Источник монопольной власти

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 17:36, контрольная работа

Описание работы

Чистая монопсония – тоже редкое явление. Но на многих рынках действуют лишь несколько покупателей, которые могут приобрести товар за меньшую цену, чем они заплати бы в условиях свободной конкуренции. Такие покупатели обладают монопсонической властью . Обычно это происходит на рынках факторов производства. Например, три крупные автомобилестроительные компании в США, обладают монопсонической властью на рынках шин, аккумуляторов и других автомобильных деталей.

Работа содержит 1 файл

монополия.doc

— 91.00 Кб (Скачать)

2.Монопсольная  власть.

Монопсония в  чистом виде – редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Почему же на рынке несколько фирм сталкивается с кривой спроса, имеющей наклон вниз, и тем не менее будет производить продукции. Так, чтобы цена превышала предельные издержки?

Предположим ,например. Что четыре фирмы выпускают зубные щетки. В целом фирмы выпускают 20 000 зубных щеток в день (5 000 в день каждая) и продают их по цене 1,5 долл.за штуку. Заметим, что кривая спроса относительно не эластична. Это можно проверить:- при цене 1,5 долл. Эластичность спроса составит – 1,5.

Теперь предложим, что фирма А решает снизить  цену, чтобы увеличить спрос. Чтобы принять такое решение, ей необходимо знать, что произойдет с ее объемом реализации в результате изменения цены. Другими словами , ей нужно составить представление о новой кривой спроса , с которой она столкнется в качестве альтернативы рыночной кривой спроса. При цене 1,5 долл. За штук эластичность составит- 0,6.

Фирма может  предвидеть , что при увеличении цены с 1,5 до 1,6 долл. Сбыт снизится с 5 000 единиц., скажем до 3 000 единиц, так как потребители будут покупать больше зубных щеток других фирм. (Если бы все фирмы подняли цену до 1.6 долл., сбыт фирмы А снизился бы только до 4 5000). Но в целом ряду причин сбыт не упадет до нуля, как это было бы на совершенном конкурентном рынке. Во- первых зубные щетки фирмы А могут немного отличаться от товара конкурентов, и поэтому некоторые потребители заплатят за них несколько больше. Во – вторых, другие фирмы так же могут поднять цену на свою продукцию. Аналогичным способом фирма А может предвидеть, что, снижая цену с 1,5 до 1,4 долл., она продаст большее количество зубных щеток.( 7 000 вместо 5 000). Но рынком она полностью не завладеет . Ряд потребителей равно будут предпочитать зубные щетки конкурентов, а конкуренты также могут снизить свои цены.

Итак, кривая спроса фирмы А зависит от того, насколько ее продукция отличается от продукции конкурентов  и как будут конкурировать друг с другом четыре фирмы. По- видимому, фирма А сталкивается с кривой спроса, которая  более эластична, чем кривая рыночного спроса, но эластична не бесконечно, как кривая спроса фирмы на совершено конкурентном рынке.  

Сколько следует  выпускать продукции фирме А, если она располагает информацией  о формирование спроса на свою продукцию? Здесь примерно тоже правило: максимизирующий  прибыль  объем производства достигается тогда  когда предельный доход равен предельным издержкам. Объем производства составляет 5 000 единиц, а соответствующая цена равна 1,5 долл., что превышает  предельные издержки. Итак, хотя фирма А не является чистом монополистом, она обладает монопольной властью- она может назначить цену выше, чем предельные издержки, и получить дополнительную прибыль. Конечно же, ее монопольная власть меньше , чем если бы   она вытясняла конкурентов и монополизировала рынок, но все таки она весьма существенна.

 В связи с этим два вопроса. Во – первых, как мы можем измерить монопольную власть, что бы можно было сравнить одну форму с другой ? Во – вторых, каковы источники монопольной власти и почему у ряда фирм монопольная власть больше, чем у других?

2.1 Показатели монопольной власти.    

Вспомним важное различие между совершенной конкурентной формой и формой с монопольной  властью6 для конкурентной фирмой и  фирмой с монопольной властью  цена превышает предельные издержки. Следовательно, способом измерение  монопольной власти является величина , на которую цена, максимизирующая прибыль , превышает предельные издержки.

В частности  мы можем использовать коэффициент  превышение цены над предельными   издержками, который мы ввели ранее  как часть правила « Большого пальца» при ценообразовании.  Данный способ определения монопольной власти был предложен в 1934г. Экомистом  Абба Лернером и получил название показателя монопольной власти  Лернера:

L= ( Р- МС)/Р.

Численное значение коэффициента Лернера всегда находятся  между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы Р=МС и  L=0. Чем больше L , тем больше монопольная власть.

Данный коэффициент  монопольной власти может быть также  выражен в терминах эластичного  спроса, с которой сталкивается фирма . По уравнению (1) мы знаем, что 

L=( Р- МС)/Р= -1/ Еd(3)

Однако,. Еd теперь означает эластичность спроса фирмы, а не всего рыночного спроса. В примере с зубными щетками эластичность спроса фирмы А составляет – 0,6 , а степень монопольной власти равна 1/6= 0,167.

