические периоды (от Древней Греции и до Французской  революции) «демократия» сводилась  к учению о формах государства. Для Геродота (у него это понятие встречается впервые), равно как и для Платона, Аристотеля, Цицерона, Сенеки и других классических авторов демократия означала не какой-то определенный облик общества, а особую форму организации государственной власти — ею обладают не одно лицо (как при монархии и ее вариациях, скажем, тирании) или группа людей (к примеру, при аристократии и ее разновидностях, вроде олигархии или плутократии), а все. Аристотель первым в своей типологии форм государства, наряду с количественным критерием деления («кто господствует?»), указывает также на критерии качественные («каковы способы господства?»), причем у него отношение к «демократии» («охлократии») скорее немилостивое, как к одной из форм вырождения государственной жизни.

     Переоценка  концепта демократии, а также отмеченное выше семантическое его расширение происходят в период Французской  революции. Демократия становится понятием, отражающим сперва определенное направление мысли, позднее же — обозначающим направление и содержание определенного социального движения, его политические и общественные цели. С этого времени демократия означает уже не только некую общественную структуру, альтернативно противостоящую монархии и аристократии, но становится одновременно и философско-историческим шифром в социологии власти, кодом как для целого ряда либерально-буржуазных требований автономии и соучастия в принятии решений, так и для идей и устремлений к социальному равенству.

     Современное конституционное государство началось с обуздания и разоружения  конфессиональных партий — участниц гражданских войн XVI – XVII вв., с установления суверенной государственности посредством  монополизации средств «узаконенного  физического насилия» (М. Вебер) и  сосредоточения их в руках государства. На этой первой стадии — установления внутреннего мира и формулирования проблемы суверенитета — и строится государство именно как государство. Это, однако, еще ничего не говорит  о качестве самой организации  власти. Государство становится конституционным  лишь на второй стадии, когда этот «Левиафан» (Гоббс) создает условия мира и выживания, осуществляет разделение властей и гарантирует неотчуждаемость основных прав и прав человека; и только на третьей стадии развития, с проведением в жизнь принципа суверенитета народа и с завоеванием всеобщего избирательного права оно становится демократическим конституционным государством, которое впоследствии (четвертая стадия) дополняется некоторыми компонентами государства социального, государства всеобщего благоденствия. 
 

     Характерные черты демократии

     Рассмотрим  характерные черты демократии:

     Общераспространенная  законность, которая основывается на подтверждении ее народом в форме  периодических выборов и в  том, что основную роль в принятии решений играют всенародно избранные  представители в законодательные  и исполнительные органы власти. «Суверенный» народ участвует в контроле за властью вместе с бюрократией.

     Конкурирующая политика. Главным при демократии является честная и всеобъемлющая  конкуренция (соревновательные выборы) и процесс представительства  с целью обеспечить трансляцию воли народа и ее последующее исполнение.

     Политические  партии. Они служат основным механизмом, облегчающим процесс формирования воли народа, его осмысленный выбор  и влияние на правительство. Политические партии играют ключевую роль в представительной демократии посредством формирования взаимосвязей между гражданами и  политической властью, сбалансирования  различных интересов; они берут  на себя ответственность за структуру  политической власти. В то же время  партии, ни в коем случае, не являются единственным звеном, связывающим граждан  с политическим процессом принятия решений. И пресса, и общественные организации, и различные сообщества увеличивают число вовлеченных в формирование общественного мнения.

     Гражданские, политические и социальные права.

     Для демократического развития необходимо соблюдение опpеделенныx норм и уважение гpажданскиx прав. Роберт Даль назвал следующие условия, необходимые для существования современной политической демократии:

     1. Контроль за решениями правительства  конституция возлагает на выбоpныx официальных лиц.

     2. Эти официальные лица периодически  избираются в xоде честно пpоводимыx выборов, исключающих по возможности всякое принуждение.

     3. Практически все взрослое население  имеет право выбирать официальных  лиц. 

     4. Практически все взрослое население  имеет право претендовать на  выборные должности.

     5. Граждане имеют право выражать  свое мнение, не опасаясь серьезного  преследования по политическим  мотивам.

     6. Граждане имеют право получать  информацию из альтернативных  источников. Альтернативные источники  информации находятся под защитой  закона.

     7. Граждане имеют право создавать  относительно независимые ассоциации  и организации, включая политические  партии и группировки по интересам. 

     Для большинства теоретиков эти семь условий исчерпывают всю сущность демократии, но иногда добавляют еще  два.

     8. Избранные народом официальные  лица должны иметь возможность  осуществлять свои конституционные  полномочия, не подвергаясь противодействию  (даже неформальному) со стороны  невыбоpныx официальных лиц. Демократия оказывается в опасности, если военные либо сотрудники государственных учреждений или пpедпpиятий имеют возможность действовать независимо от выбоpныx руководителей и тем более накладывать вето на решения наpодныx избранников.

     9. Государство должно быть суверенным  и действовать независимо от  политических систем более высокого  уровня.

     Также к этим условиям существования демократии можно отнести еще и такие  условия как:

     1. Передача власти должна осуществляться  без насилия на основе принципа  сменяемости.

     2. Необходимость правовой базы. Право  должно стоять над государством, и любое должностное лицо несет  равную ответственность перед  законом.