Заметим, что  значительная монопольная власть не гарантирует высокую прибыль. Прибыль зависит от отношения средних издержек к цене. Фирма А может обладать большой монопольной властью , чем фирма В, но получать меньшую прибыль , если у нее значительно выше средние издержки.

2.2 Правило « большого пальца»при ценообразовании..

В предыдущим разделе  мы видели, как взаимосвязь цены, предельных издержек и эластичности спроса может использоваться монополистом. как правило « большого пальца»  при ценообразование. С помощью  уравнения (2)можно рассчитать цену как простую накидку над предельными издержками:

Р= МС/(1+(1/ Еd))

Данное уравнение  представляет собой универсальное  правило ценообразования для  любой фирмы с монопольной  властью, если учитывать, что Еd является коэффициентом эластичности спроса для фирмы, а не рыночного спроса.

Труднее определить эластичность спроса для фирмы , чем  для рыка, потому что фирма должна принять в расчет реакцию своих  конкурентов на изменения цены. В  основном руководитель должен рассчитать процентное изменение в сбыте  продукции фирмы, которое, вероятно, произойдет от изменения фирмой цены на 1%. Этот расчет может основываться на математической модели или же на интуиции и опыте руководителя.

Рассчитав эластичность спроса для фирмы, руководитель может  определить соответствующую накидку. Если эластичность спроса для фирмы велика, данная накидка будет минимальной ( и мы можем сказать, что у фирмы не большая монопольная власть).Если эластичность спроса будет невелика ,  данная накидка будет не большой( фирма обладает значительной монопольной властью). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Источник  монопольной власти.

Почему некоторые  фирмы обладают большей монопольной  властью, а другие незначительной или  вовсе никакой? Монопольная власть заключается в способности устанавливать  цену выше предельных издержек и величина, на которую цена повышает предельные издержки, обратно пропорциональна эластичности спроса для фирмы. Уравнение (3) показывает , что тем меньше эластичен спрос для фирмы, тем больше монопольной властью обладает фирма. Конечной причиной монопольной власти является, следовательно, эластичность спроса для фирмы. Вопрос заключается в том, почему некоторые фирмы( например, ряд универсамов) сталкиваются с более эластичной кривой спроса, тогда как другие( например, производитель одежды с наклейкой фирменного дизайнера) – с менее эластичной кривой спроса.

Три фактора  определяют эластичность кривой спроса для рыночного спроса. Собственный  спрос фирмы будет по крайней  мере столь же эластичен, как и рыночный спрос, и поэтому эластичность рыночного спроса ограничивает потенциал монопольной власти. Второй фактор- число фирм на рынке. Если на нем много фирм, маловероятно, что одна из фирм будет способна существенно повлиять на цену .Третий фактор заключается во взаимодействие между фирмами .Даже если на рынке имеются лишь две или тир фирмы , ни одна из них не сможет увеличить цену во много раз, если соперничество между ними носит агрессивный характер, когда каждая фирма старается захватить львиную долю рынка. Рассмотрим каждый из этих трех факторов, определяющих монопольную власть.

3.1Эластичность  рыночного спроса.

Если имеется  только одна- единственная фирма( чистый монополист), ее кривая спроса совпадает  с кривой рыночного спроса. Тогда  степень монопольной власти фирмы  полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Однако чаще бывает, что несколько фирм конкурируют друг с другом. Тогда эластичность рыночного спроса устанавливает нижний предел для эластичности спроса каждой фирмы. Вспомним пример с производителями зубных щеток, Но независимо от того, как конкурируют фирмы , эластичность спроса для каждой из низ никогда не будет менее-1,5. Спрос на нефть весьма не эластичен, по крайней мере в краткосрочный период, вот почему ОПЕК смог поднять цену на нефть значительно выше предельных издержек на ее добычу в 70е годы- начале 80х годов. Спрос на такие товары, как кофе, какао, медь, олово, значительно эластичнее , и именно поэтому попытки производителей картелизировать эти рынки и поднять цены почти ни к чему не привели. В каждом случае эластичность рыночного спроса ограничивает потенциальную монопольную власть отдельных производителей.

3.2 Число фирм на  рынке.

Вторым определяющим фактором кривой спроса для фирмы  и, стало быть, ее монопольной власти являются количество фирм, действующих  на рынке. При прочих равных обстоятельствах монопольная власть каждой фирмы снижается по мере того, как растет число фирм на рынке Чем больше фирм конкурируют между собой , тем труднее каждой из них поднять цены и избежать потерь от уменьшения объема реализации.

Конечно, имеет значение не просто общее число фирм, а число так называемых « основных игроков » ( т. е. фирм имеющих существенную долю на рынке). Например, если только на две крупные фирмы приходится 90% объема реализации на рынке , а на оставшиеся 20 фирм -10% , у двух крупных фирм большая монопольная власть. Положение, когда только несколько фирм захватывает большую часть рынка, называется концентрацией рынка.

Иногда говорят ( и в этом есть доля правды),что  самый большой страх американского  бизнеса- страх перед конкуренцией. Мы можем уверенно предполагать , что. Когда на рынке действует всего несколько фирм, их руководители предпочтут ,чтобы в отрасль на рынок не проникли новые фирмы. Рост числа фирм может только сократить монопольную власть основных фирм в отросли. Важным аспектом конкурентной стратегии является создание препятствий проникновению в отросль новых фирм- условие, которое удерживает от вступление в дело новых конкурентов.

Иногда для  вступления в дело имеются естественные препятствия. К примеру. Одна фирма может иметь патент на технологию, необходимую для производства какого –то продукта. Это делает невозможным вступление на рынок других фирм, по меньшей мере до тех пор, пока не истечет срок действия патента. Другие законодательно установленные права действуют в том же направлении ,например копирайт( ( авторское право) может ограничить продажу книги, музыкального произведения, программного обеспечения для ЭВМ, в рамках деятельности отдельной компании, а необходимость обладания правительственной лецензией ограничивает доступ новых фирм на рынок телефонного обслуживания, телевизионных передач или внутренних грузовых перевозок. Наконец ,эффект масштаба может ограничить число фирм, вступающих на одном рынке. В ряде случаев положительный эффект будет наиболее эффективным решением проблемы. Такая ситуация называется естественной монополией.

3.3 Взаимодействия между  фирмами.

Конкурентная  стратегия фирмы. Является решающим фактором монопольной власти. Предположим, что на рынке действует четыре фирмы как они могут конкурировать друг с другом? Они могут, например, конкурировать очень агрессивно, сбывая цены друг другу, что бы захватить большую часть рынка свободной конкуренции. Это , вероятно, снизить цены почти до конкурентного уровня. Каждая фирма побоится поднять сою цену, опасаясь потерять свою долю в общем обьъеме реализации и, таким образом она будет обладать минимальной монопольной властью или не иметь ее вовсе. Однако фирмы могут и не конкурировать между собой и даже не вступать в сговор( в нарушение антитрестовского законодательства) в крайнем случаи они могут образовать картель и договориться об ограничение объема производства и подъеме цен. Наиболее вероятно, что , поднимая цены по сговору , а не в одиночку, фирмы получают большую прибыль и поэтому картель может получить значительную монопольную власть.

Таким образом, фирмы могут взаимодействовать  различными способами.  Здесь, мы просто хотим подчеркнуть, что  при прочих равных обстоятельствах монопольная  власть меньше, когда фирмы агрессивно конкурируют, и больше  когда они сотрудничают.

Монопольная власть фирмы часто меняются во времени, как и условия ее деятельности( рыночный спрос и издержки). Это  приводит к изменениям в поведении  самой фирмы и ее конкурентов.

Монопольная власть, следовательно, должна рассматриваться в динамики. Например, кривая рыночного спроса может быть не эластична на кратковременном отрезке( такая ситуация сложилась с нефтью, когда ОПЕК имела огромную монопольную власть краткосрочный период , но значительно меньшую на долговременном этапе) . Более того, реальная или потенциальная монопольная власть в краткосрочном периоде усиливает конкуренцию в отросли на долговременном этапе. Большая краткосрочная прибыль может соблазнить некоторые новые фирмы вступить в дело, сокрощая тем самым монопольную власть на долговременном этапе.       
 
 
 
 
 
 
 
 

.

. 

Выводы.

  1. Рыночная власть в общем виде заключается в способности продавцов или покупателей воздействовать на цену товара.
  2. Рыночная власть существует в двух формах. Когда продавцы назначают цену, которая выше предельных издержек , мы говорим, что они обладают монопольной властью , и мы определяем монопольную власть той величиной , на которую величина превышает предельные издержки. Когда покупатели могут получить цену , которая ниже их предельной издержки товара, мы говорим, что они обладают монопсонической властью, а ее размер определяем величиной, на которую предельная оценка превышает цену.
  3. Частично монопольная власть определяется количеством фирм, конкурирующих на фирме. Если на нем есть только одна фирма( чистая монополия) , монопольная власть зависит от эластичности рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса, тем большей монопольной властью фирма обладает. Когда на рынке действуют несколько фирм, монопольная власть зависит от также от того, как взаимодействуют фирмы. Чем более агрессивно они конкурируют ,тем меньшей монопольной властью обладает каждая из них.
  4. Частично властью монопсонии определяется количеством покупателей на рынке . Если там только один покупатель ( чистая монопсония), монопсоническая власть зависит от эластичности рыночного предложения. Чем менее эластичнее предложение , тем больше монопсонической власть обладает покупатель . Когда имеется несколько покупателей,  монопсонической власть зависит так же от того, насколько агрессивно конкурирует покупатель за предложение.
  5. Рыночная власть может накладывать издержки на общества. Как власть монополии, так и власть монопсонии могут быть причиной того, что производство может находится ниже конкурентного уровня и поэтому потребительский излишек и излишек производителя могут иметь полные чистые убытки.
  6. Иногда эффект масштаба делает желательным чистую монополию. Но для того чтобы максимизировать социальное благосостояние, правительству нужно устанавливать и регулировать цены.
  7. В целом мы полагаемся  на атитрестовское законодательство, чтобы помешать фирмам получить избыточную рыночную власть.

Информация о работе Источник монопольной власти