     3. Формирование гражданского общества. Оно строится на свободах и  правах человека, гарантируемых  и защищаемых государством. Оно  защищает человека от посягательств  государства.

     4. Политическая свобода - свобода  выбора. В данном случае необходимо  учитывать не только выдвижение  кандидатов на альтернативной  основе, но и активность избирателей  на выборах, ибо только в  том случае можно говорить  о демократической власти.

     5. Наличие плюрализма. Это означает, что не одна группа граждан  не выступает в качестве единственного  носителя каких - то ценностей  и идей, а общество представляет  собой совокупность различных  целей и интересов.

     6. Уровень экономического развития  страны. Для стабильной демократии  необходимо наличие некоего минимального  уровня благосостояния граждан.

 

     

Заключение 

     В современной ситуации вполне резонным является вопрос: зачем вообще нужна  демократия, и можно ли без нее  обойтись? В ответ на это в политической мысли и в политической науке  были сформулированы соответственно ценностное и рационально-утилитарное обоснования  демократии.

     С точки зрения ценностной теории, демократия является ценностью сама по себе, так  в ней воплощены общечеловеческие ценности: свобода, равенство и братство. Критики этого подхода выдвигают  следующие возражения:

     1) Во-первых, эти ценности разделяются  далеко не всеми национальными  культурами - есть среди них и  такие, которые выдвигают на  первый план не свободу, а  коллективизм, дисциплину и сильную  власть (например, культура большинства  мусульманских стран);

     2) Во-вторых, необходимо помнить, что  реальная демократия не гарантирует  полной свободы и тем более  равенства; 

     3) В-третьих – для основной массы  людей практические соображения  и материальные интересы были  и остаются важнее любых идеалов. 

     Утилитарный подход к обоснованию необходимости  демократии считает ее полезной обществу по следующим причинам:

     1) Демократия позволяет полноценно  выражать и гармонично сочетать  разнообразные социальные интересы;

     2) Именно она обеспечивает восприимчивость  общества к новым веяниям в  политической, экономической и культурной  сферах, способствует его ускоренному  развитию;

     3) Позволяет обществу свободно  выбирать устраивающих его политиков  и политический курс;

     Со  всем этим применительно к развитой современной демократии безусловно, можно согласиться, однако и утилитарный подход к пониманию демократии содержит в себе определенные недостатки:

     1) Для того, чтобы демократия работала, необходим заинтересованный в  ней разумный и ответственный  индивид, что не всегда бывает, так как люди по своей природе  несовершенны;

     2) Демократическое устройство не  всегда является эффективным  и отвечающим интересам общества, так как слабая и неустойчивая  демократия хуже воспринимается  обществом, чем сильный и устойчивый  авторитарный режим - именно он, как мы уже отмечали, зачастую  лучше обеспечивает стабильность  и гарантирует благосостояние  граждан. 

     Таким образом, реально полезна для  общества только эффективная, устойчивая и работающая демократия. А для  того, чтобы она была таковой, необходимо выполнение целого ряда условий. Общими же предпосылками эффективной демократии, по распространенному среди политологов мнению, являются следующие:

     1) Высокий уровень индустриального  и экономического развития страны  в целом - мировой опыт показывает, что демократия и слаборазвитость несовместимы;

     2) Вторая вытекающая из этого  предпосылка - наличие высокого  уровня благосостояния, т.к. резко  разделенное по имущественному  признаку общество будет не  стабильно демократичным, а конфликтным  и неустойчивым;

     Вполне  очевидна и обратная закономерность. Так, например, по результатам исследований международной организации «Фридом хауз», из 25 наиболее богатых стран мира демократическими не являются только Гонконг и Сингапур. Объясняется все достаточно просто: богатые страны - это стабильные страны, где есть возможность для перераспределения социальных благ в пользу ущемленных групп и сглаживания общественных противоречий.

     3) Высокий уровень урбанизации  (развития городов и городской  среды) - очевидно, что жители городов  больше тяготеют и лучше приспособлены  к демократии, нежели более консервативное  сельское население; 

     4) Развитие массовых коммуникаций - т.е. распространение в обществе  радио, газет и телевидения  - именно они информируют граждан  о политических событиях, делая  политику сравнительно открытой  и подконтрольной обществу;

     5) Рыночная экономика, основанная  на праве частной собственности  и свободной конкуренции. Общеизвестно: в мировой истории нет примера  демократических государств с  нерыночной (т.е. планово - государственной)  экономикой. Объяснение этого явления  достаточно очевидно: именно экономическая  конкуренция препятствует абсолютной  концентрации политической и  экономической власти в руках  узкой группы лиц, гарантирует  индивиду гражданские и политические  свободы. 

     6) Наличие многочисленного и влиятельного  среднего класса - т.е. экономически  самостоятельных (имеющих независимый  от государства источник дохода) и достаточно состоятельных людей,  обладающих определенным уровнем  дохода, образования и политической  культуры. Представители среднего  класса в гораздо большей степени,  чем богатейшие слои (олигархи) и  неимущие (люмпены) заинтересованы  в стабильной и устойчивой  демократии, т.к. именно она гарантирует  политическую стабильность, неприкосновенность  индивидуальной свободы и частной  собственности; 

Информация о работе История развития демократии